Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОГО КОММЕНТАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО АНАЛИЗА КОМЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Работа №55338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном преподавании 5
1.1. Особенности изучения драмы в школьном курсе литературы 5
1.2. Изучение комедии «Ревизор» в школе 7
Вывод по 1 главе 11
Глава 2. Учебное комментирование как проблема методическая 12
2.1. Место и роль комментирования в школьном преподавании
литературы 12
2.2. Комментированное чтение как традиционный метод работы на
уроках литературы 14
Вывод по 2 главе 17
Глава 3. Система учебного комментирования комедии «Ревизор» 18
3.1. Комментированное чтение в процессе изучения драмы 18
3.2. Разработка системы уроков с использованием метода
комментированного чтения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8
классе 20
3.3. Результаты исследования 61
Выводы по 3 главе 64
Заключение 66
Библиография 68


Школьная практика показывает, что сегодня актуальна проблема непонимания литературных текстов обучающимися. Дети не могут проанализировать произведение в полной мере, выявить идею и полностью осознать смысловую нагрузку каких-либо фрагментов текста. Проводимая работа учителя над анализом не могут обеспечить полное погружение в художественный текст. Это подводит нас к тому, что комментированное чтение занимает особое, важное место на уроках литературы. Данный метод является необходимым для полного, глубокого понимания текста и исторической действительности, описанной в комедии и создающей социальную и нравственную атмосферу.
Актуальность данного исследования. Исследование проблемы учебного комментирования комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в школе обосновано его важным значением для качественной организации процесса усвоения литературного текста. Актуальность темы также обусловлена постоянно увеличивающимся интересом педагогов к изучению художественных произведений с использованием метода комментированного чтения.
Предметом исследования является комментированное чтение как метод, способствующий качественному усвоению текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Объектом исследования является процесс литературного освоения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» с использованием метода комментированного чтения. Цель работы: разработать систему уроков с использованием метода комментированного чтения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», а также проверить эффективность указанной системы на практике в восьмом классе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить вопрос об использовании метода комментированного чтения на уроках литературы.
2. Определить место и роль комментариев в ходе чтения и анализа художественного произведения.
3. Рассмотреть метод комментированного чтения как один из основополагающих при подготовке обучающихся к самостоятельной работе над литературным текстом.
4. Разработать систему уроков с использованием метода
комментированного чтения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
5. В процессе опытного обучения проверить целесообразность и эффективность использования метода комментированного чтения.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды В.В.Вересаева «Гоголь в жизни», Н.Л.Степанова «Н.В. Гоголь. Творческий путь», Э.Л.Войтоловской «Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор”. Комментарий», С.В.Владимировова «Действие в драме», П.К.Боголепова «Изучение комедии Гоголя “Ревизор”», А.М.Докусова и В.Г.Маранцмана «Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” в школьном изучении».
Научная новизна исследования: в данной работе мы выявили, что комментированное чтение является важным и эффективным методом при изучении драмы. Мы раскрыли особенности комментированного чтения в зависимости от этапа работы над произведением и разработали систему уроков с использованием данного метода по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», педагогическая эффективность которой была доказана в экспериментальных условиях.
Практическая значимость: Результаты данного исследования могут послужить основой для дальнейших методических разработок по русской литературе, кроме того, материалы исследования могут быть использованы при изучении курса русской литературы XIX века в школе.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Знакомство обучающихся с содержанием драматического произведения и его анализ начинаются с комментированного чтения, в ходе которого ученики формируют своё, особое отношение к тексту. Комментированное чтение подготавливает обучающихся к беседе с учителем, в ходе которой он задаёт классу ряд вопросов по содержанию прочитанного и о характерах и мотивах поведения персонажей. Прочтение учителем пьесы и его комментарии являются важным этапом в подготовке обучающихся к чтению по лицам, к которому они могут приступить только после ознакомления со всем содержанием произведения.
Комментированное чтение драмы, совмещённое с аналитической беседой, помогают наиболее полно погрузиться в описываемую автором действительность, понять характеры героев и осмыслить их действия, а также подойти к самому главному - идейному замыслу произведения. Участие в чтении также помогает детям наработать навыки прочтения драматургического произведения и понять особенности драмы.
Таким образом, комментарии являются необходимыми для полного, глубокого понимания текста и исторической действительности, описанной в комедии и создающей социальную и нравственную атмосферу. Приобретают ясность устаревшие понятия, личные имена, малоизвестные слова и образы героев. После прочтения пересказы помогут детям развить умение последовательно излагать свои мысли, закрепить знание содержания комедии, а для учителя - проверить насколько эффективно был усвоен текст.
Мы разработали свою систему уроков с использованием метода комментированного чтения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». При разработке данной системы мы опирались на существующие принципы составления учебного комментария (Э.Л.Войтоловской, Ю.М.Лотмана, В.Г.Маранцмана, М.А.Рыбниковой и др.).
