Мониторинг финансового состояния предприятий-должников, анализ и прогнозирование неплатежеспособности и банкротства предприятий Республики Татарстан
|
Введение 4
Глава 1. Оценка последствий банковского кризиса в РТ для доходной части бюджетов и малого и среднего бизнеса, рост банкротств МСБ 7
Глава 2. Теоретический обзор 16
2.1 Понятие банкротства предприятий 16
2.2 Признаки банкротства предприятий. Оценка степени банкротства.
Факторы, влияющие на банкротство предприятий 19
2.3 Процедуры банкротства 24
2.4 Субъектный состав и полномочия органов и организаций, занимающихся
предупреждением банкротства и финансовым оздоровлением неплатежеспособных предприятий 31
2.4.1 Субъектный состав и полномочия органов и организаций,
занимающихся предупреждением банкротства и финансовым оздоровлением неплатежеспособных предприятий в РФ 31
2.4.2 Субъектный состав и полномочия органов и организаций,
занимающихся предупреждением банкротства и финансовым оздоровлением неплатежеспособных предприятий в РТ 36
2.5 Состояние и динамика процедур банкротства в РТ и РФ 40
Глава 3. Сервисы для мониторинга предприятий - должников 48
3.1. Обзор возможностей имеющихся информационных систем для анализа
финансового состояния организаций и предприятий 48
3.2. Сравнительный анализ информационных систем в части анализа
финансовой устойчивости и прогнозирования банкротства 53
3.3 Анализ официальных сайтов снабжающих организаций на предмет
наличия актуальной информации о предприятиях-должниках 56
3.4 Задание на разработку сервиса для анализа финансовой устойчивости и
прогнозирования банкротства предприятий РТ 61
3.4.1. Техническое задание на разработку интернет-сайта для анализа
финансового состояния предприятия 61
3.4.2. Sequence-диаграмма (диаграмма последовательности действий) 71
Глава 4. Доработанный на основе ТЗ продукт для анализа финансовой устойчивости и прогнозирования банкротства предприятий 72
4.1. Программа Excel 72
Формулы, использованные в данном разделе были взяты с интернет ресурсов. 72
4.1.1Анализ структуры активов и пассивов 72
4.1.2 Анализ финансовой устойчивости 74
4.1.3. Анализ ликвидности 83
4.1.4 Анализ деловой активности (оборачиваемости) 89
4.1.5 Анализ финансовых результатов деятельности 91
4.1.6 Оценка несостоятельности и прогноз банкротства 93
4.1.6.1 Модель Альтмана 93
4.1.6.2 Модель Тафлера-Тишоу 96
4.1.6.3 Модель Фулмера 97
4.1.6.4 Модель платежеспособности Спрингейта 99
4.1.6.5 Прогноз ИГЭА риска банкротства 99
Модели, добавленные самостоятельно: 100
4.1.6.6 Модель Бивера 100
4.1.6.7 Модель Лиса 101
4.1.6.8 Модель Зайцевой 102
4.1.6.9 Модель Конана и Г олдера 103
4.1.6.10 Модель Сайфуллина-Кадыкова 105
4.1.6.11 Методика Салова- Маслова 106
4.2. Онлайн сервис 107
4.2.1. Описание онлайн сервиса 107
4.2.2. Интерфейс онлайн сервиса 110
Заключение 120
Список литературы 123
Приложение 125
Листингпрограммногокода 145
Глава 1. Оценка последствий банковского кризиса в РТ для доходной части бюджетов и малого и среднего бизнеса, рост банкротств МСБ 7
Глава 2. Теоретический обзор 16
2.1 Понятие банкротства предприятий 16
2.2 Признаки банкротства предприятий. Оценка степени банкротства.
