Разработка и внедрение дополнительных услуг в муниципальном образовательном учреждении (на примере Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей №35» города Нижнекамск)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Характеристика становления дополнительного образования в России 6
1.2 Функции и ведение системы дополнительных услуг в образовательном
учреждении 14
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ «ЛИЦЕЙ №35» ГОРОДА НИЖНЕКАМСК 364
2.1 Общая характеристика Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей №35» города Нижнекамск 364
2.2 Основные этапы организации дополнительных услуг в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №35» города Нижнекамск 46
2.3 Анализ системы дополнительного образования в Муниципальном
бюджетном образовательном учреждении «Лицей №35» города Нижнекамск 55
3. ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УСЛУГА В МБОУ «ЛИЦЕЙ №35» ГОРОД НИЖНЕКАМСК 60
3.1 Проблемы внедрения дополнительной услуги в Муниципальное бюджетное образовательное учреждении «Лицей №35» города Нижнекамск 60
3.2 Мероприятия по совершенствованию развития дополнительной услуги
«Занимательный английский» в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Лицей №35» 64
3.3 Оценка эффективности внедрения дополнительной услуги по
английскому языку «Занимательный английский» в МБОУ «Лицей №35» город Нижнекамск 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Одним из основных направлений, обеспечивающих образовательный и воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются образовательные учреждения, предоставляющие дополнительные услуги. Они отличаются от основного образовательного процесса тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительной услуги в избранной сфере познания.
В настоящее время роль системы дополнительных услуг образовательного учреждения в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительных услуг образовательного учреждения все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей образования). В силу этого процесс развития системы дополнительных услуг способствует тому, что образовательные учреждения, которые предоставляют дополнительные услуги учащимся, становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства образовательного учреждения своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Источниками информации являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, М.Б.
Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (В.В. Абраухова, Л.Н. Буйлова); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (О.Е. Лебедев, Е.Н. Медынский, Т.И. Сущенко, Л.И. Филатова). Так же послужили нормативно¬правовые и законодательные акты Российской Федерации, официальные информационно-статистические данные министерства образования
Нижнекамского муниципального района, образовательная программа занятий по английскому языку «Занимательный английский» в МБОУ «Лицей №35», материалы периодической печати, статистическая и аналитическая информация, опубликованная в различных изданиях и статистических сборниках, наблюдения и данные, полученные в процессе самостоятельного исследования.
Теоретическая актуальность выпускной квалификационной работы заключается в развитии общего представления об образовательных учреждениях, оказывающих дополнительные услуги.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования полученных результатов в деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №35».
Цель выпускной квалификационной работы: совершенствование системы дополнительных услуг в образовательном учреждении путем внедрения дополнительной услуги по английскому языку в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №35» города Нижнекамск.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты становления системы дополнительного образования в России.
2. Рассмотреть функции и принципы ведения системы дополнительных услуг в образовательном учреждении.
3. Дать полную характеристику деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №35».
4. Определить основные направления дополнительных услуг Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №35».
5. Проанализировать работу программы по английскому языку «Занимательный английский» как дополнительная услуга в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицей №35» города Нижнекамск.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №35» города Нижнекамск.
Предмет исследования: система дополнительных услуг образовательного учреждения.
Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, в которых рассматривается теоретические аспекты функционирования системы дополнительных услуг в системе образования и дается анализ развития дополнительных услуг в МБОУ «Лицей №35» города Нижнекамск, так же оценивается эффективность работы программы по английскому языку «Занимательный английский» в МБОУ «Лицей №35» города Нижнекамск; заключения.
Предоставление дополнительной услуги в образовательном учреждении является для детей важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране.
Сравнение содержания базового и дополнительного образования позволило нам сделать вывод, что дополнительное образование - это часть общего и поэтому то, что не включено в стандарт базового образования, является дополнительным.
Главная особенность дополнительных услуг - способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.
Факторами развития дополнительного образования на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования;
инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программно-методическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; повышение профессионального мастерства педагогов.
В соответствии с задачами дипломной работы нами были изучены теоретические аспекты становления дополнительного образования в России; рассмотрены функции и принципы ведения системы дополнительных услуг в образовательном учреждении; дана характеристика деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №35»; определены основные направления дополнительных услуг Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №35»; проанализирована работа программы по английскому языку «Занимательный английский» как дополнительная услуга в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицей №35» города Нижнекамск.
В соответствии с целью дипломной работы: совершенствование системы дополнительных услуг в образовательном учреждении путем внедрения дополнительной услуги по английскому языку в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №35» города Нижнекамск, нами были предложены мероприятия по совершенствованию развития дополнительной услуги «Занимательный английский» для совершенствования системы дополнительных услуг в МБОУ «Лицей №35» города Нижнекамск.
