Введение
Глава I. Теоретические аспекты психологии учебной мотивации 8
1.1. Исследование учебной мотивации в работах зарубежных ученых 8
1.2. Взгляды отечественных ученых на учебную мотивацию 11
1.3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации младших
школьников 23
Выводы по главе 1 34
Глава II. Организация и методы исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения 39
3.1. Результаты изучения особенностей учебной мотивации младших
школьников 39
3.2. Результаты определения детско-родительского стиля отношений 47
3.3. Выявление характера и степени взаимосвязи учебной мотивации и
стилей родительского отношения 51
Выводы по III главе 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
В настоящее время перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования учения школьников как ведущего их вида деятельности, а также выявления условий повышения качества образования, среди которых немаловажное значение имеет формирование и развитие мотивации учения. Но также для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям.
Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию. В жизни ребенка существуют периоды, когда отношения с родителями, их характер, форма и содержание становятся исключительно значимыми и определяющими его психическое развитие. В младшем школьном возрасте именно от родительской позиции зависит самочувствие ребенка в новой системе отношений, его адаптация к ней, успехи в учебной деятельности.
Феномен мотивации учения изучался многими зарубежными исследователями, которые в своих теориях описывали предикторы мотивации учения в рамках различных подходов. Бихевиористский подход представлен теориями Р.Вудвортса (1918), Ж.Нюттена (1984), в которых мотивацию рассматривалась как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных. Мотивация учения понималась как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители, а мотив рассматривался как энергизатор или сенсибилизатор. Когнитивный подход основывался на теориях и концепциях таких ученых, как Дж.Роттер (1954), Г.Келли (1955), Х.Хекхаузен (1955), Дж.Аткинсон (1964), Д.Макклелланд (1971), для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности,
жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Основоположником динамического подхода стал Р. Кеттелл (1957). В его теории рассматривались динамическая решетка устремлений и мотивационные диспозиции типа «эргов», в которых виделись своего рода биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта. Потребностный подход прослеживался с начала 20-х годов ХХ века, когда стали появляться теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, 1926; Г. Олпорт, 1937; Г. Мюррей, 1938; А. Маслоу, 1954). При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов.
В отечественной литературе феномену мотивация учения младших школьников уделялось немало внимания. Мотивация учения изучалась многими отечественными исследователями (Л.С. Выготский, 1930; Л.И.Божович, 1962; М.В. Матюхина , 1983; Н.И. Гуткина и В.В. Печенков, 2004, Д.Б.Эльконин, 1976; В.А. Караковский, 1998). В исследовании Н.В.Филипповой показано, что существует взаимосвязь уровня школьной мотивации и самооценки. А.К.Маркова предполагает, что учебный мотив, являясь направленностью школьника на отдельные стороны учебной работы, связан с внутренним отношением ученика к ней, а именно внутренней мотивацией.
Актуальность данной работы заключается в том, что в младшем школьном возрасте возрастная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании произвольности, готовности к усвоению знаний. Как итог формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство неполноценности. В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения, выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Родители начинают по-новому контролировать ребенка, все в большей степени требуют проявления
ответственности за свои школьные дела. Эмоциональные отношения с
4
ребенком сменяются на отношения, центрированные на учебной деятельности. Эти изменения в детско-родительских отношениях могут неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, успешности его деятельности, его эмоциональном благополучии. Поэтому если в данный возрастной период упустить формирование фундамента учебной деятельности младшего школьника, то в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности и проблемы в его последующем обучении.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило сформулировать противоречие о недостаточно изученной в психологической науке проблеме учебной мотивации детей в контексте родительского отношения в семье. В нашем исследовании задействованы не только внутренние, но и внешние факторы.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: какое влияние оказывают разные стили родительского отношения в семье на учебную мотивацию младших школьников?
Цель исследования - изучить особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объект исследования - учебная мотивация младших школьников
Предмет исследования - особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
Цель исследования и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1) изучить взгляды и особенности исследования учебной мотивации в
работах зарубежных и отечественных ученых;
2) определить уровень и виды учебной мотивации младших школьников;
3) определить стиль детско-родительских отношений и уровень благополучия в семье;
4) выявить характер и степень взаимосвязи детско-родительских отношений и мотивации младших школьников;
5) проанализировать полученные результаты.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении сущностных положений об учебной мотивации младших школьников и типах детско-родительских отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате эмпирического исследования данные могут быть использованы, прежде всего, при проведении психологами просветительской и профилактической работы с родителями с целью повышения родительских компетенций, касающихся вопросов обучения и воспитания детей.
В рамках исследования использовались следующие методы:
1) метод теоретического анализа психологической и педагогической литературы по проблеме исследования (обобщение, систематизация);
2) методы психодиагностического обследования:
• Проективная методика «Моя семья» (Р.Ф. Беляускайте);
• Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Г инзбург);
• Тест-опросник на выявление мотивации учащихся (М.В.Матюхина);
• Диагностика учебной мотивации школьников (Н.Ц. Бадмаевой).
3) методы статистического анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента; угловое преобразование Фишера; корреляционный анализ Пирсона).
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы, приложений. Первая глава посвящена
6
раскрытию понятия учебной мотивации. Во второй главе отображены организация и методы исследования, в третьей - обобщены результаты проведенного исследования.
Наше исследование было посвящено изучению феномена мотивации учения, которая является особым видом мотива для младших школьников. Именно в этом возрасте основная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании произвольности, готовности к усвоению знаний. Поэтому если в данный возрастной период упустить формирование фундамента учебной деятельности младшего школьника, то в дальнейшем у ребенка могут возникать трудности и проблемы в его последующем обучении (при негативном варианте развития - чувство неполноценности).
