Введение: 3
Глава 1. Интересы России в центральной Азии и перспективы укрепления позиций 11
1.1 Активизация политики России в Центральной Азии и усиление
соперничества с США в 1990-е гг 11
1.2 ШОС и координация политики России с другими государствами в
Центральной Азии 17
1.3 Рост влияния России в Центральной Азии в начале нового
тысячелетия 20
Глава 2. Геополитические интересы США в Центральной Азии 28
2.1 Политика в США в 1990-е гг 28
2.2 Политический курс США в 2000-х гг 35
Глава 3. Геополитические интересы Китая в Центральной Азии 40
3.1 Стратегия Китая и его приоритеты 40
3.2 Китай и Центральная Азия в 2000-е гг 44
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 56
Постановка проблемы. Центральная Азия на протяжении многих веков представляла особый интерес с экономической и военно-стратегической точек зрения. Особую известность она приобрела в 19-м веке, в тот момент, когда регион стал предметом соперничества между Британией и Российской империей, получившего название «Большая игра».
Интерес к региону обусловлен его географическим положением. Он занимает промежуточное положение между Европой и Азией, граничит с Россией, Китаем, Ближним Востоком, тем самым становится удобным для транзита товаров, природных и трудовых ресурсов.
Центральная Азия - это тот регион мира, где активно развивается процесс внутреннего соперничества между странами, который осложнен не оформившимся до конца видением места и перспектив региона в мировой политике и экономике. Стоит отметить, что внешние факторы оказали решающее воздействие на формирование глобального порядка, в дополнение к этому вовлечено много внешних игроков, каждый из которых имеет конкретные геостратегические интересы.
Отношения со странами региона оказывают значительное влияние на формирование политики России, США и Китая. Каждая страна определила свои интересы в Центральной Азии, определила место региона в своей внешней политике и расставила приоритеты своих государственных интересов. Одной из основных задач каждой из исследуемых стран является лидирующего положения в регионе.
Китай в свою очередь видит цель улучшить своё экономическое положение за счет продвижения вглубь региона, тем самым усиливая свой экономический потенциал; Соединенные Штаты хотят сохранить зону своего влияния в регионе; Россия в свою очередь желает сохранить тесные связи с бывшими советскими странами. Все перечисленные подходы различны, противоречат друг другу и в то же время создают в регионе Центральной Азии напряженную обстановку.
Актуальность темы исследования. Центральная Азия после распада Советского Союза и появления в регионе новых независимых государств - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - вызвала большой интерес со стороны, как ближайших соседей, так и крупнейших государств Запада и Востока.
Такой интерес был вызван многими причинами.
Для России Центральная Азия является регионом, влияющим на сохранение стабильности и безопасности на ее южных рубежах. Следует учесть, что немаловажное значение для РФ имеет и ресурсный потенциал региона. Россия, пережившая системный кризис, начинает не только осознавать свои интересы в регионе, но и ищет возможности укрепления здесь своих позиций. Для разработки долгосрочной российской стратегии сотрудничества со странами Центральной Азии необходимо осмысление и научный анализ изменений в регионе, а также политики мировых и региональных держав в Центральной Азии.
Китай видит возможность укрепить свои позиции в регионе, учитывая геополитические и ресурсно-стратегические возможности
центральноазиатских стран.
У США также возникло желание проникнуть в ранее недоступную для них Центральную Азию и тем самым оказывать непосредственное региональное давление на Китай и Россию. Ведь здесь США имеют значительные экономические интересы. Но если в 1990-х годах в Вашингтоне был план под установлением контроля над центральноазиатскими ресурсами, то события сентября 2001 года позволили приступить к ее практической реализации.
