Введение 4
ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННОЕ (E-elarning) ОБУЧЕНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ 8
1.Определение «дистанционное обучение». Электронное обучение, е-learning 8
2. Использование дистанционного ( e-learning) обучения в высшей школе 13
Выводы по первой главе: 30
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И РАЗМЕЩЕНИЕ НА ПОРТАЛЕ EDU КРБи.Ки ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ГИДРОПРИВОДА. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» 319
1. Система ЕМЯ Moоdle 319
2. Подготовка электронных ресурсов по учебному предмету «Основы гидропривода. Гидравлические и пневматические системы» 35
3. Размещение и использование электронных ресурсов на сайте edu^A^m 37
Выводы по второй главе 52
Заключение 52
Список использованных источников 54
Актуальность исследования. Познание и информация становятся ключевыми производительными силами. В информационном сообществе немаловажным образом меняется стратегия образования, при этом главнейшей его чертой считается обширное внедрение информационных технологий. Другой формой получения знаний, которая приобретает в настоящий момент широкое распространение во всем мире, считается дистанционное обучение.
Задачей высшего технического образования в наше время считается становление у будущих инженеров научного мышления, умений самостоятельного усвоения и критического анализа свежих сведений, мастерства строить научные гипотезы и планировать эксперименты по их проверке.
Прогрессивные условия информационного общества, становление телекоммуникаций требуют других раскладов, способов, методов и технологий в области образования. Сегодня для активизации работы учащихся ВУЗов используются разные способы преподавания и современные образовательные технологии, основанные на применении компьютерной техники. Освоение информационных технологий в целях образования представляет переход к их применению в сетевом варианте, включая системы и средства мультимедиа, становление электронного обучения и дистанционного образования. Выход в свет и развитие новейших технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса сделало условия для получения образования в отсутствии отрыва от ключевого занятия, обучающегося и смены его места жительства. С их распространением следует довольно активное введение новейшей формы преподавания в учебных заведениях. Итоги публичного прогресса, раньше сосредоточенные в области технологий, сейчас концентрируются в информационной сфере. Настала эпоха информатики. Шаг её становления возможно описывать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Отталкиваясь от того, что профессиональные познания стареют довольно быстро, нужно было их систематическое улучшение.
Дистанционную форму преподавания выделяет в настоящее время вероятность создания систем группового постоянного самообучения, общего размена информацией, самостоятельно от временных и географических поясов. Также системы дистанционного образования представляют одинаковые полномочия всем людям самостоятельно, от общественного положения (подросткам, учащимся гражданским и армейским, не работающим и тому подобное) во всех областях страны и за рубежом воплотить в жизнь гражданские права на образование и получение информации. Это самая система сможет более правильно и гибко обращать внимание на необходимости общества и обеспечит реализацию конструктивного права на образование любого гражданина страны. Как следует из вышеуказанных причин возможно сделать вывод, что дистанционное изучение войдет в 21 век как исключительно действенная система подготовки и постоянного укрепления высокого квалификационного уровня специалистов.
Общая цель создания электронных курсов- повышение уровня усвоения знаний студентов и улучшение качества подготовки специалистов. В системе очного образования введение электронных курсов можно использовать как дополнительные учебные источники и средства обучения. Вследствие чего будет осуществляться постепенное внедрение открытого образования.
К сожалению, широкому внедрению e-leaming в российских вузах мешает отсутствие необходимых электронных ресурсов по многим учебным предметам, используемых для обучения в рамках основных образовательных программ (ООП), в том числе и по направлению подготовки бакалавров 23.03.01 «Технология транспортных процессов». Это и определило актуальность данной работы.
Цель работы - создание электронного образовательного ресурса по курсу “Основы гидропривода.Гидравлические и пневматические системы» в системе LMS МооШе и размещение его на сайте edu.kfu.ru.
Объект исследования- учебный процесс по дисциплине «Основы
гидропривода.Гидравлические и пневматические системы» .
Предмет исследования - подготовка студентов направления «Технология транспортных процессов» при изучении электронного образовательного ресурса по дисциплине: «Основы гидропривода. Гидравлические и пневматические системы».
