Введение 4
1. Теоретические основы проектов по энергоэффективности и ресурсосбережения на примере НГХК 7
1.1 Основные понятия нергоэффективности и ресурсосбережения 7
1.2 Разработка проектов по нергоэффективности и 16 ресурсосбережению в НГХК. Современные теории энергоэффективности и ресурсосбережения
1.3 Оценка эффективности управления энергосбережением на предприятиях НГХК 21
2. Особенности разработки и реализации проектов по энергоэффективности и ресурсосбережению 28
2.1 Проекты энергоэффективности и ресурсосбережения в НГХК в мировом аспекте 28
2.2 Реализация проектов энергоэффективности и ресурсосбережения в Российской Федерации 42
2.3 Решение проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности на примере Республики Татарстан 85
3. Реализация проектов энергоэффективности и ресурсосбережения в ПАО «Газпром» 94
3.1 Разработка предложений по формированию программы ресурсосбережения и повышения энергоэффективности предприятий нефтегазовой промышленности 94
3.2 Экономическая оценка энергоэффективности и ресурсосбережения предприятия ПАО «Газпром» от использования попутного нефтяного газа 102
Заключение 106
Список использованной литературы 110
Актуальность исследования. В России есть огромный, хотя и слабо освоенный, энергетический ресурс, а именно его потенциал энергоэффективности. Благодаря своей способности обеспечить экономический рост в России он в 2-4 раза превышает ожидаемое увеличение производства первичной энергии до 2020 года. На начальном этапе переходного процесса (1990-1995 годы) плохая энергетическая продуктивность российской экономики еще более ухудшилась. Затем, благодаря экономическому возрождению, энергоемкость российского внутреннего валового продукта снизилась на 24% в 2010-2016 годах. Однако, несмотря на значительное сокращение энергоемкости, Россия по-прежнему остается одной из наименее энергоэффективных стран мира. Сегодняшняя Россия унаследовала энергоемкую и энергоэффективную экономику из своего советского прошлого. Однако отсутствие эффективной национальной политики в области ресурсосбережения и энергоэффективности, несбалансированной политики ценообразования на энергоресурсы, отсутствие надлежащего законодательства и нормативно-правовых документов, учреждений и широкой осведомленности общественности об энергосберегающих возможностях привели к сохранению высокой энергоемкости за последние 15 лет. Российское правительство реализует программу постепенной либерализации энергетического сектора и недавно объявило о существенном повышении внутренних цен на газ и электроэнергию. Если такое повышение цен на электроэнергию не будет смягчено за счет повышения энергоэффективности, доступность энергетических услуг может сократиться для многих секторов, замедляя экономический рост.
Степень разработанности темы. Исследованием темы
энергоэффективности и ресурсосбережения занимались такие авторы: С.Н. Бобылев, В.А. Волконский, А.Г. Вигдорчик, Ю.Д. Кононов, А.А. Бесчинский, Л.А. Голованова, А.А. Тупикин, В.С. Степанов, О.Г. Иванченко, О.С. Коробова, В.В. Бушуев, Э.П. Волков, В.Н. Папушкин, В.П. Чупятов, Гольстрем В.А., Гашо Е.Г. и др., а также международные организации: «Всемирный банк», «Международное энергетическое агентство (МЭА)», «Глобальное партнерство по сокращению сжигания попутного газа (GGFR)», «McKinsey&Gompany» и другие.
Проведенный анализ показал, что данная тема не до конца изучена, в первую очередь из-за отсутствия доступной актуальной информации на разных секторах экономики.
Научная новизна. Предложены способы и меры для повышения энергоэффективности и ресурсосбережения в топливно-энергетическом секторе Российской Федерации. Разработана технология рационального использования попутного нефтяного газа.
Цель исследования. Рассмотрение энергетической политики России, направленной на максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и оценка потенциала энергетического сектора для поддержания экономического роста, повышения качества жизни населения и содействия укреплению внешнеэкономических позиций страны.
