Введение 3
1. Основные положения аскетических трудов святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) 8
1.1. Основные положения аскетических трудов святителя Феофана Затворника 8
1.2. Основные положения аскетических трудов святителя Игнатия (Брянчанинова) 16
Выводы: 21
2. Основные положения учения святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) об особенностях психологического состояния падшего человека 23
2.1 Святитель Феофан об основных психологических законах становления личности христианина 23
2.2. Особенности психологического состояния падшего человека в учении свт. Игнатия (Брянчанинова) 31
Выводы: 37
3. Сравнительный анализ учений святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) о природе человека и особенностях психологического состояния падшего человека 38
3.1. Общее и различное в учениях святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) о природе человека 38
3.2 Виды психологических состояний падшего человека и духовные причины их формирования по трудам святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия Брянчанинова 49
Выводы: 59
Заключение 61
Библиографический список 64
В настоящее время в нашей стране активно развивается отрасль психологии, ориентированная на восточное христианство — православная психология. Ее появление стало ответом на то, что светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Соответсвенно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия.
Православная психология стремиться использовать как современные научные данные о психике человека, так и христианское учение о природе падшего человека, то есть о состоянии человека, пораженного первородным грехом. Эта дисциплина берет за основу православное мировоззрение и исходит из позиции христианской антропологии о понимании человека как Образа и Подобия Божия, как единства тела, души и духа.
Методология православной психологии, как и любой другой науки, требует выработки общего языка понятий. Однако на этом пути в настоящее время есть ряд труднойстей. Одна из них обусловлена различными взглядами святых отцов на психологическое состояние падшего человека.
В связи с вышеизложенным особую актуальность имеет изучение наследия святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия Брянчанинова, поскольку именно между ними существовала острая полемика о природе человеческих душ.
Целью данного исследования является сравнительный анализ учения святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова о психологическом состоянии падшего человека.
Поставленная цель предопределила ряд задач:
1.Изучить и проанализировать основные положения аскетических трудов святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова).
2.Выявить и определить основные положения учения святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) об особенностях психологического состояния падшего человека.
3.Провести сравнительный анализ, выявив общее и особенное в учении святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) об особенностях психологического состояния падшего человека.
Объект исследования: учение святителей Феофана Затворника и Игнатия(Брянчанинова) о человеке.
Предмет исследования: психологическое состояние падшего человека.
Проблема исследования: Выявить и определить общее и особенное в основных положениях учения святителей Феофана Затворника и Игнатия(Брянчанинова) о психологическом состоянии падшего человека.
Материалом для исследования послужило письменное наследие святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова).
Основными работами св. Феофана в области «душеведения» являются его лекции по нравственному богословию, прочитанные в Санкт-Петербургской духовной академии и созданные на их основе книги «Начертание христианского нравоучения» и «Путь к спасению (Краткий очерк аскетики)», а также «Письма о духовной жизни», среди которых особо выделяется произведение «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», а также перевод греческой «Филокалии», с комментариями отца Феофана.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) оставил после себя обширное письменное наследие. Основные мысли о христианской антропологии были изложены святителем в работе «Слово о человеке», а также в работе «Слово о смерти», в которой был высказан взгляд на природу ангелов и человеческих душ как на тонкие эфирные тела.
Духовное наследие святителей не раз становилось объектом научного изучения. Изучение наследия Феофана Затворника началось еще в конце девятнадцатого века дореволюционной России. Изучению его творчества была посвящена работа И. А. Крутикова «Святитель Феофан, Затворник и подвижник Вышенской пустыни» 1. К идеям святителя обращались в своих трудах архимандрит Иоанн (Маслов) и архимандрит Зиновий (Корзинкин).
Изучению психологических воззрений святителя Феофана Затворника посвящены курсовые сочинения и диссертации целого ряда выпускников различных духовых академий – Киевской, Московской и др. Среди них следует назвать работы Н. Бирюковича, В. Виноградова, А. Гомерова, А. Кузнецова, Г. Лобова и др.
В настоящее время вышли ряд работ выпускников и преподавателей Московской духовной академии, посвященных психологическим изысканиям святителя Феофана. Особое значение имеют работы архимандрита Георгия (Тертышникова)7. Среди других авторов следует назвать иеромонаха Гавриила (Прискока), священника Константина Жаринова, иеродиакона Тихона (Зайцева) и др.
Светские психологи также активно изучают наследие Феофана затворника. Этим занимается Б.С. Братусь, Н.К. Гаврюшин, А.А. Игнатов А. А., В. Слободчиков, А. Б. Хохлова8.
