Введение 7
1. Сущность покупательской лояльности, ее типы 9
1.1 Определение лояльности 9
1.1.1 Типы лояльности 14
1.2 Методы оценки покупательской лояльности 15
1.2.1 Мониторинг лояльности 19
1.2.2 Построение индексов лояльности 22
1.3 Формирование программы лояльности 24
2. Анализ деятельности ООО «Алес» 33
2.1 Анализ внутренней среды ООО «Алес» 33
2.1.1 Общая характеристика предприятия 33
2.1.2 Организационная структура управления 36
2.1.3 Маркетинговая деятельность ООО «Алес » 38
2.1.4 Анализ основных экономических показателей деятельности
ООО «Алес» 41
2.2 Анализ вешний среды ООО «Алес » 46
2.2.1 Краткий обзор рынка 46
2.2.2 Анализ факторов внешней среды 49
2.2.3 PEST - анализ 56
2.3 SWOT-анализ 58
3. Изучение покупательской лояльности к предприятию 61
3.1 Изучение лояльности покупателей к ООО «Алес » 61
3.2 Анализ составляющих покупательской лояльности к ООО «Алес» 68
3.3 Разработка мероприятий по формированию программы лояльности 69
3.4 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 73
Заключение 77
Список использованных источников 78
Обострение конкуренции, увеличение коммуникационных затрат, возникновение эффекта дефицита потребителей и рост их ожиданий обуславливают развитие концепции маркетинга взаимоотношений с покупателями, которая приходит на смену классическому маркетингу. Если несколько лет назад маркетинговые стратегии были ориентированы на привлечение новых покупателей, то в последнее время акцент смещается на удержание существующих, формирование их лояльности и верности предприятию. Причиной таких перемен является осознание того, что долгосрочные отношения с клиентами являются экономически выгодными, т.к. гарантируют регулярные закупки, требуют более низких затрат маркетинга на одного покупателя и благодаря рекомендациям лояльных клиентов способствуют увеличению их числа.
Однако большинство российских компаний не имеют опыта установления партнерских отношений со своими покупателями. Основными трудностями для них являются отсутствие системного подхода к управлению лояльностью клиентов и недостаток научно-методических знаний по формированию систем управления предприятием, ориентированных на удержание покупателей и повышение их лояльности.
Большинство работ отечественных авторов посвящено отдельным аспектам управления покупательской лояльностью, таким как методы измерения, программы лояльности, системы стимулирования персонала, в то время как рекомендации в отношении разработки комплексных программ повышения покупательской лояльности, развитые за рубежом, требуют адаптации к российской практике.
Таким образом, программы лояльности - один из важнейших маркетинговых инструментов, позволяющих увеличить частоту и сумму покупки, построить обратную связь с клиентами, получить важную маркетинговую информацию о покупательском поведении и привычках покупателей. Правильно подобранная и грамотно организованная программа поощрения потребителей позволяет достичь значительных результатов при минимальных финансовых затратах.
Цель данной работы - изучение лояльности покупателей к кофейне Coffe Bean. Эта цель может быть достигнута путем решения ряда последовательных задач:
- изучить теоретические аспекты формирования покупательской лояльности;
- проанализировать деятельность торгового предприятия ООО «Алес»;
- изучить лояльность покупателей к ООО «Алес»;
- разработать программу формирования покупательской лояльности к ООО «Алес» и проанализировать ее эффективность.
В качестве объекта исследования в данной работе выступает организация общественного питания ООО «Алес», которое является представителем сети кофеен Bean Coffee в городе Прокопьевске.
При написании дипломной работы были рассмотрены теоретические аспекты формирования покупательской лояльности к торговому предприятию, а именно: понятие лояльности, ее типы и основы создания, измерение лояльности покупателей, типы программ поощрения клиентов и правила их построения.
Кроме того, была изучена деятельность ООО «Алес». Дана общая характеристика предприятия и его организационной структуры управления, проанализированы основные экономические показатели деятельности, выполнен маркетинговый анализ.
Для изучения лояльности покупателей кофейни проведено анкетирование, позволившее выявить ряд недостатков в работе предприятия. На основе полученных данных предложены основные пути формирования и поддержания лояльности посетителей.
1. Бакланова Е.М. Эволюция инструментов и методов маркетинговой коммуникации в сети интернет // Вопр. соврем.науки и практики. - 2013. - №2.- С. 155-159.
2. Бун Л. Современный маркетинг: учебник / Бун Л., Куртц Д. - Издательство: Юнити-Дана, 2012. - 1039с.
3. Васильев Г.А. Маркетинг: учебное пособие для вузов / Васильев Г.А., Гайденко Т.А.- Издательство: Юнити-Дана, 2012. - 238с.
4. Волков Д. Уникальная программа лояльности "Красного куба" // Современная торговля. - 2008. - №4.
5. Дубков А. Интернет как эффективный инструмент маркетинговых коммуникаций // РИСК. - 2010. - № 4. - С. 39-44.
6. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. - М.: Инфра - М, 2008. - 60 с.
7. Жуков Б.М. Маркетинг: учебное пособие / Б.М. Жуков, А.А. Романов, В.П. Басенко. - Издательство: Дашков и К, 2012. - 440с.
8. Зотова Т.А. Поведение потребителей: теория и практика. - Издательство: Феникс, Серия: Высшее образование, 2008г. - 222с.
9. Калюжнова Н. Я. Маркетинг: общий курс: учебное пособие / Н. Я. Калюжнова, А. Я. Якобсон. - 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2010. - 476 с.
10. Костина Г.Д., Моисеева Н.К. Поведение потребителя на рынке товаров и услуг: учебное пособие / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. - Издательств: Омега-Л, Серия: Библиотека высшей школы, 2010 г. - 175с.
11. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер - М.: Издательство АСТ, 2009.-230 с.
12. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ. под ред. Жильцов С. - СПб.: Питер, 2007. - 800с.
13. Линдстром М. Buyology: Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. - Издательство: Эксмо, Серия :Мартин Линдстром. Маркетинг, 2010г. - 240с.
14. Макаров О. Вся правда о лояльности ваших клиентов / О. Макаров, Т. Широганова. // Маркетинг PRO. - 2010. - №7,8
15. Макаров О. Потребителя цепляют внутренние пружины наружной рекламы / О. Макаров, Т. Широганова. // CEO . - 2010. - №7,8
16. Макаров О. Борьба с выгоранием сотрудников: 12 самых эффективных советов/ О. Макаров, Т. Широганова. // Я — номер один. - 2011. - №4
17. Макаров О. Почему на осинке не растут апельсинки / О. Макаров, Т. Широганова. // LOYALTY.INFO . - 2011. - №4
18. Макаров О. Не всё то золото, что блестит / О. Макаров, Т. Широганова. // Я — номер один. - 2011. - №7
19. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. - М.: ФИНПРЕСС, 2007. 416с.
20. Михалева, Е. П. Маркетинг. Конспект лекций/ Е. П. Михалева. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 224 с.
21. Морозова Н. С., Морозов М. А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. - Издательство: Академия, 2009.
22. Мотивации потребителей [Электронный ресурс] / Информационный сайт. - URL.: http://www.motivac-potreb.ru
23. Носова Н. Лояльность клиентов, или как удержать старых и привлечь новых клиентов. - Издательство: Дашков и К, Анлейс, 2009.
24. Нуралиев С.У. Маркетинг: учебник для бакалавров / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - Издательство: Дашков и К, 2013. - 362с.
25. Ойнер О.К. Управление результативностью маркетинга: учебник для магистров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 343с.
26. Океанова, З.К. Маркетинг: учеб./З. К. Океанова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 424 с.
27. Официальный сайт Кемеровской области [Электронный ресурс] / - URL .:http: //www.kemerovo .ru
28. Парамонова Т. Н. Маркетинг: учебник.- 5-е изд., стер. - М.: КНО- РУС, 2008. - 360 с.
29. Песоцкий Е. А. Реклама и мотивация потребителей. - М.: Дашков и К, 2008.
30. Рейхельд Ф. Искренняя лояльность. Ключ к завоеванию клиентов на всю жизнь / Ф. Рейхельд, Р. Марки; пер. с англ. С. Фербер, 2013. - 352с.
31. Рысев Н.Ю. Активные продажи.- 2-е изд.- М.:БЕК, 2009.- 416 с.
32. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА- М, 2009. - 383 с.
33. Спиридонова Е. Программы формирования лояльности клиентов: с кем и как реализовывать // Бизнес и продажи.- 2009.- № 6.
34. Титов С.В. Маркетинговые коммуникации в эпоху интернет- технологий // Учен.зап. Рос.акад. предпринимательства. - 2010. - № 25. - С. 206-217.
35. Толстолуцкая Е.О. Влияние интернет-технологий на развитие маркетинговых коммуникаций в современном бизнесе // Рос.экон. интернет- журн. - 2013. - № 2. - С. 16.
36. Удовлетворенность потребителей и лояльность [Электронный ресурс]/ Библиотека /B&M. - URL.:http: //www. bma.ru
37. Халлиган, Б. Интернет маркетинг: продвижение в Сети с помощью Google, социальных сетей и блогов / Б. Халлиган, Д. Шах. - М.: Вильямс, 2011.
38. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2008.¬533 с.
39. Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе. - Издательство: Дашков и Ко, 2009.
40. Шей, Т. Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: истории создания выдающихся компаний из первых рук / Т. Шей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
41. Шурчкова Ю.В. Современные принципы формирования интегрированных маркетинговых коммуникаций в сети интернет // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 1. - С. 252-259.
42. Шурчкова Ю.В. Стратегия интеллектуального лидерства при осуществлении маркетинговых коммуникаций в сети интернет // Креатив.экономика. - 2011. - № 11. - С. 94-99.
43. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] / Интернет - проект. - URL.:http://www.marketing.spb.ru