Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Работа №55862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и правовые основы формирования неналоговых доходов
федерального бюджета 6
1.1. Экономическое содержание и роль неналоговых доходов федерального
бюджета Российской Федерации 6
1.2. Классификация неналоговых доходов федерального бюджета 12
1.3. Правовые основы формирования неналоговых доходов федерального бюджета в РФ 22
2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета 30
2.1. Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета 30
2.2. Администраторы неналоговых поступлений федерального бюджета 35
2.3. Анализ исполнения неналоговых доходов федерального бюджета 39
3. Перспективы роста неналоговых доходов федерального бюджета 46
3.1. Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов федерального бюджета 46
3.2. Пути увеличения неналоговых доходов федерального бюджета 50
Заключение 59
Список использованной литературы


Доходы государственных бюджетных фондов являются ключевым элементом финансовой системы государства, обусловливающим возможность материального обеспечения его функций. Правовая регламентация общественных отношений, складывающихся в процессе исполнения доходной части федерального бюджета в России, - одна из важнейших составляющих законотворческого процесса, которая, в свою очередь, должна основываться на научном осмыслении процессов жизнедеятельности общества. Однако, как показывает практика, правовое поле, в рамках которого осуществляется указанная государственная финансовая деятельность, обнаруживает множество изъянов, и среди наиболее значимых причин этого можно назвать недостаточность теоретического знания в данной области.
В современной России, в условиях текущей модернизации государственных финансов, все чаще возникают вопросы о разумной величине государственной нагрузки на экономические процессы в стране, обоснованности и эффективности государственных монополий, степени соответствия имущественных санкций принципу справедливости и другие вопросы государственной финансовой деятельности, одной из материальных составляющих которой являются неналоговые доходы государства. В связи с этим особенно важным представляется выявление правовой природы, сущности, значения и роли неналоговых доходов федерального бюджета в финансовой системе Российской Федерации.
Научно-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. Среди специалистов, которые исследуют вопросы межбюджетных отношений, можно назвать A.M. Балтину, В.А. Волохину,
О.А. Гришанову, Д.Ю. Завьялова, А.Г. Игудина, С.А. Карчевскую, А.С. Колесова,
А.Л. Кудрина, И.В. Курникову, A.M. Лаврова, В.Н. Лексина, В.Е. Леонтьева, СИ. Лушина, О.В. Макашину, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского, В.А. Слепова, В.Б. Христенко и др.
Исследованию развития неналоговых доходов посвятили свои труды Н.В. Екименкова, Е.А. Ермакова, И.Н. Квасов, СЕ. Ларина, В.В. Левина, Л.И. Пронина, Е.Г. Шаломенцева.
Данные обстоятельства предопределили актуальность выбранной темы и обусловили постановку цели и задач выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в развитии теоретических положений и механизма формирования неналоговых доходов федерального бюджета в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
- описать экономическое содержание и роль неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации;
- рассмотреть классификацию неналоговых доходов федерального бюджета;
- проанализировать правовые основы формирования неналоговых доходов федерального бюджета в РФ;
- охарактеризовать состав и структуру неналоговых доходов федерального бюджета;
- описать администраторов неналоговых поступлений федерального бюджета;
- проанализировать исполнение неналоговых доходов федерального бюджета;
- описать зарубежный опыт формирования неналоговых доходов федерального бюджета и возможности его применения в РФ;
- охарактеризовать пути увеличения неналоговых доходов федерального бюджета.
В качестве объекта исследования выступает федеральный бюджет.
Предметом исследования являются неналоговые доходы федерального бюджета.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории и методологии неналоговых доходов федерального бюджета, фундаментальные положения экономической теории, теории финансов и финансовой системы, бюджета и бюджетной системы.
Цель исследования и поставленные задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Неналоговые поступления играют большую роль в бюджетах всех уровней.
Экономическое содержание неналоговых доходов бюджета, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает следующее определение. Неналоговые доходы - денежные средства, поступающие в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от государственных налогов: большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер; в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей; у неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы; неналоговые доходы жестко не планируются.
Состав неналоговых доходов сложно назвать стабильным, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым доходам по своей правовой природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу законодательного решения. В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов федеральной собственности сокращается в результате приватизации.
Неналоговые доходы, несомненно, играют немаловажную роль в формировании доходов государства. Это один из источников пополнения государственной казны, неотъемлемая часть формирования доходов бюджета. Но из-за непостоянности своего характера их сложно прогнозировать.