Большой труд по изучению наследия святителя Игнатия (Брянчанинова) проделал игумен Марк (Лозинский), защитивший магистерскую диссертацию на тему: «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)». Игумен Марк (Лозинский) систематизировал и прокомментировал огромный архивный материал из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова). Он так же подготовил полное собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова). Объемные содержательные статьи отца Марка о жизнеописании святителя Игнатия (Брянчанинова) печатались в журнале «Московской Патриархии», в журнале патриарших приходов в США, в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского патриархата» и других изданиях. Иеромонах Глеб (Кожевников) в работе: «Духовный рост христианина по творениям свт. Игнатия (Брянчанинова)» проводит анализ учения святителя о человеке.
В настоящее время концепт «психологическое состояние падшего человека» в научной сфере все более активно исследуется. Это подтверждает православный психолог К.В.Яцкевич в своей книге изданной в 2014 году «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии».
К данной теме обращается Л.А.Соколов в книге «Психология греха и добродетели по учению святых подвижников древней Церкви в связи с условиями пастырского душепопечения». Автор обращает внимание читателей на необходимость познания собственной души, что греховная страсть есть факт психологический и волевой по преимуществу.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что до сих пор в российской психологи нет специальных трудов, которые были бы направлены на целостное изучение психологических систем святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова). В работе также предпринимается попытка осмысления значения учения о падшем человеке святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова) для современного образования и приходского консультирования.
Используемые методы. В исследовании был использован комплекс следующих методов:
-духовно-нравственный и теоретический анализ богословско-психологических трудов святителя Феофана Затворника;
-анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный анализ,
-теоретико-исторический ретроспективный и перспективный анализ.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по теме исследования, что будет способствовать развитию отечественной патрологии, сотериологии, православной психологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее материал может служить основой для учебных курсов по истории и практике христианской психологии, спецкурсов и семинаров, а также быть полезным в пастырской и педагогической работе.
Структура работы. Работа состоит из трех глав. В первой теоретической главе рассматриваются основные положения аскетических трудов святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). Вторая глава работы посещена выявлению и анализу основных положения учения святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) об особенностях психологического состояния падшего человека. В третье главе проводится сравнительный анализ для выявления общего и особенного в учениях святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) об особенностях психологического состояния падшего человека
Проведенное нами исследование учений святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия Брянчанинова, позволило сделать ряд выводов.
Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий (Брянчанинов) жили в одно время. Будучи глубоко верующими христианами и иерархами Русской Церкви они с сожалением видели падение духовности в общественных кругах XIX столетия. Во многом именно этот факт послужил причиной для их обращения к проблемам христианской антропологии.
В трудах святителя Феофана Затворника большое значение придается аскезе как истинному пути ко спасению души. Святитель постоянно подчеркивал, что следование этой дорогой приведет человека к скорбям, но их следует стойко терпеть. Тот же, кто убоялся скорбей, тот не знает Бога и не идет по пути спасения.
Похожая точка зрения есть и в текстах святителя Игнатия (Брянчанинова). Основываясь на трудах святых отцов древности, святитель писал о том, что христианину надлежит блюсти трезвение мыслей и духа. Оба святителя в своих трудах и переписке обращались как к монашествующим, так и к мирянам. Это делает труды святителей особенно значимыми для современного христианства.
Учение о человеке является важнейшей частью христианской веры. С ним связаны учения о Боговоплощении, о первородном грехе и т. д. В трудах святителя Феофана Затворника значительное внимание уделяется проблеме понимания первородного греха и его последствий для природы человека.
Поскольку святитель считал, что для восстановления первоначального состояния человека дух человеческий должен соединиться с Духом Божиим, в своих трудах он подробно обосновал необходимость церковных таинств как спасительных средств. Также святитель Феофан Затворник подчеркивал необходимость проведения строгой аскетической жизни для христианина, желающего наследовать Царствие Небесное. Необходимым для спасения святитель Феофан Затворник считал правильное духовное руководство, служащее опорой для христианина на пути веры.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) также обращается к вопросам состояния падшего человека, однако в его работах более подробно рассматриваются особенности сознания после первородного греха.
Учения о природе падшего человека святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова представляют собой хорошо разработанные системы, опирающиеся на мнения и труды святых отцов древности.
Общим в представлениях святителей о природе падшего человека является убеждение в том, что человек, по слову Священного Писания, был создан Богом по образу и подобию Своему. В Эдеме человек не знал греха, его природа была качественно другой, нежели после грехопадения.
