Формирование регулятивных универсальных учебных действий методом самооценки и взаимооценки на уроках истории (Омский Государственный Педагогический Университет)
Много приложений.
Есть доклад и презентация.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом можно подставить название нужной и работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава I. Регулятивные УУД и метод самооценки и взаимооценки на уроках истории в 6-х классах 6
1.1 Теоретическое осмысление метода «самооценки» и «взаимооценки», содержании и характеристика 6
1.2 Регулятивные УУД у учащихся 6-х классов: определение и сущностные характеристики 11
Глава II. Апробация и применение метода самооценки и взаимооценки для формирования регулятивных УУД на уроках истории в 6-х классах 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 19
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 40
Приложение 4 41
Приложение 5 42
Одно из основных положений концепции Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) – формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно важной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются федеральные образовательные стандарты 2-го поколения, в общеобразовательную. Поэтому формирование регулятивных УУД у школьников 6-х классов является для педагогов и в частности учителей истории бесспорной необходимостью уже сегодня. Каждые 10 лет объем информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся, сегодня все более востребованными.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
В самом общем смысле под УУД понимают действие, обеспечивающее овладение ключевыми компонентами составляющими основу умения учиться. В свою очередь, развитие регулятивных УУД – одна из основных компетенций, необходимых для формирования остальных универсальных учебных действий. Именно овладение регулятивными УУД, включая умение работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), сознательно организовывать свою деятельность, выполнять различные творческие работы, предусматривающие сбор и обработку информации, и т.п., позволяет учащимся достичь итоговых результатов по истории, сформулированных во II разделе ФГОС:
формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики формирования регулятивных УУД на уроках истории в 6-х классах.
Гипотеза: развитие и систематическое использование метода самооценки и взаимооценки приведет к формированию регулятивных компетенций у обучающихся на уроках истории в 6-х классах.
Цель: Определить, как метод самооценки и взаимооценки влияет на формирование регулятивных компетенций, и разработать рекомендации по применению метода самооценки и взаимооценки на уроках истории в 6-х классах.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. Определить понятие самооценка и взаимооценка.
2. Определить подходы к пониманию понятия «регулятивные УУД».
3. Разработать модель сформированности регулятивных УУД.
4. Осуществить поиск и проведение диагностик уровня сформированности регулятивных УУД.
5. Разработать блочно-тематический план и провести серию уроков, направленных на формирование регулятивного компонента.
6. Провести контрольную диагностику и разработать рекомендации по применению метода самооценки и взаимооценки для формирования регулятивных компетенций на уроках истории в 6-х классах.
Методологическую основу данной работы составляют работы таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин. Подходы к формированию универсальных учебных действий активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, О.Б. Даутовой, В.В. Дрозиной, Л.В. Искровской и др.
В качестве методов исследования применялись, наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также диагностическая методика «Оценка сформированности целеполагания, контроля и оценки методом наблюдения».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе формирования самосознания подростка он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и как качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания ребенка-школьника являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Одновременно поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста. Отсюда в центр обучения современной технологии контрольно-оценочной деятельности был помещен сам обучающийся. Его позиция в обучении не пассивна, она активна, а в основе эффективной учебной деятельности всегда лежит сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениями модернизации образования, если процедура оценивания перестанет рассматриваться как средство элементарного контроля за достижением учебных результатов, а будет воспринято как необходимое средство реализации целей образования, включающее в себя два обязательных компонента: самооценку и взаимооценку.
Более того, на сегодняшний день метод самооценки и взаимооценки является эффективным способом для формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают развитие у детей младшего подросткового возраста произвольного поведения, связанного в первую очередь с организацией своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Самооценка подразумевает осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт обучения и проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Взаимооценка – важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает обучающегося быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Она положительно влияет на развитие коммуникативных качеств личности обучающихся, помогает ученикам предоставлять друг другу необходимую обратную связь, что обеспечивает им возможность говорить, обсуждать, объяснять и критически оценивать друг друга. Успешная взаимооценка может помочь развить самооценку с тем, чтобы обучающиеся брали на себя возрастающую ответственность за свой собственный прогресс в обучении.
