Формирование эстетического вкуса у дошкольников средствами предметно-пространственной среды (на примере класса театра)
|
Введение 3
Глава I. Эстетическое развитие дошкольников на основе предметно-пространственной среды
1.1. Сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в
системе дополнительного образования 7
1.2. Значение предметно - пространственной среды в развитии личности 19
Выводы по I главе 30
Глава II. Проектирование предметно-пространственной среды класса театра в ДОУ
2.1. Принципы организации эргономичной предметно-пространственной среды
в учреждениях дополнительного образования 32
2.2. Разработка дизайн-проекта класса театра 38
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Литература 53
Приложения
Глава I. Эстетическое развитие дошкольников на основе предметно-пространственной среды
1.1. Сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в
системе дополнительного образования 7
1.2. Значение предметно - пространственной среды в развитии личности 19
Выводы по I главе 30
Глава II. Проектирование предметно-пространственной среды класса театра в ДОУ
2.1. Принципы организации эргономичной предметно-пространственной среды
в учреждениях дополнительного образования 32
2.2. Разработка дизайн-проекта класса театра 38
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Литература 53
Приложения
Задачи по эстетическому воспитанию детей всегда были и остаются одними из важнейших задач педагогики. В своем современном развитии педагогика рассматривает формирование эстетического вкуса у дошкольников как основу развития духовно богатой личности, всесторонне развитой, этически и интеллектуально воспитанной, способной к самостоятельной активной творческой деятельности и положительному восприятию действительности. В данный момент главным основополагающим принципом обновления содержания образования становится личностная ориентация, которая предполагает развитие креативных способностей детей, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
«В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, предметно-пространственная среда отмечена как одно из главных требований к благополучному образовательному процессу. А организация предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей запросам ФГОС, является важной задачей дошкольных организаций». [2]
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - основной компонент в развитии учащихся.
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию детей в коллективе. Предметно-пространственная среда должна побуждать учащихся к инициативной деятельности, вырабатывать навыки.
Визуальные, то есть наглядные объекты, образующие среду дошкольного образовательного учреждения - это то, что дети видят вокруг себя, подпитываются этой атмосферой, энергией, эмоционально раскрываются, развивают в себе новые грани - у детей происходит формирование отношения к окружающему миру. Все это является важной составляющей эмоционального воспитания. Как известно, в дошкольном возрасте, у детей лучше всего развито восприятие, они открыты ко всему новому, любые ощущения, эмоции воспринимаются ими очень ярко и качественно. Деятельность детей зависит от того, как обустроено предметно - игровое пространство организации их жизни. В этом должна помочь предметная среда, окружающая дошкольников, не только домашняя или учреждений дошкольного образования, но и мест дополнительного образования, в которых дети проводят не такое длительное время. Этот аспект позволяет организовать предметно - пространственную среду таким образом, чтобы возбуждать у детей стремление к творчеству и активности, применять для этого яркие цвета и современные формы, в отличие от учреждений дошкольного образования, где по государственным нормам нежелательно применение активных цветов спектра и нестандартных решений интерьера.
Таким образом, становится очевидно, что для активного формирования эстетического вкуса дошкольников в учреждениях дополнительного образования необходимо создать такой интерьер, который будет способствовать высвобождению их творческой энергии и активности.
Все элементы интерьера должны быть единым целым, гармонично сочетаться по колориту, по стилю, фактуре и материалу. Это значит, что среда вокруг учащихся должна воспитывать не только умственные способности, но и органы чувств, и обеспечивать ребенку необходимый психологический комфорт. Тем не менее, построить благоприятную среду в дошкольном образовательном учреждении бывает не очень легко, часто педагогам не хватает умений и навыков, а так же ресурсов для реализации необходимых игровых и расходных материалов. В связи с этим становится необходимо разработать такую систему образования предметно-пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а основывается на существующей развивающей среде.
Актуальность исследования:
Определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
Проблема:
Создание предметно-пространственной среды, которая будет способствовать стимулированию у детей активности в разных видах деятельности, и формировать эстетический вкус.
Цель исследования:
Создание дизайн - проекта класса театра, формирующего эстетический вкус у учащихся
в учреждение дошкольного образования средствами предметно-пространственной среды.
Объект исследования:
Формирование эстетического вкуса дошкольников средствами предметно-пространственной среды.