Всё вышеизложенное делает тему исследования актуальной и своевременной. В рассматриваемый период с 1991 года произошли значительные структурные изменения в политике и экономике стран региона. В настоящее время можно говорить о том, что в основном сформировались Степень изученности. Интересы трех крупнейших государств — России, США и Китая в Центральной Азии просматриваются на протяжении всего периода независимости государств региона. Однако следует отметить отсутствие обобщающих исследований. Большинство публикаций посвящено или интересам какой-либо одной страны, или только одной из сфер интересов, например, военно-стратегической или экономической.
В российских научных исследованиях следует выделить несколько центров, изучающих вопросы геополитических проблем Центральной Азии. Во-первых, это исследования МГИМО по азиатским проблемам, в которых рассматриваются и политические проблемы Центральной Азии. Данным университетом издан ряд сборников, прямо посвященных различным проблемам развития и международного сотрудничества центральноазиатских стран.
Другим центром является Российский институт стратегических исследований. В рамках данного центра изучается взаимодействие России, Китая и США в регионе и рассматривается в контексте анализа проблем Азиатского континента в целом, АТР или ШОС .
Также хотелось бы упомянуть о региональном Центре изучения Центральной Азии и Турции при Казанском Федеральном Университете. Центр занимается анализом конфликтов в Центральной Азии и определением путей их урегулирования, также большое значение отдается исследованиям роли и места Центральной Азии в современной системе международных отношений .
Не менее важными являются западные исследования, которые также уделяют значительное внимание развитию центральноазиатских государств и
4
международному сотрудничеству в регионе .
Цель работы. Целью работы является осуществление системного анализа интересов Соединенных Штатов, Китая и России в Центральной Азии. При этом выявлены: совпадение, противостояние интересов,
возможность их использования Россией для укрепления своих позиций в Центральной Азии.
Задачи:
1. Исследовать геополитические концепции, влияющие на формирование интересов России, США и Китая в Центральной Азии,
2. Изучить геополитические особенности Центральной Азии, вызывающие повышенный интерес мировых и региональных акторов и их стремление к сотрудничеству со странами региона;
3. Проследить динамику формирования политических, военно-стратегических и экономических интересов США, КНР и Российской Федерации в центральноазиатском регионе;
4. Выявить существующие стратегии взаимодействия США, КНР и РФ с государствами Центральной Азии;
5. Исследовать перспективы усиления позиций России в
рамках ЕврАзЭС и ШОС.
Хронологические рамки исследования охватывают 25 лет с момента распада Советского союза, а именно с 1991 года до 2016.
Г еографические рамки работы определяются понятием
«Центральная Азия», предложенным и принятым руководителями
Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в 1993 году на саммите в Ашхабаде, и включают в себя территорию этих стран.
Методология исследования:
Теоретические методы:
- Обзор научной литературы, позволяющий выявить системный анализ влияние США, России и Китая в центральноазиатском регионе.
Практические методы:
- Изучение материалов различных авторов по выбранной теме;
- Содержательный анализ позиций ключевых игроков;
- Метод сравнительно-сопоставительного анализа приемов и способов оценки практики деятельности акторов. С помощью данного метода мы постарались не только раскрыть основные методы собственной политики, но и наиболее проблемные вопросы современного состояния в регионе Центральной Азии.
Объект исследования - геополитические, военно-стратегические и экономические интересы США, Китая и России в Центральной Азии.
Предмет исследования - сотрудничество и соперничество США, Китая и России при реализации своих интересов в Центральной Азии.
Источниковая база исследования:
При написании данной работы использовались источники, которые освещают главную тему исследования.
В качестве основных источников рассматривались тексты договоров, официальные документы министерств и ведомств, в частности интервью представителей МИД стран , Президента РФ , Президента Казахстана ,
о
Президента Киргизии , Председателя КНР.
Степень изученности проблемы:
В качестве основных работ для изучения политических и экономических взаимоотношений стран стали труды историков международных отношений и политологов Казанцева А.А. , Белоглазова
А.В. , Богатурова А.Д. .
Также были изучены переведённые работы зарубежных авторов, рассматривающие интересы главных игроков в регионе .
