Нравственный потенциал контактного зоопарка в воспитании детей дошкольного возраста (на примере дизайн - проекта контактного зоопарка в парке им. Горького г.Лениногорск)
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы реализации нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.2. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами
контактного зоопарка
Выводы по I главе
Глава 2. Культурно - досуговые объекты как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста 28
2.1. Технология проектирования архитектурно-пространственной среды контактного зоопарка 28
Выводы 35
Заключение
Литература 45
Приложение
Глава 1. Теоретические основы реализации нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.2. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами
контактного зоопарка
Выводы по I главе
Глава 2. Культурно - досуговые объекты как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста 28
2.1. Технология проектирования архитектурно-пространственной среды контактного зоопарка 28
Выводы 35
Заключение
Литература 45
Приложение
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. Все чаще в современном обществе можно
встретить жестокость и насилие по отношению к людям, животным и природе в целом. Задачей современного общества является воспитание с раннего
детства нравственных основ культуры и жизнедеятельности. Именно эта задача является актуальной для нашего исследования.
В дошкольном возрасте формируются нравственные качества поведения в обществе. Растущие интересы познания окружающего мира увеличивают круг общения ребенка, где он усваивает формы отношения людей к окружающему миру. Одним из важнейших средств нравственного воспитания
дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей, желание
заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их. Осознанное,
правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными.
Контактный зоопарк – это самое подходящее место для того, чтобы ребенок мог познакомиться с животными, а также поучаствовал в уходе за ними. Взаимодействие с животными как нельзя лучше помогает снять агрессию
и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность. Постоянная практика заботы о
животных и взаимодействие с ними делают детей добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа.
Цель исследования: Дизайн – проект контактного зоопарка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу
по теме исследования; определение понятия, цели и средств нравственного
воспитания детей дошкольного возраста
2. Рассмотреть отечественный и зарубежный практический опыт проектирования контактного зоопарка;4
3. Изучить особенности и нормы проектирования контактного зоопарка;
4. Создать дизайн-проект контактного зоопарка;
Объект исследования: Теоретические основы реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной системе
Предмет исследования: Дизайн – проект контактного зоопарка как
средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования:Архитектурно-пространственная среда контактного зоопарка отвечает эргономическим и возрастным требованиям,и
способствует нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: прямое взаимодействие с обитателями зоопарка благоприятно влияет на психику
и нравственно - эстетическое воспитание, формирует бережное отношение к
окружающей природе, воспитывает чувства сочувствия и гуманности.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении влияния контактного зоопарка на нравственное воспитание детей дошкольного
возраста.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике проектирования контактного зоопарка.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников и приложения. К работе прилагается графический проект «Дизайн-проект контактного зоопарка в
парке им. Горького г.Лениногорске».
встретить жестокость и насилие по отношению к людям, животным и природе в целом. Задачей современного общества является воспитание с раннего
детства нравственных основ культуры и жизнедеятельности. Именно эта задача является актуальной для нашего исследования.
В дошкольном возрасте формируются нравственные качества поведения в обществе. Растущие интересы познания окружающего мира увеличивают круг общения ребенка, где он усваивает формы отношения людей к окружающему миру. Одним из важнейших средств нравственного воспитания
дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей, желание
заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их. Осознанное,
правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными.
Контактный зоопарк – это самое подходящее место для того, чтобы ребенок мог познакомиться с животными, а также поучаствовал в уходе за ними. Взаимодействие с животными как нельзя лучше помогает снять агрессию
и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность. Постоянная практика заботы о
животных и взаимодействие с ними делают детей добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа.
Цель исследования: Дизайн – проект контактного зоопарка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу
по теме исследования; определение понятия, цели и средств нравственного
воспитания детей дошкольного возраста
2. Рассмотреть отечественный и зарубежный практический опыт проектирования контактного зоопарка;4
3. Изучить особенности и нормы проектирования контактного зоопарка;
4. Создать дизайн-проект контактного зоопарка;
Объект исследования: Теоретические основы реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной системе
Предмет исследования: Дизайн – проект контактного зоопарка как
средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования:Архитектурно-пространственная среда контактного зоопарка отвечает эргономическим и возрастным требованиям,и
способствует нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: прямое взаимодействие с обитателями зоопарка благоприятно влияет на психику
и нравственно - эстетическое воспитание, формирует бережное отношение к
окружающей природе, воспитывает чувства сочувствия и гуманности.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении влияния контактного зоопарка на нравственное воспитание детей дошкольного
возраста.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике проектирования контактного зоопарка.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников и приложения. К работе прилагается графический проект «Дизайн-проект контактного зоопарка в
парке им. Горького г.Лениногорске».