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
1. Для развития мотивации младших школьников особое внимание необходимо уделять детско-родительским отношениям. Поэтому следует рассматривать эти взаимоотношения родителя и ребенка как важный источник детского развития.
2. Детско-родительские отношения - это одна из главных жизненных сфер, определяющих психологическое благополучие человека, его эмоциональное состояние и личностную гармонию.
Целью нашего исследования было изучить особенности психологии
учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Объектом исследования являлся процесс учебной мотивации младших школьников.
Предметом исследования выступали особенности психологии учебной мотивации младших школьников в связи с разным стилем родительского отношения.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам 2 гипотезы:
1. Предполагается, что существует взаимосвязь типов детскородительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
2. Предполагается, что существуют межполовые различия во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
В результате эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. Обнаружено, что девочки обладают более высоким уровнем учебной мотивации в сравнении с мальчиками. Они склонны к овладению новыми и получают удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. В эту категорию попали не только дети, которые учатся на «отлично», но и со средней успеваемостью.
2. При изучении ведущего вида мотивации младших школьников специфических особенностей выявлено не было. Ученикам обоих полов свойственна внутренняя мотивация, которая выражается в положительном интересе к новым знаниям, удовлетворению от процесса обучения. Также многие из младших школьников еще не определились с доминирующим видом мотивации.
3. В ходе изучения видов мотивации учения детей младшего школьного возраста достоверных различий выявлено не было. Тем не менее, можно отметить, что наиболее значимыми мотивами у девочек являются долг и ответственность, аффиллитация и избегание неудач. Отличительным мотивом мотивации учения в группе мальчиков является «достижение успеха».
4. Выявлено, что в семьях у девочек преобладает благоприятная ситуация, реже конфликтность и чувство неполноценности. В выборке мальчиков присутствуют все показатели. Благоприятная ситуация является ведущей в нашей выборке.
5. Корреляционный анализ показателей детско-родительских отношений и учебной мотивации позволил сделать вывод, что девочкам при благоприятной ситуации в семье свойственен высокий уровень школьной мотивации, стремление к самосовершенствованию и отсутствие избегания неудач. При чувстве неполноценности и враждебности в семье уровень мотивации учения значительно снижен, более выраженной является внешняя отрицательная мотивация. Мальчикам с высоким уровнем мотивации присущи мотивы престижа и самосовершенствования, а большое значение имеет содержательная сторона обучения. При низком уровне мотивации к учебе, также как и в группе девочек, была выявлена внешняя отрицательная мотивация.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили утверждать правомерность выдвинутой нами гипотезы о том, что существуют особенности взаимосвязей типов детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников. Частично подтвердилась вторая гипотеза о существовании межполовых различий во взаимосвязи детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.
1. Акулина Н.В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста / Н.В. Акулина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014.- № 5. - С. 43-46.
2. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. - 2015. - № 2. - С. 38-47.
3. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика, 2011. - 210 с.
4. Бичурина С.У. Семья в трудовом обучении младших школьников / С.У. Бичурина // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4. - С. 181-187.
5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. - М., 2010. - 256 с.
6. Братчикова Ю.С. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении / Ю.С. Братчикова, М.М. Плотникова // Современная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67-71.
7. Бывшева М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности / М.В. Бывшева // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 1. - С. 14-20.
8. Герасимчик Л.В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности / Л.В. Герасимчик // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 686-687.
9. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа, 2011. - 156 с.
10. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Антипина Я.А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 1-5.
11. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.
12. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
13. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 4650.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
15. Инеткина С.Е. Детско-родительские отношения - основной фактор развития ребенка / С.Е. Инеткина, Э.К. Ботова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1. - С. 53-56.
16. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - № 3. - С. 78-82.
17. Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 121-125.
18. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 102-109.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
20. Орехова Н.В. Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и операционных механизмов мыслительных способностей младших школьников / Н.В. Орехова, К.В. Макарова // Школа будущего. - 2014. - № 5.- С. 114-119.
21. Плетнева А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А.А. Плетнева // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 3-2. - С. 159-162.
22. Радионова Т.Н. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте / Т.Н. Радионова // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах. - 2014. - С. 327-329.
23. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детскородительских отношений в зарубежной психолого-педагогической литературе / О.В. Тулупова // Перспективы науки. - 2014. - № 1. - С. 157-159.
24. Формирование интереса к учению школьников / Под ред. А.К.Марковой. - М., 2012. - 140 с.
25. Царева Е.В. Особенности развития учебной мотивации младших школьников / Е.В. Царева, Н.П. Гордеева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - № 1. - С. 258-263.
26. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2014. - №
3. - С. 33-36.
27. Цветкова А. Т. Основные положения теории формирования
мотивации учебной деятельности / А.Т. Цветкова // Актуальные вопросы развития образования на селе: материалы межрегиональной научно
практической конференции. Ярославль, 2005.— С. 157 — 162
28. Чаркова М.Н. особенности развития свойств внимания под влиянием мотивации. // Психол. наука и образов. 2003. - № 2. С. 26-33.
29. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В Зч. -М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003. Ч. 2 - С. 132.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. - 352 с.
31. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. М.: Междунар. педакадемия, 1995. -224 с.
33. Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. - М.: Смысл, 2004. - 416 с
34. Юркевич B.C. О развитии начальных уровней познавательной потребности / B.C. Юркевич //Вопросы психологии. 1980. - № 4.-С.16-21.
35. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.