Разработка программы повышения квалификации на предприятии (на примере ООО «УК «КагшталРезерв»)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты обучения и повышения квалификации кадров 7
1.1 Роль повышения квалификации кадров в повышении экономической
эффективности организации 7
1.2 Основные формы подготовки, обучения и повышения квалификации в
деятельности предприятия 15
1.3 Значение и содержание программы повышения квалификации персонала 25
Глава 2. Анализ системы обучения и повышения квалификации кадров в ООО «УК «КапиталРезерв» 31
2.1 Характеристика деятельности ООО «УК «КапиталРезерв» 31
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала ООО «УК
«КапиталРезерв» 39
2.3 Оценка эффективности повышения квалификации персонала на
предприятии ООО «УК «КапиталРезерв» 47
Глава 3. Разработка программы повышения квалификации персонала на ООО «УК «КапиталРезерв» 50
3.1 Содержание программы повышения квалификации персонала ООО «УК «Капитал Резерв» 50
3.2. Обоснование и эффект программы повышения квалификации персонала ООО «УК «КапиталРезерв» 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретические аспекты обучения и повышения квалификации кадров 7
1.1 Роль повышения квалификации кадров в повышении экономической
эффективности организации 7
1.2 Основные формы подготовки, обучения и повышения квалификации в
деятельности предприятия 15
1.3 Значение и содержание программы повышения квалификации персонала 25
Глава 2. Анализ системы обучения и повышения квалификации кадров в ООО «УК «КапиталРезерв» 31
2.1 Характеристика деятельности ООО «УК «КапиталРезерв» 31
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала ООО «УК
«КапиталРезерв» 39
2.3 Оценка эффективности повышения квалификации персонала на
предприятии ООО «УК «КапиталРезерв» 47
Глава 3. Разработка программы повышения квалификации персонала на ООО «УК «КапиталРезерв» 50
3.1 Содержание программы повышения квалификации персонала ООО «УК «Капитал Резерв» 50
3.2. Обоснование и эффект программы повышения квалификации персонала ООО «УК «КапиталРезерв» 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что обучение и развитие персонала является одним из важнейших составляющих функционирования, а также важным фактором конкурентоспособности и эффективности организации в рыночных условиях.
Профессиональная подготовка персонала с учетом текущих и перспективных тенденций внешней и внутренней среды является наиболее значимым инструментом, обеспечивающим стабильность компании и повышение ее конкурентоспособности.
Понижение мотивации, увеличение уровня стрессовых ситуаций, низкое качество результатов труда, увеличение затрат на ресурсы, низкая производительность, снижение конкурентоспособности продукции и самой организации - все это последствия дефицита знаний и навыков сотрудников предприятия. Одним из возможных путей решения данной проблемы может являться разработка программы повышения квалификации персонала организации.
Эффективное обучение персонала внутри фирмы является основным инструментом, с помощью которого реализуют возможность оказывать влияние на развитие организационной и производственной культуры, увеличивать потенциал человеческих ресурсов, достижения целей производства при оптимальных расходах ресурсов.
В организации ООО «УК «КапиталРезерв» необходима отлаженная система обучения, которая позволит расширять систему социальной работы и мотивации работников, уменьшить текучесть кадров, повысить заинтересованность к трудовой деятельности фирмы, конкретизировать перспективу личного роста. В ходе рассматриваемой темы можно предложить создать внутриорганизационное обучение, так как это выгодно для любой компании: возрастает уровень квалификации работников, создается кадровый резерв, стимулируется карьерный рост перспективных сотрудников.
Надежным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование компании на рынке труда, товаров и услуг является способность и готовность сотрудников компании учиться быстрее.
Стоит отметить, что компании, проводящие профессиональную подготовку и непрерывное обучение своего персонала, добиваются высокого уровня конкурентоспособности и успешности в условиях современного бизнеса.
На современном этапе оценка уровня эффективности представленных в различных информационных источниках программ и методик внутрифирменного обучения показывает, что круг специфических задач, решаемый в рамках внутрифирменного обучения является достаточно узким, локальным.
Цель данной работы состоит в оценке подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров ООО «УК «КапиталРезерв» и выработке программы по ее развитию, основанные на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Задачи:
1) проанализировать систему повышения квалификации кадров;
2) раскрыть особенности, достоинства и недостатки данной системы;
3) предоставить предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации в организации.
