Особенности употребления и понимания предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Педагогика и психология, Алтайский государственный педагогический университет)
Введение 3
1.Теоретическое обоснование проблемы формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
2.Методические приемы формирования предложно-падежных конструкций у старшего детей дошкольного возраста с ОНР 12
Заключение 20
Список литературы 22
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности. Наблюдаются не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, низкий уровень способности к построению предложений. Такие дошкольники часто не могут правильно повторить предложение, состоящее из четырех и более слов, искажают их порядок и количество.
Правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности для старших дошкольников с ОНР:
пропуск или замена предлогов;
замена одной предложно-падежной конструкции другой;
неправильное употребление падежного окончания существительного;
неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
Таким образом, формирование предложно-падежных конструкций у детей с ОНР является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы.
Данной проблемой занимались многие ученые, такие как: Ткаченко Т.А., Яцель О.С., Лагутина А.В., Хабарова Т.В., Маркова А.К и другие.
Цель - изучение особенностей употребления и понимания предложно - падежных конструкций у детей шести - семи лет с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- изучить специальную научно - методическую психолого-педагогическую и коррекционно-логопедическую литературу по проблеме формирования предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- провести логопедическую работу по формированию предложно - падежных конструкций с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи;
- разработать рекомендации для педагогов по формированию предложно - падежных конструкций в условиях детского дома.
Объект исследования: предложно-падежные конструкции у детей шести - семи лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс коррекционно-логопедического воздействия по формированию предложно-падежных конструкций у детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие современного образования требует технологического подхода к организации коррекционно-развивающего процесса, который определял бы комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения.
Методы исследования:
- изучение и анализ специальной литературы по проблеме формирования предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; наблюдение; беседа; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Именно в современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребёнка, семьи, общества. Это особенно актуально для образовательных учреждений, в которых обучаются дети с речевой патологией, в частности дети с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к её звуковой и смысловой стороне. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: к трем-четырем годам, а иногда и к пяти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность высших психических функций, и особенно пространственных представлений. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий по пространственным параметрам. Редко самостоятельно обозначают местоположение предмета в пространстве среди других, не используют для этого соответствующие предлоги.
В литературе по логопедии, педагогике, психологии подчёркивается, что совершенствование пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей шести - семи лет у данной категории детей ведёт к более полному познанию ребёнком внешнего мира.
Осмысление педагогами значимости для детей с речевой патологией, высокого уровня сформированности предложно - падежных конструкций у детей 4-7 лет, является важным условием эффективной реализации этого актуального направления в коррекционно - логопедической работе.
Для достижения высоких результатов при формировании предложно - падежных конструкций у детей 4-7 лет в условиях детского дома, мы предлагаем следующие рекомендации для педагогов:
1. Постоянно следите за речью ребенка, тактично исправляйте допущенные ошибки, станьте для него образцом правильной речи.
2. Научите ребенка ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела, используя для этого игру «Найди свое сердце».
3. Объясните ребенку значение предлогов, приведите примеры их употребления. Например, предлог в – обозначает местонахождения предмета внутри чего-то (мячик лежит в коробке, книги стоят в шкафу, рыбки плавают в аквариуме) и так далее.
4. Для закрепления навыка употребления предлогов с пространственным значением используйте различные житейские ситуации.
5. Попробуйте сочинить какой-либо рассказ, в котором присутствуют различные предлоги.
6. Поощряйте успехи ваших детей, помогайте им преодолевать трудности.
1.Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко – М.: «НАУКА», 1964. – 78 с.
2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961 г. – 471 с.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000.– 320 c.
4. Ипполитова, М.В. Формирование предложно-падежных конструкций в речи учащихся с церебральным параличом/ М.В. Ипполитова // Дефектология. – 1986. – № 2. – С. 59-63.
5. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 96 с.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.
7. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова. – СПб.: Издательство «Согод», 2001. – 224 с.
8. Логинова, В.И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста ЛГПИ ИМ. ГЕРЦЕНА 1984 С.3-11
9.Мастюкова, Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1976. - №1. – С. 13-17.
10. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 220