Психология учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения
|
Введение
Глава I. Теоретические аспекты психологии учебной мотивации 8
1.1. Исследование учебной мотивации в работах зарубежных ученых 8
1.2. Взгляды отечественных ученых на учебную мотивацию 11
1.3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации младших
школьников 23
Выводы по главе 1 34
Глава II. Организация и методы исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 39
3.1. Результаты изучения особенностей учебной мотивации младших
школьников 39
3.2. Результаты определения детско-родительского стиля отношений 47
3.3. Выявление характера и степени взаимосвязи учебной мотивации и
стилей родительского отношения 51
Выводы по III главе 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты психологии учебной мотивации 8
1.1. Исследование учебной мотивации в работах зарубежных ученых 8
1.2. Взгляды отечественных ученых на учебную мотивацию 11
1.3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации младших
школьников 23
Выводы по главе 1 34
Глава II. Организация и методы исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 39
3.1. Результаты изучения особенностей учебной мотивации младших
школьников 39
3.2. Результаты определения детско-родительского стиля отношений 47
3.3. Выявление характера и степени взаимосвязи учебной мотивации и
стилей родительского отношения 51
Выводы по III главе 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
В настоящее время перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования учения школьников как ведущего их вида деятельности, а также выявления условий повышения качества образования, среди которых немаловажное значение имеет формирование и развитие мотивации учения. Но также для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям.
Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию. В жизни ребенка существуют периоды, когда отношения с родителями, их характер, форма и содержание становятся исключительно значимыми и определяющими его психическое развитие. В младшем школьном возрасте именно от родительской позиции зависит самочувствие ребенка в новой системе отношений, его адаптация к ней, успехи в учебной деятельности.
Феномен мотивации учения изучался многими зарубежными исследователями, которые в своих теориях описывали предикторы мотивации учения в рамках различных подходов. Бихевиористский подход представлен теориями Р.Вудвортса (1918), Ж.Нюттена (1984), в которых мотивацию рассматривалась как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных. Мотивация учения понималась как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители, а мотив рассматривался как энергизатор или сенсибилизатор. Когнитивный подход основывался на теориях и концепциях таких ученых, как Дж.Роттер (1954), Г.Келли (1955), Х.Хекхаузен (1955), Дж.Аткинсон (1964), Д.Макклелланд (1971), для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности,
жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Основоположником динамического подхода стал Р. Кеттелл (1957). В его теории рассматривались динамическая решетка устремлений и мотивационные диспозиции типа «эргов», в которых виделись своего рода биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта. Потребностный подход прослеживался с начала 20-х годов ХХ века, когда стали появляться теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, 1926; Г. Олпорт, 1937; Г. Мюррей, 1938; А. Маслоу, 1954). При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов.
В отечественной литературе феномену мотивация учения младших школьников уделялось немало внимания. Мотивация учения изучалась многими отечественными исследователями (Л.С. Выготский, 1930; Л.И.Божович, 1962; М.В. Матюхина , 1983; Н.И. Гуткина и В.В. Печенков, 2004, Д.Б.Эльконин, 1976; В.А. Караковский, 1998). В исследовании Н.В.Филипповой показано, что существует взаимосвязь уровня школьной мотивации и самооценки. А.К.Маркова предполагает, что учебный мотив, являясь направленностью школьника на отдельные стороны учебной работы, связан с внутренним отношением ученика к ней, а именно внутренней мотивацией.
