Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения

Работа №55690

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические аспекты психологии учебной мотивации 8
1.1. Исследование учебной мотивации в работах зарубежных ученых 8
1.2. Взгляды отечественных ученых на учебную мотивацию 11
1.3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации младших
школьников 23
Выводы по главе 1 34
Глава II. Организация и методы исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 39
3.1. Результаты изучения особенностей учебной мотивации младших
школьников 39
3.2. Результаты определения детско-родительского стиля отношений 47
3.3. Выявление характера и степени взаимосвязи учебной мотивации и
стилей родительского отношения 51
Выводы по III главе 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение

В настоящее время перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования учения школьников как ведущего их вида деятельности, а также выявления условий повышения качества образования, среди которых немаловажное значение имеет формирование и развитие мотивации учения. Но также для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям.
Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию. В жизни ребенка существуют периоды, когда отношения с родителями, их характер, форма и содержание становятся исключительно значимыми и определяющими его психическое развитие. В младшем школьном возрасте именно от родительской позиции зависит самочувствие ребенка в новой системе отношений, его адаптация к ней, успехи в учебной деятельности.
Феномен мотивации учения изучался многими зарубежными исследователями, которые в своих теориях описывали предикторы мотивации учения в рамках различных подходов. Бихевиористский подход представлен теориями Р.Вудвортса (1918), Ж.Нюттена (1984), в которых мотивацию рассматривалась как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных. Мотивация учения понималась как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители, а мотив рассматривался как энергизатор или сенсибилизатор. Когнитивный подход основывался на теориях и концепциях таких ученых, как Дж.Роттер (1954), Г.Келли (1955), Х.Хекхаузен (1955), Дж.Аткинсон (1964), Д.Макклелланд (1971), для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности,
жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Основоположником динамического подхода стал Р. Кеттелл (1957). В его теории рассматривались динамическая решетка устремлений и мотивационные диспозиции типа «эргов», в которых виделись своего рода биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта. Потребностный подход прослеживался с начала 20-х годов ХХ века, когда стали появляться теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, 1926; Г. Олпорт, 1937; Г. Мюррей, 1938; А. Маслоу, 1954). При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов.
В отечественной литературе феномену мотивация учения младших школьников уделялось немало внимания. Мотивация учения изучалась многими отечественными исследователями (Л.С. Выготский, 1930; Л.И.Божович, 1962; М.В. Матюхина , 1983; Н.И. Гуткина и В.В. Печенков, 2004, Д.Б.Эльконин, 1976; В.А. Караковский, 1998). В исследовании Н.В.Филипповой показано, что существует взаимосвязь уровня школьной мотивации и самооценки. А.К.Маркова предполагает, что учебный мотив, являясь направленностью школьника на отдельные стороны учебной работы, связан с внутренним отношением ученика к ней, а именно внутренней мотивацией.
Актуальность данной работы заключается в том, что в младшем школьном возрасте возрастная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании произвольности, готовности к усвоению знаний. Как итог формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство неполноценности. В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения, выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Родители начинают по-новому контролировать ребенка, все в большей степени требуют проявления
ответственности за свои школьные дела. Эмоциональные отношения с
4
ребенком сменяются на отношения, центрированные на учебной деятельности. Эти изменения в детско-родительских отношениях могут неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, успешности его деятельности, его эмоциональном благополучии. Поэтому если в данный возрастной период упустить формирование фундамента учебной деятельности младшего школьника, то в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности и проблемы в его последующем обучении.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило сформулировать противоречие о недостаточно изученной в психологической науке проблеме учебной мотивации детей в контексте родительского отношения в семье. В нашем исследовании задействованы не только внутренние, но и внешние факторы.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: какое влияние оказывают разные стили родительского отношения в семье на учебную мотивацию младших школьников?
Цель исследования - изучить особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объект исследования - учебная мотивация младших школьников
Предмет исследования - особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
Цель исследования и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1) изучить взгляды и особенности исследования учебной мотивации в
работах зарубежных и отечественных ученых;
2) определить уровень и виды учебной мотивации младших школьников;
3) определить стиль детско-родительских отношений и уровень благополучия в семье;
4) выявить характер и степень взаимосвязи детско-родительских отношений и мотивации младших школьников;
5) проанализировать полученные результаты.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении сущностных положений об учебной мотивации младших школьников и типах детско-родительских отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате эмпирического исследования данные могут быть использованы, прежде всего, при проведении психологами просветительской и профилактической работы с родителями с целью повышения родительских компетенций, касающихся вопросов обучения и воспитания детей.
В рамках исследования использовались следующие методы:
1) метод теоретического анализа психологической и педагогической литературы по проблеме исследования (обобщение, систематизация);
2) методы психодиагностического обследования:
• Проективная методика «Моя семья» (Р.Ф. Беляускайте);
• Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Г инзбург);
• Тест-опросник на выявление мотивации учащихся (М.В.Матюхина);
• Диагностика учебной мотивации школьников (Н.Ц. Бадмаевой).
3) методы статистического анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента; угловое преобразование Фишера; корреляционный анализ Пирсона).
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы, приложений. Первая глава посвящена
6
раскрытию понятия учебной мотивации. Во второй главе отображены организация и методы исследования, в третьей - обобщены результаты проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению феномена мотивации учения, которая является особым видом мотива для младших школьников. Именно в этом возрасте основная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании произвольности, готовности к усвоению знаний. Поэтому если в данный возрастной период упустить формирование фундамента учебной деятельности младшего школьника, то в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности и проблемы в его последующем обучении (при негативном варианте развития - чувство неполноценности).
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
1. Для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям. Поэтому следует рассматривать эти взаимоотношения родителя и ребенка как важный источник детского развития.
2. Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию.
Целью нашего исследования было изучить особенности психологии
учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объектом исследования являлся процесс учебной мотивации младших школьников.
Предметом исследования выступали особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам 2 гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
В результате эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. Обнаружено, что девочки обладают более высоким уровнем учебной мотивации в сравнении с мальчиками. Они склонны к овладению новыми и получают удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. В эту категорию попали не только дети, которые учатся на «отлично», но и со средней успеваемостью.
2. При изучении ведущего вида мотивации младших школьников специфических особенностей выявлено не было. Ученикам обоих полов свойственна внутренняя мотивация, которая выражается в положительном интересе к новым знаниям, удовлетворению от процесса обучения. Также многие из младших школьников еще не определились с доминирующим видом мотивации.
3. В ходе изучения видов мотивации учения детей младшего школьного возраста достоверных различий выявлено не было. Тем не менее, можно отметить, что наиболее значимыми мотивами у девочек являются долг и ответственность, аффиллитация и избегание неудач. Отличительным мотивом мотивации учения в группе мальчиков является «достижение успеха».
4. Выявлено, что в семьях у девочек преобладает благоприятная ситуация, реже конфликтность и чувство неполноценности. В выборке мальчиков присутствуют все показатели. Благоприятная ситуация является ведущей в нашей выборке.
5. Корреляционный анализ показателей детско-родительских отношений и учебной мотивации позволил сделать вывод, что девочкам при благоприятной ситуации в семье свойственен высокий уровень школьной мотивации, стремление к самосовершенствованию и отсутствие избегания неудач. При чувстве неполноценности и враждебности в семье уровень мотивации учения значительно снижен, более выраженной является внешняя отрицательная мотивация. Мальчикам с высоким уровнем мотивации присущи мотивы престижа и самосовершенствования, а большое значение имеет содержательная сторона обучения. При низком уровне мотивации к учебе, также как и в группе девочек, была выявлена внешняя отрицательная мотивация.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили утверждать правомерность выдвинутой нами гипотезы о том, что существуют особенности взаимосвязей типов детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников. Частично подтвердилась вторая гипотеза о существовании межполовых различий во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.



