Технико-тактическая подготовка в вольной борьбе (Физическая культура, Нижневартовский государственный университет (НВГУ))
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ………………………………………. 6
1.1 Характеристика технической подготовки………………………………. 6
1.2 Характеристика тактической подготовки……………………………….. 17
1.3. Группа начальной подготовки…………………………………………... 24
1.4. Учебно-тренировочная группа………………………………………….. 33
1.5. Группа спортивного совершенствования………………………………. 35
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ... 37
2.1. Задачи исследования……………………………………………………... 37
2.2. Методы исследования……………………………………………………. 37
2.3. Организация исследования……………………………………………… 38
Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ………………………………………………. 39
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………… 42
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 46
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ………………………………………. 6
1.1 Характеристика технической подготовки………………………………. 6
1.2 Характеристика тактической подготовки……………………………….. 17
1.3. Группа начальной подготовки…………………………………………... 24
1.4. Учебно-тренировочная группа………………………………………….. 33
1.5. Группа спортивного совершенствования………………………………. 35
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ... 37
2.1. Задачи исследования……………………………………………………... 37
2.2. Методы исследования……………………………………………………. 37
2.3. Организация исследования……………………………………………… 38
Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ………………………………………………. 39
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………… 42
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 46
Вольная борьба считается нелёгким в координационном отношении видом спортивной деятельности, так как является видом единоборства. Она ограничена рамками имеющихся международных правил проведения соревнований. Стремительное повышение мирового уровня мастерства в спортивной борьбе, её резко возросшая динамика, требуют особого отношения к всесторонней подготовки борцов, от неё напрямую зависят спортивные результаты. К таким факторам, несомненно, относится физическая подготовка спортсменов, а из её основных составляющих, наряду с такими двигательными качествами, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, значительную роль играет такая важная характеристика двигательных возможностей борца, как гибкость, подвижность суставов.
Благополучное выступление на соревновательных поединках по вольной борьбе в значительной мере определяется технической подготовкой борца, обладанием им системой соревновательных упражнений, которая основана на предельно результативном применении координационных возможностей.
Борцы, идеально технически подготовленные, очень часто выигрывают тех соперников, у которых физическое развитие более развито, чем у самих, используя действия, которые при верном направлении и приложение силы дают выигрыш в силе или выигрыш во времени. Проблемы эффективного применения технических действий, имеют большое значение в тренировочной деятельности.
В современной учебной и методической спортивной литературе мало источников, которые с точки зрения биомеханики анализируют технику вольной борьбы. Даже тогда, когда предлагаются всевозможные советы по применению общих законов движения человека (сохранение или выведение из равновесия, взаимодействие пары сил и т.п.), техника приёмов часто приводится как словесное описание.
В последнее время наши противники конкретно повысили качество подготовки спортивных резервов. Из-за этого соперничество на мировой арене обострилось. Проблема повышения спортивных результатов тесно связанна с повышением эффективности методов и средств, применяемых в тренировочном процессе.
Теория и практика вольной борьбы изучены равномерно. В настоящее время, требования соревновательной деятельности и тенденции развития вольной борьбы, вносят значительные коррективы в тренировочный процесс по физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовке будущих мастеров вольной борьбы.
Остро стоит проблема разработки методики индивидуальной технико-тактической подготовки юношей-борцов на базе углубленного исследования сенсомоторной склонности каждого спортсмена к конкретной манере ведения борцовской схватки. Рост конкуренции на мировой арене, активизация соревновательной деятельности, определение победившего в каждом периоде боя дают дополнительную возможность спортсмену поменять ситуацию на борцовском ковре в свою пользу и сохранять интригу до самого конца поединка и вообще соревнования. Уменьшения времени поединка, повышения интенсивности применения технико-тактических действий приводят к уменьшению результативных комбинаций и борцы вынуждены показывать ограниченное количество своих коронных приемов. Это ставит вопрос более тщательной и индивидуальной подготовки борцов в юношеском возрасте. При этом было установлено, что научная разработка и обоснование методических рекомендаций по индивидуальной технико-тактической подготовки борцов юношеского возраста, исходя из современных требований и правил спортивной борьбы, является малоизученной и требует глубокого и всестороннего изучения.
Цель работы заключается в поиске оптимального сочетания технико-тактических действий в вольной.
Объектом исследования является – технико-тактическая подготовка по вольной борьбе.
Предметом исследования является – средства и методы технико-тактической подготовки борцов вольного стиля.
Благополучное выступление на соревновательных поединках по вольной борьбе в значительной мере определяется технической подготовкой борца, обладанием им системой соревновательных упражнений, которая основана на предельно результативном применении координационных возможностей.
Борцы, идеально технически подготовленные, очень часто выигрывают тех соперников, у которых физическое развитие более развито, чем у самих, используя действия, которые при верном направлении и приложение силы дают выигрыш в силе или выигрыш во времени. Проблемы эффективного применения технических действий, имеют большое значение в тренировочной деятельности.
