ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 6
§ 1. Историческая биография: характерные черты
и методы изучения 6
§ 2. Социокультурная ситуация в Северной Франции XI-XII вв. 14
ГЛАВА 2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГВИБЕРТА НОЖАНСКОЕО 22
§ 1. Вехи жизни писателя и аббата 22
§ 2. Гвиберт Ножанский - средневековый нарратор 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Тема дипломного сочинения - «Историческая биография Гвиберта Ножанского». Выбор данной темы обусловлен тем, что Гвиберт Ножанский интересен и как историограф первого крестового похода (1096-1999), отличающийся наиболее критическим отношением к источникам и рационалистической оценкой событий, и как автор сочинения мемуарного характера, представляющего весьма любопытный образец средневековой автобиографии. В истории Средних веков востребованы исследования, касающиеся крестовых походов, причинной связи событий, анализа предпосылок и мотивов действий крестоносцев, социально-экономического положения Франции накануне первого крестового похода.
Большой интерес для современного историка представляет реконструкция личной жизни и неповторимых судеб отдельных исторических индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира. Современные специалисты исходят из того, что историческая биография является не просто биографией исторического персонажа, но представляет собой жанр исторического исследования: это сама история, показанная через историческую личность. Несомненно, Гвиберт Ножанский представляет собой одну из интереснейших фигур своего времени, к тому же оставившую после себя письменные тексты, в числе которых редкое для эпохи средневековья автобиографическое сочинение - «О своей жизни» («De vita sua»).
Объектом исследования является историческая биография, как способ описания жизни человека, сделанный другими людьми или им самим.
Предметом исследования является личность и сочинения Гвиберта Ножанского.
Цель данной работы - реконструкция исторической биографии Гвиберта Ножанского в контексте его эпохи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить характерные черты эпохи.
2) Охарактеризовать источники и литературу по данной проблематике.
3) Выделить основные вехи жизненного пути и деятельности Гвиберта Ножанского.
4) Выяснить вклад Гвиберта Ножанского в осмысление событий своего времени и своей роли в них.
Также необходимо уточнить некоторые понятия, которые используются в данной работе.
Историография - особый, письменный род фиксации и бытования исторической памяти, формы и содержания которой продиктованы как ее культурными стереотипами, так и теми задачами, какие в данном социуме на историческую память возлагаются. Средневековой историографией мы условно называем (соглашаясь с мнением на этот счет А.Я.Гуревича) намеренное сохранение в средневековых текстах свидетельств прошлого.
Средневековая автобиография - широкое историко-культурное явление, связанное с развитием личностного самосознания в эпоху победившего христианства. Автобиографические рассказы того времени не были похожи один на другой, лишены определенной устойчивой формы и существовали как своеобразные деформации других жанров: богословского трактата, визионерско-назидательной литературы.
Монодии - (в переводе с греческого «монодия» - песнопения для одного голоса) представляют собой своеобразный тип произведения; песнь, которая как бы сама собой льется из уст ее сочинителя вопреки всем жанровым канонам.
Аббат - почетный католический титул, который, начиная с V века, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств), был званием церковной должности.
Коммуна Средневековая - городская община, возникшая в борьбе городов с сеньорами, союз горожан, а также организация городского самоуправления.
Коммунальное движение в Средние века - движение за самоуправление городов в Западной Европе в XI-XII веках за ослабление власти феодалов и епископов.
Лан - город, процветал с XI века, одна из первых французских коммун (восстание против епископа Годри, 1111 г.). Лан был резиденцией епископальной школы, которая во второй половине XI века вплоть до смерти мэтра Ансельма (1117 г.), чьи яростные нападки на Абеляра подрывали ее авторитет, была важнейшим центром теологических штудий на Западе, пока не уступила свою роль Парижу.
Основные источники по данной теме - это сочинения самого средневекового писателя Гвиберта Ножанского «О моей жизни» и «Деяния Бога через франков». Подробное описание детства, образования и духовного воспитания, микросреды, в которой воспитывался мальчик, дают возможность почувствовать особенную атмосферу, в которой формировалась личность Гвиберта. В своих самых известных сочинениях «О моей жизни» и «Деяния Бога через франков» Гвиберт Ножанский подробно описывает свою жизнь, историю аббатства Ножан, монастырь, жизнь монахов, события, связанные со знаменитой Ланской коммуной и 1-м крестовым походом, и свое отношение к этим событиям.