Таким образом, можно сказать, что были рассмотрены разные точки зрения на развитие межгосударственных отношений между Россией, США и Китаем .
Новизна исследования:
Большинство исследований, посвященных проблемам Центральной Азии и интересам внешних игроков в регионе, как правило посвящены либо политике отдельных стран, либо ситуационному анализу развития интересов крупнейших субъектов мировой политики в регионе. В данной работе проведено обобщение доктрин, политических решений, научной и аналитической информации по вопросам геополитических интересов США, КНР и РФ в регионе.
Проведен комплексный анализ совпадающих и противостоящих интересов США, Китая и России как в двустороннем формате, так и в треугольнике указанных государств, таким образом это позволило обосновать и представить целостную систему их взаимоотношений по вопросам сотрудничества и противостояния в Центральной Азии.
Научная значимость темы - анализ интересов России, США и Китая в Центральной Азии, их сочетаемость и противоречивость. Данные страны смогли определить свои геополитические интересы в регионе, а также оказать наибольшее влияние на политическую, экономическую и военно-стратегическую ситуацию в Центральной Азии. Россия, США и Китай претендуют на мировое и региональное влияние, заинтересованы в укреплении своего лидерства в Центральной Азии и в снижении влияния соперников.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что сформулированные в ней основные положения, выводы, предложения и практические рекомендации могут быть использованы в дальнейшей практической работе авторов, которые специализируются в области изучения Центральной Азии, а также при изучении конкретных проблем, связанных с современной политикой государств центральноазиатского региона на международной арене.
Центральная Азия сегодня находится на пересечении геополитических и геоэкономических интересов трех крупнейших государств мира- США, Китая и России.
США хотят продолжать оказывать влияние на политику всей Евразии тем самым не допуская никакую другую силу в регионе в частности Россию и Китай. Они продолжаю оставаться в регионе под предлогом борьбы с торговлей наркотиками и исламским экстремизмом.
Военно-стратегические интересы Соединенных Штатов в регионе связаны с ситуацией в Афганистане и возможностью контролировать Иран а также Пакистан с Индией. Также их привлекает возможность контроля над углеводородами.
Однако за последнее десятилетие позиции США ослабли. В первую очередь это вызвано тем, что Россия укрепила свои политические, военно-стратегические и экономические позиции. Китай активно осваивает рынок и увеличивает свои актив в экономике стран региона Тем самым проект ШОС создает сложности для американского присутствия в регионе.
Китай в свою очередь стремится к стабильности развития с своим соседями, включая Россию. Политика Китая строится на активно участи в решении проблем региона, способствует его развитию, а также осуществляет свои стратегические интересы в сфере освоения природных ресурсов.
Россия со всей стороны имеет значительны интересы в регион Центральной Азии.
Во-первых, для нас важна охрана своих южных границ, в частности угрозы для национальной безопасности со сторон афганского наркотранзита на территорию России.
Во-вторых, к интересам России можно отнести добычу и транспортировку углеводородов расширение транспортных коммуникаций, а также машиностроение и высокие технологии.
В-третьих, сотрудничество со странами Центральной Азии помогает России укрепите позицию на международной арене. Увеличивается геоэкономическая значимость взаимодействия с центральноазиатскими странами. В частности можно увидеть рост инвестиционной привлекательности дл российских инвесторов.
В-четвертых, не менее важным фактором для реализации интересов России является расширение изучения русского языка и создания позитивного образа России.
1. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 940 Об утверждении Стратегического курса РФ с государствами-участниками СНГ. [Электронный ресурс].// URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8307 (Дата обращения: 02.02.2017)
2. Концепция внешней политики РФ. 28 июня 2000 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/foreign policy con cept russian.pdf (Дата обращения: 12.03.2017)
3. Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. 26 февраля 1999 г. // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. Доступ закрыт, требуется регистрация.
4. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. 10 октября 2000 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru acts/bank/8305 (Дата обращения: 17.03.2017)
5. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 г. [Электронный ресурс] // URL: http: //www.odkb .csto.org/documents/d etail.php?ELEMENT ID=124 (Дата обращения: 07.03.2017)
6. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Официальный сайт МИД РФ. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.mid.ru/ru/maps/cn//asset
publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870. (Дата обращения:
11.04.2017)
7. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). [Электронный ресурс]. URL: http://www.sectsco.org/home.asp?LanguageID=3 (Дата обращения:
19.03.2017)
8. Декларация о создании ШОС от 15 июня 2001 г. // [Электронный ресурс]. URL: htpp:// www.sectsco.org (Дата обращения: 19.03.2017)
9. Дополнительное Соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на её восточной части // Собрание законодательства РФ. №32. Ст. 3270. - 2005. (Дата обращения: 19.03.2017)
10. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/files/imag es/kai/China/Rus China TES 2014.pdf (Дата обращения: 08.03.2017)
11. Концепция и План действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» / Государственный комитет по развитию и реформе, Министерство иностранных дел, Министерство коммерции КНР Пекин, 2015 (Дата обращения: 08.04.2017)
12. Декларация глав государств-членов ШОС, г. Астана, 5 июля 2005 года [Электронный ресурс]. URL: http: //www.fmprc.gov.cn/rus/wi dt/zyj h/t202678. htm (Дата обращения: 17.05.2017)
13. Статья Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в газете .Жэньминь Жибао., 15 июля 2011 г. (Дата обращения: 25.05.2017)
14. Статья Министра иностранных дел России С.В. Лавтора в газете Жэньминь Жибао, 13 октября 2004 г. (Дата обращения: 25.05.2017)
15. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. URL: //http://www.evrazes.com/docs/view/75 (Дата обращения: 17.05.2017)
16. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. URL: // http://www.tsouz.ru/Docs/Pages/mgs4proekt.aspx (Дата обращения:
25.05.2017)
Литература:
1. Звягельская И. Зачем России нужна Центральная Азия. / Континент (Казахстан). 2004. №02 (114).
2. Лузянин С.Г. Роль Китая в каспийских энергопроектах// Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий- Кавказ: Энергетика и политика. М.: «Навона». 2005. С. 251 - 252;
3. Лукин А.В. Россия и ШОС// Аналитические записки НКСМИ МГИМО. 2007.- Выпуск 6 (26). С. 7- 8.
4. Арунова M. Россия и государства Центральной Азии: сотрудничество в сфере безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2001. №2. С. 46-54.
5. Хилл Ф. Переосмысление комплексного подхода к безопасности в Центральной Азии / Сотрудничество стран Центральной Азии и США по обеспечению безопасности в регионе. Материалы международной конференции // Под ред. М. Ашимбаева и Дж. Меннути. Алматы, 2005.
6. Барабанов О.Н. Политика НАТО в отношении государств Центральной Азии и Закавказья// Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: Энергетика и политика. М.: Навона, 2005.
7. Лузянин С. Г. Китай, Россия и Центральная Азия: разграничение региональных интересов// Китай в мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001. - С. 311—335
8. Чжан Вэньу. Отношения КНР с Россией и государствами Центральной Азии: современное состояние, стимулы и перспективы// Дуноу, Элосы, Чжуня яньцзю. 1994. № 4. С. 7—11.
9. Шэнь Фану. Великая игра и Центральная Азия: об изменениях в международном стратегическом положении// Цзефанцзюнь вайю сюеюань сюебао. 1996. № 5. С. 107-108.
10. Ли Лифань, Дин Шиу. Геополитические интересы России, США и Китая в Центрально Азии// Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 3. С.
164/165. Юлдашева Н. Закрепление внешнего выбора. - // Деловая неделя, №32, 22 августа 2014 г.