Нравственное воспитание – это формирование понятий, качеств, навыков и поведения, которые соответствуют нормам общества.Нравственное
воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм
и требований. При этом нравственное воспитание является основой для формирования личности ребенка. Дети дошкольного возраста в ходе образовательного процесса, направленного на формирование нравственности, усваивают установленные обществе образцов поведения, которые в дальнейшем
будут регулировать его поступки.
По мере взросления ребенка формируются и развиваются его эмоции,
выразительность эмоций становится богаче и разнообразнее.В дошкольный
период ребенок усваивает язык эмоций и чувств; он овладевает принятыми в
обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок учится
сдерживать себя в излишне бурном проявлении чувств, скрывать страх или
слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно. Для ребенка очень важно осознать и принять базовые общечеловеческие ценности, важнейшей из которых является природа. Система ценностей
устанавливается и корректируется на протяжении всей жизни человека, но
период становления личности ребенка является очень важным моментом,
именно в дошкольном возрасте закладываются интеллектуальные механизмы
познания окружающего мира. Контактный зоопарк является одной из возможностей для наблюдения за фауной, освоения навыка взаимодействия с
окружающим миром. Распространенность контактных зоопарков положительно влияет на нравственное воспитание детей, т.к. во время посещения
контактного зоопарка можно очень эффективно вести просветительскую, педагогическую и воспитательную деятельность. Очень важным моментом является тесный контакт детей с животными. При общении с живыми сущест43
вами у детей стимулируется воображение, наблюдательность, а также повышается уровень кругозора. Проведя один день в контактном зоопарке, ребенок укрепляет свою связь с природой. Т.к. во время посещения обычного
зоопарка запрещается кормить или прикасаться к животным, у детей не достаточно возможностей для познавательной деятельности. Контактный зоопарк, в свою очередь, позволяет ребенку полноценно пообщаться с животными, позаботиться о них, покормить и погладить животных. Тактильное
общение и возможность быть полезным для животных, проявить заботу о
них – вся эта деятельность способствует нравственному воспитанию ребенка,
закладывает нормы и основы безопасного поведения с окружающим миром.
Ребенок учится оберегать животных, сдерживать свои негативные проявления – агрессию, злобу. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
средствами контактного зоопарка в первую очередь он направлено на прямое общение с животными. Все животные, содержащиеся в контактном зоопарке, приручены, они легко идут на контакт. Главная отличительная черта
контактного зоопарка – непосредственная возможность общения с животными без барьеров и ограждений; их можно фотографировать, гладить, кормить, за ними удобно наблюдать. Мини-зоопарк необходимо создать для того, чтобы ребенок, без угрозы для своей безопасности смог общаться с животными, а также имел возможность заботиться о беззащитных существах.Дизайн - проект контактного зоопарка в парке им. Горького
г.Лениногорсксможет стать именно таким проводником детей в мир животных, который сможет восполнить пробелы в развитии детей в нравственном
воспитании.
В данной работе была освещена проблема воспитания детей, формирование отношения к миру, окружающей среде и друг к другу. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что основа нравственности и любви к себе,
природе и другим людям закладывается именно в дошкольном периоде.
Конечно, родители, воспитатели и педагоги являются наиболее влиятельными субъектами в становлении личности ребенка, однако сам ребенок44
должен осознать важность своих действий, понять то, какие последствия эти
действия могут повлечь за собой.