Литературу по данной теме можно разделить на три группы:
В первую группу вошли работы, посвященные биографии и автобиографии как жанру. Это труды Зарецкого Ю.П., Гуревича А.Я.
Труды по историческим биографиям являются неотъемлемой частью европейской историографии; автобиографии можно считать разновидностью биографии.
Говоря о средневековой автобиографии, подразумевают некий более широкий в смысловом отношении и более «неопределенный историкокультурный феномен, имеющий отношение к росту личностного самосознания в христианской Европе».3 В XII в., как указывают современные исследователи, в Западной Европе появляются авторы, которые так или иначе интересуются своей индивидуальной личностью и создают нечто вроде автобиографий. В первой половине XII в., почти одновременно и в одной и той же стране, во Франции, несколько человек оставляют описание своей жизни. Интересно рассмотреть, как они это делают, какие цели перед собой ставят - в какой мере раскрывается человеческая личность и индивидуальность. Первая фигура в этом ряду - монах, настоятель аббатства Девы Марии в Ножане Евиберт Ножанский.
Во вторую группу вошли труды о Средневековой Франции XI-XII вв. Это работы Броделя Ф., Еутновой Е.В., Джевелегова А.К., Легоффа Ж., Каревой В.В. и др.
Труды о Средневековой Франции дают нам возможность воссоздать эпоху, в которой жил и творил Евиберт Ножанский. Это время характеризовалось рядом специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни страны: феодальная система
землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу).
В третью группу вошли работы, посвященные Гвиберту Ножанскому. Это труды Воскобойникова О.С., Гуревича А.Я., Зарецкого Ю.П., Шмитта Ж.-К., Ускова Н.Ф.
Анализ данной литературы и источников дает возможность воссоздать вехи жизни Гвиберта Ножанского и выявить характерные черты эпохи, в которой он жил.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
§ 1. Историческая биография: характерные черты и методы изучения
Биография (от rpen.bios - жизнь и grapho - пишу), литературный жанр, описание жизни реально существовавшего человека, основанное на фактическом материале.
Историческая биография как жизнеописание выдающейся исторической личности - неотъемлемая часть европейской историографии, начиная с Плутарха. В полном смысле историческая биография - это такое жизнеописание, где в центре внимания находится развитие неповторимой исторической личности, раскрытие ее внутреннего мира в тесной связи с эпохой, делом, которому эта личность себя посвятила.
Разновидностью биографии можно считать автобиографию. Многие историки полагают, что «автобиография существовала всегда (появилась вместе с языком) и лишь видоизменялась во времени в соответствии с изменением жанровых канонов и стилистических норм». Существует мнение, что родоначальником жанра автобиографии был Августин с его «Исповедью».
«Лежащая в основе классификации литературных жанров традиционная трактовка автобиографии имплицитно включает в себя, по крайней мере, три постулата. Первый - что каждому индивиду присуще некое внутреннее Я. Второй, тесно связанный с первым, - что сталкиваясь с автобиографическим текстом, мы имеем дело уже с неким готовым Я, а не с его созданием в процессе автобиографического рассказа. Наконец, третий - что автор, главный герой произведения и говорящий в этом произведении от первого лица, при всех более или менее очевидных различиях, является в конечном счете единым субъектом.» Историками «автобиографией» обычно обозначается не литературный жанр, а определенный тип дискурса, биография человека, написанная им самим.
Употребление термина «автобиография» по отношению к
Средневековью достаточно условно, поскольку само понятие и соответствующий литературный жанр вошли в европейские языки на рубеже XVIII и XIX вв. Многие историки отмечают, что до этого времени повествования европейских авторов о своей жизни ни для них самих, ни для их современников не имели какого-то определенного единого названия. Авторы просто добавляли в заглавии к слову «жизнь», «житие», «vita» или «1а vie» указание на то, что они составлены самим героем.
