Объект работы - ОАО «БЗКТ Алмаз-Антей» (основной учредитель АО «Брянский автомобильный завод")
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Краткая характеристика предприятия 5
2 Анализ маркетинговой среды 7
2.1 Анализ внешней среды 7
2.2. Анализ ситуации в отрасли 8
2.3 Анализ внутренней среды 11
2.4 SWOT-анализ 16
3 Комплексное исследование и анализ рынка 18
3.1 Краткое описание исследуемого продукта 18
3.2 Комплексный анализ рынка 20
4 Формирование комплекса маркетинга 23
1.1 Товарная политика 23
4.2 Ценовая политика 25
4.3 Сбытовая политика 26
4.4 Коммуникационная политика 27
5 Планирование маркетинга 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В современных условиях стратегический маркетинг и стратегический менеджмент приобретает все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех отраслей и форм собственности, являясь основой обретения и сохранения конкурентных преимуществ.
Современное предприятие не зависимо от его специализации является сложным социально-экономическим объектом, поэтому его следует рассматривать как открытую систему, что связано с ее постоянной взаимозависимостью и взаимосвязью с внешней средой. Для того чтобы обеспечить успешное развитие предприятия и выявить возможные пути повышения его конкурентоспособности необходимо углубленное изучение как внутренней среды предприятия, которая включает его потенциал, то есть выступает источником его жизненной силы, так и внешней среды с определением возможных изменений в ней.
Главная цель проведения анализа факторов маркетинговой среды состоит в том, чтобы на основе определения их состояния и наиболее вероятных изменений, согласовать ее влияние, потребности покупателей, цели и ресурсы предприятия, что сопутствует достижению стойких конкурентных позиций и создает благоприятные условия для дальнейшего развития.
Все вышесказанное и определяет актуальность данной темы.
Цель данной работы состоит в анализе маркетинговой среды АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ».
Задачи исследования:
провести анализ факторов среды косвенного воздействия (PESTE-анализ);
описать ситуацию в исследуемой отрасли;
выявить сильные и слабые стороны внутренней среды фирмы;
провести комплексный анализ рынка по конкретному виду продукции;
изучить особенности организации комплекса маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики фирмы;
определить стратегические альтернативы развития путем построения корреляционной матрицы SWOT-анализа;
провести планирование маркетинга с применением современных матричных моделей.
Объектом исследования выступает АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ». Предметом – особенности организации комплекса маркетинга предприятия в условиях изменяющейся среды.
Информационной базой исследования выступают внутренняя отчетность предприятия, данные обзоров маркетинговых агентств и специализированных порталов, показатели Росстата, статьи в периодических изданиях и др. Теоретической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга и других экономических наук.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ динамики, структуры, относительных и средних величин, PESTE-анализ, SWOT-анализ, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод экспертных оценок и др.
Таким образом, объектом исследования в данной работе является АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ», которое было зарегистрировано в 2010 г. При этом основным учредителем является АО «Брянский автомобильный завод».
Необходимо отметить, что в рамках работы был проведен анализ внешней среды, который позволил выявить, что на деятельность предприятия оказывают влияние такие факторы внешней среды, как политические, экономические, социально-культурные и технологические.
Анализ отрасли показал, что «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ», создано для производства и ремонта военной и гражданской техники, опытно-конструкторских разработок и оказания услуг. Основными производителями в данной отрасли являются: ОАО «Камаз» г. Набережные челны, Минский завод колесных тягачей г. Минск.
Кроме этого был также проведен анализ внутренней среды предприятия, который установил наличие определенных проблем.
В ходе построения матрицы SWOT-анализ было выявлено, что АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» имеет достаточно большое количество сильных сторон, среди которых: стабильное положение на рынке, невысокая конкуренция и пр. Также были выявлены и слабые стороны, а именно: проблемы в финансовой политике, ограниченное количество покупателей, слабое продвижение и пр. Не стоит забывать и о возможностях и угрозах для данного предприятия.
В рамках данной работы, исследуемым товаром было семейство унифицированных специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) «Вощина-1». Отмечено, что данный товар имеет широкую известность, как на территории РФ, так и за ее пределами.
Отметим, что проведенный анализ комплекса маркетинга позволил выявить, что товарная политика АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» представляет собой управление товарным ассортиментом, который представлен линейкой моделей специальных колесных шасси и тягачей.
Ценовая политика АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» построена по принципу себестоимость плюс наценка на прибыль. Как было отмечено, сбытовая политика АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» представлена прямым сбытом. А коммуникационная политика представлена в основном личными продажами.
Соответственно, в рамках планирования маркетинга был составлен корреляционный SWOT-анализ, который помог выявить основные стратегические направления. С помощью матрицы Ансоффа было установлено, что АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» необходимо обратиться к стратегии проникновения на рынок. Следовательно, был разработан оперативно-календарный план и составлена смета бюджета маркетинга.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 524 с.
2. Анализ отрасли тяжелых грузовых автомобилей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://truckandroad.ru/rynok-novyh-gruzovyh-pritsepov-iyul-20170825 свободный. - Загл. с экрана. – ( Дата обращения 22.04.2018).
3. Анисина, С.С. Влияние факторов внешней среды на формирования стиля управления руководителя // Научно–методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 1336–1340.
4. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.–М.: Издательство «Экономика», 2012 г. – 703с.
5. Беккалиева, Н.К.Формирование стратегии сбыта продукции в деятельности промышленных предприятий Н.К. Беккалиева // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2013. – Т. 8. № 1 – (27). – С. 8–13.