В соответствии с разработанной системой представили примеры составленных учебных комментариев к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Эффективность данной методики доказана в ходе экспериментального обучения, описанного в Главе 3.3. дипломной работы. Данная система включает в себя 7 уроков по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», работая по которой обучающиеся формируют представление об особенностях драматических произведений, окружающей Гоголя действительности, характерах героев и их поступках.
С целью выявления уровня восприятия художественного произведения обучающимися был проведен констатирующий срез в восьмых классах (8А и 8Б) Граховской СОШ им.А.В.Марченко Удмуртской республики. Контрольный (8Б) и экспериментальный (8А) классы состоят из 25 человек каждый.
Констатирующий срез ставил перед собой решение следующей задачи: выявить у обучающихся восьмых классов умения отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения и на основе полученных результатов сделать заключение об уровнях восприятия художественного произведения обучающимися 8А и 8Б классов.
В результате проведения констатирующего среза и обработки полученных данных мы сделали вывод о том, что уровень восприятия художественного текста в экспериментальном классе (8А) выше уровня контрольного класса (8Б), который не работал по методике комментированного чтения. Обучающиеся экспериментального класса дают более глубокие и подробные ответы на вопросы. Ребята, верно оценивают героев произведения, определяют мотивы, последствия поступков персонажей.
Безусловно, данные результаты становятся подтверждением того, что комментарий, используемый в школе, при изучении драматического произведения, является средством активизации восприятия текста, помогает глубже понять произведение, обогащает личность учащихся интеллектуально и эмоционально. Комментарий помогает углубленному изучению литературного произведения, дает представление об идейно-художественном истолковании произведения в целом, активизирует познавательную деятельность обучающихся, вызывает желание более подробно познакомиться с текстом произведения, развивает интерес к истории создания произведения, к эпохе, отраженной в тексте.
Заключение
В 1 главе мы выделили ключевые особенности изучения драматического произведения, а также рассмотрели, каким образом строится процесс изучения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в школе.
Во 2 главе мы убедились, что, комментирование занимает особое, важное место при изучении художественного произведения и является незаменимым методом при знакомстве с драматическим произведением. Целью комментированного чтения, прежде всего, является преодоление дистанции между двумя эпохами и, как следствие этого, понимание обучающимися литературного текста прошлого в полной мере, обеспечивая качественное читательское восприятие и объективность оценки в результате литературного анализа. Комментарии не должны быть чрезмерно подробными и копировать пояснение, данное в учебнике. Они должны влиться в процесс чтения и быть ненавязчивыми.
В 3 главе мы разработали свою систему уроков с использованием метода комментированного чтения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». При разработке данной системы мы опирались на существующие принципы составления учебного комментария (Э.Л.Войтоловской, Ю.М.Лотмана, В.Г.Маранцмана, М.А.Рыбниковой и др.).
В соответствии с разработанной системой представили примеры составленных учебных комментариев к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Эффективность данной методики доказана в ходе экспериментального обучения, описанного в Главе 3.3. дипломной работы.
Разработанная нами система включает в себя 7 уроков по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», работая по которой обучающиеся формируют представление об особенностях драматических произведений, окружающей Гоголя действительности, характерах героев и их поступках.
С целью выявления уровня восприятия художественного произведения обучающимися был проведен констатирующий срез в восьмых классах (8А и 8Б) Граховской СОШ им.А.В.Марченко Удмуртской республики. Контрольный (8Б) и экспериментальный (8А) классы состоят из 25 человек каждый.
В результате проведения констатирующего среза и обработки полученных данных мы сделали вывод о том, что уровень восприятия художественного текста в экспериментальном классе (8А) выше уровня контрольного класса (8Б), который не работал по методике комментированного чтения. Обучающиеся экспериментального класса дают более глубокие и подробные ответы на вопросы. Ребята, верно оценивают героев произведения, определяют мотивы, последствия поступков персонажей.
Безусловно, данные результаты становятся подтверждением того, что комментарий, используемый в школе, при изучении драматического произведения, является средством активизации восприятия текста, помогает глубже понять произведение, обогащает личность обучающихся интеллектуально и эмоционально. Комментарий способствует углубленному изучению литературного произведения, даёт представление об идейно-художественном истолковании произведения в целом, активизирует познавательную деятельность обучающихся, вызывает желание более подробно познакомиться с текстом произведения, развивает интерес к истории создания произведения, к эпохе, отраженной в тексте.



1. Абрам Терц (Синявский А.Д.) В тени Гоголя.- М.: СП «Старт», 1992, С.30.
2. Айзеншток И.Я., Назаревский А.А., Фридлендер Г.М. Комментарии: Гоголь. Полное собрание сочинений. - М.;Л.: АН СССР, 1940. -Т.10. -113 с.
3. Альтман М.С. Из истории имён, фамилий и прозвищ. М.: Прометей. Историко-биогрфический альманах, 1967, Т.2, С.332.
4. Афанасьев Э.С. Толстой - Чехов: реализм классический и постклассический / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. - 2009. - №
5. - С. 18.