Современные историки соглашаются с тем, что термин
«автобиография», которым они пользуются, не идеален, просто никакого лучшего для обозначения «рассказов о себе», написанных европейцами до Нового времени, не существует. При этом историки часто рассуждали о надежности автобиографии в качестве исторического источника. Выделялись защитники автобиографии, которые указывали на ее уникальность как исторического документа, возможность с ее помощью понять личность. Наиболее последовательным сторонником правдивости автобиографии был философ Артур Шопенгауэр, который утверждал, что притворяться в автобиографическом сочинении очень трудно. Противники же говорили о ненадежности автобиографии, неточностях, порожденных несовершенством человеческой памяти, ее субъективизме.
Проблема правдивости автобиографии не переставала интересовать ученых, многие из них считали, что автобиография - это не только реконструкция автором своего прошлого, но и его интерпретация, которая способствует самопознанию. Автор автобиографического текста показывает систему своих жизненных ценностей, обнажает факты и связи, скрытые ранее от постороннего глаза.
Говоря о средневековой автобиографии, подразумевают некий более широкий в смысловом отношении и более неопределенный историко-культурный феномен, имеющий отношение к росту личностного самосознания в христианской Европе.
Невозможно представить себе человека в обществе, который так или иначе личностным самосознанием не обладал бы и личностью в определенном смысле не являлся. На каждом этапе исторического развития мы имеем дело со специфическим, особым типом человеческой личности. Для Средневековья характерны определенные типы личности, возможности проявления ее неповторимых особенностей, ее индивидуальности.
«Средневековое западноевропейское общество было построено на корпоративной основе, когда человек был включен в цех, гильдию, монастырское братство, сельскую общину, университет и т.д., - и в какой-то степени даже был поглощен теми корпорациями, в которых состоял и которые во многом определяли его образ жизни».6
Когда мы говорим о личности человека, то всегда имеем в виду, что до конца личность его познать невозможно. Проникнуть в глубины и тайны сознания другого человека очень трудно, даже когда имеем дело с личностью, оставившей мемуары, автобиографию, дневники, личные признания и т.п. Ведь все тексты, которые человек пишет о себе, и все его высказывания, все это имеет несколько сторон.
С одной стороны, человек пытается раскрыть себя, с другой стороны, вольно или невольно, он скрывает какие-то тайны своей личности. Скрывает сознательно или неосознанно, или просто потому, что не смог познать сам себя.
Автобиографические рассказы Средневековья непохожи друг на друга. Они лишены определенной самостоятельной формы и похожи на другие жанры средневековой литературы: богословский трактат - «Исповедь» Святого Августина (354-430); религиозно-назидательная литература - «Извлечения из исповедального диалога» Ратхера Веронского (ок.890-974), «Книга видений» Отлоха Санкт-Эммерамского (ок.1010 - после 1070);
хроники - «О делах в период его управления» аббата Сен-Дени Сугерия (1088-1151) и «О своей жизни» Гвиберта Ножанского (1053-1121); эпистолы- «История моих бедствий» Петра Абеляра (1079-1142). Эти произведения своим появлением обязаны становлению в европейской культуре христианского персонализма - повороту к человеку при переходе от Античности к Средневековью. «Индивид оказался теперь в новой ситуации: памятуя о достижении вечного блаженства, он должен был постоянно обращаться к собственному «Я», соизмеряя свои дела и никому, кроме него самого, не ведомые помыслы с евангельскими заповедями и вечным
п
примером всеблагой жизни, явленным миру Христом». Дополнительный импульс этому небывалому по своим масштабам и силе процессу углубления человека в самого себя давала практика церковной исповеди, получившая особое развитие после IV Латеранского собора (1215 г.), обязавшего каждого христианина исповедоваться не реже одного раза в год.
Автобиографический рассказ в Средние века не был широко распространен. Автобиографические сочинения рождались спорадически, были малочисленны и известны лишь узкому кругу читателей. Исключительное положение занимала «Исповедь» Святого Августина - единственное автобиографическое произведение, относительно известное в Средние века. «Исповедь» не нашла, тем не менее, прямых подражателей в лице средневековых писателей. В их автобиографиях нет указаний на нее как на протограф. Сходство же между сочинением Августина и, например, Гвиберта Ножанского оказывается весьма поверхностным: в обоих случаях повествование перемежается обращениями к Богу, и там и здесь особо выделена роль матери в духовном прозрении героя, обнаруживается «психологизм» - и не более того. «По-видимому, «Исповедь» вообще воспринималась средневековым читателем отнюдь не как сочинение собственно автобиографическое - как «разговор» не столько «о самом себе»,
у
Зарецкий Ю.П. Автобиография // Словарь Средневековой культуры. / Под ред. А.Я. Гуревича - М., 2003 - С. 19.