6. Васильева, М.В. Анализ внешней и внутренней среды маркетинговой деятельности / М.В. Васильева // Материалы международной научно-практической конференции. – 2013. – С. 182-191.
7. Воронов, Н.А. Анализ факторов внутренней среды в деятельности предприятия/ Н.А. Воронов, Н.А. Ягунова, И.Ю. Канаева// Сборник статей VI Международной научно–практической конференции. Под общей редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. – 2014. – С. 39–44.
8. Германчук, А.Н. Миссия предприятия как основа планирования/ А.Н. Германчук, Ю.А. Кулькова// Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – Т. 3. – № 1 (2). – С. 241–243.
9. Иванова, А.П. Ценовая политика на промышленных предприятиях/ А.П. Иванова, Ю.В. Данильченко// Логистические системы в глобальной экономике. – 2012. – № 1. – С. 282–286.
10. Исаенко, Е.В. Исследование факторов внешней среды, влияющих на рыночную устойчивость организаций/ Е.В. Исаенко// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. – № 4 (52). – С. 34–45.
11. Калышенко, В.Н. Стратегический анализ маркетинговой среды предприятия / В.Н. Калышенко, У.М. Сталькина // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2017. - № 2. – С. 108-113.
12. Катаева, М.В. Анализ внутренней среды организации для повышения эффективности деятельности организации/ М.В. Катаева// Академический вестник. – 2013. – № 3 (25). – С. 175–181.
13. Катаева, Н.Н.Анализ сбытовой политики промышленного предприятия/ М.В. Катаева//Nauka–Rastudent.ru. – 2015. – № 1 (13). – С. 4.
14. Клочков, А.Я. Оценка и анализ факторов внутренней и внешней среды, влияющих на систему менеджмента качества интегрированной корпоративной структуры/ А.Я. Клочков, Т.А. Левина// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 2. – С. 177–187.
15. Ковалева, Т.В. Изучение факторов внешней и внутренней среды /Т.В. Ковалева// Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 1293–1296.
16. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. – Москва [и др.]: Вильямс, 2012. – 800 с.
17. Кравченко, Е.Ю. Современные подходы к стратегическому анализу в менеджменте / Е.Ю. Кравченко// Белгородский экономический вестник. – 2016. – № 4 (84). – С. 97–102.
18. Лазарева, Н.В. Формирование конкурентной стратегии промышленного предприятия на основе результатов SWOT–анализа/ Н.В. Лазарева// Вестник Северо–Кавказского федерального университета. – 2014. – № 2 (41). – С. 265–270.
19. Мекшун, Е. А. Формирование комплекса маркетинга для товаров промышленного назначения / Е.А. Мекшун, Е.А. Боргардт// Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2013. –№7. – С. 164–174.
20. Никитина, Е.А. О Коммуникативные стратегия промышленного предприятия / Е.А. Никитина, И.А. Сушнекова// Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 149–158.
21. АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/?q=node/238 свободный. - Загл. с экрана. – ( Дата обращения 22.04.2018).
22. Организация АО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.list-org.com/company/6056505 свободный. - Загл. с экрана. – ( Дата обращения 22.04.2018).
23. Орешникова, Н.В. Концептуальный подход к ценовой политике промышленного предприятия/ Н.В. Орешникова// Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2012. – № 10 (72). – С. 239–246.
24. Официальный сайт ОАО «Брянский автомобильный завод» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://baz32.ru/produkciya/свободный. - Загл. с экрана. – ( Дата обращения 22.04.2018).
25. Романова Е.А. Использование современных коммуникативных средств на промышленных предприятиях/ Е.А. Романова// Вестник Саратовского государственного социально–экономического университета. – 2013. – № 3. – С. 88–91.
26. Сидорин, А.В. Методический подход к анализу внешней и внутренней среды организации с целью разработки ее адаптивной стратегии/ А.В. Сидорин, В.В. Сидорин// Теория. Практика. Инновации. – 2016. – № 2 (2). – С. 44–711
27. Тимофеева, М.Н. Оценка внешней и внутренней среды компании: методология и практика / М.Н. Тимофеева, Г.С. Ферару //
Экономика и социум. – 2017. – № 4 (35). – С. 1353–1357.
28. Тимошенко, А.Н. Обзор методов анализа внешней среды предприятия / А.Н. Тимошенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 12–12. – С. 102–105.
29. Филонова, А.А. Анализ внутренней и внешней среды организации/ А.А. Филонова /А.А. Филонова// Форум молодых ученых. – 2017. – № 6 (10). – С. 1771–1774.
30. Фудина, Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации [Текст]: / Е.В. Фудина// Сборник статей XI Международной научно–практической конференции. Под общей редакцией А.И. Алтухова, Л.П. Силаевой. Л.Б. Винничек. – 2014. – С. 204–208.
31. Черинько, Г.А. Анализ маркетинговой среды для построения маркетинговых коммуникаций на меняющихся рынках / Г.А. Черинько //
Проблемы современной науки и образования. – 2017. - № 16 (98). – С. 81-84.
32. Шевченко, М.Н. Анализ маркетинговой среды предприятий / М.Н. Шевченко // Организатор производства. – 2017. – Т. 25. № 3. – С. 76-85.
33. Штапова, И.С. Генезис основных этапов и подходов стратегического управления /И.С. Штапова// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2014. –№14. – С.131–136.