Введение 3
1 Туризм в Российской Федерации 5
1.1 История становления туризма в РФ: основные понятия 5
1.2 Современное состояние туризма в России 14
2 Государственно-правовое регулирование туристкой деятельности в области туризма 19
2.1 Основные нормативные документы в области туризма 19
2.2 Государственные органы, действующие в сфере туризма в РФ 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Сфера туризма – это сложнорегулируемый комплекс, который играет важную роль в экономике большей части развитых стран.
Развитие рыночной экономики в России укрепило интерес к туристской деятельности. Перспективы развития туристского комплекса, главным образом, зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы, как на общенациональном, так и на региональном уровнях, которое должно сочетаться с современной стратегией в продвижении туристского продукта.
Государственное регулирование развития туризма в Российской Федерации – это влияние государства на работу субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка для того, чтобы обеспечить нормальные условия работы рыночных механизмов, осуществления государственных социально-экономических приоритетов и разработку единой концепции развития сферы туризма.
Целью данной работы является исследование государственного регулирования туристской деятельности в РФ.
Основные задачи работы в рамках поставленной цели:
изучить историю становления туризма и его современное состояние в России;
определить основные нормативно-правовые документы в области туризма;
охарактеризовать государственные органы, действующие в сфере туризма в РФ.
Объектом исследования данной работы является туристская деятельность в России, предметом государственное регулирование туристской деятельности в РФ.
В ходе исследования использовались общенаучные и специальные методы экономических исследований: анализ литературных источников, диалектический метод познания, системный и процессный подходы, сравнения, обобщения и др.
При написании работы были использованы труды отечественных авторов по вопросам туризма в России.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В заключение следует сделать следующие выводы.
Анализ развития индустрии путешествий в Российской Федерации указывает на существенный рост потока отдыхающих, увеличение объема оказания туристских и санаторно-оздоровительных услуг. По оценкам экспертов весьма ощутимо увеличился интерес к России и ее регионам со стороны граждан зарубежных государств, существенно выросли потребности россиян в изучении многовековой истории собственной страны, ознакомлении с составляющими ее уникальных природных богатств. Все это в сочетании с относительной стабильностью в политике, благоприятным санитарно-эпидемиологическим климатом сформировало устойчивый спрос на российские услуги туризма, простимулировало внутренние турпотоки.
Основные задачи развития предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной отрасли заключаются в максимальном удовлетворении потребностей людей в услугах отрасли, сохранении и укреплении здоровья, воспроизводстве их трудоспособности, повышении культурно-познавательного уровня при одновременном обеспечении финансовых доходов и росте числа рабочих мест региона за счет функционирования туристских и рекреационных объектов и учреждений, увеличении объема поступлений и прибыли на основе расширения номенклатуры услуг и регулирования цен.
Государственное регулирование туризма - это воздействие государства на деятельность субъектов и существующие условия, что выражается в установлении государством общих правил поведения участников правоотношений, во внесении изменений и дополнений в них, основываясь на существующих обстоятельствах, а также в выработке и реализации государственных приоритетов и единой концепции развития сферы туризма.
Цель госрегулирования туризма заключается в создании благоприятных условий в указанной сфере. Государственное регулирование туристской деятельности в России реализуется для того, чтобы, прежде всего, обеспечивать соблюдение права на отдых, свободу в передвижении и некоторые другие права. Также необходимо помнить, что туризм взаимосвязан с использованием различных природных ресурсов, по этой причине важнейшей целью государства выступает охрана окружающей природной среды, сохранение объектов туристского показа, рациональное применение природного и культурного наследия. Важным является и создание благоприятных условий для всех видов деятельности, которые направлены на воспитание, образование и оздоровление туристов. Туристскую деятельность признают одной из ключевых отраслей экономики, поэтому пристальное внимание должно уделяться созданию и совершенствованию туристической индустрии, которая бы обеспечивала потребность граждан при совершении путешествий, увеличении доходов государства и граждан РФ. Все это совершенно необходимо для полноценного развития туризма на территории нашего государства.
Главной составной частью в государственном регулировании туризма выступает непосредственное участие государства в создании культуры туризма. Культура туризма является качественным состоянием всей сферы туризма, характеризующимся высоким уровнем в развитии общественных отношений в данной области, индивидуальным и общественным сознанием у туристов, должностных лиц, представителей власти, сотрудников учреждений туристической индустрии, населения, принимающих туристских регионов. Культура туризма – это понимание всеми субъектами туризма роли и места туризма на современном этапе, необходимостей формирования в общественной модели поведения людей рационального использования свободного времени для таких туристских целей, как лечебно-оздоровительные, рекреационные, познавательные, физкультурно-спортивные, профессионально-деловые и пр. Кроме влияния государства на всю деятельность в сфере туризма в стране, государство определяет и выделяет перспективные регионы, где активно стимулируется развитие туризма.
. Конституция РФ (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.06.2018.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.06.2018.
3. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об основах туристкой деятельности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.06.2018.
4. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. №76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.06.2018.
5. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. от 18.04.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.06.2018.
6. Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. №114-ФЗ (ред. от 19.02.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.06.2018.
7. Боголюбов B.C., Орловская В.П. Экономика туризма: учеб. пособие /B.C. Боголюбов, В.П. Орловская. - М.: Академия 2016. - 192 с.
8. Воронцова М.Г. Туризм: организация и управление: учеб. пособие / М.Г. Воронцова. - СПб.: СПбГУКИ, 2015. - 214 с.
9. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. М.: Финансы и статистика, 2016. - 304 с.
10. Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2014. – 383 с.
11. Здоров А.Б. Экономика туризма: учебник / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 266 с.
12. Игнатьев A.B. Российский туризм в эпоху глобализации: стратегия, конкурентоспособность, перспективы: монография / A.B. Игнатьев. М.: Издательство «Палеотип», 2015. - 280 с.
13. Кабушкин Н.И. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ / Н.И. Кабушкин. - Минск: Изд-во БГЭУ, 2015. - 432 с.
14. Кажан Д.Н. Актуальные проблемы эффективного управления туристско-рекреационным комплексом городов-курортов / Д.Н. Кажан // Российское предпринимательство. 2015. № 4. С. 83-86.
15. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие / А.Д. Каурова. – М.: Герда, 2016. – 368 с.
16. Квартальнов В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 335 с.
17. Косинова Е.А. Развитие предпринимательства в особых экономических туристско-рекреационных зонах / Е.А. Косинова // Российское предпринимательство. - 2017. - № 1. - С. 151-154.
18. Ктакян Б.С. Экономическое обоснование специализации менеджмента на рынке туристических услуг / Б.С. Ктакян // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. - Невинномысск: Издательство НГГТИ, 2016. – С. 56-69.
19. Маруткина Евгения Алексеевна. Стратегическое управление предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Маруткина Евгения Алексеевна; [Место защиты: Дагестан. гос. техн. ун-т]. - Махачкала, 2015. - 167 с.
20. Овчаров, А.О. История развития туризма в России / А.О. Овчаров // Туризм. – 2017. - №4. – С. 108-114.
21. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования / Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 304 с.
22. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 398 с.
23. Экономика отрасли: туризм: учебное пособие / Е. А. Замедлина, О. Н. Козырева. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2015. – 203 с.
24. Экономика туризма: учебник / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. – М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2014. – 446 с.
25. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли: учебное пособие / Д.С. Ушаков. – Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2015. – 446 с.