Нравственный потенциал контактного зоопарка в воспитании
детей дошкольного возраста
(на примере дизайн - проекта контактного зоопарка в парке
им. Горького г.Лениногорск)
Введение
Глава 1. Теоретические основы реализации нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.2. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами
контактного зоопарка
Выводы по I главе
Глава 2. Культурно - досуговые объекты как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста 28
2.1. Технология проектирования архитектурно-пространственной среды контактного зоопарка 28
Выводы 35
Заключение
Литература 45
Приложение
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. Все чаще в современном обществе можно
встретить жестокость и насилие по отношению к людям, животным и природе в целом. Задачей современного общества является воспитание с раннего
детства нравственных основ культуры и жизнедеятельности. Именно эта задача является актуальной для нашего исследования.
В дошкольном возрасте формируются нравственные качества поведения в обществе. Растущие интересы познания окружающего мира увеличивают круг общения ребенка, где он усваивает формы отношения людей к окружающему миру. Одним из важнейших средств нравственного воспитания
дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей, желание
заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их. Осознанное,
правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными.
Контактный зоопарк – это самое подходящее место для того, чтобы ребенок мог познакомиться с животными, а также поучаствовал в уходе за ними. Взаимодействие с животными как нельзя лучше помогает снять агрессию
и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность. Постоянная практика заботы о
животных и взаимодействие с ними делают детей добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа.
Цель исследования: Дизайн – проект контактного зоопарка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу
по теме исследования; определение понятия, цели и средств нравственного
воспитания детей дошкольного возраста
2. Рассмотреть отечественный и зарубежный практический опыт проектирования контактного зоопарка;4
3. Изучить особенности и нормы проектирования контактного зоопарка;
4. Создать дизайн-проект контактного зоопарка;
Объект исследования: Теоретические основы реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной системе
Предмет исследования: Дизайн – проект контактного зоопарка как
средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования:Архитектурно-пространственная среда контактного зоопарка отвечает эргономическим и возрастным требованиям,и
способствует нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: прямое взаимодействие с обитателями зоопарка благоприятно влияет на психику
и нравственно - эстетическое воспитание, формирует бережное отношение к
окружающей природе, воспитывает чувства сочувствия и гуманности.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении влияния контактного зоопарка на нравственное воспитание детей дошкольного
возраста.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике проектирования контактного зоопарка.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников и приложения. К работе прилагается графический проект «Дизайн-проект контактного зоопарка в
парке им. Горького г.Лениногорске».
Нравственное воспитание – это формирование понятий, качеств, навыков и поведения, которые соответствуют нормам общества.Нравственное
воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм
и требований. При этом нравственное воспитание является основой для формирования личности ребенка. Дети дошкольного возраста в ходе образовательного процесса, направленного на формирование нравственности, усваивают установленные обществе образцов поведения, которые в дальнейшем
будут регулировать его поступки.
По мере взросления ребенка формируются и развиваются его эмоции,
выразительность эмоций становится богаче и разнообразнее.В дошкольный
период ребенок усваивает язык эмоций и чувств; он овладевает принятыми в
обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок учится
сдерживать себя в излишне бурном проявлении чувств, скрывать страх или
слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно. Для ребенка очень важно осознать и принять базовые общечеловеческие ценности, важнейшей из которых является природа. Система ценностей
устанавливается и корректируется на протяжении всей жизни человека, но
период становления личности ребенка является очень важным моментом,
именно в дошкольном возрасте закладываются интеллектуальные механизмы
познания окружающего мира. Контактный зоопарк является одной из возможностей для наблюдения за фауной, освоения навыка взаимодействия с
окружающим миром. Распространенность контактных зоопарков положительно влияет на нравственное воспитание детей, т.к. во время посещения
контактного зоопарка можно очень эффективно вести просветительскую, педагогическую и воспитательную деятельность. Очень важным моментом является тесный контакт детей с животными. При общении с живыми сущест43
вами у детей стимулируется воображение, наблюдательность, а также повышается уровень кругозора. Проведя один день в контактном зоопарке, ребенок укрепляет свою связь с природой. Т.к. во время посещения обычного
зоопарка запрещается кормить или прикасаться к животным, у детей не достаточно возможностей для познавательной деятельности. Контактный зоопарк, в свою очередь, позволяет ребенку полноценно пообщаться с животными, позаботиться о них, покормить и погладить животных. Тактильное
общение и возможность быть полезным для животных, проявить заботу о
них – вся эта деятельность способствует нравственному воспитанию ребенка,
закладывает нормы и основы безопасного поведения с окружающим миром.