Анализ показал, что исходным положением для разработки мероприятий по развитию дополнительной услуги по английскому языку «Занимательный английский» выступает осознание необходимости создания условий, способствующих раскрытию интеллектуального потенциала учащихся и пробуждению инициативы педагогов в плане разработки и внедрения авторских, инновационных и экспериментальных программ и образовательных технологий. Это и есть переход к активному внедрению в систему дополнительных услуг методов развивающего обучения и развивающего образования.
Проанализировав экономические показатели, мы сделали вывод, что внедрение дополнительной услуг по английскому языку «Занимательный английский» в МБОУ «Лицей №35» дает положительную динамику бюджету лицея и внебюджетные средства будут пополняться, так как опрос показал, что изучение английского языка становиться все более востребованной.
В ходе исследования установлено, что основными путями развития системы дополнительных услуг в МБОУ «Лицей №35» города Нижнекамск являются признание значимости образовательного содержания программ дополнительного образования и разработка его содержания; разработка раздела квалификационной характеристики педагога, отражающего требования к уровню его подготовленности; совершенствование научно-методической службы системы дополнительных услуг, направленной на обеспечение научно¬педагогического сопровождения образовательного процесса; разработка научно-методических рекомендаций для педагогов.
В результате анализа теоретических исследований по проблеме совершенствования системы дополнительных услуг образовательного учреждения нами были сформулированы выводы:
1. Особенности деятельности системы дополнительных услуг, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
2. Перечисленные особенности деятельности образовательного учреждения создают основу для выявления содержания совершенствования системы дополнительных услуг.
3. Средствами обеспечения совершенствования системы дополнительных услуг образовательного учреждения являются проектирование содержания образования; реализация мероприятий по развитию; инновационная деятельность; подготовленность педагогов к владению воспитательными и образовательными технологиями.
4. Теоретическое осмысление процессов развития системы дополнительных услуг на основе инноваций представляет собой практический интерес для образовательной системы дополнительного образования, а также экономического развития лицея.
1. Федеральный закон №2300-1 ОТ 07.02.1992 «О защите прав потребителей».
2. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании».
3. Приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. N 3177 «Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2003. N 10.
4. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 23 октября 2000г. N 43. - Ст.4249.
5. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 июля 2001г. - № 29. - Ст.3016.
6. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» // Вестник образования. - №16. - с.6-7.
7. Акинфеева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами. Саратов: Рата, 2011.
8. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. N 9.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: 2007.
10. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. М.: Сентябрь, 2012.
11. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. 1996. N 31.
12. Вайсман О. А. Создание службы информатизации в школе / Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: Академия, 2005.
13. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного образования. М.: Владос, 2004.
14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного
образования детей. М: Владос, 2011.
15. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М: Владос, 2011.
16. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики. М: Дрофа, 2012.
17. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2012.
18. Ильенко Л. П. Программа развития школы: Структура, содержание, перспективное планирование работы. М.: АРКТИ,2001.
19. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Литкон, 2013.
20. Кукушкина В.С. Педагогические технологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
21. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. М.: Литкон, 2000.
22. Макаренко А.С. Педагогика, как основа образования // Пед. Соч. М.: Дрофа, 1984.
23. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М: Эдитус, 1998.
24. Пель В.С. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе. М.: Дрофа, 2011.
25. Ромм Т.А. Исторические очерки российской социальной работы // Учебное пособие / под ред. Т.А. Ромм, И.А. Скабалан. Новосибирск: НГПУ, 2012.
26. Третьяков П.И. Управление образованием по результатам: теория и практика. М.: Новая школа, 2013.
27. Хаксевер К.Л, Редер Б.М., Рассел Р.С., Мердик Р.Г. Управление и организация в сфере услуг / Под ред. В.В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2013.
28. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение //Сборник сочинений. М.: Флинта, 2012.
29. Абрамова А.Р. Дополнительное образование и воспитание [Электронный ресурс] // Коллекция Руконт. 2013. URL.: http://rucont.ru (дата обращения 15.02.2016).
30. Буйлова Л.Н., Каргина З.А. Методология и методологические подходы к исследованию проблемы развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал. 2015. URL.: http://elibrary.ru (дата обращения: 26.11.2015).
31. Панова Е.В. Историко-педагогические аспекты формирования платного образования в России [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. 2003. URL.: http://dlib.rsl.ru (дата обращения: 28.11.2015).
32. Хадиев М.М. Педагогические условия реализации маркетингового подхода к совершенствованию качества дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. 2003. URL.: http://dlib.rsl.ru (дата обращения: 28.11.2015).