Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИНГВОСМЫСЛОВОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА

Работа №55389

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Сущность понятия «критическое мышление» 7
1.2. Технология развития критического мышления и её
приемы 10
1.2.1. Фаза вызова и приемы, реализуемые на данном
этапе 13
1.2.2. Фаза реализации смысла и приемы, реализуемые на данном этапе.. ..17
1.2.3. Фаза рефлексии и приемы, реализуемые на данном этапе 19
1.2.4. Приемы, реализуемые на каждом из этапов ТРКМЧП 20
1.3. Лингвосмысловой анализ текста 22
Выводы по I главе 27
ГЛАВА II. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ЛИНГВОСМЫСЛОВОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 28
2.1. Реализация экспериментальной работы по использованию технологии развития критического мышления при лингвосмысловом анализе текста в
рамках учебной дисциплины «русский язык» 28
2.1.1. Проведение лингвосмысловго анализа текста с использованием
приемов ТРКМЧП 29
2.1.2. Проведение лингвосмыслового анализа текста с использованием
традиционных приемов 36
2.2. Реализация экспериментальной работы по использованию ТРКМЧП при обучении созданию собственного текста в рамках дисциплины «русский язык» 41
2.2.1. Работа над сочинением-рассуждением с использованием приемов
ТРКМЧП 42
2.2.2. Работа над сочинением-рассуждением по традиционной схеме 47
2.3. Реализация экспериментальной работы по использованию ТРКМЧП при анализе информационных текстов в рамках дисциплины «русский язык»...52
2.3.1. Анализ информационных текстов с использованием приемов
ТРКМЧП 53
2.3.2. Анализ информационных текстов по традиционной схеме 57
Выводы по II главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Поэтому в педагогическом процессе актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.
Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.
Актуальность темы данного исследования заключается в следующем:
- во-первых, появляется необходимость расширения приемов развития критического мышления. И ТРКМЧП способствует активизации учебного процесса;
- во-вторых, уже на протяжении нескольких десятилетий проблема личностно-ориентированного образования в России вызывает огромный интерес у педагогической общественности. Технология развития критического мышления направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение;
- в-третьих, на сегодняшний момент образовательный процесс претерпевает существенные изменения: меняются сущность процесса, его содержание и требования, а значит, необходимость введения в обучение новых приемов возрастает.
Объект исследования - лингвосмысловой анализ текста на уроках русского языка как средство развития критического мышления.
Предмет исследования - процесс развития критического мышления учащихся средней школы посредством применения технологии развития критического мышления при проведении лингвосмыслового анализа текста на уроках русского языка.
Цель исследования - изучить эффективность использования технологии развития критического мышления при лингвосмысловом анализе текста на уроках русского языка в средних и старших классах.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
а) выявить особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо как общепедагогической технологии;
б) обосновать возможность и необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка;
в) провести эксперимент оценивания знаний учащихся через применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка;
г) проанализировать эффективность использования данной технологии в школе.
Новизна исследования заключается в том, что впервые проводилось исследование эффективности применения технологии развития критического мышления при лингвосмысловом анализе текста на занятиях по русскому языку в школе.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в образовательном процессе с целью совершенствования интеллектуальных способностей школьника, развитию их критического мышления.
Методологическая основа исследования определяется его целями и задачами и состоит в том, что в ней используются труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов А.В. Брушлинского, М.И. Станкина, Е.Д. Божовича, Л.В. Занкова, М. И. Махмутова, Д. Стила, К. Мередита, Ч. Темпла, С. Уолтера, Д. Клустера.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической, методической литературы, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и
практическая), заключение, библиография, приложение.
Во Введении определяются актуальность исследования, объект, предмет и материал исследования, ставятся цели и задачи работы, обосновываются её научная новизна, практическая значимость, методы исследования, формулируются положения, вынесенные на защиту.
В Главе I «Теоретические основы развития критического мышления учащихся» характеризуются основные понятия критического мышления и технологии развития критического мышления, аспекты исследования.
В Главе II «Опыт применения технологии развития критического мышления при лингвосмысловом анализе текста в рамках учебной дисциплины «русский язык» характеризуется экспериментальная работа с учащимися, ее анализ.
В Заключении подводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ввиду современных процессов образования, появления новых задач обучения, поставленными перед школой, формирование критического мышления обучающихся в период обучения в школе приобретает особенно весомое значение. В личностно-ориентированной педагогической системе способы формирования критического мышления должны развиваться в соответствии с тенденциями современного общества и усиливать внимание к внутреннему миру личности, ее способностям. «Верный выбор методов коммуникации учителя с учениками развивает продуктивное мышление всех видов, способность к постановке и решению проблем» [35, с.100].
В современном процессе обучения необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся средних и старших классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
ТРКМЧП - это совершенная педагогическая технология, имеющая следующие признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика.
Урок с применением приемов ТРКМЧП соответствует современным ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход (максимальная степень самостоятельной познавательной деятельности учащегося).
Проведенный нами эксперимент показал, что в классе, где анализы текстов проводились с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, работа оказалась продуктивнее, чем в контрольном классе. Использование данной технологии на уроках русского языка позволило систематизировать имеющиеся у школьников знания, организовать работу непосредственно с материалом, обобщать его. Работа над лингвосмысловым анализом текстов
различного типа с использованием приемов ТРКМЧП в
экспериментальном классе представляла собой самостоятельную деятельность учащихся, в отличие от деятельности учеников контрольного класса, где комплексный анализ текста происходил в большей степени с помощью учителя.
Лингвосмысловой анализ текстов с применением ТРКМЧП способствовал формированию информационной, коммуникативной, учебно-познавательной и ценностно-смысловой компетенций.
Результаты написания сочинения-рассуждения показали, что ученики экспериментального класса, в котором использовались приемы ТРКМЧП, лучше раскрыли тему сочинения, использовали большее количество средств выразительности и построение композиции многих сочинений экспериментального класса было четко и продуманно.
По результатам ОГЭ 2017 года по русскому языку учащиеся экспериментального класса показали результаты лучше, чем учащиеся контрольного класса, где не были использованы приемы ТРКМЧП.
В классе, где при анализе текстов были использованы приемы ТРКМЧП, созданные для работы условия были комфортнее, чем в контрольном классе. ТРКМЧП позволило снять психологическое напряжение в классе, в результате чего учащиеся были готовы активно участвовать в процессе работы.
Единственным недостатком технологии оказалась нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием для продуктивной деятельности во время занятия.



