Проблемы (методики) межличностных взаимоотношений в системе (ученик -ученик -родитель). Проблемы у детей с ОВЗ (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)
Исследование проводилось на базе МБОУ № 11 (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали 14 младших школьников.
Есть приложение (Результаты социометрического исследования младших школьников)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 6
1.1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношений детей с ОВЗ 6
1.2. Особенности межличностных отношений у младших школьников в образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования 11
1.3. Проблемы построения индивидуального образования для развития межличностных отношений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 15
ГЛАВА 2. ПОДБОР МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТУМЕНТАРИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ «УЧЕНИК – УЧЕНИК» 24
2.1 Обзор экспериментальных методик 24
2.2. Описание организации и процедуры проведения экспериментального исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Актуальность исследования. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) вызывает большие трудности, связанные с особенностями психологического состояния данной категории детей, их взглядов на жизнь и на окружающую действительность. В целях развития межличностных отношений, повышения уровня социальной адаптации детей с ОВЗ в качестве приоритетного направления сейчас рассматривается инклюзивное обучение. В свою очередь необходимо отметить, современная школа оказалась не готова к реализации такого подхода к обучению. Ведь инклюзивное образование требует создания особых условий для удовлетворения потребностей всех учеников школы, и в первую очередь, потребностей в развитии межличностных отношений у детей с ОВЗ.
Актуальность исследования продиктована тем, что межличностные отношения в младшем школьном возраста следует воспринимать как фундамент общего интеллектуального развития ребенка, который важен для дальнейшего успешного обучения ребенка. Именно межличностные отношения определяют личностное развитие младшего школьника. Для того чтобы младший школьник мог овладеть навыками установления межличностных отношений от него требуется постоянное внимание к окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Особенно это важно для младших школьников с ОВЗ.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ и существующей практикой развития межличностных отношений в образовательной организации. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Объектом исследования является процесс развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Предметом исследования является педагогические условия развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Целью исследования является изучение особенностей межличностных отношений у младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования: процесс развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ будет эффективным, если:
- созданы специальные педагогические условия для развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- учитываются особенности развития детей с ОВЗ;
- используется индивидуальный подход к развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
2. Выявить уровень развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в экспериментальном исследовании.
4. Разработать программу развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов исследования, уточнению выводов, оформлялись результаты исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, И.Е. Токарь, Е.Н. Шиянова и др. В научных исследованиях О.Е. Кучеровой, Ю.В. Сенько, А.С. Сунцовой и др. раскрыты подходы к межличностному взаимодействию младших школьников. Л.А. Диденко, Е. Дмитриева, И.Е. Казакова и др. определили развития межличностных отношений школьников в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость состоит в том, что определены педагогические условия развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, которые могут быть использованы учителями, психологами, а также педагогами дополнительного образования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ № 11 (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали14 младших школьников.
Апробация результатов исследования результаты исследования планируется представить перед сокурсниками в процессе защиты исследования.
Включение ребенка с ОВЗ в массовую школу – сложный процесс взаимодействия педагогического коллектива, родительского сообщества, а также всех неравнодушных к этой проблеме людей. Одним из ключевых способов воздействия на микроклимат в детском коллективе является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса. Оно, в свою очередь, способствует максимальному раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка с ОВЗ, повышению уровня его социального статуса среди сверстников. Анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования, показал, что формирование полноценных взаимоотношений в условиях инклюзивного образования возможно только при участии взрослых. Детям с ОВЗ сложно самостоятельно адаптироваться в среде сверстников, они подвержены низкому уровню социальной адекватности поведения. Поэтому очень важна коррекционно-развивающая работа по регулировке межличностных взаимоотношений между детьми, установлению позитивных контактов.
С целью изучения особенностей межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов исследования, направленного на определение особенностей межличностных отношений младших школьников позволяет заключить, что в данной группе исследуемых уровень благополучия межличностных отношений можно охарактеризовать как низкий.
Было выявлено, что трое младших школьников в данной группе имеют очень низкий уровень социометрического статуса, поэтому данных детей тоже можно отнести к «изолированным» (один из двух испытуемых данной группы – это младший школьник с ОВЗ), пять исследуемых младших школьников получили низкий уровень социометрического статус, то есть их мы относим в группу «непринятые» (сюда вошли 5 испытуемых с ОВЗ), пять из 14 исследуемых младших школьников имеют средний уровень социометрического статуса, их мы относим в группу «принятые», и только один из 14 исследуемых младших школьников имеет высокий уровень социометрического статуса и относится к группе «предпочитаемый». Больше половины исследуемых межличностных отношений младших школьников характеризуются тем, что крайне отрицательно относятся к друг другу, разница заключается только в степени отрицательного отношения, 5 младших школьников из 14 показали средний уровень эмоциональной эмансипации и только 1 человек позитивно относится к классу.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. № 2765-р. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
2. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – МКФ, окончательный проект, полная версия. Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2001. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 3 июля 1998 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июля 1998 г. (с изм. от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
5. Рекомендации Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февр. 2015 г. № ВК-268/07. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 дек. 2014 г. № 1598. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
8. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т В. Варенова. – М.: Форум, 2015. – 272 с.
9. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход в модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2015. – №5. – С. 32-37.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2016. – 533 с.
11. Голиков Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе / Н.А. Голиков // Педагогическая техника, 2016. – №6. – С. 93-99.
12. Гудкова Т.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ: из опыта работы / Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина // Сибирский учитель. – 2016. – С. 37–40.
13. Диденко Л.А. Современные воспитательные технологии в образовательном учреждении: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / Л.А. Диденко. – Красноярск, 2015. – 152 с.
14. Дмитриева Е. Проблемные дети. Развитие через общение. Практическое пособие / Е. Дмитриева. – М.: Аркти, 2015. – 68 с.
15. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С.И. Зырянова // Дефектология. – 2015. – №6. – С. 43-54.
16. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
17. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2016. – 521 с.
18. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
19. Леонгард А.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. – М.: МГППУ, 2015. – 175 с.
20. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного обучения; учеб.- метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2016. – 98 с.
21. Сенько, Ю.В. Гуманитарное основание инклюзии / Ю.В. Сенько // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. – Москва: Буки Веди, 2014. – С. 598-601.
22. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. − 110 с.
23. Токарь И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития / И.Е. Токарь // Социальная педагогика, 2015. – №5. – С. 93-105.
24. Тюляева, Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски / Т.И. Тюляева // Методист. – 2015. – № 7. – С. 7 – 12.
25. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография / И.В. Ульянова. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с.
26. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л.И. Уманский // Воспитание школьников. – 2016. – №4. – С. 55-58.
27. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы / Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2015. – 372 с.
28. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Инфра-М, 2016. – 144 с.
29. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А.М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 224–229.
30. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка / Т.Г. Яничева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 4 (27). – С. 74-77.