ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 9
1.1. Исследовательская деятельность как способ развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся 9
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности в школе 16
1.3. Средства достижения познавательной активности в ходе исследовательской деятельности учащихся 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 30
2.1. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках
русского языка 30
2.2. Организация исследовательской деятельности по русскому языку во
внеурочное время 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 9
1.1. Исследовательская деятельность как способ развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся 9
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности в школе 16
1.3. Средства достижения познавательной активности в ходе исследовательской деятельности учащихся 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 30
2.1. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках
русского языка 30
2.2. Организация исследовательской деятельности по русскому языку во
внеурочное время 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное общество в значительной мере претерпевает многочисленные изменения. Безусловно, школьная система образования тоже не является исключением, она характеризуется значительными попытками ведущих ученых и педагогов переосмыслить методы обучения. Основная задача каждой школы сформировать всесторонне развитую, творческую, активную, одаренную личность. Поэтому широкое распространение в практике обучения русскому языку приобретает исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская
деятельность учащихся направлена на получение новых знаний, которая дает простор для творчества учащихся и педагога. Организация исследовательской деятельности требует со стороны педагога грамотного составления учебной программы, выбор учебно-методических, информационных, психолого-педагогических и дидактических материалов.
Данная квалификационная работа посвящена изучению особенностей организации исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность исследования состоит в том, что метод организации исследовательской деятельности учащихся в современном
образовательном процессе на основе системно-деятельностного подхода начинает широко использоваться связи с внедрением ФГОС.
Объектом работы выступает исследовательская деятельность учащихся как способ развития познавательной активности учащихся.
Предметом изучения являются особенности организации исследовательской деятельности в системе обучения русскому языку.
Цель данного исследования выделить эффективность влияния исследовательской деятельности на познавательную активность учащихся на уроках русского языка.
Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты организации
исследовательской деятельности;
2) выявить методические аспекты организации
исследовательской деятельности в школе;
3) доказать эффективность использования метода
исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели и решения задач в исследовании были использованы такие методы:
- теоретический (поиск необходимого материала);
- описательный (наблюдение, обобщение, комментирование полученного материала);
- эмпирический (проведение педагогического эксперимента). Научная новизна работы заключается в том, что, несмотря на
востребованность использования исследовательской деятельности в школьном образовании, она недостаточно изучена. Нет исследований посвященных организации исследовательских работ в среднем и старшем звене. В данной работе акцент ставится на организации исследовательской деятельности в среднем звене.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочной работе по русскому языку в школе.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении особенностей организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- методические и теоретические аспекты организации
исследовательской деятельности (И.Ф. Свадковский, Б.Е. Райков,
Т.В. Громов, К.Д. Ушинский);
- дидактические основы исследования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);
- возрастные особенности организации исследовательской деятельности (А.И. Савенков);
- психологические аспекты организации исследования на уроках (В.С. Мухина);
- развитие творческого мышления, активизация познавательной активности (Г.В. Трегубова, Т.Н. Анохина, Л.Ф. Тихомирова).
Структура данной работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы.
Во введении определяются цели и задачи, выделяется предмет и объект исследования, определяется актуальность, научная новизна исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, указывается теоретико-методологическая база.
Первая глава «Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка» освящает теоретические аспекты исследовательской деятельности учащихся.
Вторая глава «Методика применения исследовательского подхода в процессе обучения русскому языку» раскрывает организацию исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время и на уроках русского языка.
В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении обобщаются все полученные результаты исследования.
В списке литературы приведены научные труды, направленные на раскрытие данной проблемы, методические пособия по организации урока русского языка, словари, учебники и ссылки на электронные ресурсы.
деятельность учащихся направлена на получение новых знаний, которая дает простор для творчества учащихся и педагога. Организация исследовательской деятельности требует со стороны педагога грамотного составления учебной программы, выбор учебно-методических, информационных, психолого-педагогических и дидактических материалов.
Данная квалификационная работа посвящена изучению особенностей организации исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность исследования состоит в том, что метод организации исследовательской деятельности учащихся в современном
образовательном процессе на основе системно-деятельностного подхода начинает широко использоваться связи с внедрением ФГОС.
Объектом работы выступает исследовательская деятельность учащихся как способ развития познавательной активности учащихся.
Предметом изучения являются особенности организации исследовательской деятельности в системе обучения русскому языку.
Цель данного исследования выделить эффективность влияния исследовательской деятельности на познавательную активность учащихся на уроках русского языка.
Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты организации
исследовательской деятельности;
2) выявить методические аспекты организации
исследовательской деятельности в школе;
3) доказать эффективность использования метода
исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели и решения задач в исследовании были использованы такие методы:
- теоретический (поиск необходимого материала);
- описательный (наблюдение, обобщение, комментирование полученного материала);
- эмпирический (проведение педагогического эксперимента). Научная новизна работы заключается в том, что, несмотря на
востребованность использования исследовательской деятельности в школьном образовании, она недостаточно изучена. Нет исследований посвященных организации исследовательских работ в среднем и старшем звене. В данной работе акцент ставится на организации исследовательской деятельности в среднем звене.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочной работе по русскому языку в школе.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении особенностей организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- методические и теоретические аспекты организации
исследовательской деятельности (И.Ф. Свадковский, Б.Е. Райков,
Т.В. Громов, К.Д. Ушинский);
- дидактические основы исследования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);
- возрастные особенности организации исследовательской деятельности (А.И. Савенков);
- психологические аспекты организации исследования на уроках (В.С. Мухина);
- развитие творческого мышления, активизация познавательной активности (Г.В. Трегубова, Т.Н. Анохина, Л.Ф. Тихомирова).
Структура данной работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы.
Во введении определяются цели и задачи, выделяется предмет и объект исследования, определяется актуальность, научная новизна исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, указывается теоретико-методологическая база.
