ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Организация самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации как актуальная психологопедагогическая проблема 9
1.2. Понятие самостоятельной работы и ее виды 27
1.3 Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы .. 34
2. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ» 44
2.1. Анализ состояния организации самостоятельной работы студентов
в Г АПОУ «Мамадышском политехническом колледже» 44
2.2. Разработка и применение методического обеспечения организации
процесса самостоятельной работы студентов по овладению профессиональными навыками 77
2.3. Обобщение и анализ результатов внедрения 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Организация самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации как актуальная психологопедагогическая проблема 9
1.2. Понятие самостоятельной работы и ее виды 27
1.3 Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы .. 34
2. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ» 44
2.1. Анализ состояния организации самостоятельной работы студентов
в Г АПОУ «Мамадышском политехническом колледже» 44
2.2. Разработка и применение методического обеспечения организации
процесса самостоятельной работы студентов по овладению профессиональными навыками 77
2.3. Обобщение и анализ результатов внедрения 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, среди основных задач достижения и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы профессиональной организации предусматривается: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного подхода; предоставление студентам возможности эффективной самостоятельной работы. В профессиональной образовательной организации студенты овладевают разными видами универсальных учебных действий, где самостоятельная учебная деятельность студента является составной частью познавательных универсальных учебных действий и является незаменимым средством активизации познавательной деятельности. Благодаря продуктивным видам самостоятельной работы, представляется возможным длительное время поддерживать интерес студентов к занятиям.
В условиях коренных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы учащихся в профессиональных образовательных организациях. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.
На современном этапе развития учебно-познавательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования знаний, умений и навыков. Центр тяжести переносится на развитие способности личности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, обработке информации. Развитие навыков самостоятельной работы является актуальным и основано на развитии у студентов способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать результаты своей деятельности, что позволит студентам принимать ответственные решения в различных ситуациях. Урок должен предполагать организацию
учебной деятельности, таким образом, чтобы студент оперировал учебным содержанием, которое ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала. Преподаватель на уроках выступает в роли организатора, действуя, скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для студентов. Вся учебная деятельность строится на основе партнёрских взаимоотношений между преподавателем и студентами, между самими студентами, что создаёт благоприятную среду для развития, самопознания и самовыражения личности. Для достижения навыков самостоятельной работы студентов необходимо использовать элементы проблемного, проектного, блочно-модульного обучения в процессе исследовательской деятельности. Проблема развития навыков самостоятельной работы является актуальной, её решение важно с точки зрения, успешного овладения современным содержанием профессионального образования необходимого для эффективного процесса обучения в направлении учебно-познавательной самостоятельной деятельности студентов. Для этого требуется чётко определить систему умений и навыков овладение которыми приводит к самостоятельному выполнению работ различного характера. Важным также является раскрытие процесса формирования умений и навыков самостоятельной работы при обучении, умение учиться является первым шагом к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Реализация ценностных ориентиров профессионального образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития студентов на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития студентов [5, 23].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития интересов и личностных мотивов самостоятельности студентов и недостаточной по организации самостоятельной работы, которое обусловило выбор темы исследования: "Психолого-педагогические условия
организации самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проврить пед условия организации самостоятельной работы студентов.
Объект исследования: организация самостоятельной работы в рамках учебно-познавательного процесса.
Предмет исследования: исследовательская деятельность как средство психолого-педагогических условий организации самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс организации самостоятельной
работы студентов будет протекать более успешно, если она будет:
- обеспечивать формирование умений и приемов учебной работы с различными источниками знаний;
-способствовать развитию познавательных способностей самостоятельности, творческого мышления студентов;
- систематически использоваться на аудиторных и внеаудиторных занятиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить особенности организации самостоятельной работы студентов.
2. Изучить особенности организации самостоятельной работы студентов в профессиональной организации.
3. Выявить уровень сформированности навыков самостоятельной работы студентов и обосновать влияние исследовательской деятельности на организацию самостоятельной работы в профессиональной образовательной организации.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность использования исследовательской деятельности в организации самостоятельной работы студентов в ПОО.
