Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Работа №55681

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования учебной мотивации младших школьников 7
1.2 Мотивация учебной деятельности и поведения младших
школьников 15
1.3 Особенности формирования учебной мотивации младших
школьников с помощью домашних заданий 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий 31
2.1 Организация исследования и определение учебной мотивации
младших школьников 31
2.2 Приемы формирования учебной мотивации младших школьников с
помощью домашних заданий 39
2.3 Определение эффективности формирования учебной мотивации
младших школьников с помощью домашних заданий 46
Выводы по II главе 51
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения


Актуальность исследования. Одной из центральных проблем современной школы является, формирование учебной мотивации в школьном возрасте. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества обучения и воспитания.
Проблема формирования учебной мотивации обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.
По мнению А.К Марковой «Учебная мотивация складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».
Учителю необходимо уточнить, почему ученик не желает учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каких случаях у него не имеется желание учиться, где же мы, взрослые люди, не научили его должным образом организовывать свое поведение, чтобы появилась мотивация к учению.
Рассматривать этот вопрос в настоящее время крайне необходимо. Не глядя на большое количество способов формирования мотивации учения младших школьников, применяемых нашими учителями, нужно мотивировать ребенка на учение и это вполне даже возможно с помощью домашних заданий. Нужно предложить ребятам такие задания и упражнения, которые он будет выполнять с наслаждением. Это привьет ему ощущение любви к учебе, самостоятельности и ответственности
Цель исследования: Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий.
Объект исследования: Процесс формирования учебной мотивации у младших школьников.
Предмет исследования: Психолого-педагогические условия
формирования учебной мотивации у младших школьников с помощью домашних заданий.
Проблема исследования: Каковы психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации у младших школьников с помощью домашних заданий будет эффективнее, если при использовании домашних заданий будут соблюдаться следующие педагогические условия:
-учет индивидуально-психологических особенностей личности младших школьников;
-отбор и структурирование содержания учебного материала, направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий ;
-использование оригинальных и интересных заданий направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
Задачи исследования:
1. на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы;
2. изучить индивидуальные особенности личности младших школьников;
3. выявить мотивы, лежащие в основе формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий;
4. осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности психолого-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Изучением учебной мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики ( Божович Л.И., Гальперин П.Я., Коломинский, Леонтьев А.Н., Маркова А.К, Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ передового педагогического опыта;
- диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
- статистическая обработка результатов диагностирования.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1) Раскрыта сущность и содержание процесса формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий, заключающая в себя уточнение понятия «учебная мотивация» , выделении особенностей организации формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий, расширения представления о сформированное™ учебной мотивации школьников.
2) Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования учебных мотиваций младших школьников с помощью домашних заданий, включающая в себя:
• учет индивидуально-психологических особенностей личности младших школьников;
• отбор и структурирование содержания учебного материала, направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий;
• использование оригинальных и интересных заданий направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что были выявлены особенности формирования учебной мотивации младших школьников.
Структура дипломной работы определена темой, целью и задачами исследования.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
База исследования: Лицей №2 г.Буинска

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование мотивации - это обнаружение его настоящего уровня и вероятных возможностей, области ее близкого формирования у любого учащегося и класса в целом.
Для становления мотива достижения и побуждения самого малыша к самостоятельности большой смысл содержит то, какими способами или же методами это делается. В случае если, внимание, забота со стороны взрослого и большая доля стимулов малыша приходятся на не удачи, то складывается мотив достижения успехов.
Домашнее задание обычный пример самостоятельной работы учеников, без которой непосредственно нельзя гарантировать единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полностью усвоить и запомнить изложенный на уроке материал. Такие задания имеют важное значение также и для воспитания самого ученика поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.
Одной из центральных проблем современной школы является, формирование учебной мотивации в школьном возрасте.
Проблема формирования учебной мотивации обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что на констатирующем этапе как обучающиеся 2А класса, так и обучающиеся 2Б класса имели преимущественно средний уровень учебной мотивации.
В ходе формирующего этапа была организована работа по формированию учебной мотивации младших школьников через использование творческих домашних заданий.
Цель: формирование учебной мотивации и развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы, как фундаментальной основы для формирования творческой личности младшего школьника.
Младшие школьники, обучающиеся в экспериментальном 2Б классе после проведения формирующих мероприятий, направленных на формирование учебной мотивации с помощью домашних заданий, стали иметь значимо высокий уровень школьной мотивации, чем младшие школьники контрольного 2А класса.
Для младших школьников экспериментального 2Б класса стало характерно проявление познавательной мотивации, где наиболее ярко выражены мотивы собственного роста, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования;
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что формирование учебной мотивации младших школьников происходит, если:
- педагог целенаправленно использует творческие домашние задания на всех предметах учебного цикла;
- опирается на уровень развития познавательных умений детей.