Первая глава «Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка» освящает теоретические аспекты исследовательской деятельности учащихся.
Вторая глава «Методика применения исследовательского подхода в процессе обучения русскому языку» раскрывает организацию исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время и на уроках русского языка.
В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении обобщаются все полученные результаты исследования.
В списке литературы приведены научные труды, направленные на раскрытие данной проблемы, методические пособия по организации урока русского языка, словари, учебники и ссылки на электронные ресурсы.
В заключении отметим, что в данном исследовании была предпринята попытка изучения организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка. Цель исследования заключалась в том, чтобы продемонстрировать влияние исследовательской деятельности на познавательную активность учащихся на уроках русского языка. Для решения поставленной цели необходимо было решить ряд задач. В ходе исследования нами была изучена научная литература, освещающая аспекты организации исследовательской деятельности учащихся, были рассмотрены такие понятия, как «исследовательский метод в обучению русскому языку», «исследовательская деятельность», «исследовательский метод обучения», «исследовательский метод», «исследовательский метод», проектно-исследовательская технология», была проведена исследовательская работа в 5 классе МБОУ «Беркет - Ключевская СОШ» Черемшанского района.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим
выводам:
1. Исследовательский метод - это совокупность приемов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на самостоятельные поиск информации.
2. Исследовательская деятельность эффективный метод организации учебный процесс, как на уроке, так и во внеурочной работе по русскому языку.
3. Наиболее значимыми особенностями организации
исследовательской деятельности следует считать: во-первых,
неготовность учащихся и педагогов к применению новых методов организации учебного процесса, во-вторых, недостаточное учебно-методическое оснащение школы, в-третьих, возрастные особенности учащихся.
4. По сравнению с другими дисциплинами на уроках русского языка
при выполнении исследовательской работы у учащихся формируется культуроведческая компетенция, они рассматривают русский язык как систему, которая работает по определенным законам, развивающуюся одновременно с обществом, отражающую традиции, национальный компонент. Учащиеся учатся работать с текстом, предложением, формируется умение составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации; аргументировать свои высказывания; в них воспитывается бережное отношения к слову; вырабатывают умение слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. В среднем звене целесообразно использовать на уроках элементы исследовательской деятельности, которая подготовит к дальнейшей самостоятельной работе. В старших классах предпочтение отдается таким формам работ, которые создают творческую атмосферу, поэтому целесообразно проводить уроки-семинары,
самостоятельные исследовательские работы по подготовке к докладам, рефератам, их рецензированию.
5. Активизировать учащихся к познавательной деятельности в ходе
исследовательской работы помогают: методы эксперимента,
лабораторных работ, защиты проектов и рефератов, проблемного обучения, мини-курсов, экскурсии, коллекционирования и другие. В исследовании мы применили метод коллекционирования.
6. Апробацию исследования мы провели в МБОУ «Беркет-Ключевская СОШ » Черемшанского района. Нами был проведен урок русского языка с применением элементов исследовательской деятельности, при этом использовался метод постановки проблемного вопроса. Самостоятельный поиск и анализ информации в ходе этого урока позволил учащимся лучше запомнить материал и плодотворно применить на практике.
7. Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе
недели русского языка позволила активизировать коммуникативные, мыследеятельностные, поисковые, презентационные,
информационные навыки и умения учащихся, которые проявились в процессе работы над проектом «Увлекательный мир словарных слов».
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим
выводам:
1. Исследовательский метод - это совокупность приемов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на самостоятельные поиск информации.
2. Исследовательская деятельность эффективный метод организации учебный процесс, как на уроке, так и во внеурочной работе по русскому языку.
3. Наиболее значимыми особенностями организации
исследовательской деятельности следует считать: во-первых,
неготовность учащихся и педагогов к применению новых методов организации учебного процесса, во-вторых, недостаточное учебно-методическое оснащение школы, в-третьих, возрастные особенности учащихся.
4. По сравнению с другими дисциплинами на уроках русского языка
при выполнении исследовательской работы у учащихся формируется культуроведческая компетенция, они рассматривают русский язык как систему, которая работает по определенным законам, развивающуюся одновременно с обществом, отражающую традиции, национальный компонент. Учащиеся учатся работать с текстом, предложением, формируется умение составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации; аргументировать свои высказывания; в них воспитывается бережное отношения к слову; вырабатывают умение слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. В среднем звене целесообразно использовать на уроках элементы исследовательской деятельности, которая подготовит к дальнейшей самостоятельной работе. В старших классах предпочтение отдается таким формам работ, которые создают творческую атмосферу, поэтому целесообразно проводить уроки-семинары,
самостоятельные исследовательские работы по подготовке к докладам, рефератам, их рецензированию.
5. Активизировать учащихся к познавательной деятельности в ходе
исследовательской работы помогают: методы эксперимента,
лабораторных работ, защиты проектов и рефератов, проблемного обучения, мини-курсов, экскурсии, коллекционирования и другие. В исследовании мы применили метод коллекционирования.
6. Апробацию исследования мы провели в МБОУ «Беркет-Ключевская СОШ » Черемшанского района. Нами был проведен урок русского языка с применением элементов исследовательской деятельности, при этом использовался метод постановки проблемного вопроса. Самостоятельный поиск и анализ информации в ходе этого урока позволил учащимся лучше запомнить материал и плодотворно применить на практике.
7. Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе
недели русского языка позволила активизировать коммуникативные, мыследеятельностные, поисковые, презентационные,
информационные навыки и умения учащихся, которые проявились в процессе работы над проектом «Увлекательный мир словарных слов».
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Обучение детей-инофонов русскому языку: начальный этап
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-9 КЛАССАХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Формирование исследовательских умений обучающихся
на уроках русского языка и литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