сколько об обретении душой Бога, о ничтожестве грешного человека перед Ним и о неразрывной мистической связи между обоими. Иными словами, мысли и чувства Августина, заключенные в автобиографическую оболочку, превратились в надличное общее место культуры и именно в таком виде были восприняты Ратхером, Абеляром, Гвибертом Ножанским и другими
о
писателями, решившими поведать о себе современникам и потомкам».
В эпоху, когда к писательскому труду приступали только после молитвы, поста, исповеди, рассказ о собственной жизни выглядел как проявление гордыни, самого тяжкого из семи смертных грехов, порождал враждебное и настороженное отношение.
Ратхер, Гвиберт, Отлох, Августин и Абеляр создали различные сочинения, имеющие, однако, схожие установки на изображение событий своей жизни как назидательных примеров, которые подтверждают греховность человеческой природы, никчемность мирской суеты и т.п. Эта установка лишает их рассказы греховного смысла. В данных рассказах неизменно присутствуют покаянные и исповедальные мотивы; часто в этих произведениях автор признается в своем невежестве, испорченности и содеянных прегрешениях. Призванные не столько прославить имя автора, сколько дать читателю доказательство высшей мудрости, они становятся богоугодным деянием.
Средневековый автобиографический рассказ кажется не столько рассказом о себе, сколько рассказом о Боге и неисповедимых путях провидения, вершащего земную жизнь каждого отдельного человека; обращение средневекового автора к самому себе - не самоцель, а лишь звено на пути постижения Бога.
Герой всегда находится в неразрывной, часто мистической связи с неким высшим по отношению к его собственной и любой другой отдельно взятой жизни началом, которому подчиняет все свои главные дела и помыслы. У Августина таким сверхличным целым является непосредственно сам Господь и сотворенный им мир как воплощение Его мудрости и благодати. У Отлоха, Гвиберта и Сугерия - помимо того, их аббатства. «Из этой субстанциональной слитности личного с надличным проистекают не только размытость индивидуальных черт главных героев, слабая внутренняя мотивированность их поступков, но и вообще несамодостаточность средневекового автобиографизма».9 В Августиновой «Исповеди» события жизни автора и его душевные переживания - лишь ступени, по которым автор двигается к богословской цели сочинения, к постижению Господа и открытию пути спасения. Отлох свои собственные видения располагает в одном ряду с теми, о которых слышал от других монахов; рассказ Гвиберта о себе перетекает в историю Ножанского монастыря и описание борьбы горожан Лана против своего епископа; Сугерий, в сущности, говорит не о себе как таковом, но о содеянном им во благо Сен-Дени.
Помимо отмеченных черт средневековой автобиографии, хочется отметить фрагментарность изображения жизненного пути героя, однообразно-схематичное описание его душевной жизни, стремление автора следовать биографическим клише. Очевидно, что порождено такое произведение индивидуализмом особого рода, который состоит не только в обособлении собственного Я и углубленном самоанализе. Он предполагает прямое сопряжение эпизодов своей жизни с божественным абсолютом и даже слияние с ним в мистическом порыве. Земной путь всякого человека представляется лишь хаосом, нелепой чередой разрозненных фрагментов, обретающих единство и смысл только тогда, когда они озаряются светом небесной истины, и главный пафос средневекового автобиографизма как раз и заключается в открытии этой истины. В каждом поступке, повороте судьбы человек обнаруживал отблеск вечности и мудрость Творца. Тогда собственные безуспешные попытки уберечься от дурных дел превращались у него в подтверждение первородной испорченности людской природы и
невозможности преодолеть ее без помощи свыше; выпавшие на его долю беды и невзгоды представали наказанием, ниспосланным за грехи.
Человек как будто пассивен, а то, что с ним происходит, вызвано воздействием извне либо злых духов, которые хотят его погубить, либо ангела-хранителя, который защищает индивида от этих злых сил. Значит, источник импульсов, определяющих поведение индивида, - не он сам, а скорее сверхъестественные силы, завладевающие им. «Натура человека, душа его оказываются поприщем, ареной борьбы этих надличностных сил».