Методологические основы исследования:
- концептуальные положения составляют основные психолого-педагогические подходы к характеристике объекта изучения, как развитие навыков самостоятельной работы студентов И.Я. Лернер, Я.А. Коменский, В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов;
- теоретические положения о методических основах развития навыков самостоятельной работы студентов в процессе исследовательской деятельности Б.Е. Райкова, И. А Зимней, П.Я. Гальперина, Н.А. Половниковой, Г.И. Китайгородской, А.И. Савенкова.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической, научно
методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме дипломной работы.
эмпирические: педагогический эксперимент; педагогическая
диагностика: комплексная модифицированная методика Г.Н. Казанцевой "Изучение интереса к предмету" для определения уровня самостоятельности и выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и мотивов
В условиях коренных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы учащихся в профессиональных образовательных организациях. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.
На современном этапе развития учебно-познавательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования знаний, умений и навыков. Центр тяжести переносится на развитие способности личности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, обработке информации. Развитие навыков самостоятельной работы является актуальным и основано на развитии у студентов способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать результаты своей деятельности, что позволит студентам принимать ответственные решения в различных ситуациях. Урок должен предполагать организацию
учебной деятельности, таким образом, чтобы студент оперировал учебным содержанием, которое ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала. Преподаватель на уроках выступает в роли организатора, действуя, скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для студентов. Вся учебная деятельность строится на основе партнёрских взаимоотношений между преподавателем и студентами, между самими студентами, что создаёт благоприятную среду для развития, самопознания и самовыражения личности. Для достижения навыков самостоятельной работы студентов необходимо использовать элементы проблемного, проектного, блочно-модульного обучения в процессе исследовательской деятельности. Проблема развития навыков самостоятельной работы является актуальной, её решение важно с точки зрения, успешного овладения современным содержанием профессионального образования необходимого для эффективного процесса обучения в направлении учебно-познавательной самостоятельной деятельности студентов. Для этого требуется чётко определить систему умений и навыков овладение которыми приводит к самостоятельному выполнению работ различного характера. Важным также является раскрытие процесса формирования умений и навыков самостоятельной работы при обучении, умение учиться является первым шагом к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Реализация ценностных ориентиров профессионального образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития студентов на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития студентов [5, 23].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития интересов и личностных мотивов самостоятельности студентов и недостаточной по организации самостоятельной работы, которое обусловило выбор темы исследования: "Психолого-педагогические условия
организации самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проврить пед условия организации самостоятельной работы студентов.
Объект исследования: организация самостоятельной работы в рамках учебно-познавательного процесса.
Предмет исследования: исследовательская деятельность как средство психолого-педагогических условий организации самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс организации самостоятельной
работы студентов будет протекать более успешно, если она будет:
- обеспечивать формирование умений и приемов учебной работы с различными источниками знаний;
-способствовать развитию познавательных способностей самостоятельности, творческого мышления студентов;
- систематически использоваться на аудиторных и внеаудиторных занятиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить особенности организации самостоятельной работы студентов.
2. Изучить особенности организации самостоятельной работы студентов в профессиональной организации.
3. Выявить уровень сформированности навыков самостоятельной работы студентов и обосновать влияние исследовательской деятельности на организацию самостоятельной работы в профессиональной образовательной организации.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность использования исследовательской деятельности в организации самостоятельной работы студентов в ПОО.
Методологические основы исследования:
- концептуальные положения составляют основные психолого-педагогические подходы к характеристике объекта изучения, как развитие навыков самостоятельной работы студентов И.Я. Лернер, Я.А. Коменский, В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов;
- теоретические положения о методических основах развития навыков самостоятельной работы студентов в процессе исследовательской деятельности Б.Е. Райкова, И. А Зимней, П.Я. Гальперина, Н.А. Половниковой, Г.И. Китайгородской, А.И. Савенкова.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической, научно
методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме дипломной работы.
эмпирические: педагогический эксперимент; педагогическая
диагностика: комплексная модифицированная методика Г.Н. Казанцевой "Изучение интереса к предмету" для определения уровня самостоятельности и выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и мотивов
Обобщая результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования проблемы организации самостоятельной работы студентов, выделим основные выводы.