Факторы, влияющие на банкротство предприятий 19
2.3 Процедуры банкротства 24
2.4 Субъектный состав и полномочия органов и организаций, занимающихся
предупреждением банкротства и финансовым оздоровлением неплатежеспособных предприятий 31
2.4.1 Субъектный состав и полномочия органов и организаций,
занимающихся предупреждением банкротства и финансовым оздоровлением неплатежеспособных предприятий в РФ 31
2.4.2 Субъектный состав и полномочия органов и организаций,
занимающихся предупреждением банкротства и финансовым оздоровлением неплатежеспособных предприятий в РТ 36
2.5 Состояние и динамика процедур банкротства в РТ и РФ 40
Глава 3. Сервисы для мониторинга предприятий - должников 48
3.1. Обзор возможностей имеющихся информационных систем для анализа
финансового состояния организаций и предприятий 48
3.2. Сравнительный анализ информационных систем в части анализа
финансовой устойчивости и прогнозирования банкротства 53
3.3 Анализ официальных сайтов снабжающих организаций на предмет
наличия актуальной информации о предприятиях-должниках 56
3.4 Задание на разработку сервиса для анализа финансовой устойчивости и
прогнозирования банкротства предприятий РТ 61
3.4.1. Техническое задание на разработку интернет-сайта для анализа
финансового состояния предприятия 61
3.4.2. Sequence-диаграмма (диаграмма последовательности действий) 71
Глава 4. Доработанный на основе ТЗ продукт для анализа финансовой устойчивости и прогнозирования банкротства предприятий 72
4.1. Программа Excel 72
Формулы, использованные в данном разделе были взяты с интернет ресурсов. 72
4.1.1Анализ структуры активов и пассивов 72
4.1.2 Анализ финансовой устойчивости 74
4.1.3. Анализ ликвидности 83
4.1.4 Анализ деловой активности (оборачиваемости) 89
4.1.5 Анализ финансовых результатов деятельности 91
4.1.6 Оценка несостоятельности и прогноз банкротства 93
4.1.6.1 Модель Альтмана 93
4.1.6.2 Модель Тафлера-Тишоу 96
4.1.6.3 Модель Фулмера 97
4.1.6.4 Модель платежеспособности Спрингейта 99
4.1.6.5 Прогноз ИГЭА риска банкротства 99
Модели, добавленные самостоятельно: 100
4.1.6.6 Модель Бивера 100
4.1.6.7 Модель Лиса 101
4.1.6.8 Модель Зайцевой 102
4.1.6.9 Модель Конана и Г олдера 103
4.1.6.10 Модель Сайфуллина-Кадыкова 105
4.1.6.11 Методика Салова- Маслова 106
4.2. Онлайн сервис 107
4.2.1. Описание онлайн сервиса 107
4.2.2. Интерфейс онлайн сервиса 110
Заключение 120
Список литературы 123
Приложение 125
Листингпрограммногокода 145
Банкротство - неизбежный спутник рыночной экономики. Вступление российской экономики в рыночные отношения, заполнение отечественного рынка зарубежными товарами ставят в тяжелое финансовое и экономическое положение большинство российских организаций, что приводит к росту неплатежеспособности, а далее и к банкротству организаций.
По данным сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году поступило 67744 заявления о признании должников банкротами. Таким образом, в сравнении с данными 2015 года темп роста поступивших заявлений составляет 33,4%. При этом количество принятых к производству дел так же возросло - почти на 43% . Темп роста же завершенных производств по делам о банкротстве незначителен, 31788 за 2016 год к 30660 за 2015 год, что составляет не более 4%.
Статистика Арбитражного суда Республики Татарстан, как и статистика по стране, показывает значительное увеличение количества принятых к производству дел о банкротстве. Темп роста составляет 57,5%, при том, что число дел, завершенных конкурсным производством, понизилось на 39,5%. Дела, завершенные в связи с прекращением производства по делу, составляют больше половины от числа всех завершенных за год дел.