Правовую базу формирования неналоговых доходов федерального бюджета составляет совокупность нормативных правовых актов, а именно: нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе
ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете, Бюджетный кодекс Российской Федерации, подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Бюджетное послание Президента РФ выступает идеальным источником бюджетного права в качестве правотворческой (правоустанавливающей) воли Российского государства, поскольку именно послание лежит в основе правотворческой деятельности в бюджетной сфере и с него начинается бюджетный процесс.
Важность этого документа отражает то, что его статус закреплен в Конституции, и тем самым становится понятным, что он имеет определяющий, стратегический характер, так как именно в нем определяются важнейшие политические и социально-экономические общенациональные задачи, а также определяются наиболее важные направления и ориентиры бюджетной политики. В развитие его положений законодательной и исполнительной ветвями власти вырабатываются основные положения по осуществлению конкретных мер и решению целей и задач. Органы государственной власти в рамках тех полномочий, которыми они наделены как участники бюджетного процесса, должны обеспечить выполнение положений Бюджетного послания Президента РФ.
Статьей 20 БК РФ установлено, что перечень главных администраторов доходов бюджета утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете [2].
Главный администратор (администратор) доходов бюджета в соответствии со ст. 160.1 БК РФ осуществляет деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, в том числе формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета, может осуществлять иные бюджетные полномочия.
По своему объёму в формировании доходов государства и муниципальных образований неналоговые доходы значительно уступают налогам, однако их роль довольно существенна.
В целом объемы неналоговых поступлений складываются из доходов от операций с активами, прочими доходами, по доходам от собственности, по суммам принудительного изъятия, по безвозмездным поступлениям от бюджетов. При этом большая доля приходится на поступления от операций с активами и прочим доходам, которые по состоянию на конец анализируемого периода составили 3 трил. руб. и 5 трил. руб. соответственно.
При этом данные виды поступлений имеют положительную динамику.
Наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, и в 2015г. достигает наибольшего значения - 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2010г. - 46,19%. Этого увеличения планируется достичь за счет снижения прочих неналоговых доходов и вывозных таможенных пошлин.
На втором месте находятся прочие неналоговые доходы, и с 2011 года наблюдается снижение поступлений от них (2011-2015 на 6, 27%). Наибольшая доля этих доходов была в 2011г. - 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее планируется в 2016г. - 29,31%. Как видно из этих данных, долю прочих неналоговых доходов планируется значительно снизить.
На третьем месте вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2011-2015 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов - на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2011-2012 гг.- уменьшение, 2013-2015гг. повышение на 0,64%.
Доходы от собственности увеличились как по отношению к показателю предыдущего года, та и по сравнению с показателем начала анализируемого периода и составили 674 млрд,69 руб.
По другим видам неналоговых доходов поступивших в федеральный бюджет РФ также наблюдается рост, в частности по доходам от оказания платных услуг и по суммам принудительного изъятия доходы увеличились на 13,07% и на 21,69% соответственно и по данным на 2015 г. поступления составили 148695484134,65 руб. и 47 396 833 604,24 руб.. По безвозмездным поступлениям от бюджетов поступления составили 80613784950,03 руб., а это на 29,93% превышает показатель 2013 г.
Анализ показывает, что удельный вес неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета составил в 2013 году - 41,53%, в 2014 году - 45,87 %, и в 2015 году - 34,67 %, наблюдается спад неналоговых доходов на 11,2%, при этом в динамике за три года прослеживается рост от 5343млрд.руб. до 5174,4 млрд.руб. или на 6,86 % в отношении 2013 года к 2015 году.
В структуре неналоговых доходов федерального бюджета наибольший удельный вес занимают таможенные пошлины и таможенные сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ. Как уже отмечалось выше, доля неналоговых доходов федерального бюджета в 2015 году снизилась в большей степени за счет меньшей собираемости таможенных пошлин и сборов: в 2014 году удельный вес составлял 32,27 %, а в 2015 году уже 22,8 %.
Сравнивая формирование доходной базы бюджетов развитых зарубежных стран с поступлениями доходов бюджетов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
во-первых, основными доходами бюджетов в развитых зарубежных странах, также как и в России, являются налоговые доходы;
во-вторых, основную долю неналоговых доходов бюджетов в зарубежных странах и в России составляют доходы от использования государственной собственности;
в-третьих, помимо доходов от использования собственности, в состав неналоговых доходов включаются штрафы и различные административные сборы.
