Аннотация
В данной работе дана технико-экономическая характеристика дистанции пути. Рассмотрен вопрос организации учета материально-производственных запасов.
На основе реальных данных и действующей в настоящее время методики проведен анализ структуры движения, состояния и эффективности использования материально-производственных запасов дистанции пути.
С. 101, рис.13, табл. 8, ф. 9.
Введение
В России с ее огромными пространствами неизмеримо возрастает роль железнодорожного транспорта.
Железные дороги являются федеральной государственной собственностью с регулируемыми тарифами на перевозки по основной деятельности. От слаженной работы транспорта зависит экономическая и технологическая эффективность и функционирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, деятельность всех структур с различной формой собственности (коллективной, муниципальной, акционерной, групповой, частной, индивидуальной и т.д.). В конечном счете, транспорт обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность общества, государства и его экономические отношения и взаимодействия с транспортом и народным хозяйством стран ближнего и дальнего зарубежья.
Назначение железнодорожного транспорта состоит в том, чтобы перемещать продукцию из сферы материального производства в сферу потребления, обеспечивая тем самым непрерывное общественное воспроизводство.
Одним из условий полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках является непрерывность перевозочного процесса, которая обеспечивается, в частности, наличием определенного по объему структуре производственного запаса. Значение производственного за¬паса в деятельности предприятия становится все более значительным, поскольку с ростом производительности труда в результате научно-технического прогресса постоянно повышается в затратах на перевозки доля прошлого труда и увеличиваются абсолютные размеры материальных издержек. Благодаря этому, возрастает роль учета в осуществлении контроля за наличием материальных запасов и правильным их использованием.
Рациональная организация учета материальных запасов, обеспечивающая его высокую действенность и оперативность при наименьших затратах на ведение, является важной частью работы железных дорог и их подразделений.
Цель работы — оценка состояния, учета и управления материальными за¬пасами.
В связи с этой целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение учетной политики Дистанции пути;
изучение организации аналитического учета материальных запасов
по регистрам, применяемым в Дистанции пути;
изучение постановки синтетического учета материальных запасов;
проведение с помощью группировки сводки исходной (первичной)
информации для анализа состояния, учета и управления материальными запасами в Дистанции пути;
-оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов
Дистанции пути;
выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных
ресурсов Дистанции пути;
- оценка оборачиваемости материальных запасов в Дистанции пути;
оценка состояния материальных запасов;
качественный анализ материальных запасов;
Предметом дипломной работы является учет, состояние и управление материальными запасами в Дистанции пути. В дипломной работе применяются следующие приемы исследования: наблюдение, группировка, сравнение, расчет абсолютных и относительных величин, анализ материальных запасов методом цепных подстановок, табличные методы.
Методика исследования объекта включает в себя комплекс приемов и способов исследования предмета.
В данной дипломной работе была осуществлена краткая технико-экономическая характеристика Дистанции пути, рассмотре¬ны основные принципы учета материальных запасов, произведен анализ ис¬пользования материальных запасов.
В технико-экономической характеристике рассмотрены общие поло¬жения деятельности организации, дана оценка качественных объемных и фи¬нансовых показателей. При анализе объемных показателей выяснили, что пла¬новые значения в 2006 году перевыполнены, в сравнении с 2005 годом про¬изошло повышение этих показателей за счет увеличения объемов работ по содержанию пути.
Качественные показатели деятельности Дистанции пути за этот период улучши¬лись. Численность работников увеличилась за счет приема монтеров пути, что повлекло за собой увеличение произво¬дительности труда, так же увеличился фонд оплаты труда, и увеличилась сред¬немесячная оплата труда работников. Таким образом, данные показатели гово¬рят об эффективной работе дистанции пути..
Основной показатель Дистанции пути - балловая оценка состояния пути, которая при плане 20 баллов, составила 15.Выполнение балловой оценки – 125 %.
При учете материальных запасов организация самостоятельно разра¬батывает и утверждает учетную политику в области учета материальных за¬пасов, руководствуясь нормативными и директивными документами, контрольными цифрами, утвержденными Отделением железной дороги показателями, экономическими нормативами и лимитами, а также заказами других потребителей, с которыми Дистанция пути имеет свои планы, заключает договоры.
Вопросу особенностей учета производственных запасов Дистанции пути посвящен второй раздел дипломной работы.
По учетной политике Дистанции пути учет поступления материалов осуществляется по учетной цене с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В стоимость производственных запасов включаются все затраты по приобретению, заготовке и доставке со складов, баз, снабжающих подразделений, в том числе суммовые разницы, произведенные до момента принятия производственных запасов к учету.
Аналитический учет материалов содержит детальную характеристику учета первичных документов, предусматривает такие его разрезы, которые обу¬словлены факторами контроля и управления производственными запасами. Для управления запасами необходима информация о наличии и движении конкрет¬ных наименований материальных ресурсов по их размерам, сортам и т.д., что является условием выявления резервов нормализации запасов. Эта информация нужна также для контроля за правильностью использования оборотных средств предприятия.
Синтетический учет материальных запасов ведется на синтетическом
счете 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материалов». Предприятие имеет свои субсчета к счету 10.
В Дистанции пути регистрами аналитического учета служат оборотные ведомости по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов, которые составляют с применением ЭВМ.
В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, при котором осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются оборотные ведомости.
Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
Анализ использования материальных запасов на предприятии позволяет определить издержки по хранению и приобретению производственных запасов за исследуемый период. В процессе анализа оценивают выполнение планового задания не только по запасам в целом, но и по видам запаса.
В анализе материальных запасов также были рассчитаны показатели ко¬эффициента скорости оборота и продолжительность хранения запасов. Рас¬смотрев их изменение за 14 дней можно сделать вывод, что по некоторым ма¬териалам снизился коэффициент оборачиваемости.
Основная причина создания запасов в дистанции пути состоит в том, что ни тео¬ретически, ни практически невозможно совместить моменты конца образования необходимых материальных ресурсов и начала их потребления.
В структуре материально-производственных запасов предприятия произошли некоторые структурные сдвиги. В сравнении с данными на конец 2005 года материально-производственные запасы увеличились на 5473 тыс.р. на конец 2006 года .
Наибольшую долю в составе материально-производственных запасов составляют материалы верхнего строения пути (71%) и металлолом (17%), что связано со спецификой деятельности Дистанции пути.
Один из основных показателей эффективности производственных запасов – материалоотдача за 2006 год снизился на 0,17 р./р. и составил 4,38 р./р., а материалоемкость увеличилась по отношению к 2005 году на 0,008 р./р. (3,6%) и составила103,6%.
В дистанции пути решается комплекс организационных и технических задач, направленных на повышение безопасности движения поездов. И, прежде всего, это программы по внедрению и модернизации технических средств.