Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №55269

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Теоретическое исследование проблемы межличностныхотношений в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования
1.1. Определение и понятие инклюзивного образования. Современный этап
инклюзивного образования в России 6
1.2. Межличностные отношения в студенческой группе 14
1.3 Особенности отношений между студентами в условиях инклюзивного обучения 21
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования
2.1. Методы и организация эмпирического исследования 29
2.2. Анализ результатов эмпирического изучения межличностныхотношений
в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования 35
2.3. Рекомендации по сплочению студенческого коллектива в условиях
инклюзии (для педагогов и кураторов групп) 42
Заключение



Актуальность темы исследования обусловлена гуманизацией образовательных процессов и современной тенденцией к законодательному закреплению всеобщего права на образования. Согласно конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Российская Федерация ратифицировала 3 мая 2012 года, наша страна приняла на себя обязательства реализации инклюзивного обучения инвалидов на всех уровнях обучения, в том числе в условиях высшего образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. включает в себя принципиально новые для России положения об образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [7].Принцип инклюзивного обучения является одним из наиболее важных, поскольку утверждает равный доступ к образованию для всех обучающихся, в том числе и для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности. Отсутствие дискриминации в образовании означает, что у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья есть свобода выбора получения образования согласно склонностям, интересам и потребностям, а также выбор формы получения образования и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Межличностные отношения в группе демонстрируют уровень общей толерантности общества к лицам с особыми образовательными потребностями. Особенно это касается студенческих коллективов, поскольку студенты отличаются наибольшей социальной активностью. Студенческие годы являются этапом усиленного формирования личностных особенностей, их окончательного становления. На данном периоде развития индивиды
учатся выстраивать межличностные отношения с разновозрастными группами людей, формулировать жизненные цели и установки, согласно которым человек планирует свою деятельность в дальнейшем. Межличностные отношения в группе являются важным компонентом интеграции в образовательную среду, поскольку напрямую влияют на психологический комфорт обучающегося.
В настоящее время существует достаточно много публикаций отечественных и зарубежных ученых по проблеме инклюзивного образования. Изучением различных аспектов инклюзивного образования в России занимались В.С. Шилов, Г.А. Бордовский, Ю.Т. Матасов,Е.В.Самсонова, М.Л.Любимов, В.Л.Рыскина, Т.Н.Волковская, Е.Е.Дмитриев, Н.Д.Шматко, Л.М. Шипицина и другие исследователи [14].Однако, большинство работ по данной теме затрагивает вопрос инклюзии в дошкольных образовательных учреждениях и на школьном уровне, поскольку инклюзия - трудоемкий и долгий по времени процесс. Проблема инклюзии в условиях высшей школы остается недостаточно изученной.
В связи с этим нами было решено провести исследование, целью которого является рассмотрение вопросамежличностных отношений в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования.
Объект исследования: межличностные отношения в студенческих группах.
Предмет исследования: межличностные отношения в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между личностными особенностями членов коллектива, уровнем сплоченности коллектива и климатом в нем.Таким образом, межличностные отношения, складывающиеся в инклюзивных группах, напрямую зависят от личностных особенностей членов этих групп.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.Оценить современное состояние проблемы инклюзивного образования в России.
2. Подобрать и проанализировать необходимые методики, направленные на изучение межличностных отношений в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования.
3. Провести эмпирическое исследование межличностных отношений в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования.
4. Разработать рекомендации по сплочению студенческого инклюзивного коллектива.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных специалистов в области: образования лиц с особыми потребностями (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Т.В. Волосовец, Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.); инклюзивного образования лиц с особыми потребностями (Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, В.Н. Лазарев, Е.В. Резникова, А. Ю. Юсупова и др.).
Методы, использованныев ходе работы: анализ научной и учебно - методической литературы по проблеме инклюзии, наблюдение беседа, эмпирическое исследование при помощи методик:Социометрическая техника Дж. Морено, Индекс групповой сплоченности Сишора, «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)»., Методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан, а также «Шкала тревоги Спилбергера» (адаптация Ю.Л.Ханина).
База исследования: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ»»
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе в инклюзивных группах.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы из 39 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В настоящее время существует ряд проблем, связанных с реализацией на практике инклюзивных процессов:
• Недостаточная подготовленность педагогических коллективов массовых образовательных учреждений к принятию обучающихся с особыми потребностями
• Недостаточная организация доступности среды в образовательных учреждениях, отсутствие дидактического материала
• Необходимость адаптации учебных программ и планов на уровне высшего образования
Важным компонентом образовательной среды являются межличностные отношения внутри студенческого коллектива, то есть субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это - система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах. Для диагностики межличностных отношений в группах в высшей школе в системе инклюзивного образования нами были выбраны методики, направленные на исследование групповой сплоченности, выявление лидеров и отвергаемых в группе, микроклимата коллектива, а также на исследование самооценки и уровня тревожности студентов, входящих в инклюзивные группы.Было выявлено, что несмотря на достаточную толерантность здоровых обучающихся к присутствию в академической группе лиц с особыми потребностями, некоторые обучающиеся с ОВЗ испытывают проблемы в адаптации. Корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона в SPSSStatistic позволили выявить значимую взаимосвязь между самооценкой испытуемых, климатом в коллективе и уровнем групповой сплоченности. Выявлена также зависимость между данными показателями и личностной тревожностью. Это говорит о том, что личностные особенности членов коллектива напрямую влияют на его климат и сплоченность.
На основании исследовательской работы, нами были сформулированы рекомендации по сплочению инклюзивного студенческого коллектива для педагогов и кураторов групп.
В ходе работы нам удалось реализовать все задачи и тем самым достигнуть поставленной цели, гипотеза исследования была подтвеждена.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