Введение 3
1 Основные понятия и теоретические основы функционирования рынка акций 5
2 Моделирование стоимости акционерного капитала 11
2.1 Общие сведения о процедуре оценки стоимости акционерного капитала 11
2.2 Сущность и понятие моделирования стоимости акционерного капитала САРМ 13
2.3 Ограничения модели САРМ 16
Заключение 19
Список использованных источников 21
Данная работа посвящена изучению темы "Моделирование стоимости акционерного капитала (модель САРМ)", входящая в дисциплину «корпоративные финансовые стратегии».
Данная тема имеет большую актуальность, так как инвесторы повсеместно сталкиваются с проблемами, возникающими в ходе оценки стоимости активов. Данные проблемы в основном зависят от их риска и доходности активов.
В условиях современного рынка широкое распространение получила закономерность: чем выше потенциальный риск, тем больше должна быть и планируемая доходность реализуемого проекта. У каждого из инвесторов определяются свои прогнозы по отмеченным параметрам. Наряду с этим современный рынок постоянно движется в направлении четко определенной равновесной оценки риска и уровня доходности активов. Возникновение расхождений в оценках, главным образом, связаны с асимметричностью имеющейся информации, которой обладают разные инвесторы. В условиях развитого современного рынка поступление новой информации находит быстрое отражение в курсовой стоимости любого вида активов, что обуславливает возможность разработки для таких условий модели, удовлетворительно описывающей связь между риском и ожидаемой доходностью активов. Данного вида модель разработана в середине 60-х гг. У. Шарпом и Дж. Линтерном и получила название модели оценки стоимости активов (capital asset pricing model - САРМ ) .
В условиях современного рынка стоимость любого вида актива определяется дисконтированием будущих доходов, которые он может принести, под процентную ставку, которая соответствует его риску. Модель оценки стоимости активов не дает четкого ответа на вопрос, какой должна быть идеальная цена актива. Вместе с тем она получила такое название, потому что способствует определению ставки дисконтирования, используемой для расчета адекватной стоимости финансового инструмента.
Цель работы состоит в изучении понятия моделирования стоимости акционерного капитала, и ее разновидностей.
Цель работы обусловила выполнение следующих задач:
изучение основных понятий и теоретических основ функционирования рынка акция;
изучение общих сведений о процедуре оценки стоимости акционерного капитала;
изучение понятия и сущности моделирования стоимости акционерного капитала по модели САРМ;
изучение ограничений модели САРМ.
Объектом исследования выступила модель вычисления стоимости акционерного капитала САРМ. В качестве предмета исследования выбраны основные понятия и теоретические основы функционирования рынка акций, процедура оценки стоимости акционерного капитала, а также модель САРМ.
Методологической основой работы являются следующие методы исследования: аналитический поиск с применением источников сети Интернет; анализ литературы по теме исследования; общенаучные методы исследования, в том числе методы классификации, обобщения и описания.
Теоретической основой работы выступила научная литература.
Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из: введения; теоретической части, разделенной на две главы; практической части; заключения; списка использованных источников.
В данной курсовой работе была изучена тема «Моделирование стоимости акционерного капитала (модель САРМ)». В ходе выполнения работы были изучены основные понятия и основы функционирования рынка акций, изучена сущность моделирования стоимости акционерного капитала по модели САРМ.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Под определением ценной бумаги подразумевают документ, который удостоверяет с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только в случае его предъявления. Сущность ценных бумаг состоит в отсутствии у владельца самого капитала, но в присутствии прав на этот капитал, которые зафиксированы в данных ценных бумагах. По сути, ценная бумага есть обмен действительного капитала на совокупность прав, которые получает ее владелец взамен своего капитала.
При осуществлении выбора между обыкновенными и привилегированными акциями следует исходить из расчета финансовой нагрузки на прибыль, связанной с выплатой фиксированных дивидендов. Условиями выпуска привилегированных акций с регулируемой ставкой дивиденда предусматривается привязка ставки дивиденда к ставке каких-либо надежных краткосрочных ценных бумаг, как правило, государственных.
Специалистам, которые работают на фондовом рынке, постоянно приходится оценивать параметры, характеризующие операции с ценными бумагами.
Методы определения действительной стоимости акции и прогнозирование ее рыночной стоимости базируется на двух принципиально различных методах: фундаментальном и техническом.
Существует несколько основных методов расчета стоимости акции, среди которых можно отметить балансовый, метод дисконтирования дивидендов, модель Гордона, САРМ, АРТ.
САРМ - особая модель оценки доходности финансовых активов, которая выступает в качестве теоретической основы для целого ряда всевозможных финансовых технологий управления доходностью и риском, которые применяются при долгосрочном и среднесрочном инвестировании в акции.
