Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Работа №55902

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕКСТ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. ТЕКСТ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.2. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ 10
1.3. ТЕКСТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 14
1.3.1. ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ 20
1.3.2. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ 21
ВЫВОДЫ 25
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 26
2.1 .ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ... .26
2.2. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ 32
2.3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К
ЕГЭ 40
ВЫВОДЫ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51


Всем известно, что огромное внимание в школе уделяется формированию орфографических и пунктуационных навыков. Было время, когда именно это направление признавалось основным и оно могло занимать огромную часть учебного времени, которое отведено на изучение русского языка. Однако передовые учителя и ученые-методисты всегда выступали против такого понимания целей и задач обучения русскому языку, справедливо указывая на то, что в речи, письменной или устной, «все-таки главное — мысль и связность изложения, а не орфографический костюм или произношение...». И еще одна мысль в продолжение только что высказанного положения: «Уча правописанию, не следует забывать, что мы учим родному языку, умению думать и говорить на нем. Мало обогатить память у учащихся зрительными образами, а руку двигательными привычками. Нужно постараться развить его речь, ум и волю» (В.Г. Костомаров) [23].
Также можно говорить о том, что при изучении как грамматики, так и лексики текст используется в качестве дидактического материала: 1)чтобы ознакомить обучающихся с особенностями функционирования разных пластов лексики в разных типах речи; 2)чтобы обучить осознанному отбору слов, грамматических форм и конструкций для оформления связных высказываний в процессе коммуникации.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что публицистические тексты, являясь одним из источников информации о современной жизни и культуре страны изучаемого языка, могут быть использованы в качестве материалов для работы над развитием коммуникативных навыков и формирования языковой компетенции учеников на уроках русского языка. В связи с вышесказанным назрела потребность изучения всестороннего изучения публицистического текста как лингвометодического феномена.
Объект исследования - публицистический текст.
Предмет исследования - лингвистические и методические свойства современного публицистического текста.
Цели дипломной работы - выявление лингвометодического потенциала публицистического текста.
Задачи:
- изучить особенности публицистического текста;
- рассмотреть развитие публицистического стиля речи на современном этапе;
- исследовать особые случаи использования публицистического текста на уроках русского языка;
- изучить применение публицистических текстов при подготовке к
ЕГЭ.
Методы исследования: анализ литературы по лингвистике и методике преподавания, анализ учебно-методической литературы (действующих программ, учебников и методических пособий, публицистических текстов, КИМов), системный подход, позволяющий выявить взаимозависимость информационных и образовательных феноменов, метод сплошной выборки из газет.
Методологической базой послужили труды таких авторов, как М.Н. Володиной «СМИ как форма «общественного диалога» [5], Л.Г. Кайды «Позиция автор в публицистике: Стилистическая концепция»[16], Т.П. Плещенко , Н.В. Федотовой «Основы стилистики и культуры речи»[42], М.И. Стюфляевой «Образные ресурсы публицистики» [5], Е.С. Щелкуновой «Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование»[48], Н.Я. Кучеренко «Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах общеобразовательной школы» [28]и т.д.
русского языка, а так же являться источником информации для студентов, изучающих методику преподавания предмета.
Работа включает введение, две главы, выводы к главам, заключение и список использованной литературы.
Библиографический список состоит из источников материала, научной литературы и включает в себя 48 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Публицистический стиль речи, являясь функциональной разновидностью литературного языка, широко применяется в разных сферах общественной жизни.
Публицистический стиль имеет ряд характеристик, присущих исключительно ему, например, принципиальная неоднородность стилистических средств, сочетание специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, использование одновременно стандартных и экспрессивных средств языка, подбор и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики можно назвать использование наиболее приемлемых для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее часто используемых лексических и фразеологических единиц и метафорических употреблений слова.
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся ставится в основу методики преподавания русскому языку в современных школах.
Тексты публицистического стиля обладают большими воспитательными возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля.
Таким образом, предметом изучения должны стать публицистические тексты, на основе которых можно было бы совершенствовать интеллектуальные и личностные качества обучающихся, владеющих умениями и навыками создания авторских публицистических произведений разных жанров.
Если систематически использовать на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы публицистические тексты, то можно
развить у обучающихся такие качества речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что публицистический текст является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения изменений в языке: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает сильное влияние на развитие языковой нормы. Однако в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму, из этого следует, что еще со школы необходимо учить детей правильному построению текста, обучать нормам языка.
Таким образом, было выяснено, что методический потенциал публицистического текста огромен. При использовании текстов данного стиля на уроках русского языка можно добиться следующих целей:
- обучить навыкам правильного письма;
- способствовать развитию речи;
- влиять на формирование мировоззрения и мышления.
Итак, в исследовании было выяснено, что методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.
Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.
Главный результат выполнения учениками соответствующих упражнений - это способы действий, которыми овладевают школьники, т. е. умения самостоятельно осуществить:
- понимание замысла текста, максимально близкое авторской идее;
- объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;
- объяснение влияния грамматических средств выразительности на оформление текста и его содержание;
- сочинение собственных текстов (устных и письменных), адекватных заданной речевой ситуации.
Формировать речевую компетенцию школьника можно и должно на таком уроке, который дает образцы правильной и красивой речи (текст) и возможность пробовать силы в собственных речевых действиях (вопросы, ответы, рассуждения).



