Формирование эколого-географической культуры школьников средствами музыки
|
Введение
Глава 1. Сущность формирования эколого-географической культуры в педагогической науке
1.1 Экологическая культура как результат современного экологического образования
1.2 Понятие и содержание эколого-географической культуры
1.3 Влияние средств музыки на экологическую составляющую
Глава II. Практическая разработанность вопросов эколого-географического воспитания школьников средствами музыки
2.1 Значение музыки в эколого-географическое воспитание школьников
2.2 Экологическое воспитание школьников средствами музыки
2.3 Концепция А.В. Паутова «Экология - экология искусства - экология души»
2.4 Исследование роли музыки в формировании эколого-географической культуры школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Глава 1. Сущность формирования эколого-географической культуры в педагогической науке
1.1 Экологическая культура как результат современного экологического образования
1.2 Понятие и содержание эколого-географической культуры
1.3 Влияние средств музыки на экологическую составляющую
Глава II. Практическая разработанность вопросов эколого-географического воспитания школьников средствами музыки
2.1 Значение музыки в эколого-географическое воспитание школьников
2.2 Экологическое воспитание школьников средствами музыки
2.3 Концепция А.В. Паутова «Экология - экология искусства - экология души»
2.4 Исследование роли музыки в формировании эколого-географической культуры школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек и исторически, и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой. Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. И в современном мире эту биосферу необходимо охранять. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. Ряд проблем экологического образования требует тщательного рассмотрения. Одна из них - формирование эколого-географической культуры.
Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания.
Актуальность эколого-географического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий
антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования эколого-географической культуры личности, как регулятора отношений в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования эколого-географической культуры личности.
Однако формирование эколого-географической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Эколого-географическая культура - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление экологического сознания, как ядра эколого-географической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса, требует органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование эколого-географической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова).
Важную роль в формировании бережного отношения к природе играет школа. С начальных классов дети знакомятся с окружающим миром, природой на уроках природоведения, краеведения. В более старших классах на уроках биологии ребята узнают о науке экологии, изучают экологические проблемы. В экологическом воспитании так же помогают и уроки географии, изобразительного искусства, музыки, физики, астрономии, химии. Ведь все эти науки, так или иначе соприкасаются с природой, они рассказывают о
богатствах природы и призывают к ее охране.
Ступени системы непрерывного экологического образования нашли отражение в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002): «В целях повышения эколого-географической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации».
Значимую роль в отражении взаимодействия человека и природы играет искусство. Красота, естественность красок природы вдохновляла многие века художников, музыкантов, архитекторов и скульпторов, поэтов и писателей на создание произведений искусства.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании эколого-географической культуры принадлежит музыке. Музыка тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.
Воспитание средствами музыки в экологическом образовании детей играет очень важную роль. Ведь средствами музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. Именно на уроке у детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства - живопись, музыку, поэзию.
Учителя естественно-географических дисциплин Татарстана являются активными последователями экологического воспитания средствами музыки. Это З.Б.Мурашова, Г.И. Шарапова, Е.Е. Харченко, К.Р. Валеева, Г.З.
Ризатдинова. Они на своих уроках, осознавая важность эколого-географического воспитания детей, внедряют идеи эколого-географического воспитания на своих уроках, которые обретают жизнь и дают результаты.
В современном мире, прогрессирующем и наполненным новейшей техникой, технологиями, химическими веществами мало места отводится природе как таковой. Окружающий мир, природа, флора и фауна находится на грани уничтожения. Экологическое состояние природной среды ужасно. Вырубают леса, загрязняют овраги, реки, озера, вывозят туда мусор и химические выбросы. Мы считаем, что экологическое воспитание с самых ранних лет поможет нам восстановить разрушенное, но для этого необходимо реанимировать умы людей, так как восстановление нормальной природной среды может быть только с экологически чистой душой и умом человека. Если душа человека так же загрязнена всевозможными мыслями, средствами массовой информации, грязной музыкой, литературой, изобразительным искусством, то никогда окружающий мир и природа не будет здоровыми. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства (музыки) актуальна.
Исходя из выше изложенного, мы определяем следующие цель и задачи нашей работы:
Целью исследования является: выявление роли влияния средств музыки на формирование эколого-географической культуры школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать сущность формирования эколого-географической культуры в педагогической науке.
2) изучить опыт передовых учителей по экологическому воспитанию школьников.
