ВВЕДЕНИЕ
1 МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 8
1.1 Сущность и содержание мотивации 8
1.2 Эволюция теорий мотивации 13
1.3 Методы мотивации 15
1.4 Влияние заработной платы на производительность труда 19
1.5 Совершенствование системы мотивации труда на предприятии 20
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ» 28
2.1 Краткая историческая справка 28
2.2 Миссия, цели и корпоративные ценности компании 28
2.3 Производственная структура предприятия 31
2.4 Организационная структура управления предприятием 37
2.5 Ассортимент выпускаемой продукции 44
2.6 Маркетинговая политика предприятия и рынки сбыта 48
2.7 Основные технико-экономические показатели производственно -
хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия 52
3 ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ОАО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ» 58
3.1 Общая характеристика социальной структуры персонала предприятия 58
3.2 Изучение нормативной документации предприятия, регламентирующей
системы мотивации и стимулирования работников 64
3.3 Оценка действующих систем мотивации и стимулирования персонала
на предприятии 69
3.4 Пути повышения мотивации труда работников хладокомбината 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда и соответствующим образом мотивированы.
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятия в целом. В конце ХХ века управленец - это не призвание, это профессия. Менеджер должен постоянно увеличивать и обновлять запас своих знаний, добиваться уважения коллектива, заботиться о снижении затрат на персонал. При постоянно увеличивающемся рынке спроса на труд и повышении требований со стороны работников к организации их труда, именно менеджер, уделивший больше остальных внимания проблеме мотивации персонала, добьется лучших результатов. По своей природе и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека, и все зависит от «совокупности» обстоятельств на данный момент.
Ни один социально-рыночный механизм не будет успешно функционировать, если не будет создан мотивационный механизм, воздействующий на повышение жизненного уровня народа. Нет необходимости комментировать существующий мотивационный механизм. Его просто нет. Тогда возникает вопрос: поставлена ли цель повышения благосостояния народа? За счет какого мотивационного механизма можно осуществить повышение жизненного уровня? Какие же факторы надо привести в действие, чтобы уровень жизни в условиях рынка не снижался, а неуклонно повышался? Прежде всего, поставленную цель можно достичь за счет таких факторов, как совершенствование систем и методов управления, рост объема продукции и услуг, усиление конкурентной борьбы, повышение уровня занятости. Вместе с тем работающие предприятия имеют свои мотивационные модели, практическое использование которых позволяет им «держаться на плаву» и даже увеличивать объем производства.
Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях, а не в масштабе страны, в большей степени позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов - менеджеров, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
Объектом исследования в работе выступает система мотивации работников, сложившаяся в ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат». Цель работы - исследование мотивации труда персонала, для выявления реальных мотивов, побуждающих людей работать на данном предприятии, а также для разработки конкретных предложений по устранению недостатков в этой системе.
В работе использованы экономические методы анализа - табличный, индексный, метод сравнений, а также анкетный опрос. Источниками информации являются данные бухгалтерской отчетности ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат», а также результаты опроса работников данного предприятия.
Теоретической основой для написания работы послужили научные труды таких авторов как А.Я. Кибанова, В.В. Травина, С.В. Шекшни, И.А. Скопылатова и др., посвящённых управлению мотивацией персонала в современных организациях, периодические издания журнала «Управление персоналом» и «Менеджмент», а также официальные документы ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат
Если организация хочет быть успешной в постоянно меняющемся окружении, то ей необходимо нанимать на работу, мотивировать, поддерживать и развивать перспективных, активных сотрудников, а также управлять ими для обеспечения требуемых уровней качества выполнения работы. Хороший работодатель - это тот, кто успешно развивается, расширяет свой бизнес и в результате создает условия для карьерного и профессионального роста своим работникам.
Для всестороннего изучения политики мотивации персонала в исследуемой организации - ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат», в первой части выпускной квалификационной работы были детально изучены теоретические аспекты данной темы, такие как, понятие и механизм мотивации, эволюция взглядов на мотивацию, пути ее повышения, виды стимулирование труда работников предприятия и основные аспекты управления мотивацией на предприятии.
Во второй части работы представлена организационно-экономическая характеристика ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат», где представлены история развития данного предприятия, его правовая характеристика, организационная и производственная структуры, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, перечислены поставщики сырья и рынки сбыта продукции, а также проведен анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности организации за период с 2012 по 2014 годы. Анализ показал, что за три года наблюдается ухудшение показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность и финансовое состояние ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат». Предприятие работает нестабильно. Прослеживается сокращение товарной продукции, что было обусловлено сокращением спроса на продукцию в связи с высокой конкуренцией на рынке мороженого и неплатежеспособностью части населения. Отрицательная динамика была достигнута по всему ассортименту выпускаемой продукции. Имеет место неэффективная политика в области организации труда работников и его оплаты на предприятии. Рост средней заработной платы рабочих при одновременном сокращении их производительности труда свидетельствуют о нерациональном соотношении между мерой труда и мерой потребления на предприятии, которое приводит к увеличению затрат на производство продукции и снижению ее рентабельности.
Используя теоретические и методические основы мотивации персонала в организации в специальной части работы был проведен комплексный анализ политики руководства предприятия в области мотивации персонала, в частности, представлены методы и орудие исследования, оценка системы мотивации сотрудников на предприятии, анализ методов стимулирования, применяемых в организации, анализ текучести кадров и ее причин, анализ удовлетворенности персонала своим трудом. Подводя итоги полученных в результате анализа сведений в области мотивации труда работников ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» были сформулированы следующие выводы:
- большинство работников оценивают уровень мотивации как низкий, т.е. руководство предприятия уделяет недостаточно внимания этому вопросу;
- в целях повышения мотивации персонала руководство использует в основном социально-психологические методы;
- работники предприятия хотели бы, чтобы их мотивации использовались экономические методы;
- гарантированность работы и хороший психологический климат - причины, удерживающие работников на предприятии;
- основная причина увольнения с предприятия - собственное желание, которое появляется у рабочего в связи с невысокой заработной платой.
