ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Мотивация труда. Структура мотива труда
1.2 Сущность системы мотивации труда персонала организации
1.3 Порядок разработки и внедрения системы материального и
нематериального стимулирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МБОУ «СОШ № 14», Г. ЮРГА
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
МБОУ «СОШ № 14», г. Юрга
3.1 Анализ документов, регламентирующих стимулирование труда
персонала образовательной организации
3.2Анализ системы стимулирования труда работников организации...
3.3 Анализ динамики и структуры заработной платы персонала организации
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА МБОУ «СОШ №14»
4.1 Основные проблемы мотивации персонала МБОУ «СОШ № 14», г. Юрга
4.2 Основные рекомендации по повышению мотивации труда
педагогического состава МБОУ «СОШ № 14», г. Юрга
4.3 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Самой важной проблемой современной экономики остается проблема, связанная с работой с персоналом современного предприятия. Одной из до сих пор нерешенных проблем в области управления персоналом остается проблема анализа потребностей персонала организации и его стимулирование. Понятие мотивации и стимулирования труда персонала тесно переплетено с управлением персоналом организации. Рыночные экономические отношения выдвигают особые требования к персоналу любой организации. Мотивация является процессом побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации в целом. Основными целями мотивации выступают: формирование у персонала осознания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам организационного общения; формирование у руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение анализа действующей в организации системы стимулирования труда персонала и разработка методов совершенствования данной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы системы стимулирования труда персонала; дать краткую характеристику исследуемому объекту;
провести анализ основных технико-экономических показателей его деятельности;
провести анализ существующей системы стимулирования труда персонала организации;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации данной организации.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает МБОУ «СОШ № 14», г. Юрги, а предметом исследования - система стимулирования и мотивации его педагогического персонала.
МБОУ "СОШ № 14" подведомственна отделу образования администрации г. Юрги. Школа является муниципальным, гражданским некоммерческим средним общеобразовательным учреждением.
Таким образом, МБОУ «СОШ № 14» финансируется практически исключительно из местного бюджета, а также имеет доходы от сдачи спортивных залов в аренду. Однако доля этих средств в общей структуре доходов ничтожно мала и составляет 0,15 %.
Проведенный анализ показал также, что за исследуемый период 2014 - 2015 годы бюджетное финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» возросло не существенно - всего на 1,1%.
Подавляющую долю в структуре расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа составляют расходы на оплату труда работников школы. Доля этих расходов в общей структуре составляет около 90 %.
Вторая по величине статья расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» - оплата коммунальных услуг школы - от 7,27 % до 9,36 %.
Следует также отметить некоторые изменения в структуре расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»:
- значительно возросли расходы на оплату услуг связи и коммунальных
услуг (на 273 %), но в еще большей степени - расходы на оплату услуг по содержанию имущества (в 22 раза) и прочих услуг (в 25 раз);
- снизились на 25 % расходы на формирование материальных запасов школы.
Непосредственное руководство школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Директор, назначаемый Учредителем. Назначение и освобождение Директора производится Управлением образования администрации города Брянска по согласованию с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города.
Проведенный анализ показал, что используемые в МБОУ «СОШ № 14» стимулирующие надбавки для преподавательского коллектива направлены на стимулирование:
1) расширения должностных обязанностей, выполнения дополнительной трудовой нагрузки (доплаты за проверку тетрадей и письменных работ, за заведование теплицами, кабинетами, за выдачу заработной платы, за организацию питания школьников, организацию ремонтов и уборок);
2) приверженности своей профессии (доплата за педагогический стаж работы);
3) достижения высоких показателей в педагогической деятельности (надбавки за участие в профессиональных конкурсах, за награждение почетными знаками и званиями.);
4) профессионального развития, роста (надбавки за руководство методическим объединением);
5) воспитательской деятельности (доплаты за классное руководство);
6) творческого подхода к своей работе, развития инновационной составляющей в педагогической деятельности (надбавки за внедрение инноваций в учебный процесс).
С точки зрения удовлетворения потребностей педагогических сотрудников, их трудовая деятельность в «СОШ № 14» способствуют удовлетворению следующих личностных потребностей:
- потребности существования (материальные) - недостаточно;
- потребности в общении, причастности, признании коллективом;
- потребности в самовыражении, росте.
Данный стимулирующий комплекс, несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:
1) Для мотивации педагогических работников школы используются преимущественно только инструменты материального стимулирования и не используются возможности нематериальной мотивации, в то время как известно, что одного только денежного вознаграждения, особенно при небольших размерах надбавок, явно недостаточно. Использование механизмов нематериальной мотивации для педагогической мотивации особенно актуально, так как в структуре удовлетворенности трудом этой категории работников социально-личностные потребности (потребности высшего порядка) преобладают над потребностью в материальном благосостоянии.
2) В условиях высокой потребности российского образования в инновациях, в развитии форм и методов обучения учащихся, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников. В то же время в мотивационном комплексе МБОУ "СОШ № 14" явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.
Предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МБОУ "СОШ №14" в указанных направлениях:
1) активное использование публичной похвалы и признания успехов учителей: организовать ежеквартальные общие открытые собрания коллектива школы с анализом показателей отчетного периода и публичным признанием достижением отдельных преподавателей"
2) ввести корпоративные (внутри школы) награды, например, "лучшему педагогу", "за творческие заслуги", "лучшему классному руководителю" с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;
3) внедрить в практику издание ежемесячной стенгазеты, издаваемой редколлегией учеников с помещением в ней репортажей о жизни школы, о проблемах и перспективах образовательного процесса, нововведениях, поздравления с праздниками учителей и классных руководителей, а также репортажи о конкретных учителях и их достижениях.