Объектом исследования выступает ООО «УК «КапиталРезерв».
Предмет исследования - система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Методами исследования послужили: анализ научных исследований и разработок, специальные методы статистического и экономического анализа, экспериментальный метод.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании, анализе и оценке организации процесса управления повышения квалификации персонала в ООО «УК «КапиталРезерв», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы на VII Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», г. Елабуга, РТ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе описаны теоретические стороны обучения и повышения квалификации кадров.
Во второй главе представлен анализ системы обучения и повышения квалификации кадров ООО «УК «КапиталРезерв»
В третьей части работы изложены основные направления повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики и совершенствования системы обучения.
Для данной работы методологической основой послужили нормативные и законодательные документы, действующие в РФ, а также литература по изучаемой проблеме отечественных авторов В.Л. Попова, Е.Б.Моргунова,
А.Я.Кибанова и других.
Профессиональная подготовка персонала с учетом текущих и перспективных тенденций внешней и внутренней среды является наиболее значимым инструментом, обеспечивающим стабильность компании и повышение ее конкурентоспособности.
Понижение мотивации, увеличение уровня стрессовых ситуаций, низкое качество результатов труда, увеличение затрат на ресурсы, низкая производительность, снижение конкурентоспособности продукции и самой организации - все это последствия дефицита знаний и навыков сотрудников предприятия. Одним из возможных путей решения данной проблемы может являться разработка программы повышения квалификации персонала организации.
Эффективное обучение персонала внутри фирмы является основным инструментом, с помощью которого реализуют возможность оказывать влияние на развитие организационной и производственной культуры, увеличивать потенциал человеческих ресурсов, достижения целей производства при оптимальных расходах ресурсов.
В организации ООО «УК «КапиталРезерв» необходима отлаженная система обучения, которая позволит расширять систему социальной работы и мотивации работников, уменьшить текучесть кадров, повысить заинтересованность к трудовой деятельности фирмы, конкретизировать перспективу личного роста. В ходе рассматриваемой темы можно предложить создать внутриорганизационное обучение, так как это выгодно для любой компании: возрастает уровень квалификации работников, создается кадровый резерв, стимулируется карьерный рост перспективных сотрудников.
Надежным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование компании на рынке труда, товаров и услуг является способность и готовность сотрудников компании учиться быстрее.
Стоит отметить, что компании, проводящие профессиональную подготовку и непрерывное обучение своего персонала, добиваются высокого уровня конкурентоспособности и успешности в условиях современного бизнеса.
На современном этапе оценка уровня эффективности представленных в различных информационных источниках программ и методик внутрифирменного обучения показывает, что круг специфических задач, решаемый в рамках внутрифирменного обучения является достаточно узким, локальным.
Цель данной работы состоит в оценке подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров ООО «УК «КапиталРезерв» и выработке программы по ее развитию, основанные на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Задачи:
1) проанализировать систему повышения квалификации кадров;
2) раскрыть особенности, достоинства и недостатки данной системы;
3) предоставить предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации в организации.
Объектом исследования выступает ООО «УК «КапиталРезерв».
Предмет исследования - система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Методами исследования послужили: анализ научных исследований и разработок, специальные методы статистического и экономического анализа, экспериментальный метод.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании, анализе и оценке организации процесса управления повышения квалификации персонала в ООО «УК «КапиталРезерв», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы на VII Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», г. Елабуга, РТ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе описаны теоретические стороны обучения и повышения квалификации кадров.
Во второй главе представлен анализ системы обучения и повышения квалификации кадров ООО «УК «КапиталРезерв»
В третьей части работы изложены основные направления повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики и совершенствования системы обучения.
Для данной работы методологической основой послужили нормативные и законодательные документы, действующие в РФ, а также литература по изучаемой проблеме отечественных авторов В.Л. Попова, Е.Б.Моргунова,
А.Я.Кибанова и других.
Вопросы повышения квалификации работающих кадров, способных конкурировать в сложившейся ситуации на рынке, по ряду важных причин приобретает особую значимость. Во-первых, проявляются отрицательные тенденции на рынке рабочей силы. Современные условия требуют все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров, происходит спад численности рабочих мест. Во-вторых, усиливается конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс профессионального отбора рабочих кадров. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто являются характеристиками того или иного рабочего, но и выступают в качестве гаранта социального благополучия.