Вопрос о несостоятельности является одним из ключевых для экономики любой страны. Невозможно однозначно определить роль банкротства в экономике. Вероятность банкротства - мотивирует предпринимательские структуры к повышению эффективности работы, что привлекает экономические интересы, как кредиторов, так и государства, как регулятора рынка. Осуществление структурной перестройки экономики страны, ее приспособление к рыночному спросу населения, контроль состояния здоровья экономики,выполнение «санитарной» функции и предоставление условий для дальнейшего развития экономики - такими видятся задачи института банкротства. Таким образом, может показаться, что банкротство несёт в себе лишь созидательную силу. Но это не так. При условиях экономической нестабильности банкротство может приобретать неуправляемые масштабы. И тогда оно имеет разрушительные последствия для экономики, приводя в действия так называемый эффект домино, банкротство одних предприятий вызывает ухудшение финансового состояния многих других, а так же, что может показаться не очевидным, нередко причиняет вред жизни и здоровью граждан, как моральному, так и физическому.
Ярким примером тому может служить банкротство четырех татарстанских банков: Татфондбанк, Анкорбанк, Интехбанк, Татагропромбанк. Оценка последствий для малого и среднего бизнеса и потери бюджетов в связи с отзывом лицензий у вышеуказанных банков Республики Татарстана подробно представлена в Главе 1. Выводы по расчетам, приведенным в этой главе, свидетельствуют о том, что банкротство приводит государство и его граждан к большим материальным потерям, не говоря уже о моральных и физических утратах.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» завещал Гиппократ. Это высказывание можно отнести и к «заболеванию банкротством». Было бы гораздо проще и безболезненнее предотвратить банкротство, чем исправлять его последствия. Поэтому актуальной проблемой для государства является мониторинг финансового состояния предприятий и прогнозирование банкротства.
В РТ в 2016 году было принято положение о балансовых комиссиях в целях повышения эффективности работы по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных министерству по видам экономической деятельности. Цели и задачи комиссии представлены в параграфе 2.4.2. Начало деятельности балансовых комиссий говорит о развитии сферы мониторинга предприятий в Республике, о работе над проблемой предупреждения банкротства предприятий. Так как решение этого вопроса находится только в начале своего развития, специального инструмента для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия еще нет.
Совместно с сотрудниками отдела экономики предприятий ГБУ «ЦЭСИ РТ» для работы в целях отдела была доработана программа Excel, которая предполагает объединение в себе различных моделей прогнозирования банкротства, анализа ликвидности, финансовой устойчивости. Предполагается, что это программа и информационная система с соответствующим аналитическим аппаратом, функционирующая онлайн, могли бы стать тем самым специальным инструментом для анализа финансово-хозяйственной деятельности, использующимся балансовыми комиссиями.
По данным сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году поступило 67744 заявления о признании должников банкротами. Таким образом, в сравнении с данными 2015 года темп роста поступивших заявлений составляет 33,4%. При этом количество принятых к производству дел так же возросло - почти на 43% . Темп роста же завершенных производств по делам о банкротстве незначителен, 31788 за 2016 год к 30660 за 2015 год, что составляет не более 4%.
Статистика Арбитражного суда Республики Татарстан, как и статистика по стране, показывает значительное увеличение количества принятых к производству дел о банкротстве. Темп роста составляет 57,5%, при том, что число дел, завершенных конкурсным производством, понизилось на 39,5%. Дела, завершенные в связи с прекращением производства по делу, составляют больше половины от числа всех завершенных за год дел.
Вопрос о несостоятельности является одним из ключевых для экономики любой страны. Невозможно однозначно определить роль банкротства в экономике. Вероятность банкротства - мотивирует предпринимательские структуры к повышению эффективности работы, что привлекает экономические интересы, как кредиторов, так и государства, как регулятора рынка. Осуществление структурной перестройки экономики страны, ее приспособление к рыночному спросу населения, контроль состояния здоровья экономики,выполнение «санитарной» функции и предоставление условий для дальнейшего развития экономики - такими видятся задачи института банкротства. Таким образом, может показаться, что банкротство несёт в себе лишь созидательную силу. Но это не так. При условиях экономической нестабильности банкротство может приобретать неуправляемые масштабы. И тогда оно имеет разрушительные последствия для экономики, приводя в действия так называемый эффект домино, банкротство одних предприятий вызывает ухудшение финансового состояния многих других, а так же, что может показаться не очевидным, нередко причиняет вред жизни и здоровью граждан, как моральному, так и физическому.
