Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эколого-географической культуры школьников средствами музыки

Работа №55300

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
381
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Сущность формирования эколого-географической культуры в педагогической науке
1.1 Экологическая культура как результат современного экологического образования
1.2 Понятие и содержание эколого-географической культуры
1.3 Влияние средств музыки на экологическую составляющую
Глава II. Практическая разработанность вопросов эколого-географического воспитания школьников средствами музыки
2.1 Значение музыки в эколого-географическое воспитание школьников
2.2 Экологическое воспитание школьников средствами музыки
2.3 Концепция А.В. Паутова «Экология - экология искусства - экология души»
2.4 Исследование роли музыки в формировании эколого-географической культуры школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения


Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек и исторически, и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой. Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. И в современном мире эту биосферу необходимо охранять. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. Ряд проблем экологического образования требует тщательного рассмотрения. Одна из них - формирование эколого-географической культуры.
Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания.
Актуальность эколого-географического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий
антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования эколого-географической культуры личности, как регулятора отношений в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования эколого-географической культуры личности.
Однако формирование эколого-географической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Эколого-географическая культура - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление экологического сознания, как ядра эколого-географической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса, требует органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование эколого-географической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова).
Важную роль в формировании бережного отношения к природе играет школа. С начальных классов дети знакомятся с окружающим миром, природой на уроках природоведения, краеведения. В более старших классах на уроках биологии ребята узнают о науке экологии, изучают экологические проблемы. В экологическом воспитании так же помогают и уроки географии, изобразительного искусства, музыки, физики, астрономии, химии. Ведь все эти науки, так или иначе соприкасаются с природой, они рассказывают о
богатствах природы и призывают к ее охране.
Ступени системы непрерывного экологического образования нашли отражение в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002): «В целях повышения эколого-географической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации».
Значимую роль в отражении взаимодействия человека и природы играет искусство. Красота, естественность красок природы вдохновляла многие века художников, музыкантов, архитекторов и скульпторов, поэтов и писателей на создание произведений искусства.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании эколого-географической культуры принадлежит музыке. Музыка тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.
Воспитание средствами музыки в экологическом образовании детей играет очень важную роль. Ведь средствами музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. Именно на уроке у детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства - живопись, музыку, поэзию.
Учителя естественно-географических дисциплин Татарстана являются активными последователями экологического воспитания средствами музыки. Это З.Б.Мурашова, Г.И. Шарапова, Е.Е. Харченко, К.Р. Валеева, Г.З.
Ризатдинова. Они на своих уроках, осознавая важность эколого-географического воспитания детей, внедряют идеи эколого-географического воспитания на своих уроках, которые обретают жизнь и дают результаты.
В современном мире, прогрессирующем и наполненным новейшей техникой, технологиями, химическими веществами мало места отводится природе как таковой. Окружающий мир, природа, флора и фауна находится на грани уничтожения. Экологическое состояние природной среды ужасно. Вырубают леса, загрязняют овраги, реки, озера, вывозят туда мусор и химические выбросы. Мы считаем, что экологическое воспитание с самых ранних лет поможет нам восстановить разрушенное, но для этого необходимо реанимировать умы людей, так как восстановление нормальной природной среды может быть только с экологически чистой душой и умом человека. Если душа человека так же загрязнена всевозможными мыслями, средствами массовой информации, грязной музыкой, литературой, изобразительным искусством, то никогда окружающий мир и природа не будет здоровыми. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства (музыки) актуальна.
Исходя из выше изложенного, мы определяем следующие цель и задачи нашей работы:
Целью исследования является: выявление роли влияния средств музыки на формирование эколого-географической культуры школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать сущность формирования эколого-географической культуры в педагогической науке.
2) изучить опыт передовых учителей по экологическому воспитанию школьников.
3) охарактеризовать значение музыки в эколого-географическое воспитание школьников
4) выявить художественно-педагогические условия способствующие экологическому воспитанию школьников средствами музыки.
5) исследовать роль музыки в формировании эколого-географической культуры школьников.
Объект исследования: эколого-географическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы.
Предмет исследования: процесс формирования эколого-географической культуры младших подростков средствами музыкального искусства.
Гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным средством становления эколого-географической культуры учащихся в том случае, если:
- музыкальные произведения используются на уроках природоведения, биологии, географии для обогащения абстрактно-научных представлений школьников эмоционально-чувственными, музыкально-эстетическими;
- художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов;
- учитель владеет методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с использованием произведений музыкального искусства.
Методологическую основу исследования составляют идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности экологического и эстетического воспитания учащихся в формировании их эколого-географической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения в педагогическом процессе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возрастных особенностей становления эколого-географической культуры школьников экологического воспитательного потенциала музыкального искусства.
Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в средних классах значительно повышает эффективность экологического воспитания, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Действенным средством формирования эколого-географической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительности с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.
2. Теоретической основой организации учебного процесса на
уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель -научно
познавательный материал урока - музыкальное произведение - целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.
База исследования: 5-8 классы гимназии № 155 г. Казани