Выявленные в мотивационной политике недостатки послужили основой для разработки предложений по повышению мотивации труда работников, которые содержатся в четвертой главе работы. Это такие мероприятия как обучение работников и повышение их квалификации, делегирование полномочий и др. Эти мероприятия позволят повысить мотивацию труда работников и приведут к эффективному и оптимальному использованию человеческих ресурсов в ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат».
1 Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. - 203 с.
2 Афанасьева Е., Иванова Н., Портнягина С. Как оценить эффективность сотрудника // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №2 - с. 52 - 66.
3 Бабина С. И., Поварич М. Д. Управление персоналом. - СибформС: Кемерово, 2011. - 85 с.
4 Бадаева С. Менеджер по оценке и развитию персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №3 - с. 111 - 116.
5 Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 512 с.
6 Бекетова А. Эволюция найма // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - №1 - с. 8 - 11.
7 Былова Е. Социальный стресс как одна из причин демографического кризиса и пути его преодоления // Человек и труд. - 2009. - №11 - с. 6 - 10.
8 Бутурлина Е., Нестеренок Т. Алгоритмы построения системы // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - №3 - с. 42 - 47.
9 Варданян И. Мотивационная система персонала // Управление персоналом. - 2009. - №3 - с. 21 - 24.
10 Варданян И. Мотивация начинается там, где заканчивается воздействие приказа // Управление персоналом. - 2015. - №6 - с. 39 - 41.
11 Варданян И. Новые тенденции к мотивации персонала // Управление персоналом. - 2011. - №5 - с. 93 - 95.
12 Волкова Н. Молодые специалисты: усиление стимулирующей функции оплаты труда // Человек и труд. - 2014. - №4 - с. 49 - 53.
13 Дашан М. О. Нетрадиционные формы оценки кандидатов при приеме на работу. - Мн.: ООО «Профит», 2012 - 156 с.
14 Дуракова И. Б. Отбор и наём. Исследование зарубежного опыта. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2013. - 125 с.
15 Иванова С., Жигилий О. Менеджер по обучению. Подводные камни работы и реальные обязанности // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №4 - с. 106 - 111.
16 Какинская Т. Распределение ролей в подборе, наставничестве и адаптации персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №8 - с. 29 - 33.
17 Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2009. - 324 с.
18 Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 289 с.
19 Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 456 с.
20 Колотилова Е. Мотивация карьерой // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - №4 - с. 66 - 68.
21 Комиссарова М. Планируем потребности в персонале // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - №3 - с. 68 - 69.
22 Комиссарова М. Разработка правил внутреннего трудового распорядка // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - №5 - с. 92 - 95.
23 Королева Е. Работодатель: стратегия позиционирования // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №2 - с. 31 - 35.
24 Крупский А., Проскура Ю. Модели успешного сотрудника // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - №7 - с. 46 - 52.
25 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2014. - 702 с.
26 Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. - М.: ИНФРА
- М. 2012. - 438 с.
27 Курс экономического анализа / Под ред. М. И. Баканова и А. Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2011. - 447 с.
28 Липатов В. С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. - М.: ТОО «Люск-арт», 2012. - 263 с.
29 Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: ИНФРА
- М. 2011. - 379 с.
30 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.
- М.: Дело, 2014. - 798 с.
31 Молчанов А. Зарплата по заслугам // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №7 - с. 80 - 82.
32 Никифорова Н. А., Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчётности - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. - 304 с.
33 Огнев А. Л. Как организовать обучение руководителей? // Управление персоналом. - 2012. - № 6. - с. 26-28.
34 Огнев А. Л. Мотивация как инструмент управления персоналом. - М.: ИНФРА - М. 2013. - 316 с.
35 Одегов Ю. Е. Стандарт профессии.- Мн.: ООО «Новое знание», 2009.- 176 с.
36 Радзиевская Т. Растить или нанять, или как подсчитать выгоды обучения // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - №4 - с. 76 - 79.
37 Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 98 с.
38 Русак Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - Минск: Высшая школа, 2010. - 456 с.
39 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное
пособие. - Мн: ООО «Новое знание», 2011. - 255 с.
40 Сурков С. А. Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации // Управление персоналом. - 2012. - № 7. - с. 40-43.
41 Травин В. В, Дятлов В. А. Менеджмент персонала. - М.: Дело, 2010. - 360 с.
42 Ужакина Ю. Новые технологии и тенденции в обучении // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №12 - с. 104 - 106.
43 Фалько С. Контроллинг персонала: функции и задачи // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №7 - с. 41 - 45.
44 Цыпкин Ю. А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обуч. по экон. спец.- М.: ЮНИТИ, 2011. - 416 с.
45 Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие - 2-е изд., перераб. и доп..- М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел
- Синтез», 2009. - 518 с.
46 Шекшня С. В. Привлечение персонала в организацию. - М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел - Синтез», 2009. - 126 с.
47 Шекшня С. В. Профессиональное развитие персонала. - М.: ЮНИТИ, 2011.
- 85 с.
48 Шекшня С. В. Оценка и обратная связь. - М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел
- Синтез», 2010. - 143 с.
49 http ://kemerovostat. gks.ru/
50 http://www.morojenoe.ru/pages/51.html