Предмет исследования:
Проектирование класса театра с учетом эргономических требований.
Гипотеза:
Эстетический вкус у дошкольников будет активней формироваться, если они будут находиться в таком интерьере, предметно - пространственная среда которого будет максимально эстетизирована.
Задачи исследования:
• рассмотреть сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования;
• изучить значение предметно - пространственной среды в развитии личности;
• выявить особенности организации эргономичной предметно-пространственной среды в учреждениях дополнительного образования;
• создать дизайн - проект класса театра.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы,
информационной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Теоретическая значимость:
Заключается в обобщении знаний о влиянии предметно - пространственной среды на формирование эстетического вкуса.
Практическая значимость:
Связана с тем, что данный проект может служить методическим пособием для студентов ВУЗа в изучении предметно - пространственной среды дошкольного учреждения и ее влияния на формирование эстетического вкуса дошкольников.
Структура работы:
Исследование включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список литературы.
«В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, предметно-пространственная среда отмечена как одно из главных требований к благополучному образовательному процессу. А организация предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей запросам ФГОС, является важной задачей дошкольных организаций». [2]
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - основной компонент в развитии учащихся.
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию детей в коллективе. Предметно-пространственная среда должна побуждать учащихся к инициативной деятельности, вырабатывать навыки.
Визуальные, то есть наглядные объекты, образующие среду дошкольного образовательного учреждения - это то, что дети видят вокруг себя, подпитываются этой атмосферой, энергией, эмоционально раскрываются, развивают в себе новые грани - у детей происходит формирование отношения к окружающему миру. Все это является важной составляющей эмоционального воспитания. Как известно, в дошкольном возрасте, у детей лучше всего развито восприятие, они открыты ко всему новому, любые ощущения, эмоции воспринимаются ими очень ярко и качественно. Деятельность детей зависит от того, как обустроено предметно - игровое пространство организации их жизни. В этом должна помочь предметная среда, окружающая дошкольников, не только домашняя или учреждений дошкольного образования, но и мест дополнительного образования, в которых дети проводят не такое длительное время. Этот аспект позволяет организовать предметно - пространственную среду таким образом, чтобы возбуждать у детей стремление к творчеству и активности, применять для этого яркие цвета и современные формы, в отличие от учреждений дошкольного образования, где по государственным нормам нежелательно применение активных цветов спектра и нестандартных решений интерьера.
Таким образом, становится очевидно, что для активного формирования эстетического вкуса дошкольников в учреждениях дополнительного образования необходимо создать такой интерьер, который будет способствовать высвобождению их творческой энергии и активности.
Все элементы интерьера должны быть единым целым, гармонично сочетаться по колориту, по стилю, фактуре и материалу. Это значит, что среда вокруг учащихся должна воспитывать не только умственные способности, но и органы чувств, и обеспечивать ребенку необходимый психологический комфорт. Тем не менее, построить благоприятную среду в дошкольном образовательном учреждении бывает не очень легко, часто педагогам не хватает умений и навыков, а так же ресурсов для реализации необходимых игровых и расходных материалов. В связи с этим становится необходимо разработать такую систему образования предметно-пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а основывается на существующей развивающей среде.
Актуальность исследования:
Определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
Проблема:
Создание предметно-пространственной среды, которая будет способствовать стимулированию у детей активности в разных видах деятельности, и формировать эстетический вкус.
Цель исследования:
Создание дизайн - проекта класса театра, формирующего эстетический вкус у учащихся
в учреждение дошкольного образования средствами предметно-пространственной среды.
Объект исследования:
Формирование эстетического вкуса дошкольников средствами предметно-пространственной среды.
Предмет исследования:
Проектирование класса театра с учетом эргономических требований.
Гипотеза:
Эстетический вкус у дошкольников будет активней формироваться, если они будут находиться в таком интерьере, предметно - пространственная среда которого будет максимально эстетизирована.
Задачи исследования:
• рассмотреть сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования;
• изучить значение предметно - пространственной среды в развитии личности;
• выявить особенности организации эргономичной предметно-пространственной среды в учреждениях дополнительного образования;
• создать дизайн - проект класса театра.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы,
информационной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Теоретическая значимость:
Заключается в обобщении знаний о влиянии предметно - пространственной среды на формирование эстетического вкуса.