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1. Анализ нормативной, технической, специальной, организационной литературы по теме исследования;
2. Анализ существующих электронных образовательных ресурсов по учебному предмету "Основы гидропривода. Гидравлические и пневматические системы";
3. Разработка и размещение на сайте edu крШ.ги электронного образовательного ресурса " Основы гидропривода. Гидравлические и пневматические системы".
Для успешной реализации поставленной цели и решения задач применялись следующие способы исследования: педагогическое наблюдение, сопоставление электронных обучающих ресурсов, теоретический анализ, исследование литературы.
Практическая значимость исследования: созданный электронный
образовательный ресурс может быть применен при «смешанном» (аудиторное +дистанционное) изучении курса «Основы гидропривода. Гидравлические и пневматические системы» студентами инженерно-технологического факультета ЕИ КФУ.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованных источников.
Результаты работы доложены на заседании секции «Актуальные проблемы технологического и инженерного образования» студенческой научной конференции ЕИ КФУ. Подготовлены тезисы доклада к опубликованию в сборнике трудов студенческой научной конференции КФУ.
Общая цель создания электронных курсов- повышение уровня усвоения знаний студентов и улучшение качества подготовки специалистов. В системе очного образования введение электронных курсов можно использовать как дополнительные учебные источники и средства обучения. Вследствие чего будет осуществляться постепенное внедрение открытого образования. К сожалению, широкому внедрению e-learning (или «смешанного» обучения) в российских вузах мешает отсутствие необходимых электронных ресурсов по многим учебным предметам, используемых в рамках тех или иных основных образовательных программ (ООП), в том числе и по направлению подготовки бакалавров направления ТТП.
Данная работа посвящена подготовке и размещению на сайте дистанционного обучения КФУ ЭОР по учебному предмету:«Основы гидропривода. Гидравлические и пневматические системы». Они предназначены для «смешанного» обучения в вузе студентов дневного отделения направления подготовки бакалавров 23.03.01 « Технология транспортных процессов».
Поставленные в работе задачи решены, цели достигнуты.
1. Алексеев, Г. В. Основы разработки электронных изданий [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. / Г. В. Алексеев, И. И. Бриденко, Е. И. Верболоз, М. И. Дмитриченко. - СПб.: Проспект Науки, 2009. - 112 с.
2. Басев, И.Н. Организация контроля самостоятельной работы студентов в Moodle // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 35. - С. 30-34.
3. Боровкова, Т.И. Управление самостоятельной работой студентов как условие повышения их информационной компетентности [Электронный ресурс]: статья / Т.И. Боровокова. - М.: Инфра-М; Znanium.com, 2015. - 9 с. 4.Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики: Учебник / О.Н. Брюханов, В.И.Коробко, А.Т. Мелик-Аракелян. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 254 с.
5. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Андреев А.А. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса// Открытое и дистанционное образование.2015. № 2. С.12-19.
6. Викторова, Н. Г. Современные подходы к организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Н. Г. Викторова, Е. Н. Евстигнеев // Новые информационные технологии в образовании - Байкал: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 7 - 9 июля 2008 года. / НОУ "БФКК", ГОУ ВПО "РГППУ", ГОУ ВПО "ОмГУ". - Улан- Удэ, 2008. - С. 23-24.
7. Гупал, В. М. Методы распознавания сложных систем. Байесовская процедура - оптимальная процедура распознавания / В. М. Гупал. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 78 с.
8. Гусарова М.Н. Гаврилова М.А. Характеристика методического компонента информационно-образовательной среды преподавателя / Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014
9.Зыкова, Т. В. Проектирование, разработка и методика использования
электронных обучающих курсов по математике [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т. В. Зыкова, Т. В. Сидорова, В. А. Шершнёва. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 116 с.
10. Киреев Б.Н.Е-Learning при подготовке педагогических кадров//Высшее образование в России.2016. № 2.-С.148-154.
11. Кириллова, О.А. Теория и практика применения электронной технологической карты / Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014
12. Лапшев, Н.Н. Гидравлика : учебник для студ.высш.учеб.заведений. - 3- е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 272с З.Ухин Б. В. Гидравлика: Учебник / Б.В. Ухин, А.А. Гусев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
13. Мандель, Б. Р. Самостоятельная работа студентов: долгий путь к научному исследованию? [Электронный ресурс] / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский Учебник, 2015. - 25 с.