1. В ходе сравнения подходов авторов к определению сущности понятия «самостоятельная работа» отмечены общие признаки, объединяющие отсутствие непосредственного участия педагога, проявление обучающимся самостоятельности и активности, взаимодействие педагога и обучающегося по поводу достижения поставленной цели. В основу организации самостоятельной работы студентов положены компетентностный, деятельностный, системный подходы. Уточнено понятие «организация самостоятельной работы студентов», понимаемое нами как целенаправленный процесс субъект-субъектного опосредованного взаимодействия преподавателя и студента, включающего соорганизацию и самоорганизацию студентом самостоятельной работы при использовании различных ее видов, форм и методов, способствующих овладению студентами профессиональных образовательных организаций общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками.
2. Выделены и охарактеризованы особенности организации самостоятельной работы студентов в соответствии с реализацией ФГОС СПО, которые выражаются в проявлении субъектной позиции студентов в осуществлении самостоятельной работы на основе создания ситуации выбора вида, содержания, способа выполнения и представления результата самостоятельной работы; в использовании педагогом комплексных заданий, которые носят междисциплинарный характер, обеспечивают овладение студентами общими и профессиональными знаниями, а также снижают нагрузку на студента; в увеличении вариативности видов, форм самостоятельной работы студентов от младших курсов к старшим, что способствует повышению автономности студента в процессе соорганизации и самоорганизации самостоятельной работы.
3. Определены и экспериментально проверены педагогические условия, реализуемые на основе компетентностного, дятельностного и системного подходов и обеспечивающие результативность профессиональных образовательных организаций при организации самостоятельной работы:
- разработка и применение программного, информационного и методического обеспечения организации самостоятельной работы студентов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов;
- обогащение профессионального опыта педагогов ПОО за счет применения в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, электронных учебно-методических комплексов и сетевых инструментов.
Анализ результатов проведенного исследования позволил учесть запрос работодателей при разработке программного, информационного и методического обеспечения самостоятельной работы студентов, показал позитивную динамику в изменении отношения студентов к самостоятельной работе.
4. Обосновано использование критериально-уровневого оценивания
овладения способа получения объективного, полного и надежного представления результатов их овладения в процессе самостоятельной работы; выявлены критерии: мотивационно-ценностный (наличие
положительной мотивации студентов, составляющей основу самостоятельного приобретения, пополнения знаний, положительного отношения к самостоятельной работе, проявления интереса к будущей профессии и важности самообразования); когнитивный (действенные знания в сфере организации самостоятельной работы студентами и приемами овладения новыми знаниями; развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению); деятельностный (владение способами выполнения
и формами представления видов самостоятельной работы; осуществление поиска, обработки, представления информации, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач, демонстрировать творческие способности); рефлексивно-оценочный (способность студента к рефлексии собственной выполненной самостоятельной работы; получение информации об оценке выполненной работы со стороны педагогов и самооценке, анализе и самоанализе для осуществления своевременной коррекции результатов работы как инструменту перехода на более высокий уровень), показатели - качественные характеристики, раскрывающие содержание критерия, и индикаторы, указывающие на степень выраженности того или иного показателя. При помощи выделенных критериев, показателей и индикаторов определяется уровень (высокий, средний, низкий) овладения студентами профессиональных знаний и умений. Экспериментально доказано, что критериально-уровневое оценивание в комплексе с используемыми методами исследования позволяет получить достоверные результаты в ходе организации самостоятельной работы в профессиональных образовательных организациях.
5. Разработанные научно-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы студентов ПОО представлены в содержании и приложениях исследовательской работы, рабочих программах учебной дисциплины и профессиональных модулях, учебно-методических комплексах материалов, проектах, кейсах, web-квестах и т. д. В ходе апробации подтверждена результативность применения научно-методических рекомендаций в ГАПОУ «Мамадышском политехническом колледже».
Таким образом, в ходе теоретико-экспериментального исследования цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Полученные выводы подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы.
состоять в совершенствовании процесса дидактического и методического сопровождения организации самостоятельной работы студентов, разработке критериев и средств диагностики овладения общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками студентами профессиональных образовательных организациях образования в условиях сетевого взаимодействия.
