Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №55565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 9
1.1. Исследовательская деятельность как способ развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся 9
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности в школе 16
1.3. Средства достижения познавательной активности в ходе исследовательской деятельности учащихся 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 30
2.1. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках
русского языка 30
2.2. Организация исследовательской деятельности по русскому языку во
внеурочное время 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современное общество в значительной мере претерпевает многочисленные изменения. Безусловно, школьная система образования тоже не является исключением, она характеризуется значительными попытками ведущих ученых и педагогов переосмыслить методы обучения. Основная задача каждой школы сформировать всесторонне развитую, творческую, активную, одаренную личность. Поэтому широкое распространение в практике обучения русскому языку приобретает исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская
деятельность учащихся направлена на получение новых знаний, которая дает простор для творчества учащихся и педагога. Организация исследовательской деятельности требует со стороны педагога грамотного составления учебной программы, выбор учебно-методических, информационных, психолого-педагогических и дидактических материалов.
Данная квалификационная работа посвящена изучению особенностей организации исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность исследования состоит в том, что метод организации исследовательской деятельности учащихся в современном
образовательном процессе на основе системно-деятельностного подхода начинает широко использоваться связи с внедрением ФГОС.
Объектом работы выступает исследовательская деятельность учащихся как способ развития познавательной активности учащихся.
Предметом изучения являются особенности организации исследовательской деятельности в системе обучения русскому языку.
Цель данного исследования выделить эффективность влияния исследовательской деятельности на познавательную активность учащихся на уроках русского языка.
Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты организации
исследовательской деятельности;
2) выявить методические аспекты организации
исследовательской деятельности в школе;
3) доказать эффективность использования метода
исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели и решения задач в исследовании были использованы такие методы:
- теоретический (поиск необходимого материала);
- описательный (наблюдение, обобщение, комментирование полученного материала);
- эмпирический (проведение педагогического эксперимента). Научная новизна работы заключается в том, что, несмотря на
востребованность использования исследовательской деятельности в школьном образовании, она недостаточно изучена. Нет исследований посвященных организации исследовательских работ в среднем и старшем звене. В данной работе акцент ставится на организации исследовательской деятельности в среднем звене.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочной работе по русскому языку в школе.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении особенностей организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- методические и теоретические аспекты организации
исследовательской деятельности (И.Ф. Свадковский, Б.Е. Райков,
Т.В. Громов, К.Д. Ушинский);
- дидактические основы исследования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);
- возрастные особенности организации исследовательской деятельности (А.И. Савенков);
- психологические аспекты организации исследования на уроках (В.С. Мухина);
- развитие творческого мышления, активизация познавательной активности (Г.В. Трегубова, Т.Н. Анохина, Л.Ф. Тихомирова).
Структура данной работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы.
Во введении определяются цели и задачи, выделяется предмет и объект исследования, определяется актуальность, научная новизна исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, указывается теоретико-методологическая база.
Первая глава «Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка» освящает теоретические аспекты исследовательской деятельности учащихся.
Вторая глава «Методика применения исследовательского подхода в процессе обучения русскому языку» раскрывает организацию исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время и на уроках русского языка.
В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении обобщаются все полученные результаты исследования.
В списке литературы приведены научные труды, направленные на раскрытие данной проблемы, методические пособия по организации урока русского языка, словари, учебники и ссылки на электронные ресурсы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении отметим, что в данном исследовании была предпринята попытка изучения организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка. Цель исследования заключалась в том, чтобы продемонстрировать влияние исследовательской деятельности на познавательную активность учащихся на уроках русского языка. Для решения поставленной цели необходимо было решить ряд задач. В ходе исследования нами была изучена научная литература, освещающая аспекты организации исследовательской деятельности учащихся, были рассмотрены такие понятия, как «исследовательский метод в обучению русскому языку», «исследовательская деятельность», «исследовательский метод обучения», «исследовательский метод», «исследовательский метод», проектно-исследовательская технология», была проведена исследовательская работа в 5 классе МБОУ «Беркет - Ключевская СОШ» Черемшанского района.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим
выводам:
1. Исследовательский метод - это совокупность приемов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на самостоятельные поиск информации.
2. Исследовательская деятельность эффективный метод организации учебный процесс, как на уроке, так и во внеурочной работе по русскому языку.
3. Наиболее значимыми особенностями организации
исследовательской деятельности следует считать: во-первых,
неготовность учащихся и педагогов к применению новых методов организации учебного процесса, во-вторых, недостаточное учебно-методическое оснащение школы, в-третьих, возрастные особенности учащихся.
4. По сравнению с другими дисциплинами на уроках русского языка
при выполнении исследовательской работы у учащихся формируется культуроведческая компетенция, они рассматривают русский язык как систему, которая работает по определенным законам, развивающуюся одновременно с обществом, отражающую традиции, национальный компонент. Учащиеся учатся работать с текстом, предложением, формируется умение составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации; аргументировать свои высказывания; в них воспитывается бережное отношения к слову; вырабатывают умение слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. В среднем звене целесообразно использовать на уроках элементы исследовательской деятельности, которая подготовит к дальнейшей самостоятельной работе. В старших классах предпочтение отдается таким формам работ, которые создают творческую атмосферу, поэтому целесообразно проводить уроки-семинары,
самостоятельные исследовательские работы по подготовке к докладам, рефератам, их рецензированию.