Задачи исследования. Определение курса долгосрочного развития российского энергетического сектора на предстоящий период, его приоритеты и руководящие принципы, а также механизмы государственной энергетической политики на этапах реализации программы, направленной на повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, обеспечивающие реализацию заявленных целей. Обеспечение реализации поставленных целей достигается путем разработки стратегии энергоэффективности и ресурсосбережения, которая требует более адекватного сопоставления масштабов и структуры потенциала энергоэффективности.
Объектом исследования является топливно-энергетический сектор Российской Федерации.
Предмет исследования - потенциал энергоэффективности и ресурсосбережения в ключевых секторах, как нефтегазовая индустрия, жилые дома, промышленность, транспорт, электроэнергия.
Методология исследования. В процессе исследования проводился сравнительный анализ применения технологий повышения
энергоэффективности и ресурсосбережения с другими существующими методами на основе отечественных и зарубежных работ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в настоящей диссертационной работе предложенные варианты позволяют качественно улучшить уровень программ ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, что несомненно будет способствовать привлечению инвестиций и развитию всей отрасли в целом, благоприятствовать укреплению экономической мощи России и внесет вклад в обеспечение энергетической безопасности страны.
Проекты по энергоэффективности и ресурсосбережению в сочетании с нормативно-правовыми актами последних лет определили вектор на снижение уровня сжигания попутного нефтяного газа в России. Тем не менее, снижение уровня сжигания попутного нефтяного газа еще не означает повышение уровня его рационального использования. Несмотря на позитивные изменения, похоже, что на государственном уровне в России ПНГ все еще воспринимается не как ресурс, а как побочный продукт процесса нефтедобычи. В то же время руководства многих развитых и развивающихся нефтедобывающих стран понимают необходимость использования ПНГ именно как ресурса, ресурса для газонефтехимии и экономического развития. Например, такой подход традиционно актуален для США и Канады, он становится все более актуальным для Саудовской Аравии, которая добывает больше нефти, чем наша страна.
В России же использование попутного нефтяного газа для газонефтехимии может быть еще более актуально. Это обусловлено рядом причин, в том числе: ростом значения газового фактора по стране - отношения объема извлечения ПНГ к объему извлечения нефти, необходимостью освоения капиталоемких восточносибирских нефтяных месторождений с высоким содержанием жирных газовых фракций; необходимостью эффективного «безотходного» и глубокого использования всей углеводородной цепочки, инновационного развития нефтегазового сектора, модернизации экономики в целом. Развитие же отечественной газонефтехимии, имеющей большой мультипликативный эффект для экономики, может способствовать импортозамещению, повышению энергоэффективности, снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье население.
Жесткие санкции за сверхнормативное сжигание ПНГ на факелах способствовали развитию другого направления его использования - использования попутного газа для электрогенерации. С одной стороны, это направление, действительно, является оправданным, так как дает возможность получить определенный эффект от побочного продукта нефтедобычи. С другой стороны, использование ПНГ для электрогенерации, по сути, является тем же сжиганием, в процессе которого уничтожается ценный ресурс. При этом воздействие на окружающую среду и здоровье населения может быть даже выше в связи с более высокой концентрацией выбросов от данного вида использования ПНГ и близостью к среде обитания человека. Аналитический доклад об экономических и экологических издержках сжигания попутного нефтяного газа в России.
Амбициозные задачи развития гаознефтехимии на государственном уровне поставлены в рамках Плана развития газо- и нефтехимии 2030. Тем не менее, для его реализации государство должно будет выступать не только в качестве «сурового» регулятора и устанавливать стратегические задачи, но и в качестве основного двигателя газонефтехимии. Как показывает мировой опыт, решение национальных стратегических задач должно обеспечиваться, в первую очередь, именно государством. Руководство страны должно создать приоритет максимального использования всех полезных углеводородных компонентов, и ПНГ в частности, приоритет развития инфраструктуры для переработки, а также учета воздействия на окружающую среду и учета интересов всех участников добычи и переработки ПНГ.