Не смотря на тот факт, что САРМ формулируется на основе достаточно жестких предпосылков, которые не являются в достаточной степени реалистичными, такая модель является самым простым и популярным методом оценки риска инвестора, которым пользуется большое количество мировых компаний.
Для достижения целей работы была использована различная научная литература.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: аналитический поиск с применением источников сети Интернет; анализ литературы по теме исследования; общенаучные методы исследования, в том числе методы классификации, обобщения и описания.
Таким образом, полученные в ходе работы выводы говорят о том, что цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1) Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 400 c.
2) Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 396 c.
3) Балашов, В.Г. Механизмы управления организационными проектами / В.Г. Балашов, А.Ю. Заложнев, Д.А. Новиков. – М.: Юрайт, 2016. – 84 с.
4) Бараненко, С.П. Управление проектами: Учебно–методический комплекс / С.П. Бараненко. – М.: АП Наука и образование, 2014. – 244 c.
5) Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. А. Баринов, В. Л. Харченко; Ин–т экономики и финансов "Синергия". – Москва: ИНФРА–М, 2013 – 235 с.
6) Бланк, И.А. Управление использованием капитала / И. А. Бланк – Санкт–Петербург:, Омега–Л, Ника–Центр, 2015.– 652 с.
7) Бородин, В. А. Стратегическое планирование: учебно– методическое пособие к практическим занятиям для студентов всех форм обучения / В. А. Бородин, О. П. Бородина; АлтГТУ им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд–во АлтГТУ, 2015. – 42 с.
8) Бородин, В. А. Стратегическое планирование / В. А. Бородин, В. А. Климова; Алт. гос. техн. ун–т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд–во АлтГТУ, 2014. – 102 с.
9) Бородин, В. А. Стратегический менеджмент / В. А. Бородин, В. А. Любицкая; Алт. гос. техн. ун–т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд–во АлтГТУ, 2014. – 126 с.
10) Борхард, Ю. Накопление капитала / Ю. Борхардт – Санкт–Петербург, Либроком, 2013.– 338 с.
11) Виханский, О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. – Москва: Экономист, 2015. – 296 с.
12) Голова, А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению "Экономика" и спец. "Маркетинг", "Реклама" / А.Г. Голова. – М.: Дашков и К, 2013. – 277 с.
13) Головнина, Л.А. Экономический анализ / Л. А. Головнина, О. А. Жигунова – М.: КноРус, 2014.– 400 с.
14) Гольдштейн, Г. Я. Стратегический менеджмент : конспект лекций : учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. – Таганрог: Изд–во ТРГУ, 2013. – 71 с.
15) Дерек, ЛПредпринимательский анализ финансов малого предприятия / Дерек Л. Ньюман, Лесли Д. Дейвис – Москва, Интернет–трейдинг, 2015.– 420 с.
16) Клейнер, Г. Б. Системная структура экономики и экономическая политика / Г. Б. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – 320с.
17) Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд – М.: Олимп–Бизнес, 2015. – 575с.
18) Лисичкин, В. А. Стратегический менеджмент: учеб. – метод. комплекс / В. А. Лисичкин, М. В. Лисичкина. – Москва: Изд–во ЕАОИ, 2013. – 329 с.
19) Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А. Н. Люкшинов. – Москва: Юнити–Дана, 2014. – 375 с.
20) Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 361 c.
21) Мальков, А.Н. Размещение акций. Структурирование и ценообразование / А.Н. Мальков – Санкт–Петербург, Альпина Бизнес Букс, 2014.– 224 с.
22) Ньютон, Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 180 c.
23) Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. – Москва: КНОРУС, 2014. – 496 с.
24) Перевощиков, Ю.С. Управление проектами в машиностроении: Учебное пособие / Ю.С. Перевощиков. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 233 c.
25) Рудык, Н.Б., Структура капитала корпораций. Теория и практика / Н. Б. Рудык – Санкт–Петербург: Дело, 2001 г.– 272 с.
26) Суворова, Л.В. Оценка оптимальной структуры капитала на развивающихся рынках / Л.В. Суворова, Т.Е. Суворова – Саратов: ЦПМ «Академия Бизнеса» – 2014. – 154с.
27) Склярова, Ю.М. Экономика. Управление. Предпринимательство / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров, Л.А. Латышева. – Ростов–на–Дону: Изд–во Феникс, 2015. – 349с.
28) Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – Москва: Банки и биржи, 2013. – 170 с.
29) Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. – Москва: Инфра–М, 2013. – 560 с.
30) Шекова, Е.Л. Менеджмент и маркетинг: Практикум: Учебное пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. – СПб.: Лань, 2015. – 160 c.