1. Антонова Л.Р. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблема развития речи в школе и вузе. - Новосибирск: НГУ, 2009.
2. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. М., 1972.
3. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.
4. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров.
М., 1978.
5. Володина М.Н. СМИ как форма «общественного диалога» // Язык современной публицистики: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 31-43.
6. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. - М., 2009.
7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
8. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984.
9. Горохов В.М. Критика и библиография в газете. - М., 1970.
10. Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. - М., 2008.
11. Гуревич С.М. Репортаж в газете. - М., 2009.
12. Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М., 2008.
13. Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 2009.
14. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М.,
1998.
15. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.
16. Кайда Л.Г. Позиция автор в публицистике: Стилистическая концепция // Язык современной публицистики: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 58-66.
18. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи - М., 1982.
19. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1983.
20. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - М., 1997.
21. Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. - М., 1998.
22. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 2009.
23. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе - М., 1971.
24. Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. - М., 1976.
25. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2000.
26. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003.
27. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. -М., 2006.
28. Кучеренко Н.Я. Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах общеобразовательной школы / Н.Я. Кучеренко // ИЯШ. - 2009. - № 2. - С. 18-23.
29. Ляпун С.В. Газетная публицистика в парадигме лингвистических исследований XXI в. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2. Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 1. - С. 109115.
30. Любимова Г.П. Основы анализа публицистического текста. - Н.
Новгород, 1997.
31. Магай И.П. Структура журналистских произведений // Проблемы теории печати. - M., 1975.
33. Майданова Л.М. Стилистические особенности публицистических жанров.- Свердловск, 1987.
34. Маслова Н.М. Путевые заметки как форма публицистики. - М., 1977.
35. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М., 2003.
36. Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка // Филологические этюды. - Ростов, 2007.
37. На подступах к риторике: Пос. для учащихся 8--11-х классов общеобразоват. учебных заведений / Авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина, 1996.
38. Пахнова Т.М. Русский язык. 9 кл.: сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы / Авт.-сост. - 7е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005
39. Особенности синтаксиса сочинений публицистического стиля // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы всероссийской научно-практической конференции (29-31 октября 2002 г.). - Казань: РИЦ «Школа», 2002.
40. Ошибки учащихся в построении текстов различных типов речи // Актуальные проблемы языка и литературы на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции (25 -- 27 сентября 2001 г.). -- Выпуск II. -Абакан: Абакан, гос. ун-т, 2007.
41. Писарук Г.В. Обучение учащихся класса связным высказываниям в жанрах публицистики: (публицистические раздумья, устные публицистические выступления). - Минск, 2009.
47. Третьякова И.В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук / И.В. Третьякова. - Саранск, 2005. - 266 с.
48. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование. - Воронеж: Родная речь,
2004. - 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