Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204 компенсирующего вида» города Барнаула. В исследовании приняли участие старшие дошкольники 5 лет в количестве 10 человек, из них 4 девочки и 6 мальчиков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Память, ее сущность и виды 6
1.2 Развитие памяти в онтогенезе 11
1.3 Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.1 Анализ результатов исследования 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
В настоящее время под задержкой психического развития понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности. В нашей стране проблемами диагностики и коррекции данного нарушения занимались такие дефектологи как Н.А. Бастун, И.Д. Бех, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.В. Рождественский, а также психологи и педагоги: Т.Ю. Андрющенко, А.М. Богуш, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Н.О. Менчинская и др.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития. Проблемами памяти занимались такие выдающиеся ученые как П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Самохвалова, А.А. Смирнов, В.Д. Шадриков и др.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка наступает пора подготовки к учебе в школе, когда у него коренным образом будет меняться социальная ситуация развития, а учебная деятельность станет для него ведущей. Многие неудачи в учении у школьников связаны с их неумением запоминать и сохранять в сознании большое количество учебной информации. Поэтому проблема развития памяти ребенка стоит остро уже в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.
Когда речь заходит о детях с задержкой психического развития, то эта проблема становится еще более актуальной, так как имеющиеся особенности играют огромную роль в их последующем психическом развитии и социальном поведении. В данном направлении работали Т.А. Власова, Х.С. Замский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн и др.
Но, несмотря на то, что вопрос развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является довольно разработанным, остаются недостаточно изученными методы диагностики и коррекции нарушения развития памяти данной категории детей. По этой причине определена и проблема исследования: какие характерные черты памяти характеризуют детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и каким образом данные характерные черты оказывают влияние на поведение, коммуникацию и познавательную деятельность таких детей?
Цель исследования: изучение особенностей памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие памяти и онтогенетические аспекты ее формирования;
- выявить особенности памяти у детей с задержкой психического развития;
- провести диагностику памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: память у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что память детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется специфическими особенностями.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как Г.И. Колесникова, Л.В. Мардахаев, Е.А. Харитонова и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий эксперимент с применением комплекса диагностических методик;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 компенсирующего вида» города Барнаула. В эксперименте приняли участие старшие дошкольники 6-7 лет, посещающие группу для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с дошкольниками с задержкой психического развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Значение механизмов памяти весьма важно в психическом развитии ребенка. У детей с развитием таких процессов памяти как запоминание, узнавание и воспроизведение увеличивается продуктивность остальных высших психических процессов: речь, мышление и т.д.
Память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. А к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накопление к дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Характерной чертой структуры дефекта памяти при задержке психического развития считается нарушение одних сторон памяти при сравнительной сохранности других. Это выражается в некоторых случаях в большей продуктивности непроизвольной памяти. Помимо этого, наблюдается уменьшение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов, высокая заторможенность следов под влиянием помех и внутренней интерференции, сниженная скорость запоминания.
Для проведения экспериментального исследования был подобран комплекс методик, направленных на определение уровня сформированности зрительной, слуховой и опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что зрительная память у этой категории дошкольников страдает в меньшей степени, по сравнению со слуховой и опосредованной, следовательно этот вид памяти требует меньшей коррекции чем остальные. Основная работа должна быть направлена на обучение детей обследованной группы вербализировать зрительные образы для того, чтобы затем слово и оперирование словами выполняло решающую роль во всех процессах памяти. У детей с задержкой психического развития следует стимулировать произвольное запоминание и воспроизведение, мотивировать необходимость произвольного запоминания и припоминания.
Уровень развития даже элементарных форм опосредованной памяти у дошкольников обследованной группы является очень низким. Дети с задержкой психического развития могут устанавливать смысловые связи между словами и изображениями, но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения. Опосредованная память, являющаяся основой для последующей учебной деятельности, у детей с задержкой психического развития страдает в значительной степени и требует большего коррекционного вмешательства. Детей необходимо обучать приемам опосредованного запоминания материала и, главное, применению этих приемов во всех видах их деятельности.
Кроме этого, необходимо отметить, что у мальчиков нарушения всех видов памяти проявляется в большей степени, чем у девочек.
Таким образом, результаты исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что память детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется специфическими особенностями. Цель исследования достигнута, задачи решены.