Актуальность данной работы заключается в том, что в младшем школьном возрасте возрастная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании произвольности, готовности к усвоению знаний. Как итог формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство неполноценности. В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения, выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Родители начинают по-новому контролировать ребенка, все в большей степени требуют проявления
ответственности за свои школьные дела. Эмоциональные отношения с
4
ребенком сменяются на отношения, центрированные на учебной деятельности. Эти изменения в детско-родительских отношениях могут неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, успешности его деятельности, его эмоциональном благополучии. Поэтому если в данный возрастной период упустить формирование фундамента учебной деятельности младшего школьника, то в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности и проблемы в его последующем обучении.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило сформулировать противоречие о недостаточно изученной в психологической науке проблеме учебной мотивации детей в контексте родительского отношения в семье. В нашем исследовании задействованы не только внутренние, но и внешние факторы.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: какое влияние оказывают разные стили родительского отношения в семье на учебную мотивацию младших школьников?
Цель исследования - изучить особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объект исследования - учебная мотивация младших школьников
Предмет исследования - особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
Цель исследования и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1) изучить взгляды и особенности исследования учебной мотивации в
работах зарубежных и отечественных ученых;
2) определить уровень и виды учебной мотивации младших школьников;
3) определить стиль детско-родительских отношений и уровень благополучия в семье;
4) выявить характер и степень взаимосвязи детско-родительских отношений и мотивации младших школьников;
5) проанализировать полученные результаты.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении сущностных положений об учебной мотивации младших школьников и типах детско-родительских отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате эмпирического исследования данные могут быть использованы, прежде всего, при проведении психологами просветительской и профилактической работы с родителями с целью повышения родительских компетенций, касающихся вопросов обучения и воспитания детей.
В рамках исследования использовались следующие методы:
1) метод теоретического анализа психологической и педагогической литературы по проблеме исследования (обобщение, систематизация);
2) методы психодиагностического обследования:
• Проективная методика «Моя семья» (Р.Ф. Беляускайте);
• Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Г инзбург);
• Тест-опросник на выявление мотивации учащихся (М.В.Матюхина);
• Диагностика учебной мотивации школьников (Н.Ц. Бадмаевой).
3) методы статистического анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента; угловое преобразование Фишера; корреляционный анализ Пирсона).
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы, приложений. Первая глава посвящена
6
раскрытию понятия учебной мотивации. Во второй главе отображены организация и методы исследования, в третьей - обобщены результаты проведенного исследования.
Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию. В жизни ребенка существуют периоды, когда отношения с родителями, их характер, форма и содержание становятся исключительно значимыми и определяющими его психическое развитие. В младшем школьном возрасте именно от родительской позиции зависит самочувствие ребенка в новой системе отношений, его адаптация к ней, успехи в учебной деятельности.
Феномен мотивации учения изучался многими зарубежными исследователями, которые в своих теориях описывали предикторы мотивации учения в рамках различных подходов. Бихевиористский подход представлен теориями Р.Вудвортса (1918), Ж.Нюттена (1984), в которых мотивацию рассматривалась как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных. Мотивация учения понималась как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители, а мотив рассматривался как энергизатор или сенсибилизатор. Когнитивный подход основывался на теориях и концепциях таких ученых, как Дж.Роттер (1954), Г.Келли (1955), Х.Хекхаузен (1955), Дж.Аткинсон (1964), Д.Макклелланд (1971), для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности,
жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Основоположником динамического подхода стал Р. Кеттелл (1957). В его теории рассматривались динамическая решетка устремлений и мотивационные диспозиции типа «эргов», в которых виделись своего рода биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта. Потребностный подход прослеживался с начала 20-х годов ХХ века, когда стали появляться теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, 1926; Г. Олпорт, 1937; Г. Мюррей, 1938; А. Маслоу, 1954). При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов.
В отечественной литературе феномену мотивация учения младших школьников уделялось немало внимания. Мотивация учения изучалась многими отечественными исследователями (Л.С. Выготский, 1930; Л.И.Божович, 1962; М.В. Матюхина , 1983; Н.И. Гуткина и В.В. Печенков, 2004, Д.Б.Эльконин, 1976; В.А. Караковский, 1998). В исследовании Н.В.Филипповой показано, что существует взаимосвязь уровня школьной мотивации и самооценки. А.К.Маркова предполагает, что учебный мотив, являясь направленностью школьника на отдельные стороны учебной работы, связан с внутренним отношением ученика к ней, а именно внутренней мотивацией.