В современной учебной и методической спортивной литературе мало источников, которые с точки зрения биомеханики анализируют технику вольной борьбы. Даже тогда, когда предлагаются всевозможные советы по применению общих законов движения человека (сохранение или выведение из равновесия, взаимодействие пары сил и т.п.), техника приёмов часто приводится как словесное описание.
В последнее время наши противники конкретно повысили качество подготовки спортивных резервов. Из-за этого соперничество на мировой арене обострилось. Проблема повышения спортивных результатов тесно связанна с повышением эффективности методов и средств, применяемых в тренировочном процессе.
Теория и практика вольной борьбы изучены равномерно. В настоящее время, требования соревновательной деятельности и тенденции развития вольной борьбы, вносят значительные коррективы в тренировочный процесс по физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовке будущих мастеров вольной борьбы.
Остро стоит проблема разработки методики индивидуальной технико-тактической подготовки юношей-борцов на базе углубленного исследования сенсомоторной склонности каждого спортсмена к конкретной манере ведения борцовской схватки. Рост конкуренции на мировой арене, активизация соревновательной деятельности, определение победившего в каждом периоде боя дают дополнительную возможность спортсмену поменять ситуацию на борцовском ковре в свою пользу и сохранять интригу до самого конца поединка и вообще соревнования. Уменьшения времени поединка, повышения интенсивности применения технико-тактических действий приводят к уменьшению результативных комбинаций и борцы вынуждены показывать ограниченное количество своих коронных приемов. Это ставит вопрос более тщательной и индивидуальной подготовки борцов в юношеском возрасте. При этом было установлено, что научная разработка и обоснование методических рекомендаций по индивидуальной технико-тактической подготовки борцов юношеского возраста, исходя из современных требований и правил спортивной борьбы, является малоизученной и требует глубокого и всестороннего изучения.
Цель работы заключается в поиске оптимального сочетания технико-тактических действий в вольной.
Объектом исследования является – технико-тактическая подготовка по вольной борьбе.
Предметом исследования является – средства и методы технико-тактической подготовки борцов вольного стиля.
Анализ и обзор научно-методической литературы помог нам выявить особенности технико-тактической подготовки по вольной борьбе.
Любое двигательное действие, каким бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе имеющегося двигательного опыта. Поэтому расширение двигательного багажа различными упражнениями из смежных видов спорта содействует формированию техники вольной борьбы. Необходимо изучать последовательно все приёмы нападения и приёмы защиты. Непрерывное овладение спортивной техникой можно разделить на несколько этапов:
начального разучивания;
детализированного разучивания с формированием умений;
закрепления и дальнейшего совершенствования навыка.
Обучение на этих этапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования как исполнительной, так и контрольно-корректировочной частей действия.
Нами были изучены средства и методы технико-тактической подготовки. К основным средствам и методам относятся целенаправленные методы применения технических приёмов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учётом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а ещё критерий среды – называют спортивной тактикой.
Тактическая подготовка заключается в использовании приёмов соревновательной деятельности так, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, тактические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление противника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания, уровень развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний.
Анализируя состав технико-тактических действий спортсменов различных стилей ведения соревновательного поединка следует выделить, что в каждой группе спортсменов такой атакующий элемент как «переводы» применяют все, так как данный элемент является наиболее часто используемым в соревновательной практике. Наиболее часто применяют переводы нырком (60%), переводы рывком (40%).
Броски наиболее часто выполняют «темповики» и «силовики» (25%), это можно объяснить тем, что воздействуя на соперника различными рывками, толчками, ложными и реальными атаками, спортсмен заставляет соперника постоянно защищаться, постоянно удерживая его в околопредельном напряжении..
Любое двигательное действие, каким бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе имеющегося двигательного опыта. Поэтому расширение двигательного багажа различными упражнениями из смежных видов спорта содействует формированию техники вольной борьбы. Необходимо изучать последовательно все приёмы нападения и приёмы защиты. Непрерывное овладение спортивной техникой можно разделить на несколько этапов:
начального разучивания;
детализированного разучивания с формированием умений;
закрепления и дальнейшего совершенствования навыка.
Обучение на этих этапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования как исполнительной, так и контрольно-корректировочной частей действия.
Нами были изучены средства и методы технико-тактической подготовки. К основным средствам и методам относятся целенаправленные методы применения технических приёмов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учётом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а ещё критерий среды – называют спортивной тактикой.
Тактическая подготовка заключается в использовании приёмов соревновательной деятельности так, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, тактические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление противника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания, уровень развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний.
Анализируя состав технико-тактических действий спортсменов различных стилей ведения соревновательного поединка следует выделить, что в каждой группе спортсменов такой атакующий элемент как «переводы» применяют все, так как данный элемент является наиболее часто используемым в соревновательной практике. Наиболее часто применяют переводы нырком (60%), переводы рывком (40%).
Броски наиболее часто выполняют «темповики» и «силовики» (25%), это можно объяснить тем, что воздействуя на соперника различными рывками, толчками, ложными и реальными атаками, спортсмен заставляет соперника постоянно защищаться, постоянно удерживая его в околопредельном напряжении..