Практическая значимость:
Связана с тем, что данный проект может служить методическим пособием для студентов ВУЗа в изучении предметно - пространственной среды дошкольного учреждения и ее влияния на формирование эстетического вкуса дошкольников.
Структура работы:
Исследование включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список литературы.
Образование в нашей стране находится на новом этапе развития. Этому способствует социально-экономические перемены. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Все больше внимания уделяется эстетическому воспитанию детей, целью которого является формирование грамотной, социально-обращенной, гуманной личности с хорошо развитым эстетическим вкусом и богатым духовным миром.
Главная особенность эстетического воспитания заключается в том, что она не только формирует умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, а так же активную нетерпимость к безобразному, стремление и умение создавать и сохранять духовные ценности, реформировать жизнь по законам красоты. В процессе эстетического воспитания, решаются несколько задач процесса формирования эстетической ориентации в действительности и наряду с этим формирования эстетических и творческих способностей ребенка.
Важнейшая задача эстетического воспитания - это сформировать на основе развитого эстетического вкуса эстетического идеала и высоких нравственных позиций.
Формирование эстетического вкуса главным образом проходит под влиянием искусства. Особенность, которая отличает его от остальных видов человеческой деятельности, в том, что он ориентирован существенной стороной на удовлетворение эстетических потребностей.
Художественно-творческая деятельность, как процесс творения, формирует и обогащает у ребенка человеческую, творческую чувственность.
Одним из видов искусства, наиболее плодотворно влияющим на формирование эстетических взглядов дошкольника, является театральное искусство. У ребенка, занимающимся этим видом искусства, лучше развивается память, он становится более восприимчивым к ритму и мелодиям. В тоже время развивается дикция и ораторские навыки, преодолевается стеснение, он чувствует себя более раскрепощенным, а иногда совершенно другим человеком, с помощью мастерства грима и театральных принадлежностей. Благодаря участию в самодеятельности, происходит обогащение творческого потенциала личности, раскрываются способности и таланты ребенка.
Очень важно правильно организовать ту среду, в которой дети будут находиться в процессе занятия. Безликий скучный интерьер будет не то, чтобы способствовать раскрытию энергии ребенка, а наоборот подавлять ее, не создавать нужное настроение. Предметно - пространственная среда должна быть в первую очередь, развивающей, способствовать развитию задатков ребенка. Все компоненты должны быть единым целым и работать на одну цель - формированию эстетического вкуса. Окружение ребенка должно создавать настроение, уметь перевоплощаться, меняться, то есть быть инертным, как сам ребенок, должно давать волю фантазии маленького актера. Цвета, формы, элементы, каждая деталь - все должно быть продумано, отвечать как эстетическим запросам дошкольника, так и нормам безопасности. Недостаточно создать интересную предметно - пространственную среду, крайне важно сделать так, чтобы все ее компоненты отвечали санитарным, противопожарным и другим нормам.
На основе проведенных исследований разработан дизайн-проект детского класса театра. При выполнении работы была изучена специализированная литература по проблемам организации эргономичной предметно- пространственной среды в детских дошкольных учреждениях, были рассмотрены особенности развития творчества у детей дошкольного возраста, проанализированы методы проектирования, изучен опыт разработки и реализации современных детских классов театра.
Все знания и требования были воплощены в проекте класса - театра, призванного разнообразить досуг детей, а так же развить их творческий потенциал. Вся составляющие предметно - пространственной среды - сцена, зрительские места, декоративные элементы, вспомогательные предметы - соответствуют запросам современных дошкольников и способствуют эстетизации их воспитания, развивает творческий потенциал и готовит их к дальнейшей жизни.
Можно сделать вывод, что для успешного эстетического воспитания учащихся важно правильно организовать предметно - пространственную среду, которая всеми своими компонентами будет способствовать формированию у детей эстетического вкуса. Предметно-пространственная среда - это система, которая не стоит на месте, а постоянно развивается и модифицируется вместе с детьми, которые там находятся. Среда имеет право называться развивающей, если она действительно помогает ребенку познавать новые задачи и ставить перед собой новые цели к совершенствованию.
Проведенная работа подтверждает гипотезу о том, что эстетический вкус у дошкольников будет активней формироваться, если они будут находиться в таком интерьере, предметно - пространственная среда которого будет максимально эстетизирована.