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из стратегических задач системы образования становится задача формирования личности с высоким уровнем эколого-географической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной
воспринимать и осуществлять идеи коэволюции и обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем. Успешность её решения зависит от множества факторов, немаловажную роль среди которых играет время приобщения подрастающего человека к экологогеографической культуре.
Эколого-географическая культура является важным показателем общественной активности и сознательности личности. Отсутствие
соответствующих рекомендаций для учителя и классных руководителей приводит к тому, что они испытывают большие трудности в формировании эколого-географической культуры учащихся.
Эколого-географическая культура — это часть общечеловеческой культуры, отражающая социально-духовные взаимосвязи человека, общества и природы, одно из направлений формирования всесторонне и гармонично развитой личности, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу, как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность - естественную и единственную основу жизни на Земле, утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование умений и навыков решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.
Изучив опыт педагогов, литературу по данной теме, проведя исследование, мы сделали вывод о том, насколько важна роль музыки в формировании эколого-географической культуры школьников. Для успешного формирования эколого-географической культуры необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали.
Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Результаты, полученные в ходе опытной работе, привели нас к выводу о том, что гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать эколого-географическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи. Экологическая литература и книги о взаимосвязи природы и музыки, педагогические журналы помогли нам в понимании экологических проблем, встающих перед нами, в осознании связи музыки и природы, эстетического и экологического воспитания.
В ходе работы по данной теме был изучен опыт работы учителей школ России и в частности Республики Татарстан в эколого-географическом воспитании детей средствами искусства, приобретен некоторый опыт формирования эколого-географической культуры школьников в общении с музыкой и другими искусствами. Ввиду исключительной значимости проблем экологии возникает крайняя необходимость формирования эколого-географической культуры подрастающего поколения, которая в общей педагогике слабо разработана.



