Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №55247

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204 компенсирующего вида» города Барнаула. В исследовании приняли участие старшие дошкольники 5 лет в количестве 10 человек, из них 4 девочки и 6 мальчиков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Память, ее сущность и виды 6
1.2 Развитие памяти в онтогенезе 11
1.3 Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.1 Анализ результатов исследования 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32



В настоящее время под задержкой психического развития понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности. В нашей стране проблемами диагностики и коррекции данного нарушения занимались такие дефектологи как Н.А. Бастун, И.Д. Бех, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.В. Рождественский, а также психологи и педагоги: Т.Ю. Андрющенко, А.М. Богуш, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Н.О. Менчинская и др.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития. Проблемами памяти занимались такие выдающиеся ученые как П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Самохвалова, А.А. Смирнов, В.Д. Шадриков и др.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка наступает пора подготовки к учебе в школе, когда у него коренным образом будет меняться социальная ситуация развития, а учебная деятельность станет для него ведущей. Многие неудачи в учении у школьников связаны с их неумением запоминать и сохранять в сознании большое количество учебной информации. Поэтому проблема развития памяти ребенка стоит остро уже в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.
Когда речь заходит о детях с задержкой психического развития, то эта проблема становится еще более актуальной, так как имеющиеся особенности играют огромную роль в их последующем психическом развитии и социальном поведении. В данном направлении работали Т.А. Власова, Х.С. Замский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн и др.
Но, несмотря на то, что вопрос развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является довольно разработанным, остаются недостаточно изученными методы диагностики и коррекции нарушения развития памяти данной категории детей. По этой причине определена и проблема исследования: какие характерные черты памяти характеризуют детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и каким образом данные характерные черты оказывают влияние на поведение, коммуникацию и познавательную деятельность таких детей?
Цель исследования: изучение особенностей памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие памяти и онтогенетические аспекты ее формирования;
- выявить особенности памяти у детей с задержкой психического развития;
- провести диагностику памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: память у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что память детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется специфическими особенностями.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как Г.И. Колесникова, Л.В. Мардахаев, Е.А. Харитонова и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий эксперимент с применением комплекса диагностических методик;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 компенсирующего вида» города Барнаула. В эксперименте приняли участие старшие дошкольники 6-7 лет, посещающие группу для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с дошкольниками с задержкой психического развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Значение механизмов памяти весьма важно в психическом развитии ребенка. У детей с развитием таких процессов памяти как запоминание, узнавание и воспроизведение увеличивается продуктивность остальных высших психических процессов: речь, мышление и т.д.
Память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. А к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накопление к дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Характерной чертой структуры дефекта памяти при задержке психического развития считается нарушение одних сторон памяти при сравнительной сохранности других. Это выражается в некоторых случаях в большей продуктивности непроизвольной памяти. Помимо этого, наблюдается уменьшение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов, высокая заторможенность следов под влиянием помех и внутренней интерференции, сниженная скорость запоминания.
Для проведения экспериментального исследования был подобран комплекс методик, направленных на определение уровня сформированности зрительной, слуховой и опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что зрительная память у этой категории дошкольников страдает в меньшей степени, по сравнению со слуховой и опосредованной, следовательно этот вид памяти требует меньшей коррекции чем остальные. Основная работа должна быть направлена на обучение детей обследованной группы вербализировать зрительные образы для того, чтобы затем слово и оперирование словами выполняло решающую роль во всех процессах памяти. У детей с задержкой психического развития следует стимулировать произвольное запоминание и воспроизведение, мотивировать необходимость произвольного запоминания и припоминания.
Уровень развития даже элементарных форм опосредованной памяти у дошкольников обследованной группы является очень низким. Дети с задержкой психического развития могут устанавливать смысловые связи между словами и изображениями, но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения. Опосредованная память, являющаяся основой для последующей учебной деятельности, у детей с задержкой психического развития страдает в значительной степени и требует большего коррекционного вмешательства. Детей необходимо обучать приемам опосредованного запоминания материала и, главное, применению этих приемов во всех видах их деятельности.
Кроме этого, необходимо отметить, что у мальчиков нарушения всех видов памяти проявляется в большей степени, чем у девочек.
Таким образом, результаты исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что память детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется специфическими особенностями. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Белоусова, А.К. Возрастная психология [Текст]: Учебник / А.К. Белоусова. - М.: Феникс, 2012. - 591 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: Учебник / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2017. - 384 с.
3. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
4. Колесникова, Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для академического бакалавриата - 2-е изд., стер. [Текст] / Г.И. Колесникова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 346 с.
5. Кузьмина, Е.Г. Психодиагностика в сфере образования [Текст]: учеб. пособие / Е.Г. Кузьмина . - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014 . - 311 с.
6. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
7. Мандель, Б.Р. Психология развития: Полный курс [Текст]: иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 743 с.
8. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика [Текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. - М: Юрайт, 2017. - 447 с.
9. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 639 с.
10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 460 с.
11. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.И. Изотова и др.; под ред. Е.И. Изотовой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 240 с.
12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
13. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
14. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.
15. Специальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
16. Столяренко, Л.Д. Возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Д. Столяренко, Д.В. Столяренко. - М.: Феникс, 2017. - 442 с.
17. Харитонова, Е.А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Харитонова, О.И. Кожина // Перспективы науки и образования. - 2014. – №2. - С. 126-128.
18. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 576 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