Ярким примером тому может служить банкротство четырех татарстанских банков: Татфондбанк, Анкорбанк, Интехбанк, Татагропромбанк. Оценка последствий для малого и среднего бизнеса и потери бюджетов в связи с отзывом лицензий у вышеуказанных банков Республики Татарстана подробно представлена в Главе 1. Выводы по расчетам, приведенным в этой главе, свидетельствуют о том, что банкротство приводит государство и его граждан к большим материальным потерям, не говоря уже о моральных и физических утратах.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» завещал Гиппократ. Это высказывание можно отнести и к «заболеванию банкротством». Было бы гораздо проще и безболезненнее предотвратить банкротство, чем исправлять его последствия. Поэтому актуальной проблемой для государства является мониторинг финансового состояния предприятий и прогнозирование банкротства.
В РТ в 2016 году было принято положение о балансовых комиссиях в целях повышения эффективности работы по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных министерству по видам экономической деятельности. Цели и задачи комиссии представлены в параграфе 2.4.2. Начало деятельности балансовых комиссий говорит о развитии сферы мониторинга предприятий в Республике, о работе над проблемой предупреждения банкротства предприятий. Так как решение этого вопроса находится только в начале своего развития, специального инструмента для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия еще нет.
Совместно с сотрудниками отдела экономики предприятий ГБУ «ЦЭСИ РТ» для работы в целях отдела была доработана программа Excel, которая предполагает объединение в себе различных моделей прогнозирования банкротства, анализа ликвидности, финансовой устойчивости. Предполагается, что это программа и информационная система с соответствующим аналитическим аппаратом, функционирующая онлайн, могли бы стать тем самым специальным инструментом для анализа финансово-хозяйственной деятельности, использующимся балансовыми комиссиями.
В заключении хотелось бы подвести итоги, перечислив основные результаты проделанной работы:
1. Был изучен теоретический материал на тему банкротства и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ознакомление с нормативно-правовыми документами по тематике выпускной работы.
2. Был составлен обзор существующих информационных систем по проверке предприятий в части анализа неплатежеспособности, нестабильности и прогнозирования банкротства. На основе данного обзора было составлено письмо (№01/566) в Министерство экономики Республики Татарстан.
3. Был проведен сравнительный анализ этих систем, в ходе которого было установлено, что системы не обладают достаточным аналитических инструментарием для проведения глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
4. Была проведена предварительная оценка последствий банковского кризиса в Республике Татарстан для малого и среднего бизнеса, а также всех уровней бюджета, в ходе которого были подсчитаны потери всех уровней бюджетов, а также сделаны выводе о последующем значительном росте числа банкротств среди субъектов МСБ.
5. Был проведен анализ сайтов ресурсно-снабжающих организаций на предмет наличия актуальной информации о предприятиях и фирмах должниках. Было выяснено, что на большинстве сайтов не проводится регулярная публикация таких данных. Исключением является сайт пенсионного фонда, предоставляющий возможность скачивания документа, содержащего список должников и размеры задолженностей, что позволяет выявить неплатежеспособные организации.
6. В ходе проведения анализа сайтов было установлено, что можно использовать данные сайта арбитражного суда для предварительного определения организаций, находящихся в кризисных ситуациях, на основе роста количество дел, заведенных на них. Также на основе данных сайта арбитражного суда был проведен анализ изменения количество арбитражных дел по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, истцами в которых являются ресурсно-снабжающие организаций. В ходе был замечен рост дел у таких организаций, как «Газпром теплоэнерго Казань» и АО «Газпром межрегионгаз Казань», что свидетельствует о росте организаций-должников.
7. Был доработан с целью расширения функционала программный продукт, используемый в ГБУ «ЦЭСИ РТ при КМ РТ» для анализа финансово¬хозяйственной деятельности предприятий и прогнозирования банкротства.
8. Было составлено техническое задание на разработку интернет сайта, являющегося интернет версией доработанной программы.