11. Парамонов В., Строков А. Китайское присутствие в нефтегазовых отраслях стран Центральной Азии: состояние и перспективы. [Электронный ресурс] URL: http://www.caa-network.org/archives/5706 (Дата обращения:
05.03.2017)
12. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). М.: Научный эксперт, 2016. стр. 96. [Электронный ресурс] URL: http:// www.centero.ru/wp-content/uploads/2016/11/111-avtor-logo- CHINA2-01.pdf (Дата обращения: 17.03.2017)
13. Сыроежкин К.Л. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП. // Россия и новые государства Евразии. 2016. № 2. C.37-55
14. Парамонов В., Строков А. Китайское присутствие в нефтегазовых отраслях стран Центральной Азии: состояние и перспективы. URL: http: //www.caa-network. org/archives/5706
15. Бизнес обсуждает проблемы сопряжения строительства ЕАЭС и Шелкового пути.09.10.16 URL: http://www.rspp.ru/news/view/8079
16. Байкова Т. Китай теснит Россию в Центральной Азии. Available at: http://izvestia.ru/news/606469
17. Кабулов: «Россия уже оказывает помощь Афганистану». URL: http://w ww. izvestia. ru/news/592813
18. Политика России в Центральной Азии. URL: http://www.svoboda.org/pro grams/SP/1999/SP-62.asp
19. Верхотуров Д. Активизация Туркменистана на афганском направлении [Электронный ресурс] // Новое Восточное Обозрение. М., 19 февраля 2011 г. http: //j ournal -neo.com/? q=ru/ node/4559.
20. Мухин В. "Мирная миссия" Сергея Шойгу. [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/politics/2016-06-08/2_shoigu.html
21. Замир Кабулов: Кризис безопасности в ИРА представляет угрозу для государственного строя. 16 [Электронный ресурс] URL: http://afghanistan.ru/d oc/96894.html
22. Атасунцев А. «Каримов был прав, но давайте все поменяем» Available at: URL: https: //www.gazeta.ru/politics/2016/12/05_a_10406273.shtml#page3
23. Крамник И. Профилактика хаоса. Каковы цели российского военного планирования в Центральной Азии. [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/articles/2016/08/30/chaosworlds/
24. А. Габуев. Как приручить дракона. // Россия в глобальной политике-
2015. №1 [Электронный ресурс] URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Priru chit-drakona-17316
25. Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России. Под ред. М.М.Наринского и А.В.Мальгина. М. «Логос», 2003; Вектор международной политики. Аналитические записки МГИМО(У) МИД России. 2007. № 4.
26. Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Под ред. А.Д.Воскресенского. М. 2002.
27. Формирование политики России в Центральной Азии/ А.В. Белоглазов. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - 358 с.
28. Cohen A.Radical Islam and US Interests.in Central Asia- Washington, DC: Heritage Foundation, 2003; Cummings S.(ed.) Oil, Transition and Security in Central Asia.- London, New York: Routledge/Curzon, 2003;
29. Центральная Азия: новые тенденции в экономике. - М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С.106.
30. Хрусталев М. Центральная Азия во внешней политике России. Исследования ЦМИ МГИМО. М., 1994. С. 10.
31. Лаумулин М. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Том II: Внешняя политика и стратегия США на современном этапе и Центральная Азия. Алматы: КИСИ при президенте РК, 2006.
32. Братерский М.В. США и проблемные страны Азии: обоснование, выработка и реализация политики в 1990 - 2005 гг. М.: МОНФ - Институт США и Канады, 2005. С. 180.
33. Омаров Н. На пути к глобальной безопасности: Центральная Азия после 11 сентября 2001 года. Бишкек, 2002 г.
34. Братерский М.В. США и проблемные страны Азии: обоснование, выработка и реализация политики в 1990 - 2005 гг. М.: МОНФ - Институт США и Канады, 2005. С. 188.
35. Шэнь Фану. Великая игра и Центральная Азия: об изменениях в международном стратегическом положении// Цзефанцзюнь вайю сюеюань сюебао. 1996. № 5. С. 107-108.