1. Анисимов О.С. Исследования по педагогической инноватике и культуре мышления. - М.: НМЦ ПК, 1991. - 411 с.
2. Асанова Н.В. Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/05/18/ispolzovanie-tekhnologii- razvitiya (дата обращения: 18.05.2014).
3. Бабенко Л.Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ
художественного текста - М.: Флинта, 2009. - 496 с.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
5. Блейхер В.М., Бурлачук А.Ф. Психологическая диагностика. - Киев: Выща школа, 1978. - 142 с.
6. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 39 с.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
8. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.
9. Варенников Я. Воспитывать культуру критического мышления // Высшее образование в России. - 2001. - № 6. - С. 140-141.
10. Васильева Т.М. Пишем классное сочинение-рассуждение. Апробация технологии РКМЧП: 7-й класс / Васильева Т.М. // Русский язык (Прил. к газете «Первое сентября»). - 2007 - № 14. - С. 5-8.
11. Вишнякова, Е.Е. Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Вишнякова Е.Е. // Русский язык (Прил. к газете «Первое сентября»). - 2004. - № 15. - С.10-17.
12. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /
под. ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. -
185 с.
13. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. - М.:
Лабиринт, 2001. - 367 с.
14. Данилова Л.М. Лингвосмысловой анализ. Применение приёмов лингвосмыслового анализа на уроках литературы // Филология и литературоведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/12/1036 (дата обращения: 30.04.2017).
15. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М.:
Совершенство, 1997. - 203 с.
16. Еремеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении русскому языку. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580663
17. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 213 с.
18. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - Л.: ЛГПИ, 1982. - 75 с.
19. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр- е и дополн. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
20. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. - СПб.: Альянс Дельта, 2003. - 415 с.
21. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс Дельта, 2003. - 389 с.
22. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 361 с.
23. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66-72.
24. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 382 с.
25. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 20.04.2016).
26. Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП / Козырь Е.А. // Русский язык (Прил. к газете «Первое сентября»). - 2009 - № 7. - С. 17-21.
27. Коржуев А.В, Панков В.А. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 18¬29.
28. Коржуев А.В, Рязанова Е.Л. Критическое мышление: как соблюсти меру? // Высшее образование в России. - 2002. - № 3. - С. 142-145.
29. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. - М.: Каро, 2013. - С. 144
30. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа / Куприна Н.А. - Красноярск: Просвещение, 1983. - 248 с.
31. Купина Н.А. Структурно-смысловой анализ произведений. / Купина Н.А. - Свердловск: Просвещение, 1981. - 215 с.
32. Купирова Е.А., Суворова Е.П. Лингвосмысловой анализ текста как
метод организации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vk.com/doc148167710_445626891?hash=69af3651dceb255a63&dl=75c 52f409ba88c5da (дата обращения: 2010).
33. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М.:
Просвещение, 1969. - 214 с.
34. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: ОмГУ, 1979. - 320 с.
35. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика. - 2001. - №10. - с.91-100.
36. Методы педагогических исследований / под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. - М.: Педагогика, 1979. - С. 234-255.
37. Модель выпускника по ФГОС НОО [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://shk31 grecovka.ucoz.ru/p32 model.doc (дата обращения 11.11.2016)
38. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Сост. Стил Дж., Меридит К., Темпл Ч. и Уолтер С. Пос. 1-8. М.: Педагогика, 1997-1999.
39. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка / Павлова А. И. // Русский язык в школе. - 2007. - № 8. - С. 11-15.
40. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 256 с.
41. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
42. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб.заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
43. Решетников Л. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 46 с.
44. Соколова И.Б. Апробация проекта программы «Чтение и письмо для развития критического мышления» / Соколова И.Б. // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 79-84.
45. Станкин М.И. Психология мышления // Специалист. - 1997. - № 5. - С. 23
46. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо / Столбунова С.В. // Русский язык (Прил. к газете «Первое сентября»). - 2005. - № 18. - С.5-11
47. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность // Перемена. - 2005. - № 2. - С. 15-20.
48. Ткачева Л.Л. Технология критического мышления [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/article/vZtehnologii-
razvitiya-kriticheskogo-myshleniya (дата обращения: 2008).
49. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
50. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 12 вариантов. - М.: Национальное образование, 2017. - 96 с.
51. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста Z Шанский Н.М. - Л.: Просвещение, 1990. - 198 с.
52. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт.
- М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - С. 44-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