Реализация настоящих приоритетов - процесс длительный, требующий решения масштабных технических, экономических, социальных и экологических задач. Параметры развития топливно-энергетического комплекса являются ориентировочными, подлежащими уточнению в процессе реализации мероприятий. По мере поэтапной реализации задачи и мероприятия будут уточняться и корректироваться. Корректировка основных мероприятий может происходить в связи:
- с изменением федеральных и республиканских законодательных и иных нормативных правовых актов;
- при возникновении новых организационных отношений в топливно - энергетическом комплексе;
- при изменении макроэкономических показателей экономики Российской Федерации и Республики Татарстан.
Выполнение основных целей и задач требует создания и применения эффективных механизмов, обеспечивающих управляющее воздействие на все субъекты топливно-энергетического комплекса, а также координацию взаимодействия с органами государственной власти на федеральном и республиканском уровнях.
Основными направлениями обеспечения управляющего воздействия должны стать следующие:
- разработка предложений и участие в процессе принятия решений в виде законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в сфере топливно-энергетического комплекса;
- разработка и реализация политики, обеспечивающей деятельность топливно-энергетического комплекса в области экономического и финансового регулирования и стимулирования;
- координационно-контрольные функции, включающие в себя:
- систему мониторинга, анализ текущего состояния реализации инноваций, принятие управленческих решений, корректировка и др.);
- разработку и реализацию целевых, территориальных и других программ и бизнес-планов инвестиционных проектов;
- разработку и реализацию регламентов, нормативов и руководящих указаний;
- создание и обеспечение деятельности организационных структур, обеспечивающих выполнение механизмов реализации данной стратегии;
-разработку системы показателей эффективности реализации основных мероприятий в целом.
Чтобы полностью реализовать свой потенциал энергоэффективности, России нужна прочная и надежная политика в области энергоэффективности. Российскому правительству необходимо решить эту задачу и сосредоточиться на изменении взглядов и поведения различных лиц и организаций. Отправной точкой является создание и финансирование программы энергоэффективности и ресурсосбережения. Это позволит правительству обеспечить эффективное руководство для устранения как общих, так и отраслевых барьеров и создать структуру, способствующую государственным и частным инвестициям в улучшении энергоэффективности. У России есть возможность способствовать рациональному использованию своих энергетических ресурсов, которые улучшат ее экономику, конкурентоспособность промышленности и окружающую среду, утвердив ее как энергетическую сверхдержаву в полном смысле этого слова. Требуется четкое представление о потенциале, понимании того, как его использовать и политическая воля к тому, чтобы это было сделано должным и правильным образом.
1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 (ред. от 10.02.2017) № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Книги, монографии, диссертации
1. Бобылев С.Н., Сидоренко В.Н., Сафонов Ю.В., Авалиани С.Л., Струкова Е.Б., Голуб А.А. Макроэкономическая оценка издержек для здоровья населения России от загрязнения окружающей среды. М., 2002. - 33 с.
2. Волынская Н.А., Газеев М.Х., Гужновский Л.П., Карнаухов Н.Н., Орлов Р.В. Энергоэффективная стратегия развития экономики России. СПб.: Наука, 2002. - 113 с.
3. Герасименко А.А., Федин В.Т. Передача и распределение электрической энергии. Красноярск: Издат. проекты, 2006. - 720 с.
4. Гэри Дж.Х., Хэндверк Г.Е., Кайзер М.Дж. Технология и экономика нефтепереработки. - СПб.: ЦОП «Профессия», 2013. - 440 с.
5. Кирюшин П. А., Книжников А. Ю., Кочи К. В., Пузанова Т. А., Уваров С. А. Попутный нефтяной газ в России: «Сжигать нельзя, перерабатывать!» Аналитический доклад об экономических и экологических издержках сжигания попутного нефтяного газа в России. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2013. - 89 с.
6. Книжников А. Н., Пусенкова Н.Н. Проблемы и перспективы
использования нефтяного попутного газа в России. М., 2009. 28 с.
7. Крыжановская Г.С. Стратегическое планирование ресурсосбережения при эксплуатации объектов подземного хранения газа: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Крыжановская Галина Сергеевна. СПб, 2013. - 24 с.