При этом анализ результатов первичной диагностики 25 учащихся шестого класса по методике «Оценка сформированности целеполагания, контроля и оценки методом наблюдения» на уроках истории показал, что многие дети (60%, или 15 человек) не могут сформулировать цель и задачи учебной деятельности. При этом 72% учащихся (18 человек) не способны самостоятельно оценить свою работу, обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, не критично относится к исправленным ошибкам в своих работах, при взаимопроверке не замечает ошибок других учеников.
После анализа результатов по формированию самооценки был сделан вывод о положительной динамике по всем основным показателям развития регулятивных УУД. Несмотря на короткий промежуток времени, отведенный на проект, я увидел, что при системном использовании методов взаимооценки и самооценки можно достичь более высоких результатов в формировании регулятивной компетентности. Проведенные мной уроки показали, насколько важно больше времени уделять на развитие регулятивного компонента методом самооценки и взаимооценки.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 28.10.2018).
2. Абекова, Ж.А. Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе / Ж.А. Абекова, А.Б. Оралбаев и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – №2. – Ч. 2. – С. 215-218.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2016. – 608 с.
4. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Акадения, 2014. – 240 с.
5. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Изд-во Речь, 2013. – 357 с.
6. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности / Л.С. Выготский / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. общество России, 2017. – 512 с.
8. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2015. – 317 с.
9. Громова, Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т.В. Громова // Практика административной работы в школе. – 2016. – № 7. – С. 49-53.
10. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
11. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе / О.М. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №2. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179 (дата обращения: 28.10.2018).
12. Дрозина, В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. д-ра пед. наук / В.В. Дрозина. – М., 2012. – 495 с.
13. Елина, А.А. Развитие самооценки в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / А.А. Елина // Студенческий научный форум. Психологические науки. – 2014. – URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2014/3584.pdf (дата обращения: 28.10.2018).
14. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие / И.Н. Емельянова. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. – 216 с.
15. Иванов, Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. – 2016. – № 1. – С. 22-28.
16. Искровская, Л.В. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения истории / Л.В. Искровская // Преподавание истории в школе. – 2014. – №7. – С. 155-161.
17. Колышко, А.М. Психология самоотношения: учебное пособие / А.М. Колышко. – М.: Академия, 2014. – 467 с.
18. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорфф-Сысоева. – М.: Проспект,2014. – 488 с.
19. Крутова, Н.В. Системный подход в реализации требований к образовательным результатам ФГОС общего образования (на примере истории и обществознания) / Н.В. Крутова, Р.В. Пазин // Преподавания истории в школе. – 2015. – №3. – с. 53-59.
20. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.
21. Петруленков, В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС: 1-11 кл. / В.М. Петруленков. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
22. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
23. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2015. – 672 с.
24. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. – 656 с.
25. Русакова О.В. Формирование умений и навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков в процессе обучения: дисс. ... канд. пед. наук. – Киров, 2009. – 209 с.
26. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 512 с.
27. Сорокина, Е.Н. Поурочные разработки по Истории России к учебнику Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. / Е.Н. Сорокина. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Академия, 2015. – 159 с.
29. Фризен, М.А. Саморазвитие личности: осмысление, проектирование, экзистенциальная ответственность: монография / М.А. Фризен. – Петропавловск-Камчатский.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. – 188 с.
30. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. – М.: Интерпракс, 2015. – 164 с.
31. Чучалова, О.Н. Мотивационная готовность к самореализации интеллектуальных способностей: дисс. канд. пс. н. / О.Н. Чучалова. – Томск, 2015. – 192 с.
32. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Академия, 2014. – 326 с.
33. Шестакова, Л.Г. Самооценка и взаимооценка в оценочной деятельности студентов педагогического вуза / Л.Г. Шестакова, Рихтер Т.В. Харитонова Т.А. // Активизация естественно-математического образования: школа – вуз. – Соликамск, 2017. – С. 35-46.
34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Академия, 1012. – 160 с.
35. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2015. – 384 с.
36. Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: автореф. дис. док. пс. наук. – Ярославль, 2013. – 48 с.