3) охарактеризовать значение музыки в эколого-географическое воспитание школьников
4) выявить художественно-педагогические условия способствующие экологическому воспитанию школьников средствами музыки.
5) исследовать роль музыки в формировании эколого-географической культуры школьников.
Объект исследования: эколого-географическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы.
Предмет исследования: процесс формирования эколого-географической культуры младших подростков средствами музыкального искусства.
Гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным средством становления эколого-географической культуры учащихся в том случае, если:
- музыкальные произведения используются на уроках природоведения, биологии, географии для обогащения абстрактно-научных представлений школьников эмоционально-чувственными, музыкально-эстетическими;
- художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов;
- учитель владеет методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с использованием произведений музыкального искусства.
Методологическую основу исследования составляют идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности экологического и эстетического воспитания учащихся в формировании их эколого-географической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения в педагогическом процессе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возрастных особенностей становления эколого-географической культуры школьников экологического воспитательного потенциала музыкального искусства.
Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в средних классах значительно повышает эффективность экологического воспитания, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Действенным средством формирования эколого-географической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительности с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.
2. Теоретической основой организации учебного процесса на
уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель -научно
познавательный материал урока - музыкальное произведение - целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.
База исследования: 5-8 классы гимназии № 155 г. Казани
Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания.
Актуальность эколого-географического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий
антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования эколого-географической культуры личности, как регулятора отношений в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования эколого-географической культуры личности.
Однако формирование эколого-географической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Эколого-географическая культура - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление экологического сознания, как ядра эколого-географической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса, требует органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование эколого-географической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова).
Важную роль в формировании бережного отношения к природе играет школа. С начальных классов дети знакомятся с окружающим миром, природой на уроках природоведения, краеведения. В более старших классах на уроках биологии ребята узнают о науке экологии, изучают экологические проблемы. В экологическом воспитании так же помогают и уроки географии, изобразительного искусства, музыки, физики, астрономии, химии. Ведь все эти науки, так или иначе соприкасаются с природой, они рассказывают о
богатствах природы и призывают к ее охране.
Ступени системы непрерывного экологического образования нашли отражение в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002): «В целях повышения эколого-географической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации».
Значимую роль в отражении взаимодействия человека и природы играет искусство. Красота, естественность красок природы вдохновляла многие века художников, музыкантов, архитекторов и скульпторов, поэтов и писателей на создание произведений искусства.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании эколого-географической культуры принадлежит музыке. Музыка тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.
Воспитание средствами музыки в экологическом образовании детей играет очень важную роль. Ведь средствами музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. Именно на уроке у детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства - живопись, музыку, поэзию.
Учителя естественно-географических дисциплин Татарстана являются активными последователями экологического воспитания средствами музыки. Это З.Б.Мурашова, Г.И. Шарапова, Е.Е. Харченко, К.Р. Валеева, Г.З.
Ризатдинова. Они на своих уроках, осознавая важность эколого-географического воспитания детей, внедряют идеи эколого-географического воспитания на своих уроках, которые обретают жизнь и дают результаты.
В современном мире, прогрессирующем и наполненным новейшей техникой, технологиями, химическими веществами мало места отводится природе как таковой. Окружающий мир, природа, флора и фауна находится на грани уничтожения. Экологическое состояние природной среды ужасно. Вырубают леса, загрязняют овраги, реки, озера, вывозят туда мусор и химические выбросы. Мы считаем, что экологическое воспитание с самых ранних лет поможет нам восстановить разрушенное, но для этого необходимо реанимировать умы людей, так как восстановление нормальной природной среды может быть только с экологически чистой душой и умом человека. Если душа человека так же загрязнена всевозможными мыслями, средствами массовой информации, грязной музыкой, литературой, изобразительным искусством, то никогда окружающий мир и природа не будет здоровыми. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства (музыки) актуальна.
Исходя из выше изложенного, мы определяем следующие цель и задачи нашей работы:
Целью исследования является: выявление роли влияния средств музыки на формирование эколого-географической культуры школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать сущность формирования эколого-географической культуры в педагогической науке.
2) изучить опыт передовых учителей по экологическому воспитанию школьников.
3) охарактеризовать значение музыки в эколого-географическое воспитание школьников
4) выявить художественно-педагогические условия способствующие экологическому воспитанию школьников средствами музыки.
5) исследовать роль музыки в формировании эколого-географической культуры школьников.
Объект исследования: эколого-географическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы.
Предмет исследования: процесс формирования эколого-географической культуры младших подростков средствами музыкального искусства.
Гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным средством становления эколого-географической культуры учащихся в том случае, если:
- музыкальные произведения используются на уроках природоведения, биологии, географии для обогащения абстрактно-научных представлений школьников эмоционально-чувственными, музыкально-эстетическими;
- художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов;
- учитель владеет методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с использованием произведений музыкального искусства.
Методологическую основу исследования составляют идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности экологического и эстетического воспитания учащихся в формировании их эколого-географической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения в педагогическом процессе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возрастных особенностей становления эколого-географической культуры школьников экологического воспитательного потенциала музыкального искусства.
Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в средних классах значительно повышает эффективность экологического воспитания, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Действенным средством формирования эколого-географической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительности с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.
2. Теоретической основой организации учебного процесса на
уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель -научно
познавательный материал урока - музыкальное произведение - целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.
База исследования: 5-8 классы гимназии № 155 г. Казани
Одной из стратегических задач системы образования становится задача формирования личности с высоким уровнем эколого-географической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной
воспринимать и осуществлять идеи коэволюции и обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем. Успешность её решения зависит от множества факторов, немаловажную роль среди которых играет время приобщения подрастающего человека к экологогеографической культуре.
Эколого-географическая культура является важным показателем общественной активности и сознательности личности. Отсутствие
соответствующих рекомендаций для учителя и классных руководителей приводит к тому, что они испытывают большие трудности в формировании эколого-географической культуры учащихся.
Эколого-географическая культура — это часть общечеловеческой культуры, отражающая социально-духовные взаимосвязи человека, общества и природы, одно из направлений формирования всесторонне и гармонично развитой личности, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу, как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность - естественную и единственную основу жизни на Земле, утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование умений и навыков решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.
Изучив опыт педагогов, литературу по данной теме, проведя исследование, мы сделали вывод о том, насколько важна роль музыки в формировании эколого-географической культуры школьников. Для успешного формирования эколого-географической культуры необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали.
Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Результаты, полученные в ходе опытной работе, привели нас к выводу о том, что гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать эколого-географическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи. Экологическая литература и книги о взаимосвязи природы и музыки, педагогические журналы помогли нам в понимании экологических проблем, встающих перед нами, в осознании связи музыки и природы, эстетического и экологического воспитания.
В ходе работы по данной теме был изучен опыт работы учителей школ России и в частности Республики Татарстан в эколого-географическом воспитании детей средствами искусства, приобретен некоторый опыт формирования эколого-географической культуры школьников в общении с музыкой и другими искусствами. Ввиду исключительной значимости проблем экологии возникает крайняя необходимость формирования эколого-географической культуры подрастающего поколения, которая в общей педагогике слабо разработана.
воспринимать и осуществлять идеи коэволюции и обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем. Успешность её решения зависит от множества факторов, немаловажную роль среди которых играет время приобщения подрастающего человека к экологогеографической культуре.
Эколого-географическая культура является важным показателем общественной активности и сознательности личности. Отсутствие
соответствующих рекомендаций для учителя и классных руководителей приводит к тому, что они испытывают большие трудности в формировании эколого-географической культуры учащихся.
Эколого-географическая культура — это часть общечеловеческой культуры, отражающая социально-духовные взаимосвязи человека, общества и природы, одно из направлений формирования всесторонне и гармонично развитой личности, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу, как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность - естественную и единственную основу жизни на Земле, утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование умений и навыков решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.
Изучив опыт педагогов, литературу по данной теме, проведя исследование, мы сделали вывод о том, насколько важна роль музыки в формировании эколого-географической культуры школьников. Для успешного формирования эколого-географической культуры необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали.
Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Результаты, полученные в ходе опытной работе, привели нас к выводу о том, что гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать эколого-географическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи. Экологическая литература и книги о взаимосвязи природы и музыки, педагогические журналы помогли нам в понимании экологических проблем, встающих перед нами, в осознании связи музыки и природы, эстетического и экологического воспитания.
В ходе работы по данной теме был изучен опыт работы учителей школ России и в частности Республики Татарстан в эколого-географическом воспитании детей средствами искусства, приобретен некоторый опыт формирования эколого-географической культуры школьников в общении с музыкой и другими искусствами. Ввиду исключительной значимости проблем экологии возникает крайняя необходимость формирования эколого-географической культуры подрастающего поколения, которая в общей педагогике слабо разработана.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА СУБСТРАТЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирование бережного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