14. Марченко, А. Л. Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе [Электронный ресурс] / А. Л. Марченко. - М.: МАТИ, 2010. - 272 с.
15. Марченко, А.Л. Электротехника и электроника: Учебник. В 2 томах. Том 1: Электротехника / А.Л. Марченко, Ю.Ф. Опадчий- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 574 с.
16. Машарова, Т.В. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. - 108 с.
17. Мильнера, Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 624 с.
18. Моргунов К.П. Гидравлика, "Лань", 2014. - 288 с
19. Никитин О.Ф. Гидравлика и гидропневмопривод:учебное пособие для
студентов вузов/О.Ф.Никитин.-М.: Издательство МГТУ им.Н.Э.Баумана,
55
2012, гл.10, стр.381-389.
20.Осипова, С.И. Проектирование студентом индивидуальной
образовательной траектории в условиях информ. образ.:Моногр./
С.И.Осипова - М.:НИЦ ИНФРА - М; Красноярск:Сиб.федер. ун-т,2013 - 140 с.
21. Роганов С.А., Настройка журнала LMS Moodle для автоматизации выставления оценок // Наука. Университет. 2015: сборник материалов XVI международной научной конференции. (г. Новосибирск, 1 апреля 2015 г.). - Новосибирск: Издательство: Сибпринт, 2015. - С. 360-364.
22. Рыбалева, И.А. Исследовательская деятельность учителя как
педагогическое явление // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 3. - С. 304-308.
23. Стариков, С.А. Информационные и коммуникационные технологии в педагогическом исследовании // Научные исследования в образовании. - М.: Издательство: Академия профессионального образования. - 2011. - № 3. - С. 29-34.
24. Трайнев, В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Электронный ресурс]: Монография / В. А. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 256 с.
25. Функ, А.В. использование Lms Moodle для проведения педагогических исследований / А.В. Функ, Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. №21. - С. 75-80.
26. Функ, А.В. Использование дополнительных элементов системы управления обучением на примере LMS Moodle // Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 декабря 2015 г., г. Екатеринбург). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - Ч. 2 - С. 212- 214.
27. Функ, А.В. Применение дистанционных электронных курсов для
активизации самостоятельной работы студентов // Современная наука:
56
актуальные проблемы и пути их решения. Сборник научных статей. (г. Липецк, 3-4 апреля 2014 г.) - Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2014. - № 8. - С. 43-44.
28. Щеклеина, С.Н. Управление сайтом образовательной организации [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Н. Щеклеина, В.В. Шабардин и др. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2014. - 105 с.
29. Feedbackmodule. Moodle 2.4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.moodle.org/24/en/Feedback_module (дата обращения: 20.12.2015).
30. Данилина А. Массовые открытые онлайн-курсы становятся альтернативой традиционной системе образования. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ug.ru/article/654.
31. Инна Моисеева учится можно через http://www.trud.ru/article/23-11- 2010/254481_uchitsja_v_luchshix _ vuzax_mozhno _cherez_internet.html
32. Непрерывное образование. Цель меморандума. [Электронный ресурс]. URL:
http://yandex.ru/clck/isredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&t
ext=&etext=1401.
33. Отношение преподавателей и студентов ИнЭО к электронному обучению. [Электронный ресурс]. URL:
http: //yandex. ru/clck/j sredir? from=yandex. ru 6. Сумленный С.
Останется десять университетов. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2013/48/osta-netsya-desyat-universitetov/
34. Татарчевская Т. Способно ли онлайн-образование изменить университет? [Электронный ресурс] URL:
http://elibrarv.ru/proiects/blogs/post/2013/12/31/mooc 1.aspx.
35. Федеральный закон 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» .
[Электронный ресурс]. URL: http://yandex.ru/clck/isredir?from=yandex.ru.
36. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013 Michael GaebelГЭлектронныйресурс^.URL:http://www.openeducationeuropa.eu/sites/defa ult/files/news/e-learning%20 sur-vey.pdf