1. Алексеев С В . Экология: наука и область образования: Метод, рекомендации /С.-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства / - СПб.: 1994.- 54 с.
2. Андреев Д. Об истории и педагогике восприятия природы // Эстетическое воспитание и экология культуры / сост. Генисаретскии О.И., Мелик-Пашаев А.А. М.: Советский художник, 1988. 242-251.
3. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование (Материалы конференции). Моск. гос. пед. инс-т им. В.И. Ленина. М.1989, 76-80.
4. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии.-Казань: Отечество, 2012.-242с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштеина. М.: изд-во "Институт практической психологии", - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.
6. Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики / Вопросы философии, 1986, №2. 145-152. '13. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Е.В. Попова - М.: ВЛАДОС, 1996. - 336 с.
7. Вербицкий А.Н. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Н. Глазачева, Волгоград, "Перемена" 1996, 115127.
8. Воспитание экологической культуры школьников как психологопедагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). - Сб. науч. статей / Под ред. Б.Т. Лихачева и Н.С. Дежни-ковой. - М.: 1997. - 64 с. - 200
9. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся/Казань. Изд- во КГПУ, 1996-165с.
10. Гайсин И.Т. Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во
внеурочное время. Монография. Казань, 1996.
11. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Казань: Тан - Заря, 2002. - 198 с.
12. Гайсин Р.И. Развитие содержания, форм и методов географического образования в вузах: монографияю-Казань: ТГГПУ, 2011.-164с.
13. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюдова Н.П. География, физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 кл. ср. шк. 2-е изд., М.: Просвещение, 1990, - 192 с.
14. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. // Экология, культура, образование (материалы конференции). / Фи-лос-е общ-во СССР, Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, -М.,1989, 11-18.
15. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. - М., 1995, 241 . »27. Гирусов Э.В. Ширкова И.Ю. Экология и культура. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
16. Глазачев Н. Предисловие // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. Науч. трудов./Под ред. С И . Глазаче-ва, Волгоград: «Перемена», 3-6.
17. Давлеткельдиев А.А., Чалагизов Б.Н. Понятие и структура экологического сознания // Экология, культура, образование (Материалы конф.) / Филос-е общ-во СССР, Моск. гос. пед. инст-т им. В.И.Ленина - М., 1989, 53-57.
18. Дежникова Н .С , Цветкова И.В. Экология и культура: методика воспитания младших школьников. - М., 1995,- 46 с.
19. Карпеев А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников. Дис. ... канд. пед. наук - Ульяновск,1992. 2 30 с .
20. Козлов Ю.П. Проблемы развития экологического образования в
России. // Экологическое образование и воспитание: концепции и
технологии. - Волгоград: Перемена, 1996. 34-39.
21. Лаптева И.С Самовоспитание экологической культуры подростков:: (Методич. рекомендации. // РАО, Институт развития личности. - М., 1995. -
22. Маньковская Н.Б. Экологическая эстетика за рубежом. // Философские науки. 1992, №2, 16-31.
23. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер. с серб.- хорв. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
24. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Уральский пед. ин-т. - Екатеринбург, 1993. - 40 с.
25. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия. 1990. - 672с.
26. Николина В.В. Ценностный компонент экологической культуры // Междунар. коф. по экол. образованию - М.; Обнинск, 1995. 111.
27. Норланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой парадигме, - М.: Центр педагогики мира, 1993. - 8-28.
28. Панкевич Г.И. Искусство музыки. - М.: Знание, 1987. - 112 с.
29. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение,1983. - 608 с.
30. Падагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.,1995. - 638 с.
31. Подласый М.П. Педагогика. - М. 1996. - 432 с.
32. Программы образовательных учреждений. Биология, - М.:
Просвещение, 1994, - 144 с.
33. Программы образовательных учреждений. Биология. - М.:
Просвещение, 1996, - 208 с.
34. Программы образовательных учреждений. География. М.: Просвещение, 1996, - 190 с. - 2 09 -
35. Программы средней общеобразовательной школы. Биология. М.: Просвещение, 1990, - 46 с.
36. Программы средней общеобразовательной школы. География. М.: Просвещение, -1990.- 48 с.
37. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1983, - 1600 с.
38. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. - М.: Новая школа, 1994. - 125 с.
39. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина : эмоциональное и
эстетическое воспитание // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т.1 - М.: Педагогика, 1979. 464-524.
40. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. - М., АПН РСФСР, 1950. - 775 с.
41. Формы экологического образования в школе: практическая экология / Под ред. В.А. и И.З. Сковородкиных. - Архангельск, 1994.-190 с. -211
42. Хакимов Л.М. Формирование эколого-географической культуры учащихся в общеобразовательных школах и гимназиях : VI - IX классы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Количество страниц: 210 с. 61 06-13/582
43. Школьное экологическое образование: Сб. материалов. - Казань: Природа: БУЛАК - 2, 1994. - 72 с.
44. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика, 1984. - 136 с.
45. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М.:Педагогика. 1983. - 160 с.
46. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. Учебное пособие / Под ред. Л.В. Петровского, сост. В.В. Мироненко - М.: Про-' свещение, 1977. 248-356.
47. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М., 1967 - 360 с. - 2 1 2 -
48. Яковлева Е.В. Развитие экологи.ческой культуры личности младших школьников. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 175 с. -213


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