9. В соответствии с техническим заданием был разработан сайт, позволяющий оперативно и в удаленном режиме проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В дальнейшем система планируется использоваться не только в работе отдела экономики предприятий ГБУ «ЦЭСИ РТ», но и может быть предложена в качестве рабочего инструмента балансовых комиссий РТ.
10. Предполагается последующее развитие системы, путем добавления функционала. Расширение возможностей будет доступно за счёт вступившего в силу федерального закона № 134 «О Внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (о выведении сведений из состава понятий «налоговая тайна»). По которому на сайте ФНС должны публиковаться данные по уплаченным налогам, суммам доходов и расходов по сведениям бухгалтерской отчетности, а также среднесписочная численность работников организаций. Предполагается осуществить автоматическую загрузку этих данных на сайт системы, с помощью современной технологии веб- скрейпинга, и последующий анализ задолженностей предприятия.
1. Был изучен теоретический материал на тему банкротства и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ознакомление с нормативно-правовыми документами по тематике выпускной работы.
2. Был составлен обзор существующих информационных систем по проверке предприятий в части анализа неплатежеспособности, нестабильности и прогнозирования банкротства. На основе данного обзора было составлено письмо (№01/566) в Министерство экономики Республики Татарстан.
3. Был проведен сравнительный анализ этих систем, в ходе которого было установлено, что системы не обладают достаточным аналитических инструментарием для проведения глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
4. Была проведена предварительная оценка последствий банковского кризиса в Республике Татарстан для малого и среднего бизнеса, а также всех уровней бюджета, в ходе которого были подсчитаны потери всех уровней бюджетов, а также сделаны выводе о последующем значительном росте числа банкротств среди субъектов МСБ.
5. Был проведен анализ сайтов ресурсно-снабжающих организаций на предмет наличия актуальной информации о предприятиях и фирмах должниках. Было выяснено, что на большинстве сайтов не проводится регулярная публикация таких данных. Исключением является сайт пенсионного фонда, предоставляющий возможность скачивания документа, содержащего список должников и размеры задолженностей, что позволяет выявить неплатежеспособные организации.
6. В ходе проведения анализа сайтов было установлено, что можно использовать данные сайта арбитражного суда для предварительного определения организаций, находящихся в кризисных ситуациях, на основе роста количество дел, заведенных на них. Также на основе данных сайта арбитражного суда был проведен анализ изменения количество арбитражных дел по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, истцами в которых являются ресурсно-снабжающие организаций. В ходе был замечен рост дел у таких организаций, как «Газпром теплоэнерго Казань» и АО «Газпром межрегионгаз Казань», что свидетельствует о росте организаций-должников.
7. Был доработан с целью расширения функционала программный продукт, используемый в ГБУ «ЦЭСИ РТ при КМ РТ» для анализа финансово¬хозяйственной деятельности предприятий и прогнозирования банкротства.
8. Было составлено техническое задание на разработку интернет сайта, являющегося интернет версией доработанной программы.
9. В соответствии с техническим заданием был разработан сайт, позволяющий оперативно и в удаленном режиме проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В дальнейшем система планируется использоваться не только в работе отдела экономики предприятий ГБУ «ЦЭСИ РТ», но и может быть предложена в качестве рабочего инструмента балансовых комиссий РТ.
10. Предполагается последующее развитие системы, путем добавления функционала. Расширение возможностей будет доступно за счёт вступившего в силу федерального закона № 134 «О Внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (о выведении сведений из состава понятий «налоговая тайна»). По которому на сайте ФНС должны публиковаться данные по уплаченным налогам, суммам доходов и расходов по сведениям бухгалтерской отчетности, а также среднесписочная численность работников организаций. Предполагается осуществить автоматическую загрузку этих данных на сайт системы, с помощью современной технологии веб- скрейпинга, и последующий анализ задолженностей предприятия.
Подобные работы
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Урегулирование налоговой задолженности
налоговыми органами
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие информационно-методической базы диагностики платежеспособности в условиях внешнего и внутреннего финансового анализа организации
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016



