Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эмоциональной привязанности детей младшего школьного возраста к матерям с разным уровнем созависимости

Работа №55222

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования эмоциональной привязанности детей к матерям с разным уровнем созависимости 7
1.1. Теоретические аспекты феномена созависимости в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Основные подходы к эмоциональной привязанности ребенка к
матери 14
1.3. Особенности стилей родительских отношений и их отражение на
развитии ребенка 20
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной привязанности
детей младшего школьного возраста к матерям с разным уровнем
созависимости 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 36
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения

Актуальность исследования. В последнее время приоритетными стали исследования психологии родительства, в частности, материнско-детских отношений. В работах отмечается, что особенности материнского отношения к ребенку выступают условием формирования его эмоциональной привязанности к матери, носящей как благоприятный, так и неблагоприятный характер. Отношение матери к ребенку проявляется в стиле ее родительских отношений, что определяет его эмоциональную привязанность, учитывая, что ребенок ограничен возможностями эмоционального взаимодействия, которые ему предоставляет мать.
Общепризнано, что одним из факторов сильной эмоциональной привязанности ребенка к матери является комплекс ее особых черт характера - созависимость. Процессы, происходящие в семье, где есть созависимая мать, отражаются на отношении ребенка к себе, окружающим, миру, учитывая, что ребенок младшего школьного возраста еще сохраняет детскую эмоциональную непосредственность, но уже способен осознавать свои чувства и чувства матери. Однако, младший школьник, воспитывающийся созависимой матерью, придя в школу, уже реализует программу жизни созависимого человека, что может определить всю его дальнейшую жизнь.
Поэтому актуальность изучаемой темы является острой. Так же, следует отметить, что до настоящего времени данная проблема остается недостаточно изученной. До сих пор нет комплексных исследований, в которых изучалась бы эмоциональная привязанность детей к матерям с разным уровнем созависимости.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Особая роль эмоциональных связей с матерью в становлении основ самосознания человека и его отношения к окружающему миру рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.О. Смирновой, А. Фрейд, М. Малер, М. Кляйн, Дж. Боулби; глубокая эмоциональная связь, возникающая в детстве между ребенком и близким взрослым в результате общения и тесного взаимодействия, оказывает мощное, разностороннее, непреходящее влияние на формирование целого ряда сторон его эмоционально-личностной и коммуникативной сфер (Дж. Боулби, Е.О. Смирнова, Г.В. Бурменская, Е.С. Калмыкова и др.); теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др.): теория о ведущей роли взрослого в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина).
Социальная значимость данного исследования определяется увеличением числа плохо адаптирующихся в социуме учащихся младших классов, что связано с низкой эффективностью процесса социализации по критерию адаптации к новым условиям. Младшие школьники созависимых матерей демонстрируют неготовность реагировать на мир и на людей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты данного исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования семьи, что позволит более эффективно и динамично анализировать родительско-детские проблемы.
Объект исследования: эмоциональная привязанность личности.
Предмет исследования: эмоциональная привязанность детей младшего школьного возраста к матерям с разным уровнем созависимости.
Целью данной работы является исследование эмоциональной привязанности у детей младшего школьного возраста к матерям с разным уровнем созависимости.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие предположения:
1. Высокая эмоциональная привязанность наблюдается у тех детей, чьи матери имеют высокий уровень созависимости.
2. Созависимые матери обуславливают формирование высокой эмоциональной привязанности посредством детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературных источников, посвященных проблеме исследования эмоциональной привязанности детей к матерям с разным уровнем созависимости.
2. Подобрать необходимый диагностический инструментарий и сформировать выборку испытуемых.
3. Исследовать уровень созависимости у матерей.
4. Исследовать стиль детско - родительских отношений.
5. Исследовать эмоциональную привязанность у детей младшего школьного возраста.
6. Выявить взаимосвязь между уровнем созависимости матерей и эмоциональной привязанностью у детей.
Методы и методики исследования:
1. Наблюдение
2. Беседа
3. Тестовый метод с использованием следующих методик:
• Тест на созависимость. Шкала созависимости, Москаленко В.Д.
• Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РARI), Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптация Т.В. Нещерет.
• Опросник «Выявление особенностей жизни ребенка в семье. Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи», А.И. Баркан.
4. Методы математической обработки данных психологического
исследования: вычисление среднего арифметического, метод оценки
различий по степени выраженности анализируемого признака Н-критерий Крускала-Уоллиса, метод линейного корреляционного анализа по Пирсону.
Выборка. Общее количество выборки 50 человек: из них 25 испытуемых - учащиеся 3 «Б» класса (12 мальчиков, 13 девочек) и 25 матерей учащихся 3 «Б» класса.
Область применения: педагогическая психология, психология
развития, семейная психология, психологическое консультирование и коррекция.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди многих проблем, решаемых обществом, одно из важных мест
занимают проблемы семьи, дисгармоничности родительско-детских отношений.
Теоретический анализ литературных источников, посвященных проблеме исследования эмоциональной привязанности детей к матерям с разным уровнем созависимости показал, что данная проблема в науке занимает заметное место.
Целью данной работы было исследование эмоциональной привязанности у детей младшего школьного возраста к матерям с разным уровнем созависимости.
В основу исследования нами были положены предположения:
1. Высокая эмоциональная привязанность наблюдается у тех детей, чьи матери имеют высокий уровень созависимости.
2. Созависимые матери обуславливают формирование высокой эмоциональной привязанности посредством детско-родительских отношений.
В исследовании принимали участие 50 человек: из них 25 испытуемых - учащиеся 3 «Б» класса (12 мальчиков, 13 девочек) и 25 матерей учащихся 3 «Б» класса.
Исследование осуществлялось в 3 этапа с применением взаимодополняющих методов.
Содержанием первого этапа стало определение этапов, подбора методик исследования.
На втором этапе проведено диагностическое изучение привязанности ребенка к членам своей семьи, родительских установок, определена созависимость матерей.
В ходе третьего этапа полученные данные обработаны и сведены в таблицы, рисунки.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Исследование уровня созависимости матерей позволило выявить все уровни созависимости в выборке исследуемых: резко выраженный уровень (36%); умеренно выраженный (32%), нормальный (32%).
2. Исследование стилей детско-родительских отношений позволило выявить преобладание у созависимых матерей таких стилей семейного воспитания, как авторитарность и гиперопека. Данные стили воспитания используют матери с резко выраженным и умеренно выраженным уровнями созависимости.
3. Исследование эмоциональной привязанности детей младшего школьного возраста показало, что дети наиболее эмоционально привязаны к матерям, чем к другим членам семьи. Больше дети привязаны к матерям с резко выраженным уровнем созависимости.
4. Взаимосвязь между:
- уровнями созависимости матерей и признаками родительских отношений матерей не выявлена
- уровнями созависимости матерей и эмоциональной привязанностью детей не выявлена
По результатам нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Созависимость в семье формируется в процессе социализации и на ее формирование влияют условия, в которых растет ребенок, стили воспитания в семье и важную роль играет эмоциональное отношение матери.
2. Созависимость матери проявляется в неуверенности в себе, в своих родительских силах, чувстве базовой незащищенности. Созависимые матери боятся не справиться с воспитательными ситуациями, перегружены страхами за себя и за ребенка, тревожны, напряжены, стремятся удовлетворять все потребности ребенка.
3. Для матерей, склонных к созависимому поведению, характерно наличие симбиоза родительско-детских отношений, что в дальнейшем проявляется в воспитании созависимости детей.
4. Созависимые матери демонстрируют такие стили семейного воспитания как гиперопека и авторитарность, что связано с предъявлением большого количества требований к ребенку, неверие в его личную и социальную зрелость и самостоятельность.
5. Эмоциональная привязанность ребенка к матери возникает в результате
эмоционально наполненных взаимоотношений, характеризуется
устойчивостью, основана на удовлетворении потребностей в сопереживании, понимании матерью ребенка.
6. Стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности матери, т.е. от его значения, которое человек придает миру, самому себе, его целям, направленности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Выдвинутое в качестве гипотезы исследования предположение о том, что высокая эмоциональная привязанность наблюдается у тех детей, чьи матери имеют высокий уровень созависимости не нашла своего полного подтверждения. Предположение о том, что созависимые матери обуславливают формирование высокой эмоциональной привязанности посредством детско-родительских отношений подтвердилось.