Ребенок учится оберегать животных, сдерживать свои негативные проявления – агрессию, злобу. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
средствами контактного зоопарка в первую очередь он направлено на прямое общение с животными. Все животные, содержащиеся в контактном зоопарке, приручены, они легко идут на контакт. Главная отличительная черта
контактного зоопарка – непосредственная возможность общения с животными без барьеров и ограждений; их можно фотографировать, гладить, кормить, за ними удобно наблюдать. Мини-зоопарк необходимо создать для того, чтобы ребенок, без угрозы для своей безопасности смог общаться с животными, а также имел возможность заботиться о беззащитных существах.Дизайн - проект контактного зоопарка в парке им. Горького
г.Лениногорсксможет стать именно таким проводником детей в мир животных, который сможет восполнить пробелы в развитии детей в нравственном
воспитании.
В данной работе была освещена проблема воспитания детей, формирование отношения к миру, окружающей среде и друг к другу. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что основа нравственности и любви к себе,
природе и другим людям закладывается именно в дошкольном периоде.
Конечно, родители, воспитатели и педагоги являются наиболее влиятельными субъектами в становлении личности ребенка, однако сам ребенок44
должен осознать важность своих действий, понять то, какие последствия эти
действия могут повлечь за собой.
Утверждение о том, что природа и отношение к ней оказывает благоприятное воздействие на воспитание ребенка, было доказано в данном исследовании. Также была достигнута цель –мы разобрались с тем, что же собой
представляет нравственный потенциал контактного зоопарка в воспитании
детей дошкольного возраста. С помощью анализа и отбора эффективных источников были выделены понятия, цели и средств нравственного воспитания
детей дошкольного возраста. Работа содержит основной материал, описывающийотечественный и зарубежный практический опыт проектирования
контактного зоопарка; также на основе теоретического материала создан дизайн-проект контактного зоопарка.
1. АлешинаН.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и со¬циальной действительностью. Младшая группа», Москва, «ЦГЛ» 2003г.
2. Алонов Ю.Г. Принципы архитектурно-пространственной органи¬зации экспозиционной зоны современных зоопарков. Автореферат диссерта¬ции на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - Москва, 1976. - 17с.
3. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.- Екатеринбург,
1996.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург, 1992.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педаго¬гика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заве¬дений 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Академия,
1997. - 240 с.
6. ВаловаЗ.Г., Моисеенко Ю.Е.«Ребёнок среди природы», Минск, «Полымя» 1985г.
7. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение» 1993г.
8. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение» 1978г.
9. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт - Петербург,2005.
10. Грашин, А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: учеб.пособие / А.А. Грашин. - М.: Архитектура-С, 2004.
11. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 233 с.
12. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2003.
13. Игнатов С.Б. Экологическая культурология. Тюмень: Тюм. ГНГУ, 2011. 136 с. С. 26.
14. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., 1982.
15. Крис Окслейд, Анита Гэнери. «Юному эрудиту обо всём» энцик¬лопедия для детей «Махаон» 2007
16. Кузнецов А.Ф., Демчук М.В., Карелин А.И. и др. Гигиена сель-скохозяйственных животных. Учебное издание. В двух книгах Книга 1 Об-щая зоогигиена Учебник для вузов. - М.: Агропромиздат, 1992. - 400с.: ил.
17. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. - М.: Прометей, 1998.
18. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1983.
19. МаневцеваЛ.М., СаморуковаП.Г. «Мир природы и ребёнок», Санкт-Петербург, «Акцидент» 1998г.
20. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и
психологического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 448 с. 1. Н.В. Алешина
«Ознакомление дошкольников с окружающим. Средняя группа», Москва, «ЭлизеТрэйдинг» 2000г.
21. Саусман.К. М Основы зоологических парков и аквариумов. Пер. с англ.-.: Московский зоопарк, 2007. - 370с.: ил.
22. Пидкасистого П.И. Педагогика//Под ред.. Просвещение, 2003.
23. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2000.
24. Пономарева, Л.И. Концептуальные основы эколого- валеологической аттракции современного образования / Л.И. Пономарева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 10, Экология. Валеология. Педагогическая психология. - 2005. - № 6. - С. 115-120.
25. Потаева Г. А. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: [учеб. пособие для студентов вузов] / [авт. кол.: ПотаеваГ. А., Ма-
заник А. В., Нитиевская Е. Е. и др.] ; под лбщ. ред. Г. А. Потаева. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. - 320 с. :цв. ил. - (Высшее обра¬
зование бакалавриат).
26. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенден-ции развития / Л.Г. Татарникова. СПб. : Петроградский и К, 1995. - 352 с.
27. Тюмасева, З.И. Эколого-валеологические основы дошкольно-школьного образования / З.И. Тюмасева, В.А. Мошевич. - Челябинск: ЧИК- ПРО, 1994. - 180 с.
28. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
29. Хакимова, Г. А. Педагогические условия формирования ценност¬ного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста :дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 159 с.
б) ( интернет ресурсы)
30. Graetz, Michael, The Role of Architectural Design in Promoting the So¬cial Objectives of Zoos. A Study of Zoo Exhibit Design with Reference to Selected Exhibits in Singapore Zoological Gardens, 1995г.[Электронный ресурс]. - URL: http://designforlife.com.sg/thesis/endnotes.html(дата по¬сещения - 30.04.2017).