4) расширение для учителей возможности повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания, например, в области информационных технологий (работа на персональном компьютере
5) активизировать проведение корпоративных мероприятий творческого характера (творческих конкурсов ученических коллективов во главе с классными руководителями, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников с участием всего коллектива школы).
Внедрение предложенных рекомендаций по развитию мотивации работников МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 14» позволит:
1) повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей;
2) повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей);
3) повысить инновационную активность педагогических работников.
1. Абрютина М.С. Экономика предприятия: Учебник. — М: Дело и сервис, 2004. - 527 с.
2. Авчиренко Л.К. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - 482 с.
3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2002. - № 1.- с. 50-52.
4. Антропова А.В. Как мотивировать топ-менеджера? // Управление персоналом. - 2004. - №3. - с. 33-34.
5. Блинов А.А. Мотивация персонала корпоративных структур. // Маркетинг.- 2001.- № 1. - с. 88-101.
6. Бурмистров А.Г., Газенко Н.О. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом.- 2002. - № 7. - с. 48-49.
7. Варданян И.С. Исследования системы управления мотивацией персонала. // Управление персоналом. - 2005. - №15. - с. 58.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: изд. «Триада», - 2000. - 284 с.
9. Володин А.К., Назарук М.Н. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда. // Банковские технологии. - 2002. - № 10. - с. 41.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 501 с.
11. Гончаров В.Н. Менеджмент. // Учебное пособие. - М.: Мисанта, 2003. - 624с.
12. Данилов Дункан У. Основополагающие идеи менеджмента. - М.: Дело, 2004 -306 с.
13. Гущина И.С. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда. // Общество и экономика.- 2000. - 430 с.
14. Дмитренко Г.А, Шарапатова Е.А,Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учебное пособие. — М.: МАУП, 2002. - 360 с.
15. Егоржин А.П. Управление персоналом.-М.: ИНФРА, 2001. - 623 с.
16. Иванов Ю.В. Соционика и мотивация труда. // Управление персоналом. - 2005.-№18.-44 с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.¬280с.
18. Казначевская Т.Б. Менеджмент. М.: Ростов-на-Дону, 2003 г. - 321 с.
19. Капустин А.Б. Мотивация менеджмента - залог стабильности компании.//ЖУК.-2003.- №6.- с. 46-47.
20. Карнеги Д.С. Мотивационные теории. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 298 с.
21. Клемина Т.А. Гибкие системы вознаграждения за рубежом. // Управление персоналом.-2001. - №1.- с. 25-26.
22. Козычева Н.Б., Козычев Б.С. Проблемы и задачи стимулирования. // Менеджмент в России и за рубежом а- 2001. - №2. - с. 57-58.
23. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом. // Управление персоналом.- 2002.- № 1.-е. 83.
24. Королев В.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономист, 2005. - 432 с.
25. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. - Спб.: Фирма, 2005. - 356 с.
26. Махорт Н.Т. Проблема мотивации в трудовой деятельности. // Управление персоналом.- 2002. - №6. - с. 80-83.
27. М.Мейер Почему ваши подчиненные относятся к работе с прохладицей? // ЭКО. - 2001. - №4. - с. 78-79.
28. Миграбян А.К. В погоне за стимулированием. // ЖУК. - 2004. - №3. - с. 12-15.
29. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. 2-е
изд. - СПб.: Питер, 2005. - 230с.
30. Молчанов А.К. Мотивация персонала. // Вопросы экономики. - 2001. - №2.-с. 55-60.
31. Платова К.О. Индивидуальный подход к стимулированию отдельных сотрудников // Управление персоналом. - 2004. - №9. - с. 24-25.
32. Рейчел Шеклтон. Стимулирование - меняющийся подход. // Персонал Микс-2001.- №5.-с. 51-52.
33. Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М, 2001.-432с.
34. Самоукина Н.В. Стимулирование персонала как проблема. // Управление персоналом. - 2004. - № 7. - с. 41-42.
35. Сидоренко Е.И., Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала.//Управление персоналом, 2005. - №7.- с. 63.
36. Сурков С.А. Построение структуры организации на основе системы мотивации. // Кадры предприятия. — 2002. — №10. - с. 55-56.
37. Сурков С.А. Закономерности мотивации персонала. // Управление персоналом. - 2002. - № 7. - с. 5-6.
38. Терещенко К.А. Мотивация персонала. Зарубежный опыт. // Финансовый Директор. - 2007. - №6. - с. 62-65.
39. Тульчинский Г.Д. Поддержание стимулирования. // Управление персоналом.-2001. - №1.-с. 25.
40. Удалов А.Б. Стимулирование персонала. // Управление персоналом. - 2001.- №1.- с. 32-33.
41. Хлюнева М.В., Звезденков А.А., Верхоглазенко В.Н. Пирамида Маслоу. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 5. - с. 28- 29.
42. Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб: Питер, 2002. - 356с.
43. Черёмушкинский П.В. Теория и практика управления. - М.: Дело, 2001.¬297с.
44. Явдаченко А.С. Премиальная система в действии. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №3. - с. 97.
45. Яровой М.И. Грабли мотивации. // Директор по персоналу. - 2006. - №1.- с. 54.
46. http://www.accel-team.com/motivation/index.html/
47. http://dps.smrtlc.ru/Od PM/Od 08 l.html/
48. http://www.aup.ru/books/m62/4 5_l.html /