Опыт западных государств вполне применим в современных условиях к России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ. Страны стремятся разнообразить пути пополнения бюджета, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов.
Включение в состав неналоговых доходов - доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников.
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В 2016-2017 годах нужно активизировать работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам, таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему.
Федеральный бюджет на 2016 год должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого кризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управле- ния.Неналоговые доходы играют большую роль для государства, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Да, неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым платежам, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты, потому что именно рост неналоговых доходов будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.
Таким образом, рост неналоговых доходов способствует сокращению дефицита всех уровней, а, следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). - М.; Экзамен,
2015
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации офиц. текст. - М.: Эк- замен,2016.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" [Электронный ресурс]; Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 N 376-р (ред. от 15.02.2014) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 29.05.2016.
4. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами" [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 29.05.2016.
5. "Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов" [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 26.07.2013 N 75н // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 29.05.2016.
6. Александров Н.Г. Понятие источника права/ Александров Н.Г. // Ученые труды ВИЮН. - М., 1946. Вып. VIII. С. 53.
7. Алексеев С.С. Общая теория права/ Алексеев С.С.. - М., 1981.
8. Батяева А.Р. Неналоговые доходы государственного бюджета в Российской Федерации: дисс.... к.ю.н./ Батяева А.Р. - М.: Российский университет дружбы народов, 2008.
9. Бошно С.В. Форма права: Теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... д.ю.н./ Бошно С.В. - М., 2005
10. Бошно С.В. Соотношение понятий "источник" и "форма права"/ Бошно
С.В. // Юрист. 2001. N 10. С. 19
11. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб., испр. и доп. / Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.- М., 2000. С. 240.
12. Гурова Т.В. Актуальные проблемы теории источников права: автореф. дис. ... к.ю.н./ Гурова Т.В. - Самара, 2000. С. 8 - 9
13. Ермакова Е.А. Анализ эффективности управления неналоговыми доходами в России/ Ермакова Е.А. // Финансы и кредит. -2009.-№15 -С. 60.
14. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права/ Калинин А.Ю., Комаров С.А. // Правоведение. 2000. N 6. С. 3.
15. Кечекьян С.Ф. О понятии источников права/ Кечекьян С.Ф. // Ученые записки МГУ: труды юридического факультета. Вып. 116. Кн. 2. М., 1946.
16. Крохина Ю.А. Правовое обеспечение бюджетного процесса в странах "Большой семерки" и России/ Крохина Ю.А. // Финансовое право. 2013. N 1. С. 9.
17. Кузьмин А.В., Пашкевич М.Ю. Правотворческая воля в структуре идеальных источников права/ Кузьмин А.В., Пашкевич М.Ю. // История государства и права. 2008. N 9. С. 22
18. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие./ Марченко М.Н. - М., 2005. С. 13, 29
19. Муравский В.А. О различии между источником и формой права/ Му- равский В.А.// Российский юридический журнал. 2013. N 5. С. 63 - 73
20. Ображиев К.В. Формальные (юридические) источники права: проблемы теоретического определения/ Ображиев К.В. // Российский юридический журнал. 2010. N 4. С. 3.
21. Попова Л. В. Налоговая система зарубежных стран: учеб. пособие / Л. В. Попова, И.А. Маслова, Ю. Д. Земляков. - М. : Финансы и кредит, 2007. - 440 с
22. Ромашов Р.А. Источники права/ Ромашов Р.А. // Теория государства и права: учебник. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2005.
23. Русакова О.В. КС РФ и иные высшие судебные инстанции как источники налогового права по НДС/ Русакова О.В. // НДС: проблемы и решения. 2012. N 12. С. 56 - 60
24. Финансовое право России: учеб. для вузов / Ю.А. Крохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.
25. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. - 4-е изд., ерераб. и доп. - М.: Норма, 2008.
26. Финансовое право в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Ф. Соколова: отв. ред. Е.Ю. Грачева. 2-е изд., переарб. и доп. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект. 2007.
27. Химичева Н.И, Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.И. Химичева. М., 2005.
28. Шевелева H.A. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ./ Шевелева H.A. - СПб., 2004. С. 94.
29. Эдиев С.А. Механизм правового регулирования бюджетных отношений: постановка проблемы / Эдиев С.А. // Финансовое право. 2013. N 11. С. 22 - 26.
30. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах./ Янжул И.И. - М.: «Статут», 2002.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