5. Активизировать учащихся к познавательной деятельности в ходе
исследовательской работы помогают: методы эксперимента,
лабораторных работ, защиты проектов и рефератов, проблемного обучения, мини-курсов, экскурсии, коллекционирования и другие. В исследовании мы применили метод коллекционирования.
6. Апробацию исследования мы провели в МБОУ «Беркет-Ключевская СОШ » Черемшанского района. Нами был проведен урок русского языка с применением элементов исследовательской деятельности, при этом использовался метод постановки проблемного вопроса. Самостоятельный поиск и анализ информации в ходе этого урока позволил учащимся лучше запомнить материал и плодотворно применить на практике.
7. Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе
недели русского языка позволила активизировать коммуникативные, мыследеятельностные, поисковые, презентационные,
информационные навыки и умения учащихся, которые проявились в процессе работы над проектом «Увлекательный мир словарных слов».



1. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителя. - М.: Баласс, 2010. - 96 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 37 с.
3. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: ВАКО, 2003. - 495 с.
4. Афанасьев, П.О. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 540 с.
5. Бабенко Л.Г. Словарь синонимов русского языка. - М.: Астрель, АСТ, 2011. - 688 с.
6. Баранов М.Т, Ладыженская, М.Р. Львов и др. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.
7. Баранов М.Т. Пути развития у школьников V—VIII классов интереса к уроку русского языка. - В сб.: Воспитание интереса к урокам русского языка. М., 1965, - 148 с.
8. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
9. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - 13-15 с.
10. Бунин И.А. Тёмные аллеи. М.: Эскимо. 2011. - 320 с.
11. Бурцева О.Ю. Основы научного познания: Учебное пособие для учащихся. — М., 2005.
12. Велтистов Е.С. Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного. М.: Издательский дом "Искатель". 1998. - 168 с.
13. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 526 с.
14. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку, - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.
15. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.-
2- е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014. - 416 с.
16. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности. /Т.В. Громова// Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - 49-53 с.
17. Даль, В.И Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: "Русский язык", 1978. - 699 с.
18. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. - М.: Учпедиз, 1960. - 299 с.
19. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.
20.Захарова, Н.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003.
- 192с.
21. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. М.: «Просвеение», 2012. Ч.1 - 192с.; Ч.2 - 176 с.
22. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся 7-11 классов. Сургут: Сургутский гос.пед. ун-т, 2014. - 135 с.
23. Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. - URL: www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x. ht (дата обращения: 4.04.2017).
24. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003. - 110 с.
25. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. /И.Я. Лернер// Советская педагогика. - 1970. - №5. - 106-119 с.
26. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе.- М.: Академический проект, 2006. - 590 с.
27. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания, М., 1982. - 240 с.
28. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности. /В.С. Мухина// Школьные технологии. - 2006. - № 2. - 19-31 с.
29. Мячина Н.Г. Использование новых технологий на уроке русского языка. [Электронный ресурс]. - URL:
festival. 1 september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207 (дата
обращения: 03.04.2017).
30. Назарова Т.С., Полат, Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М., 1998. - 215с.
31. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983 . - 111 с.
32.Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Изд. «Прометей» МИГУ, 2006. - 224 с.
33.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
34. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник, 2006. - 243 с.
35. Панова В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия»,1993. - 669 с.
36. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В., Петров А.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов и системы повышения квалификации - М., 2000.
37. Рубинштейн М.М. Современные методические искания. Методы активизации труда. - М. Изд.: Т-ва Мир. 1995. - 104 с.
38. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.
39. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПБ.: Питер, 2004. - 272 с.
40. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
41. Сергеева И.И. Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы). /И.И. Сергеева// Молодой ученый. —
2012. - №5. - 498-501 с.
42. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся /М.Г. Сергеева// Исследовательская работа школьников. - 2003. № 3.
- 136-138 с.
43. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М., 1965. - 140 с.
44. Тафитуллин М., Попова Т. Слово о словарном слове. /М. Тафитуллин, Т. Попова// Начальная школа. 2011. № 1. - 32 с.
45. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1996. - 190 с.
46. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка. /Г.В. Трегубова// Начальная школа. - 1995. - № 6. - 40-42 с.
47. Тургенев И.С. Полное Собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т.3. - М.: «Наука», 1979. - 190 с.
48. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Принт,
2005. - 216 с.
49. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика
- 1974.
50. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010.
51.Черепанова Л.В. Проектная деятельность на уроках русского языка. Русская словесность. - 2006. - 364 с.
52. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2004. - 400 с.
53. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность. - М.: Перспектива, 2010. - 88 с.
54. Федеральный стандарт основного общего образования [Электронный
ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog (дата обращения:


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