Актуальность данной работы заключается в том, что в младшем школьном возрасте возрастная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании произвольности, готовности к усвоению знаний. Как итог формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство неполноценности. В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения, выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Родители начинают по-новому контролировать ребенка, все в большей степени требуют проявления
ответственности за свои школьные дела. Эмоциональные отношения с
4
ребенком сменяются на отношения, центрированные на учебной деятельности. Эти изменения в детско-родительских отношениях могут неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, успешности его деятельности, его эмоциональном благополучии. Поэтому если в данный возрастной период упустить формирование фундамента учебной деятельности младшего школьника, то в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности и проблемы в его последующем обучении.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило сформулировать противоречие о недостаточно изученной в психологической науке проблеме учебной мотивации детей в контексте родительского отношения в семье. В нашем исследовании задействованы не только внутренние, но и внешние факторы.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: какое влияние оказывают разные стили родительского отношения в семье на учебную мотивацию младших школьников?
Цель исследования - изучить особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объект исследования - учебная мотивация младших школьников
Предмет исследования - особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
Цель исследования и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1) изучить взгляды и особенности исследования учебной мотивации в
работах зарубежных и отечественных ученых;
2) определить уровень и виды учебной мотивации младших школьников;
3) определить стиль детско-родительских отношений и уровень благополучия в семье;
4) выявить характер и степень взаимосвязи детско-родительских отношений и мотивации младших школьников;
5) проанализировать полученные результаты.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении сущностных положений об учебной мотивации младших школьников и типах детско-родительских отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате эмпирического исследования данные могут быть использованы, прежде всего, при проведении психологами просветительской и профилактической работы с родителями с целью повышения родительских компетенций, касающихся вопросов обучения и воспитания детей.
В рамках исследования использовались следующие методы:
1) метод теоретического анализа психологической и педагогической литературы по проблеме исследования (обобщение, систематизация);
2) методы психодиагностического обследования:
• Проективная методика «Моя семья» (Р.Ф. Беляускайте);
• Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Г инзбург);
• Тест-опросник на выявление мотивации учащихся (М.В.Матюхина);
• Диагностика учебной мотивации школьников (Н.Ц. Бадмаевой).
3) методы статистического анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента; угловое преобразование Фишера; корреляционный анализ Пирсона).
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы, приложений. Первая глава посвящена
6
раскрытию понятия учебной мотивации. Во второй главе отображены организация и методы исследования, в третьей - обобщены результаты проведенного исследования.
Наше исследование было посвящено изучению феномена мотивации учения, которая является особым видом мотива для младших школьников. Именно в этом возрасте основная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании произвольности, готовности к усвоению знаний. Поэтому если в данный возрастной период упустить формирование фундамента учебной деятельности младшего школьника, то в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности и проблемы в его последующем обучении (при негативном варианте развития - чувство неполноценности).
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
1. Для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям. Поэтому следует рассматривать эти взаимоотношения родителя и ребенка как важный источник детского развития.
2. Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию.
Целью нашего исследования было изучить особенности психологии
учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объектом исследования являлся процесс учебной мотивации младших школьников.
Предметом исследования выступали особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам 2 гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
В результате эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. Обнаружено, что девочки обладают более высоким уровнем учебной мотивации в сравнении с мальчиками. Они склонны к овладению новыми и получают удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. В эту категорию попали не только дети, которые учатся на «отлично», но и со средней успеваемостью.
2. При изучении ведущего вида мотивации младших школьников специфических особенностей выявлено не было. Ученикам обоих полов свойственна внутренняя мотивация, которая выражается в положительном интересе к новым знаниям, удовлетворению от процесса обучения. Также многие из младших школьников еще не определились с доминирующим видом мотивации.
