Введение 3
1 Сущность понятия «конфликт» в психологии 5
2 Когнитивистский подход к изучению конфликта 8
3 Теория структурного баланса Ф. Хайдера 10
Заключение 14
Библиографический список 15
В современном мире динамично развивающейся областью психологии социального развития является конфликтология. Конфликт есть неотъемлемое условие развития цивилизации. Огромный интерес к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведению переговоров и поиску согласия проявляют не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, то есть все, кто связан с проблемами взаимодействия людей в своей практической деятельности. Кроме того, возрастающий интерес к изучению конфликтов связан в немалой степени и с возрастанием напряженности в различных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Одной из теорий, объясняющих поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий (концепция приписывания причин) на уровне житейской психологии, является когнитивная теория структурного баланса Ф. Хайдера. Согласно данной теории сущность социально-психологического конфликта состоит в рассогласованности системы взглядов человека с его знаниями о взглядах и поведении других людей.
Из всего вышесказанного следует актуальность выбранной темы контрольной работы «Теория структурного баланса Ф. Хайдера».
Цель исследования – изучение когнитивистского теоретического подхода к изучению конфликтов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие «конфликта», его сущность;
изучить конфликт как когнитивный феномен;
раскрыть сущность теории структурного баланса Ф. Хайдера.
Объект исследования – психология конфликта.
Предмет исследования – теория сбалансированных структур Ф. Хайдера.
Методы исследования – анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала по теме исследования.
Теоретическую базу исследования составили исследования Г.М. Андреевой, Н.В. Гришиной, М.М. Кашапова, В.В. Макеровой, Е.Н. Скавинской и др.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
В любой социальной структуре конфликты неизбежны в силу того, что они являются необходимым условием общественного развития. Жизнь общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества – неиссякаемый источник конфликтов. Чем сложнее социальная структура, тем общество более дифференцировано. Чем больше в обществе свободы, тем больше несовпадающих, а также взаимоисключающих интересов, целей, ценностей, а значит, и больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной системе социального взаимодействия существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Любое общество, в том числе и социальная общность, решают задачу максимального снижения негативных последствий конфликта, использования его для позитивного решения возникших проблем.
Часто стремление урегулировать конфликт лежит в основе общения. В связи с этим конфликт представляет собой биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами). Взаимодействие субъектов в социальной ситуации можно объяснить с точки зрения субъективного отражения взаимодействующим субъектом. Этой точки зрения на конфликт придерживаются представители когнитивной психологии. Они считают, что конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации.
Когнитивисты предложили схему, согласно которой конфликт является не свойством ситуации, а выводом, сделанным на ее основе. Каждый человек стремится к балансу и имеет потребность в том, чтобы найти и понять причины своего поведения и причины поведения окружающих людей на уровне житейской психологии – в этом состоит суть теории Ф. Хайдера.
1. Аллахвердов, В.М. Размышления о науке психологии с восклицательным знаком [Текст] / В.М. Аллахвердов. – СПб.: Формат, 2009. – 264 с.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология. Учебник для вузов [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилова. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с.
3. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
4. Дрынкина, Т.И. Когнитивные аспекты динамики конфликта [Текст] / Т.И. Дрынкина // Конфликтология. – 2012. – Т. 2. – С. 7-17.
5. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликтов [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 320 с.
6. Кашапов, М.М. Психология конфликта: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 184 с.
7. Недосека, Е.В., Недосека, О.Н. Конфликты в организациях: учебное пособие [Текст] / Е.В. Недосека, О.Н. Недосека. – Мурманск: МАГУ, 2016. – 142 с.
8. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
9. Росс, Л., Нисбетт, Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии / пер с англ. [Текст] / Л. Росс, Р. Нилсбетт. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с.
10. Скавинская, Е.Н. Основы конфликтологии: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.Н. Скавинская. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – 104 с.
11. Социальная психология: современная теория и практика: [учеб. пособие] / [В.В. Макерова, Э.Л. Боднар, А.А. Любякин, Л. В. Оконечникова, А. М. Вильгельм, Э. Э. Сыманюк; под общ. ред. Л. В. Оконечниковой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 228 с.