36. Лузянин С.Г. Роль Китая в каспийских энергопроектах// Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: Энергетика и политика. М.: Навона, 2005. С. 236 - 254.
37. Алимов Р.К. К вопросу о формировании «Экономического коридора шелкового пути»: состояние, проблемы и перспективы. МИР, № 16, 2013. С. 79-80.
38. Сыроежкин К.Л. Синьцзян: большой вопрос для Китая и Казахстана. Алма-Ата: Институт азиатских исследований, 2015.
39. Wishnick E. Strategic Consequence of the Iraq War: U.S. Security Interests in Central Asia Reassessed. Carlisle, Pa. U.S. Army War College (May 2004).
40. Wishnick E. Strategic Consequences of the Iraq War: U.S. Security Interests in Central Asia Reassessed. Carlisle, Pa.: U.S. Army War College, May 2004. Р. 2 — 4.2.
41. Feith D. J. «Transforming the Global Defense Posture», remarks before CSIS. Washington, D.C., December 3, 2003.
42. Silencing Central Asia: The Voice of Dissidents. Hearing Before the Subcommettee on the Middle East and South Asia of the Committee on International Relations. House of Representatives, 107th Congress, 1 Session. 2001. 18 July. P. 56.
43. Erwin S. War on Terrorism Tests Logisticians! Skills. National Defense Magazine (July 2002)
44. Muzalevsky R. China's Long March Into Central Asia, Stratfor, 27 April
2016.
45. Coyer P. Islamic Extremism in Central Asia.
46. Muzalevsky R. China's Long March Into Central Asia, Stratfor, 27 April 2016
47. Council on Foreign Relations, «Terrorism: Questions & Answers- Uzbekistan», 2004// http://www.terrorismanswers.org/coalition/uzbekistan.html (accessed October 14, 2004).
48. U.S. Department of Defense, «2002 Annual Report to the President and the Congress». Washington, D.C., 2002 http://www.defenselink.mil/execsec/adr2002/ index.htm (accessed October 14, 2004).
49. Collins K. Stabilizing or Destabilizing Central Asia? The Great Powers and Central Asia After September 11// Paper Presented at the Conference: Reconfiguring East and West in the Bush-Putin Era. Berkeley, 13 - 14.04.2002.
50. Starr F.A. Partnership for Central Asia// Foreign Affairs. 2005. July/August (http://www.sfr.org/publication/8937/partnership_for_central_asia.html); Byrd W. Economic Cooperation in the Wider Central Asia Region/ William Byrd, Martin Raiser and others// World Bank. Working Paper. 2006. No.75
51. Roshe S. The Role of Islam in the Lives of Central Asian Migrants in Moscow // CERIA Brief. October 2014. № 2.
52. Dorian J., Wigdortz B. & Gladney D. Central Asia and Xinjiang, China: Emerging energy, economic and ethnic relations// Central Asian Survey. 1997. №
4. Р. 461-486.
53. Chinese Foreign Policy: Theory and Practice. Edited by Thomas W Robinson, David L Shambaugh. Oxford, New York, 1996;
54. Medeiros E.S., Fravel M.T. China’s New Diplomacy // Foreign Affairs. Nov./Dec. 2003.Vol. 83. №6. Р. 22-35; New Directions in the Study of China’s Foreign Policy/ A.I.Johnston, R.S.Ross. Stanford, 2006.
55. Omarov N. Naputi k globalmoy bezopasnosti: Centralmaya Aziya posle 11 sentyabrya 2001 goda. Bishkek, 2002 g.
56. Trenin D. The End of Eurasia. Moscow: Carnegie Moscow Center, 2001. P. 130, 203.
57. Blank S. The new Russo-Chinese «Partnership» and Central Asia// Central Asia and Caucasus Analyst. 2000. August 16 URL://http://www.cacianalyst.org./H eadline1.htm;