8. Крюков В. А., Силкин В. Ю., Токарев А. Н., Шмат В. В. Как потушить факелы на российских нефтепромыслах: институциональный анализ условий комплексного использования углеводородов (на примере попутного нефтяного газа). Новосибирск: ИЭО1111 СО РАН, 2008. - 340 с.
9. Рощин В. А. Схемы подключений счетчиков электроэнергии: практ. пособие. М.: Изд-во «НЦ ЭНАС», 2002. - 112 с.
10. Сургучев Л.М. Ресурсосбережение при извлечении нефти. М.: Недра, 1991. - 155 с.
11. Фейгин В.И., Брагинский О.Б., Заболотский С.А., Кукушкин И.Г., Маевский А.В., Масленников Н.И., Рыков Ю.Г. Исследование состояния и перспектив направлений переработки нефти и газа, нефте- и газохимии в РФ. Библиотека Института современного развития. — М.: Экон-информ, 2011. - 806 с.
12. Bezrukikh P.P., Arbuzov Yu.D., Borisov G.A., Vissarionov V.I., Evdokimov B.M., Malinin N.K., Ogorodov N.V., Puzakov V.N., Sidorenko G.I., Shpak A.A. Resources and efficiency of the use of renewable sources of energy in Russia. Moscow: Nauka, 2002. - 314 р.
13. Fredholm M. Natural gas: an expensive trickle. TOL special report: energy. Prague: Transitions Online, 2008. - 21 р.
14. Gromov A. Energy Strategy of Russia for the Year 2030: Approaches, priorities and reference points. Energy and climate changes. Moscow: Presentation at EU-Russia cooperation, 2009. - 25 р.
15. IEA. Development of Energy Efficiency Indicators in Russia. Paris: IEA Publications, 2011. - 55 р.
16. IEA. Energy technology perspectives 10: Scenarios & Strategies to 2050. Paris: IEA/OECD, 2010. - 708 р.
17. IEA. Oil crises & climate challenges: 30 years of energy use in IEA Countries. Paris: IEA Publishing, 2004. - 213 р.
18. IEA. Reform and climate policy. Optimizing Russian natural gas. Paris: IEA, 2006. P. 16.
19. IEA. Transition to sustainable buildings: strategies and opportunities to 2050. Paris: IEA Publishing, 2013. - 68 p.
20. Ioffe J. Russia's staged state of the nation. Foreign policy. Washington: The New Republic, 2009. - 31 p.
21. Liuhto K. Energy in Russia’s foreign policy. Turku: Pan-European Institute, 2010. - 42 р.
22. Novikova A., Korppoo A., Sharmina M. Russian pledge vs. businessas-as- usual: Implementing energy efficiency policies can curb carbon emissions. Helsinki: The Finnish Institute of International Affairs Working Paper, 2009. - 21 р.
23. Shadrina E. Russia’s foreign energy policy: norms, ideas and driving dynamics. Turku: Pan-European Institute, 2010. - 190 p.
24. World Bank, International Finance Corporation. Energy Efficiency in Russia: Untapped Reserves. Washington: World Bank Group, 2014. - 138 р.
25. Worrell E., Neelis M., Price L., Galitsky C., Zhou N. World best practice energy intensity values for selected industrial sectors. Berkeley, CA: Lawrence Berkeley National Laboratory, 2007. - 56 p.
Статьи и материалы периодической печати
26. Андрианов В. Газохимия ГАЗПРОМА: из обузы в приоритеты? // Нефтегазовая Вертикаль. 2013. № 3. С. 1-4.
27. Гашо Е.Г., Степанова М.В. Государственная политика энергоэффективности: принципы, инстру- менты, перспективы // Энергосовет.
2013. Т. 28. № 3. С. 57-63.
28. Гуменюк С.О. Передовой международный опыт в области стимулирования внедрения энергосберегающих технологий // Российское предпринимательство. 2011. № 11. С. 27-32.
29. Ермакова Е.В., Куритту К., Вдовенко К.В. Энергоэффективность и устойчивое развитие. Европейский опыт // Академия энергетики. 2010. № 5. С. 16-19.