5. Без подписи: 1) «Недовольные» М.Н.Загоскина; 2) «Ревизор», соч. Н.Гоголя. - «Библиотека для чтения», 1836., т. XVI, С.1-44.
6. Берковский Н.Я. Литература и театр. Статьи разных лет. М.: Искусство, 1969, С.522-524.
7. Боголепов П.К. Изучение комедии Гоголя «Ревизор» - М.:УЧПЕДГИЗ.,
1958.
8. Бродский Н.Л. Избранные труды. М.: Просвещение, 1964, С.42-51.
9. Вересаев В.В. Гоголь в жизни. V. Ревизор. П. П. Каратыгин. Ист. Вестн., 1883, сент., С.736.
10. Владимиров С.В. Действие в драме - М.: Просвещение, 1972. - С. 52¬127.
11. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Комментарий. - Л.: Просвещение, 1971, С.5-211.
12. Воропаев В.А. Над чем смеялся Гоголь. О духовном смысле комедии «Ревизор». - М.: Литературный ин-т им. А.М.Горького.,1998., С.15.
13. Герсеванов Н.Б. Гоголь пред судом обличительной литературы. - Одесса, 1861, С. 112-113.
14. Гипиус В.В. Образы «Ревизора». - «Рабочий и театр», 1936, №9, май, С.6.
15. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 8 т. - М.: Правда, 1984. - Т.2.
16. Гоголь Н.В. Авторская исповедь. VIII, - Псков, 1990.
17. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах. Материалы для словаря русского языка. - М.: АН СССР, 1952, С.442.
18. Гоголь Н.В. Ревизор. - М.: СОЮЗ, 2007, С.25,36.
19. Гоголь Н.В. Театральный разъезд после представления новой комедии.
- М.: Государственное издательство художественной литературы. 1949., V., С. 171.
20. Голубков В.В. Изучение художественного мастерства Н.В.Гоголя в школе - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1954, С.21.
21. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1995.- С. 193.
22. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 2.- М.,
1959.
23. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М. - Л.: Искусство, 1948, С.286-290.
24. Докусов А.М., Марацман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1975, С.114.
25. Ерофеев В.В. Розанов против Гоголя. - М., 1990.
26. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 т. - М.: Астрель, 2006, С. 414.
27. Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родственниками и друзьями. - СПб., 1887, С.228.
28.Золотусский И.П. Гоголь. - М.: Молодая Гвардия, 1976, С.100.
29. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. - М.: Просвещение, 1974. - С.71.
30. Квятковский Е.В. Первоначальное ознакомление учащихся вечерней школы с текстами худ. произвед. - М.: Просвещение, 1964.
31. Котова А.К. и Полякова М.Я. Н. В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. — М.: Гос. издат. худож. лит. ,1953, С. 243—252.
32. Крестова Л.В. Комментарий к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». - М., «Мир», 1933, С.95.
33. Кулиш П.А. Сочинения и письма Гоголя. - СПб.: П.А.Кулиша, 1857. - Т. 5, С.364.
34. Лернер Н.О. Пушкинский замысел «Ревизора». - «Речь», 1913, № 128.
35. Манн Ю. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. - М.: Аспект Пресс, 2004, С.297.
36. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. - М. -Л.: Просвещение, 1967, С. 181.
37. Машинский С.И. Гоголь и «дело о вольнодумстве». - «Литературное наследство», т.58. М.: АН СССР, 1952, С.528.
38. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. Выбранные места из переписки с друзьями. - М.: Республика, 1995.
39. Н.В.Гоголь. Авторская исповедь. VIII, - Псков, 1990, С.449
40. Надеждин Н.И. Литературная критика. - М.: Эстетика., 1972.
41. Немирович-Данченко В.И. Тайны сценического обаяния Гоголя. - «Театр», 1952, №3, С.19.
42. Никитенко А.В. Записки и дневник. - СПб.: книгоиздательство М.В. Пирожков, 1904-1905. - Т. I, С.222.
43.0 «Ревизоре». 1836-1936. - Ленинград.: Государственный театр юных зрителей, 1936, С.44.
44. Письмо Гоголя к Пушкину. - СПб., 1836.
45. Степанов Н.Л. Искусство Гоголя-драматурга. - М.: Искусство, 1964, С.38-39.
46. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Творческий путь. - М.: Гослитиздат, 1959, С.367-368.
47. Тихонравов Н.С. Предуведомление для тех, которые желали бы сыграть, как следует играть «Ревизора». - М.: Издание книжного магазина наследников бр.Салаевых, 1886, С. 44-59.
48. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: ТЕРРА , 1996, С.1473.
49. Ф.Б. Русский театр. «Ревизор», оригинальная комедия в пяти действиях, в прозе, соч. Н.Гоголя. - «Северная пчела», 1836, №97 и 98.
50. Цит. по: Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох. С. 41.
51. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. - М.: Типография А.И. Мамонтова, 1892. - Т. 4, С.557.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