Следовательно, можно говорить о том, что достигнута цель данной работы: создан дизайн - проект класса-театра, в учреждении дошкольного образования, который, средствами предметно-пространственной среды, способствует формированию эстетического вкуса у учащихся.
Главная особенность эстетического воспитания заключается в том, что она не только формирует умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, а так же активную нетерпимость к безобразному, стремление и умение создавать и сохранять духовные ценности, реформировать жизнь по законам красоты. В процессе эстетического воспитания, решаются несколько задач процесса формирования эстетической ориентации в действительности и наряду с этим формирования эстетических и творческих способностей ребенка.
Важнейшая задача эстетического воспитания - это сформировать на основе развитого эстетического вкуса эстетического идеала и высоких нравственных позиций.
Формирование эстетического вкуса главным образом проходит под влиянием искусства. Особенность, которая отличает его от остальных видов человеческой деятельности, в том, что он ориентирован существенной стороной на удовлетворение эстетических потребностей.
Художественно-творческая деятельность, как процесс творения, формирует и обогащает у ребенка человеческую, творческую чувственность.
Одним из видов искусства, наиболее плодотворно влияющим на формирование эстетических взглядов дошкольника, является театральное искусство. У ребенка, занимающимся этим видом искусства, лучше развивается память, он становится более восприимчивым к ритму и мелодиям. В тоже время развивается дикция и ораторские навыки, преодолевается стеснение, он чувствует себя более раскрепощенным, а иногда совершенно другим человеком, с помощью мастерства грима и театральных принадлежностей. Благодаря участию в самодеятельности, происходит обогащение творческого потенциала личности, раскрываются способности и таланты ребенка.
Очень важно правильно организовать ту среду, в которой дети будут находиться в процессе занятия. Безликий скучный интерьер будет не то, чтобы способствовать раскрытию энергии ребенка, а наоборот подавлять ее, не создавать нужное настроение. Предметно - пространственная среда должна быть в первую очередь, развивающей, способствовать развитию задатков ребенка. Все компоненты должны быть единым целым и работать на одну цель - формированию эстетического вкуса. Окружение ребенка должно создавать настроение, уметь перевоплощаться, меняться, то есть быть инертным, как сам ребенок, должно давать волю фантазии маленького актера. Цвета, формы, элементы, каждая деталь - все должно быть продумано, отвечать как эстетическим запросам дошкольника, так и нормам безопасности. Недостаточно создать интересную предметно - пространственную среду, крайне важно сделать так, чтобы все ее компоненты отвечали санитарным, противопожарным и другим нормам.
На основе проведенных исследований разработан дизайн-проект детского класса театра. При выполнении работы была изучена специализированная литература по проблемам организации эргономичной предметно- пространственной среды в детских дошкольных учреждениях, были рассмотрены особенности развития творчества у детей дошкольного возраста, проанализированы методы проектирования, изучен опыт разработки и реализации современных детских классов театра.
Все знания и требования были воплощены в проекте класса - театра, призванного разнообразить досуг детей, а так же развить их творческий потенциал. Вся составляющие предметно - пространственной среды - сцена, зрительские места, декоративные элементы, вспомогательные предметы - соответствуют запросам современных дошкольников и способствуют эстетизации их воспитания, развивает творческий потенциал и готовит их к дальнейшей жизни.
Можно сделать вывод, что для успешного эстетического воспитания учащихся важно правильно организовать предметно - пространственную среду, которая всеми своими компонентами будет способствовать формированию у детей эстетического вкуса. Предметно-пространственная среда - это система, которая не стоит на месте, а постоянно развивается и модифицируется вместе с детьми, которые там находятся. Среда имеет право называться развивающей, если она действительно помогает ребенку познавать новые задачи и ставить перед собой новые цели к совершенствованию.
Проведенная работа подтверждает гипотезу о том, что эстетический вкус у дошкольников будет активней формироваться, если они будут находиться в таком интерьере, предметно - пространственная среда которого будет максимально эстетизирована.
Следовательно, можно говорить о том, что достигнута цель данной работы: создан дизайн - проект класса-театра, в учреждении дошкольного образования, который, средствами предметно-пространственной среды, способствует формированию эстетического вкуса у учащихся.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С
АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