Индивидуализм в средневековой автобиографии выступает, таким образом, подтверждением основ христианского вероучения, но подтверждением всякий раз особым, строящимся не на абстрактных умозрительных посылках, а на неповторимом в своей конкретике, драматически пережитом материале биографии автора.
«Этот индивидуализм при всей его кажущейся неиндивидуалистичности оставляет достаточно места для широкого спектра личностных проявлений - от глубокого самоуничижения (я - ничто в сравнении с Ним) до неуемной гордыни (я - избранник, ведь Бог открывает истину на примере именно моей жизни)». Причем обе эти крайности порой каким-то странным образом уживаются в одной христианской душе.
В ряду средневековых автобиографических сочинений, однако, имеется одно, стоящее обособленно. Это «История моих бедствий» Абеляра. Послание к другу у этого автора своеобразно трансформируется в доказательство своего превосходства и вливается в одну из доминирующих тем сочинения - тему утверждения собственной особой значимости или даже величия среди людей. Абеляр сознает себя грешником перед Господом, но не перед людьми. На земле он считает себя первым, никому ни в чем не уступает: ни в мудрости, ни в благочестии, ни в силе любви к женщине, ни в постигших его несчастьях. Это послание, по-видимому, не имело конкретного адресата. Оно было написано для всех современников и потомков.
Таким образом, средневековая автобиография в большой мере строилась по образцу агиографии. Но поскольку автор писал о себе, возникало неизбежное противоречие между задуманным и написанным. Индивидуальность испытывает потребность заявить о себе и оставить память, однако страх впасть в страшный грех гордыни принуждал автора прибегать к мотивам «примера», исповеди и покаяния, которые обязательно присутствуют в произведении. Но мотивы «примера» это не просто литературные заимствования или сравнения, - это самоидентификация. «Только посредством сравнения собственной персоны с авторитетным образцом, средневековый автор был способен, по-видимому, осознать себя в качестве личности. Он как бы «монтировал» свою индивидуальность из заданного историей материала».
XII век с точки зрения его историко-культурного контекста оказался очень насыщенной эпохой, которая характеризовалась ростками нового: начинали заявлять о себе новые социальные и ценностные ориентиры, сложнее и тоньше становился духовный мир личности. Эти моменты ясно обозначились у интеллектуала и монаха Гвиберта Ножанского, который явился одним из ярких представителей французской историографии рубежа XI-XII веков.
Своими выдающимися писаниями Гвиберт привлек внимание историков как наблюдатель, мыслитель и критик, а некоторые за интеллектуальные качества объявили его уникальным. Многие черты творчества Гвиберта Ножанского были новыми для его эпохи.
Наиболее насыщенным с точки зрения публичности стал последний, третий этап жизни Гвиберта Ножанского, на него же падает создание наибольшей части сочинений. Особенно прославился он своими главными произведениями: «Деяния Бога через франков» и «О моей жизни».
В «Деяниях», где монашеская религиозность автора сочетается с новым схоластическим рационализмом, появляются черты, новые для средневековой историографии: национальное чувство, элементы
критического отношения к источникам. Сочинение «Деяния Бога через франков» ценно как документ эпохи с выраженным в нем духом исторического критицизма. В этом произведении автор, правдиво изображая события, подчеркивал праведность крестовых походов и нечестивость противников-нехристиан. Это сочинение служит самым верным отражением того, как понимали в Западной Европе современники Первого крестового похода значение восточных войн.
В произведении «О моей жизни», ставшем образцом средневековой автобиографии, близком мемуарной литературе более позднего времени, содержатся интересные зарисовки современной автору действительности. В
«автобиографии» Гвиберт предстает перед нами в нескольких «ипостасях». Гвиберт - монах, понимающий важность и неотложность реформ церкви. Гвиберт - аббат - для своего региона он был заметной фигурой, можно сказать, «героем местного значения». И Гвиберт - интеллектуал, который сочетает в себе новое и традиционное. Он был хорошо знаком с античной литературой и мифологией, в совершенстве владел латынью и навыками красноречия.
«Автобиография» представляет собой редкую для Средневековья попытку глубокого самоанализа, целостного осмысления собственного прошлого, своей эпохи. Это один из самых любопытных литературных и исторических памятников XII века.
