Органы исполнительной власти субъектов РФ как субъекты административного права (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Дана характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ на примере Алтайского края
Введение 3
1 Общая характеристика органов исполнительной власти России 5
1.1 Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти 5
1.2 Система органов исполнительной власти в России 8
2 Характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ на примере Алтайского края 14
2.1 Высший исполнительный орган субъекта РФ: виды, полномочия на примере Алтайского края 14
2.2 Высшее должностное лицо как орган исполнительной власти
субъекта РФ 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации существует двухуровневая система органов исполнительной власти. Вместе с тем, действующая система органов власти не является высокоэффективной, что касается как федеральных органов исполнительной власти, так и органов в субъектах Федерации. Это отмечается как самими органами власти, так и учеными. В связи с этим настоящее время проводится административная реформа, которая коснулась и органов исполнительной власти в субъектах РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых формируется и реализуется в рамках института органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования является система конституционно-правовых норм, законов и иных нормативных правовых актов, посредством которых регулируются правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в административном праве.
Целью исследования является комплексный анализ правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
раскрыть понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти;
проанализировать систему органов исполнительной власти в России;
определить виды и полномочия высшего исполнительного органа субъектов РФ;
охарактеризовать высшее должностное лицо как органа исполнительной власти субъекта РФ.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также иные нормативно-правовые акты по данной теме.
Методологическую базу исследования составляют основополагающие законы и категории материалистической диалектики и теории познания, общенаучный диалектический метод. В настоящей работе применяются системный, сравнительно-правовой, формально-логический, анализ, синтез и другие методы.
Теоретической основой представленной работы послужили труды таких ученых в области административного права, как: Бахрах Д. Н., Еремина О. Ю, Романова В. В., Попова Л. Л., Туровская В. А. и многих других, которые были положены в настоящего исследования.
Теоретическое значение настоящей работы заключается в научном анализе, обобщении, систематизации и расширении общетеоретических знаний и представлений относительно органов исполнительной власти субъектов РФ.
Практическое значение настоящей работы проявляется в том, что ее результаты могут быть использованы в учебной и научной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В российской Федерации существует система органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти понимается в качестве организованного коллектива людей, который представляет собой самостоятельную часть государственного аппарата и наделенную государственно-властными полномочиями по непосредственной реализации задач и функций исполнительной власти. Каждый орган исполнительной власти обладает административно-правовым статусом, который определяется его компетенцией и правосубъектностью.
В Российской Федерации существует двухуровневая система органов исполнительной власти: на федеральном уровне и на региональном уровне. В систему федеральных органов власти включается Правительство, министерства, федеральные агентства и федеральные службы. В систему исполнительных органов власти субъекта РФ включаются высший исполнительный орган субъекта и высшее должностное лицо данного субъекта, которым определяется структура исполнительных органов.
Так, система органов исполнительной власти в Алтайском крае состоит из Правительства Алтайского края, Губернатора Алтайского края, одновременно являющегося Председателем Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти.
Высший орган исполнительной власти в Алтайском крае существует с момента, когда был образован Алтайский край. В различные периоды времени он носил различные наименования, обладал различными полномочиями. Однако суть его оставалась одна – он выполнял и в настоящее время выполняет управленческие и административно-распорядительные функции.
В 2015 году в связи с проводимой в России административной реформой краевой властью было принято решение о создании Правительства вместо Администрации Алтайского края.
Правительство Алтайского края является самостоятельным высшим исполнительным органом Алтайского края. Это коллегиальный орган, начиная от порядка формирования, подчинения органов и структурных подразделений и заканчивая порядком принятия решений. Председатель Правительства осуществляет руководство его деятельностью на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за результаты этой деятельности. Председатель Правительства по должности является Губернатором Алтайского края. В структуру Правительства входит Губернатор Алтайского края; его первый заместитель (первые заместители); его заместители - руководители органов исполнительной власти Алтайского края; руководители главных управлений Алтайского края.
Правительство Алтайского края обладает достаточно широкими полномочиями в сфере экономики и инвестиций; бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов; и иных сферах жизни населения Алтайского края.
Губернатор Алтайского края выступает в качестве высшего должностного лица Алтайского края, кроме того, он является председателем Правительства Алтайского края, а поэтому относится к исполнительной ветви власти в Алтайском крае. В настоящее время Губернатор избирается всеми жителями Алтайского края раз в пять лет на основе всеобщего избирательного права прямым голосованием.
Он обладает разнообразными полномочиями в рамках своей деятельности. Он не только является официальны представителем Алтайского края во внешних отношениях, но и обладает рядом полномочий в осуществлении правотворчества, обладает координационными функциями, непосредственно формирует и осуществляет руководство Правительством Алтайского края и многими иными.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрании законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
3. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС (принят АКЗС 26.05.1995) (ред. от 06.06.2012) // Алтайская правда. – 1999. - № 235.
4. Закон Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края» (принят Постановлением АКЗС от 31.08.2015 № 223) // Сборник законодательства Алтайского края. – сентябрь, 2015. - № 233. - С. 22.
. Специальные аты:
5. Агаджанов А.А. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации в механизме реализации основных прав и свобод // Проблемы права. - 2016. - № 2 (56). - С. 47-49.
6. Административное право. Учебник / под ред. Попова Л.Л. – Юрайт, 2016. – 520 с.
7. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. - М.: Эксмо, 2010. – 607 с.
8. Братановский С.Н. Административное право. Учебник. - М.: Директ-Медиа, 2013. – 921 с.
9. Васильченко Д.Ю. Проблемы избрания (наделения полномочиями) высших должностных лиц субъектов РФ: история и современные перспективы// Наука, техника и образование. – 2014. - № 4 (4). – С.56-59.
10. Еремина О. Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. – 2015. - № 11 (107). – С.40-42.
11. Ефименко Л.А., Кенжакулов Ш.М. Высшее должностное лицо субъекта федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2017. - № 1 (30). С. 32-33.
12. Кешикова Н. В., Сабельфельд А. А. Эволюция порядка формирования государственных органов исполнительной власти // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. - № 5. – С.57-61.
13. Лапина М.А. Административное право. – М., 2010. – 540 с.
14. Мазуров В. Ю., Ососкова Ю. А. К вопросу о моделях организации исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Некоторые особенности организации исполнительной власти в Красноярском крае // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2009. - № 2. – С. 204- 208.
15. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. - М: Проспект, 2017. – 336 с.
16. Романова В. В. Понятие органа государственной власти // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. - № 5. – С. 97-99.
17. Сотникова Д.В. Высшее должностное лицо субъекта // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 134-139.
18. Туровская В.А. О некоторых проблемах построения эффективной системы федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 2. - С. 34-38.
19. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 28.04.2018.
. Судебная практика:
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 6. - Ст. 866.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996г. № 2-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 24.04.2018
22. Постановлении от 21 декабря 2005 г. № 13-П «// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 24.04.2018.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 32-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление .04.2018.