1. В ходе сравнения подходов авторов к определению сущности понятия «самостоятельная работа» отмечены общие признаки, объединяющие отсутствие непосредственного участия педагога, проявление обучающимся самостоятельности и активности, взаимодействие педагога и обучающегося по поводу достижения поставленной цели. В основу организации самостоятельной работы студентов положены компетентностный, деятельностный, системный подходы. Уточнено понятие «организация самостоятельной работы студентов», понимаемое нами как целенаправленный процесс субъект-субъектного опосредованного взаимодействия преподавателя и студента, включающего соорганизацию и самоорганизацию студентом самостоятельной работы при использовании различных ее видов, форм и методов, способствующих овладению студентами профессиональных образовательных организаций общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками.
2. Выделены и охарактеризованы особенности организации самостоятельной работы студентов в соответствии с реализацией ФГОС СПО, которые выражаются в проявлении субъектной позиции студентов в осуществлении самостоятельной работы на основе создания ситуации выбора вида, содержания, способа выполнения и представления результата самостоятельной работы; в использовании педагогом комплексных заданий, которые носят междисциплинарный характер, обеспечивают овладение студентами общими и профессиональными знаниями, а также снижают нагрузку на студента; в увеличении вариативности видов, форм самостоятельной работы студентов от младших курсов к старшим, что способствует повышению автономности студента в процессе соорганизации и самоорганизации самостоятельной работы.
3. Определены и экспериментально проверены педагогические условия, реализуемые на основе компетентностного, дятельностного и системного подходов и обеспечивающие результативность профессиональных образовательных организаций при организации самостоятельной работы:
- разработка и применение программного, информационного и методического обеспечения организации самостоятельной работы студентов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов;
- обогащение профессионального опыта педагогов ПОО за счет применения в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, электронных учебно-методических комплексов и сетевых инструментов.
Анализ результатов проведенного исследования позволил учесть запрос работодателей при разработке программного, информационного и методического обеспечения самостоятельной работы студентов, показал позитивную динамику в изменении отношения студентов к самостоятельной работе.
4. Обосновано использование критериально-уровневого оценивания
овладения способа получения объективного, полного и надежного представления результатов их овладения в процессе самостоятельной работы; выявлены критерии: мотивационно-ценностный (наличие
положительной мотивации студентов, составляющей основу самостоятельного приобретения, пополнения знаний, положительного отношения к самостоятельной работе, проявления интереса к будущей профессии и важности самообразования); когнитивный (действенные знания в сфере организации самостоятельной работы студентами и приемами овладения новыми знаниями; развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению); деятельностный (владение способами выполнения
и формами представления видов самостоятельной работы; осуществление поиска, обработки, представления информации, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач, демонстрировать творческие способности); рефлексивно-оценочный (способность студента к рефлексии собственной выполненной самостоятельной работы; получение информации об оценке выполненной работы со стороны педагогов и самооценке, анализе и самоанализе для осуществления своевременной коррекции результатов работы как инструменту перехода на более высокий уровень), показатели - качественные характеристики, раскрывающие содержание критерия, и индикаторы, указывающие на степень выраженности того или иного показателя. При помощи выделенных критериев, показателей и индикаторов определяется уровень (высокий, средний, низкий) овладения студентами профессиональных знаний и умений. Экспериментально доказано, что критериально-уровневое оценивание в комплексе с используемыми методами исследования позволяет получить достоверные результаты в ходе организации самостоятельной работы в профессиональных образовательных организациях.
5. Разработанные научно-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы студентов ПОО представлены в содержании и приложениях исследовательской работы, рабочих программах учебной дисциплины и профессиональных модулях, учебно-методических комплексах материалов, проектах, кейсах, web-квестах и т. д. В ходе апробации подтверждена результативность применения научно-методических рекомендаций в ГАПОУ «Мамадышском политехническом колледже».
Таким образом, в ходе теоретико-экспериментального исследования цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Полученные выводы подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы.
состоять в совершенствовании процесса дидактического и методического сопровождения организации самостоятельной работы студентов, разработке критериев и средств диагностики овладения общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками студентами профессиональных образовательных организациях образования в условиях сетевого взаимодействия.
Подобные работы
- Совершенствование финансового обеспечения развития организаций профессионального образования (на примере ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Инструменты стимулирования студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности (на примере ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018