В сочинении лейтмотивом является мысль Гвиберта Ножанского о том, что человек должен познавать самого себя и правильно воспользоваться своей свободой, которая есть познание Бога. «Монодии» Гвиберта Ножанского стали «классическими» источниками по изучению личности средневекового человека».42
Мировоззренчески новое проявляется у Г виберта Ножанского в ненасытном интересе к человеку в его повседневности, остром внимании ко всему, что связано с тем или иным лицом, с которым сводит его судьба.
Главными мерками при восприятии представителей разных групп современников у Гвиберта становится осуждение этических и социальных пороков и одобрение добродетелей. Свои взгляды автор часто выражает через характеристику отдельных личностей, превращая их с назидательной целью в достойные или недостойные для подражания примеры.
Все это вместе с преданностью науке, которую он не был готов оставить даже перед угрозой смерти, являлось новым, не характерным для средневековой литературной традиции и монашеской модели поведения.
Гвиберт Ножанский - богослов, историк и поэт, кроме основных своих произведений («Деяния Бога через франков» и «О моей жизни») написал
достаточное количество трудов по догматическим и нравственным вопросам, занимался также проблемами грамматики. Как и другие хронисты своей эпохи через реальные события он пытался увидеть волю Всевышнего, но при этом, благодаря детальному интересу именно к реальным событиям, ему удалось в своих произведениях воспроизвести реалистическую картину жизни французского общества того времени.
1. The Memoris of Abbot Guibert of Nogent // Benton J. Seif and societu in Medieval Frans. / Пер. Черепанова П.С., 2003. - New York: Harper Torchbooks, 1970
2. Gesta Deiper Francos // Пер. Рубенштейна С.Л., 2002 - New York: Bongars, 1997
2Литература:
1. Бродель Ф. Что такое Франция /Фернан Бродель - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995-406 с.
2. Воскобойников О.С. Гвиберт Ножанский. //Православная
энциклопедия - М.: Изд-во Церковный научный центр РПЦ, 2010. - Т.10.-С. 470-471.
3. Город Средневековой цивилизации Западной Европы. /Под ред.
В.А.Сванидзе-М.: Наука, 1999. - Т.1. -387 с.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры /А.Я.Гуревич - М.: Искусство, 1996. - 350 с.
5. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе /
А.Я.Гуревич - М.: РОССПЭН, 2005. - 664 с.
6. Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков /Е.В. Гутнова - М.: Наука, 1997. - 495с.
7. Дживелегов А.К. Средневековые города Западной Европы /А.К. Джавелегов - М.: Просвещение, 2002,- 248 с.
8. Донецкий П.Б. Ланский епископ и городское дворянство в начале XII века (по автобиографии Гвиберта Ножанского. // Средневековый город. Межвузовский научный сборник - Саратов: Наука, 2012 -вып.22. - 260 с.
9. Зарецкий Ю.П. История субъективности: Средневековая Европа / Ю.П. Зарецкий -М.: Гаудеамус, 2009. - 559 с.
10. История Европы / под ред. 3.В.Удальцовой, Е.В.Еутновой, - М.: Наука, 2002. - Т.2 - 836 с.
11. История мировой культуры: Наследие Запада / под ред.
С.Д.Серебряного -М.: Изд-во Российск. гос. туманит, ун-та, 1998,- 429 с.
12. Карева В.В. История Средних веков. /В.В.Карева. - М.:ПСТБИ, 1999 - 333 с.
13. Культура и общество средневековой Европы / под ред. А.Я.Еуревича - СПБ: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006,- 366 с.
14. Ле Еофф Ж. Ццвилизации средневекового Запада / Жак Легофф - Екатеринбург: У-Фактория, 2005,- 558 с.
15. Словарь средневековой культуры /под ред. А.Я Еуревича. - М.: РОССПЭН, 2003.-630 с.
16. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П. Средневековый мир в терминах и именах. /Е.Д. Смирнова., Л.П. Сушкевич - Минск: Беларусь, 1999. - 392с.
17. Усков Н.Ф. Ериберт Ножанский // Католическая энциклопедия - М.: Изд-во Францисканцев, 2002,- ТЕ- 976с.
18. Шмитт Ж.-К. Сны Евиберта Ножанского // Одиссей. Человек в истории. Институт всеобщей истории РАН - М.: Наука, 2012. - 544 с.