ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы конкуренции и
конкурентоспособности 9
1.1 Понятие и сущность, виды рыночной конкуренции 9
1.2 Функции конкурентоспособности предприятия 16
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 22
1.4 Особенности конкуренции в пищевой сфере 35
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Гурьевский пищекомбинат» 49
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Гурьевский
пищекомбинат» 49
2.2 Структура предприятия ОАО «Гурьевский пищекомбинат» 58
2.3 Основные итоги деятельности ОАО «Гурьевский пищекомбинат» 64
3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Гурьевкий пищекомбинат» 67
3.1 Модель пяти сил конкуренции М. Портера 67
3.2 Сравнение ОАО «Гурьевкий пищекомбинат» с конкурентами 69
3.3 Матрица SWOT-анализа ОАО «Гурьевский пищекомбинат» 73
3.4 Предложения по совершенствованию конкурентоспособности
предприятия ОАО «Гурьевский пищекомбинат» 74
Заключение 91
Литература 93
Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятий является одной из важнейших задач социально-экономического развития страны. Успешное функционирование отечественных предприятий - необходимое условие обеспечения экономической безопасности, повышения уровня жизни населения страны, товарного насыщения внутреннего рынка и успешной интеграции Российской Федерации в мировое экономическое сообщество.
Предприятия развивают свою конкурентоспособность, разрабатывая новые способы управления, ориентированные на потребности потребителя, создавая базу постоянных партнеров и повышая эффективность своей деятельности. Отечественные предприятия вынуждены бороться с кризисными ситуациями, связанными со снижением объемов производства, нехваткой инвестиций, входом на рынок иностранных производителей.
Задача формирования и совершенствования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия становится одним из главных факторов выживания и развития в условиях непостоянства и изменчивости окружающей среды.
Вопросы поиска путей эффективного использования имеющихся ресурсов, компетенций, возможностей развития предприятий имеют особое значение, поскольку их решение позволит обеспечить максимальную загрузку мощностей, снижение затрат и повышение качества продукции и услуг, устойчивость конкурентной позиции предприятия и увеличение доли лояльных потребителей.
В условиях жесткой конкурентной борьбы первоочередной задачей предприятий является развитие внутренних возможностей и формирование новых способностей. Поэтому руководители предприятий вынуждены постоянно отслеживать изменения рыночной ситуации и применять на практике соответствующие условиям конкуренции методы управления.
Оценка эффективности конкурентных стратегий и контроль их реализации является завершающим процессом стратегического управления, который обеспечивает устойчивую обратную связь между целями предприятия и процессом их достижения. Поэтому формирование эффективной конкурентной стратегии развития предприятия служит основой создания и укрепления конкурентных позиций на рынке.
Таким образом, управление развитием предприятия на основе анализа её конкурентоспособности и конкурентоспособности выпускаемой продукции является весьма актуальной и значимой для обеспечения социально-экономического развития отечественной экономики.
Высокая актуальность выбранной темы и ее востребованность для обеспечения социально-экономического развития экономики регионов России, высокая практическая значимость проблем управления комплексом обозначили объект и предмет исследования, обусловили выбор целей и задач дипломного проекта.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности предприятия, проведение оценки конкурентоспособности ОАО «Гурьевский пищекомбинат» и разработка направлений повышения его конкурентоспособности.
Задачи дипломного исследования:
- раскрыть сущность и содержание понятий
конкурентоспособности предприятий;
- рассмотреть факторы и методы анализа конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности ОАО «Гурьевский пищекомбинат»;
- разработать предложения повышения конкурентоспособности ОАО «Гурьевский пищекомбинат».
Предметом исследования работы являются направления совершенствования конкурентоспособности ОАО «Гурьевский пищекомбинат».
Объектом исследования выступает конкурентоспособность предприятия и условия ее повышения.
При разработке ВКР было проведено исследование влияния совершенствования товарной и информационной политики на повышение конкурентоспособности организации. Любое предприятие стремится сформировать и повысить собственную конкурентоспособность, затратив наименьшее количество средств и получив максимальную прибыль. Конкурентоспособность предприятия является главным превосходством организации над конкурентами действующими.
Важным фактором, влияющим на конкурентоспособность, является наличие четкой и сбалансированной товарной политики и информационной политики. В ходе проведения товарной политики формируется ассортимент товаров и услуг и способы их позиционирования на рынке. Успешная реализация товарной политики дает организации определенные конкурентные преимущества перед другими субъектами рынка. В современных условиях товарная политика должна отвечать условиям гибкости и своевременности.
Связующим звеном всех элементов организации является информация. Данная задача относится к сфере применения информационной политики организации. Информация предоставляется клиентам и партнерам, и отражает основные аспекты, направления и предложения организации.
Анализ и совершенствование конкурентоспособности предприятия было проведено на примере ОАО «Гурьевский пищекомбинат». Товарная политика, проводимая предприятием, была довольно успешной, но на фоне нестабильном экономическом положении требует расширения ассортимента. Коммуникационная политика предприятия слаба и нуждается в сильной доработке.
В ходе исследований были выявлено, что основными конкурентами предприятия являются ОАО «Яшкинский пищекомбинат» и ООО «Конфалье». Конкуренты предлагают схожий ассортимент товаров и услуг, но превосходят предложением товаров. Комплекс проведенного анализа показал, что пищекомбинату требуется провести мероприятия для повышения конкурентоспособности, с помощью совершенствования товарной и информационной политики.
Мероприятия по повышению конкурентоспособности включили в себя расширение ассортиментного предложения пищекомбината, за счет отказа от производства непопулярной и малоприбыльной продукции. Также была проведена рекламная компания, в которую вошли реклама на ТВ, в газетах, на листовках, баннерах, в сети интернет.
Реализация предложенных методов позволит повысить конкурентоспособность предприятия.
Таким образом, было проведено исследование путей повышения конкурентоспособности организации за счет совершенствования товарной и информационной политики. Были рассмотрены особенности влияния товарной и информационной политики на конкурентные позициями организации и выявлена их взаимосвязь. Так же были изучены сущность и понятие конкурентоспособности, основные моменты формирования конкурентоспособности, направления формирования товарной и информационной политики.