Утверждение о том, что природа и отношение к ней оказывает благоприятное воздействие на воспитание ребенка, было доказано в данном исследовании. Также была достигнута цель –мы разобрались с тем, что же собой
представляет нравственный потенциал контактного зоопарка в воспитании
детей дошкольного возраста. С помощью анализа и отбора эффективных источников были выделены понятия, цели и средств нравственного воспитания
детей дошкольного возраста. Работа содержит основной материал, описывающийотечественный и зарубежный практический опыт проектирования
контактного зоопарка; также на основе теоретического материала создан дизайн-проект контактного зоопарка.
воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм
и требований. При этом нравственное воспитание является основой для формирования личности ребенка. Дети дошкольного возраста в ходе образовательного процесса, направленного на формирование нравственности, усваивают установленные обществе образцов поведения, которые в дальнейшем
будут регулировать его поступки.
По мере взросления ребенка формируются и развиваются его эмоции,
выразительность эмоций становится богаче и разнообразнее.В дошкольный
период ребенок усваивает язык эмоций и чувств; он овладевает принятыми в
обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок учится
сдерживать себя в излишне бурном проявлении чувств, скрывать страх или
слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно. Для ребенка очень важно осознать и принять базовые общечеловеческие ценности, важнейшей из которых является природа. Система ценностей
устанавливается и корректируется на протяжении всей жизни человека, но
период становления личности ребенка является очень важным моментом,
именно в дошкольном возрасте закладываются интеллектуальные механизмы
познания окружающего мира. Контактный зоопарк является одной из возможностей для наблюдения за фауной, освоения навыка взаимодействия с
окружающим миром. Распространенность контактных зоопарков положительно влияет на нравственное воспитание детей, т.к. во время посещения
контактного зоопарка можно очень эффективно вести просветительскую, педагогическую и воспитательную деятельность. Очень важным моментом является тесный контакт детей с животными. При общении с живыми сущест43
вами у детей стимулируется воображение, наблюдательность, а также повышается уровень кругозора. Проведя один день в контактном зоопарке, ребенок укрепляет свою связь с природой. Т.к. во время посещения обычного
зоопарка запрещается кормить или прикасаться к животным, у детей не достаточно возможностей для познавательной деятельности. Контактный зоопарк, в свою очередь, позволяет ребенку полноценно пообщаться с животными, позаботиться о них, покормить и погладить животных. Тактильное
общение и возможность быть полезным для животных, проявить заботу о
них – вся эта деятельность способствует нравственному воспитанию ребенка,
закладывает нормы и основы безопасного поведения с окружающим миром.
Ребенок учится оберегать животных, сдерживать свои негативные проявления – агрессию, злобу. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
средствами контактного зоопарка в первую очередь он направлено на прямое общение с животными. Все животные, содержащиеся в контактном зоопарке, приручены, они легко идут на контакт. Главная отличительная черта
контактного зоопарка – непосредственная возможность общения с животными без барьеров и ограждений; их можно фотографировать, гладить, кормить, за ними удобно наблюдать. Мини-зоопарк необходимо создать для того, чтобы ребенок, без угрозы для своей безопасности смог общаться с животными, а также имел возможность заботиться о беззащитных существах.Дизайн - проект контактного зоопарка в парке им. Горького
г.Лениногорсксможет стать именно таким проводником детей в мир животных, который сможет восполнить пробелы в развитии детей в нравственном
воспитании.
В данной работе была освещена проблема воспитания детей, формирование отношения к миру, окружающей среде и друг к другу. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что основа нравственности и любви к себе,
природе и другим людям закладывается именно в дошкольном периоде.
Конечно, родители, воспитатели и педагоги являются наиболее влиятельными субъектами в становлении личности ребенка, однако сам ребенок44
должен осознать важность своих действий, понять то, какие последствия эти
действия могут повлечь за собой.
Утверждение о том, что природа и отношение к ней оказывает благоприятное воздействие на воспитание ребенка, было доказано в данном исследовании. Также была достигнута цель –мы разобрались с тем, что же собой
представляет нравственный потенциал контактного зоопарка в воспитании
детей дошкольного возраста. С помощью анализа и отбора эффективных источников были выделены понятия, цели и средств нравственного воспитания
детей дошкольного возраста. Работа содержит основной материал, описывающийотечественный и зарубежный практический опыт проектирования
контактного зоопарка; также на основе теоретического материала создан дизайн-проект контактного зоопарка.