3. В ходе изучения видов мотивации учения детей младшего школьного возраста достоверных различий выявлено не было. Тем не менее, можно отметить, что наиболее значимыми мотивами у девочек являются долг и ответственность, аффиллитация и избегание неудач. Отличительным мотивом мотивации учения в группе мальчиков является «достижение успеха».
4. Выявлено, что в семьях у девочек преобладает благоприятная ситуация, реже конфликтность и чувство неполноценности. В выборке мальчиков присутствуют все показатели. Благоприятная ситуация является ведущей в нашей выборке.
5. Корреляционный анализ показателей детско-родительских отношений и учебной мотивации позволил сделать вывод, что девочкам при благоприятной ситуации в семье свойственен высокий уровень школьной мотивации, стремление к самосовершенствованию и отсутствие избегания неудач. При чувстве неполноценности и враждебности в семье уровень мотивации учения значительно снижен, более выраженной является внешняя отрицательная мотивация. Мальчикам с высоким уровнем мотивации присущи мотивы престижа и самосовершенствования, а большое значение имеет содержательная сторона обучения. При низком уровне мотивации к учебе, также как и в группе девочек, была выявлена внешняя отрицательная мотивация.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили утверждать правомерность выдвинутой нами гипотезы о том, что существуют особенности взаимосвязей типов детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников. Частично подтвердилась вторая гипотеза о существовании межполовых различий во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
1. Для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям. Поэтому следует рассматривать эти взаимоотношения родителя и ребенка как важный источник детского развития.
2. Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию.
Целью нашего исследования было изучить особенности психологии
учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объектом исследования являлся процесс учебной мотивации младших школьников.
Предметом исследования выступали особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам 2 гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
В результате эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. Обнаружено, что девочки обладают более высоким уровнем учебной мотивации в сравнении с мальчиками. Они склонны к овладению новыми и получают удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. В эту категорию попали не только дети, которые учатся на «отлично», но и со средней успеваемостью.
2. При изучении ведущего вида мотивации младших школьников специфических особенностей выявлено не было. Ученикам обоих полов свойственна внутренняя мотивация, которая выражается в положительном интересе к новым знаниям, удовлетворению от процесса обучения. Также многие из младших школьников еще не определились с доминирующим видом мотивации.
3. В ходе изучения видов мотивации учения детей младшего школьного возраста достоверных различий выявлено не было. Тем не менее, можно отметить, что наиболее значимыми мотивами у девочек являются долг и ответственность, аффиллитация и избегание неудач. Отличительным мотивом мотивации учения в группе мальчиков является «достижение успеха».
4. Выявлено, что в семьях у девочек преобладает благоприятная ситуация, реже конфликтность и чувство неполноценности. В выборке мальчиков присутствуют все показатели. Благоприятная ситуация является ведущей в нашей выборке.
5. Корреляционный анализ показателей детско-родительских отношений и учебной мотивации позволил сделать вывод, что девочкам при благоприятной ситуации в семье свойственен высокий уровень школьной мотивации, стремление к самосовершенствованию и отсутствие избегания неудач. При чувстве неполноценности и враждебности в семье уровень мотивации учения значительно снижен, более выраженной является внешняя отрицательная мотивация. Мальчикам с высоким уровнем мотивации присущи мотивы престижа и самосовершенствования, а большое значение имеет содержательная сторона обучения. При низком уровне мотивации к учебе, также как и в группе девочек, была выявлена внешняя отрицательная мотивация.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили утверждать правомерность выдвинутой нами гипотезы о том, что существуют особенности взаимосвязей типов детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников. Частично подтвердилась вторая гипотеза о существовании межполовых различий во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
Подобные работы
- Различия в показателях мотивации младших школьников из семей с
разным стилем семейного воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Особенности учебной мотивации у школьников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мотивов учения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Влияние детско-родительских отношений на развитие
самостоятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С
КОГНИТИВНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
МЛАДШИХ школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