1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 448с.
2. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект:/ Артемцева Н.Г.- М.:РИО МГУДТ, 2012 - 222 с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество ребенок - какой он есть. - Москва: Сфера; Санкт-Петербург: Речь, 2011. - 429с.
4. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - Минск, 2005. - 144с.
5. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2008. - 480c.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Лекция
6. М.: Академический Проект, 2006. - 240 с.
7. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности // Вопросы по психологии, 2007. - №6. - С.31-37.
8. Варга А.Я., Столин В.В. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2004. - 144с.
9. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Совета психотерапевта. - М.: Каро, 2015. - 296с.
10. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 224с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 248с.
12. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. - СПб.: Речь, 2004. - 368с
13. Зайцев С.Н. Созависимость - умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. - Н.Новгород, 2004. - 90с.
14. Захаров А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпов психического развития детей. - СПб.: Питер, 2002. - 368с.
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012. - 940с.
16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Семья, 2005. - 234с.
17. Мазурова Л.В. Особенности психологической защиты и копинг- стратегий у женщин с алкогольной зависимостью и созависимостью: психокоррекционный аспект: диссертация ... канд. психол. наук. - Томск, 2009. - 184с.
18. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2008. - №5. - С.55-58.
19. Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ПЕРСЭ, 2004. - 336с.
20. Нургалиева Н.М. Образ детей в сознании родителей: Советы
психолога для родителей. - М.: Семья, 2009. Режим доступа:
http: //www.svetlyachok5 7 .caduk.ru/p 19aa1.html.
21. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971. - 64с.
22. Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. -
М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. - 288с. Режим
доступа: http: //bukvy.net/books/dom_semya.
24. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. - М.: Просвещение, 1981. - 384с.
25. Спирева Е.Н. Влияние личностных особенностей родителей и ребенка на стиль семейного воспитания. - М.: Семья, 2004. - 211с.
26. Уайнхолд Б. Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224с.
27. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240с.
28. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М.: Азбука классика, 2005. - 224с.
29. Фромм Э. Искусство любить / Пер с англ.; Под ред. Леонтьева Д.А. - 2-е изд. - СПб.: Азбука, 2001. - 224 с.
30. Хоментаусках Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Рипол Классик, 2003. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book.
31. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности. - М.: Изд. «Смысл», 1997. - 696с.
32. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2009. - 656с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