Постоянное обучение и повышение квалификации персонала - основная цель работы с кадрами. Невозможно согласится с тем, что выгоднее и намного проще повышать квалификацию сотрудников, у которых уже имеется опыт работы. Большинство руководителей это понимают, что добиться качественных решений в компании трудно, если не сделать важные шаги в сфере подготовки персонала. В связи с этой ситуацией отделы кадров в первую очередь направляют свои усилия на обеспечение организации квалифицированным персоналом, так как это является первостепенной задачей.
Итак, обучение персонала - это определенно направленный, организованный, планомерно и систематически реализовываемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством грамотных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Методы обучения персонала можно разделить на две группы:
> обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;
> обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Рассмотренные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Оценку эффективности внутрифирменного обучения целесообразно проводить с помощью распространенных педагогических и социологических методов: тестирование, собеседование с участником программы и т.д.
Анализ мероприятий по обучению персонала в ООО «УК «КапиталРезерв» выявил имеющиеся недостатки, которые мешают эффективному развитию организации: потребности обучения кадров и
обеспечение их удовлетворения в полном объеме.
Негативные последствия проявляются в увеличении текучести кадров, снижении уровня мотивации, снижении качества работы.
Анализ этих явлений позволил определить направления совершенствования обучения персонала.
В ходе работы были разработаны следующие документы:
• положение о внутрифирменном обучении;
• инструкция по выявлению потребности в обучении;
• программа усиления обучения сотрудников.
Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с разработанным планом-графиком. Среди положительных эффектов от реализации проекта можно выделить следующие, являющиеся источниками социальноэкономического эффекта:
-экономия средств;
-повышения качества работы;
-повышение профессионального уровня специалистов.
Были выявлены положительные социальные эффекты от реализации проекта:
-повышение содержательности труда и уровня мотивации персонала;
-реализация и развитие индивидуальных способностей сотрудников;
-повышение конкурентоспособности персонала;
-обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой;
- формирование благоприятного имиджа организации;
-обеспечение стабильной занятости.
Полученные результаты говорят о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели - разработать программу повышения квалификации, направленной на совершенствование обучения персонала ООО «УК «КапиталРезерв».
Постоянное обучение и повышение квалификации персонала - основная цель работы с кадрами. Невозможно согласится с тем, что выгоднее и намного проще повышать квалификацию сотрудников, у которых уже имеется опыт работы. Большинство руководителей это понимают, что добиться качественных решений в компании трудно, если не сделать важные шаги в сфере подготовки персонала. В связи с этой ситуацией отделы кадров в первую очередь направляют свои усилия на обеспечение организации квалифицированным персоналом, так как это является первостепенной задачей.
Итак, обучение персонала - это определенно направленный, организованный, планомерно и систематически реализовываемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством грамотных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Методы обучения персонала можно разделить на две группы:
> обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;
> обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Рассмотренные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Оценку эффективности внутрифирменного обучения целесообразно проводить с помощью распространенных педагогических и социологических методов: тестирование, собеседование с участником программы и т.д.
Анализ мероприятий по обучению персонала в ООО «УК «КапиталРезерв» выявил имеющиеся недостатки, которые мешают эффективному развитию организации: потребности обучения кадров и
обеспечение их удовлетворения в полном объеме.
Негативные последствия проявляются в увеличении текучести кадров, снижении уровня мотивации, снижении качества работы.
Анализ этих явлений позволил определить направления совершенствования обучения персонала.
В ходе работы были разработаны следующие документы:
• положение о внутрифирменном обучении;
• инструкция по выявлению потребности в обучении;
• программа усиления обучения сотрудников.
Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с разработанным планом-графиком. Среди положительных эффектов от реализации проекта можно выделить следующие, являющиеся источниками социальноэкономического эффекта:
-экономия средств;
-повышения качества работы;
-повышение профессионального уровня специалистов.
Были выявлены положительные социальные эффекты от реализации проекта:
-повышение содержательности труда и уровня мотивации персонала;
-реализация и развитие индивидуальных способностей сотрудников;
-повышение конкурентоспособности персонала;
-обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой;
- формирование благоприятного имиджа организации;
-обеспечение стабильной занятости.
Полученные результаты говорят о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели - разработать программу повышения квалификации, направленной на совершенствование обучения персонала ООО «УК «КапиталРезерв».