1. Акулина Н.В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста / Н.В. Акулина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014.- № 5. - С. 43-46.
2. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. - 2015. - № 2. - С. 38-47.
3. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика, 2011. - 210 с.
4. Бичурина С.У. Семья в трудовом обучении младших школьников / С.У. Бичурина // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4. - С. 181-187.
5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. - М., 2010. - 256 с.
6. Братчикова Ю.С. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении / Ю.С. Братчикова, М.М. Плотникова // Современная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67-71.
7. Бывшева М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности / М.В. Бывшева // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 1. - С. 14-20.
8. Герасимчик Л.В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности / Л.В. Герасимчик // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 686-687.
9. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа, 2011. - 156 с.
10. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Антипина Я.А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 1-5.
11. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.
12. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
13. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 4650.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
15. Инеткина С.Е. Детско-родительские отношения - основной фактор развития ребенка / С.Е. Инеткина, Э.К. Ботова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1. - С. 53-56.
16. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - № 3. - С. 78-82.
17. Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 121-125.
18. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 102-109.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
20. Орехова Н.В. Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и операционных механизмов мыслительных способностей младших школьников / Н.В. Орехова, К.В. Макарова // Школа будущего. - 2014. - № 5.- С. 114-119.
21. Плетнева А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А.А. Плетнева // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 3-2. - С. 159-162.
22. Радионова Т.Н. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте / Т.Н. Радионова // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах. - 2014. - С. 327-329.
23. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детскородительских отношений в зарубежной психолого-педагогической литературе / О.В. Тулупова // Перспективы науки. - 2014. - № 1. - С. 157-159.
24. Формирование интереса к учению школьников / Под ред. А.К.Марковой. - М., 2012. - 140 с.
25. Царева Е.В. Особенности развития учебной мотивации младших школьников / Е.В. Царева, Н.П. Гордеева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - № 1. - С. 258-263.
26. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2014. - №
3. - С. 33-36.
27. Цветкова А. Т. Основные положения теории формирования
мотивации учебной деятельности / А.Т. Цветкова // Актуальные вопросы развития образования на селе: материалы межрегиональной научно
практической конференции. Ярославль, 2005.— С. 157 — 162
28. Чаркова М.Н. особенности развития свойств внимания под влиянием мотивации. // Психол. наука и образов. 2003. - № 2. С. 26-33.
29. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В Зч. -М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003. Ч. 2 - С. 132.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. - 352 с.
31. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. М.: Междунар. педакадемия, 1995. -224 с.
33. Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. - М.: Смысл, 2004. - 416 с
34. Юркевич B.C. О развитии начальных уровней познавательной потребности / B.C. Юркевич //Вопросы психологии. 1980. - № 4.-С.16-21.
35. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