1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. /Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2011.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 2006.-158 с.
3. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. [Текст] // Л.А. Ашевская. - Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 21-25.
4. Битянова М. Фантом мотивации. //Школьный психолог № 45, 2015.
5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996. -
340 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М., 1984. - Т. 4. - 362 с.
8. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения [Текст] / М.С. Гафитулин. - Фрунзе.: 2011.-578с.
9. Джайнот Х. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Уральский вестник. - 2000. - №3. - C.16
10. Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. - 2011. - № 126.
11. Древелов Х. Домашние задания. [Текст]/ Х. Дрелов.- М.: Просвещение, 2012. - 225 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
13. Зотов К.Л. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 1988.-144с.
14. Зырянова Н.К. Процесс организации домашних заданий // Уральский вестник. - 2002. - №9. - C.17
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2014. -
512 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. - К.: Форум, 2002. - 489 с.
17. Каратков К.Л. Об отмене домашних заданий // Рабочий класс. - 2002. - №5. - C.7
18. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Иркутск: ИГГШ, 1989
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.
20. Лидерс А.Г., В. Хенниг. Мотивы учения у школьников //
Вопросы психологии. 1980. № 1. С.161-162. URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (дата обращения:
21.04.2017)
21. Лук А.Н. Психология творчества. [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1988.-598с.
22. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение,
2003.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983 - С. 96
24. Махновская В.И. Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999
25. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии. - 2011. - № 3.
26. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова М.: Знание, 1979.- 286 с.
27. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. - М.: Академия, 2012.
28. Петровская Е.П. Советы родителям // Няня. - 2000. - №1. -
C.32
29. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1972. - 167с
30. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2015. - 303с.
31. Разина Н.А. Организационно-педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации. Автореферат дис... к.п.н. - Владикавказ, 2015. - 30 с.
32. Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2014.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М.: Владос,
2012.
34. Рубинштейн С.Л. Направленность личности [Электронный ресурс] // Psyoffice.ru: [сайт]. [2015]. URL: http://www.psyoffice.ru/3-0- hrestomati-readerage018.htm (дата обращения: 21.04.2017)
35. Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся //Бюллетень ПММ для УДОД, 2012. - № 3.
36. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Академия», 2015. - 336с.
37. Сидоркин А.М. О сущности педагогических явлений // Педагогическая наука в условиях перестройки. - М., 2015. - С. 68.
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2012.
39. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. - М.: «Академия», 2015. - 512 с.
40. Султанова Ф.Р. Инновации в образовательном учреждении // Технополис - 2014 - № 12.
41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2010. -
288 с.
42. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя - М.: Просвещение, 2011. - 161с.
43. Хайнц Хекхаузен. Психология мотивации достижения. - СПб.: «Речь», 2015.-238 с.
44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 408с.
45. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.-541с.
46. Чухарева В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности // Начальная школа. -2013 - №9.- С.67-71.
47. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2011. - №14.
48. Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. - М.: Смысл, 2014. - 416 с.
49. Якимов, Н.А. Творческая деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов. //«Начальная школа плюс До и После» - 2013.- №6. - С. 48-51.
50. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. - М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 2008. - 304.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