30. Конторович А.Э., Эдер Л.В., Филимонова И.В. Состояние и прогноз нефтегазового комплекса (добыча, переработка, транспорт) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 5. С. 51-61.
31. Коржубаев А.Г., Ламерт Д.А., Эдер Л.В. Проблемы и перспективы эффективного использования по- путного нефтяного газа в России // Бурение и нефть. 2012. № 4. С. 4-7.
32. Кропотина О.Е. Методический подход к отбору для финансирования ресурсосберегающих проектов // Вестник УГТУ. 2008. № 1. С. 50 - 57.
33. Крюков В., Силкин В., Токарев А., Шмат В. Новая старая проблема утилизации НПГ: от ведомственных разногласий к институциональным барьерам? // Нефтегазовая вертикаль. 2007. № 21. С. 166-175.
34. Миркин А.З., Яицких Г.С., Сюняева Г.А. Повышение энергоэффективности нефтеперерабатывающих заводов // Химическая техника.
2014. №5. С. 38-41.
35. Насыров О.М. Анализ и оценка эффективности энергосбережения в промышленных проектах // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 272- 276.
36. Славинская Л. Газохимия: издержки стратегии // Нефтегазовая Вертикаль. 2013. № 3. С. 66-72.
37. Тимаков В.В. Проблемы оценки энергоэффективности корпораций и технологий // Академия энергетики. 2012. Т. 47. № 3. C. 70-77.
38. Bashmakov I. Russian energy efficiency potential. Scale, costs and benefits // Problems of economic transition. 2009. V. 52. № 1. P. 369-386.
39. Bobylev, S. Is Russia on an unsustainable development path? // Problems of economic transition. 2005. V. 47. № 10. P. 6-21
40. Kristalinskaya S. Russia Tackles Associated Gas Flaring // Oil&Gas Eurasia. 2010. № 3. P. 1-115.
41. Kovalev A., Proskuryakova L. Measuring energy efficiency: is energy intensity a good evidence base? // Applied Energy. 2015. V. 138. P. 450-459.
42. Kupchinsky R. Russian gas flaring: a political or technical problem // Eurasia Daily Monitor. 2009. V. 6 I. 211. P. 39-47.
43. Le Poire D.J. Review of potential characterization techniques in approaching energy and sustainability // Sustainability. 2014. V. 6. Р. 1489-1503.
44. Lin H.C., Chan T.Y., Ien C.H. Mapping of future technology themes in sustainable energy // Foresight. 2013. V. 15. P. 54-73.
45. Loe J.S.P., Ladehaug O. Reducing gas flaring in Russia: Gloomy outlook in times of economic insecurity // Energy Policy. 2012. V. 50. P. 507-517.
Источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. Интернет-источники)
46. British petroleum / Statistical review of World energy 2009. - режим доступа: http://www.bp.com/productlanding.do?categoryId=6929&contentId=7044622, свободный. (дата обращения 13.10.2017).
47. Directorate-general for energy and transport, European energy and transport: trends to 2030 - update 2005, 2006 at / European Commission. - режим доступа: http ://ec.europa.eu/dgs/energy_transport/figures/trends_2030_update_2005/ energy_transport_trends_2030_update_2005_en.pdf, свободный (дата обращения: 10.10.2017).
48. Fredholm M. Natural gas: an expensive trickle. TOL special report: energy. Prague: Transitions Online, 2008. P. 20.
49. Nordic environment Finance Corporation - режим доступа: http://www.nefco.org, свободный. (дата обращения 13.10.2017).
50. Pathways to an energy and carbon efficient Russia. Summary of findings /
McKinsey & Company. - Официальный сайт. - режим доступа:
http://www.mckinsey.com/clientservice/sustainability/pdf/russian_cost_curve_summ ary_english.pdf, свободный. (дата обращения 19.09.2017).
51. The United nations development programme (UNDP) / National human development report 2009 for the Russian Federation. - режим доступа: http://hdr.undp.org/en/reports, свободный (дата обращения: 12.09.2017).