Отличия учений святителя Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова заключаются в мнениях о составе человеческого существа. Если святитель Феофан говорит о теле, душе и духе, то святитель Игнатий использует более сложную систему: в одних случаях упоминая двусоставную природу, в других — трехсоставную. Различны представления святителей и о действующих в человеке силах, и о возможности восстановления первозданной природы человека.
Падший человек через грехопадение прародителей утратил возможность объективно воспринимать себя, окружающих и действительность вокруг. Через разделение движений тела, души и духа появилась возможность восприятия ложных и иллюзорных вещей и чувств как правдивых. К духовным причинам психологических проблем падшего человека, основываясь на трудах святителя Игнатия (Брянчанинова), поврежденную через грехопадение прародителей человеческую природу, которая служит основанием для восьми страстей. Страсти в свою очередь проявляются в группах отдельных согрешений: маловерие, неупование на Бога, принятие ложных помыслов, вплоть до прелестного состояния.
Для спасения души человеку необходимо восстановить прерванную связь с Богом и, путем аскезы и молитвы, отстраниться от греха и страстей.
Грех и следующие за ним страсти рассматриваются святителями как следствие повреждения человеческой природы. Страсти делают человека уязвимым перед действиями диавола, они же являются причинами душевных страданий человека. Негативные психологические состояния человека, ставшие распространенными недугами в современном обществе: уныние, невроз, тревожность, депрессивные расстройства можно рассматривать как результат порабощения человека страстями, маловерием, печалью мирской.
В качестве средства преодоления негативного воздействия страстей на человека святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов рекомендуют прибегать к умному деланию, то есть усердной молитве, аскезе и трезвению.
1. Абраменкова В. В. Христианская антропология и современная психология [Текст] / В.В. Абраменкова, В.И. Слободчиков. - Вопросы психологии. 2001, № 2, с. 147-151.
2. Абрамов А. В. Особенности нравственного учения Святителя Феофана Затворника и его значение для современной этики [Текст] /Феофановские чтения. Сборник научных статей. Рязань, 2017. - С.293-298.
3. Аверин Н. М. Феофан Затворник - православный моралист и жизнеучитель [Текст] / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2002. - №1 (25). - С. 3-8.
4. Архангельский Н.П. Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения [Текст] /Репринтное издание. - 126 с.
5. Бочаров А.С. Очерки современной церковной психологии. [Текст] / А.С. Бочаров, А.В. Чернышев. - М.: Семейная библиотека, 2003 – 262с.
6. Веселова Е. К. Гуманистическая концепция человека с православной точки зрения [Текст] / Е.К. Веселова. - Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. – СПб., 2004, с. 317-327.
7. Веселова Е. К. Некоторые аспекты антропологии В. И. Несмелова в контексте самореализации личности [Текст] / Е.К. Веселова -Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. – СПб., 2000, с. 201-208.
8. Вишняков К.А. Учение о человеке в философии Игнатия Брянчанинова [Текст] / К.А. Вишняков. - Наука и школа. 2013. №4 С.168-170.
9. Гумеров П., свящ. Восемь смертных грехов и борьба с ними. Покаяние – основа духовной жизни. / П. Гумеров. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/55778.html (дата обращения 20.02.2018)
10. Дивногорцева С. Ю. Духовность, нравственность, религия и культура в историко-педагогическом контексте [Текст] //Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. -2007. №17. - С.215-220.
11. Ермакова, Л. Ф. Откуда у нас депрессия? [Текст] / Л.Ф. Ермакова. - Русский Дом. - 2006. - № 12. - С. 50-51.
12. Ермолюк А. В. Роль философии, науки и искусства в формировании духовности человека (Взгляд Святителя Феофана Затворника) [Текст] //Урал. Православие. Культура. Кирилло-Мефодиевская Традиция в культуре России: укрепление духовного единства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. - С. 118-121.
13. Жданов О. П. Вопросы христианской антропологии в духовном творчестве Святителя Феофана Затворника Вышенского/ [Текст] /Гуманитарный вестник. - 2012. - №4(23) – С. 5-8.
14. Зайцев А. А. Представления о душе в трудах святителя Феофана Затворника [Текст] /Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2006 - №6. - С. 26-29.
15. Зенько Ю. М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности [Текст] / Ю.М. Зенько. - Служба практической психологии в системе образования. Вып. 11. – СПб.: СПбАППО, 2007, с. 21-25.
16. Зенько Ю. М. Современная христианская психология и антропология в России. История и библиография [Текст] / Ю.М. Зенько. - Московский психотерапевтический журнал. 2008, № 3, с. 145-188.
17. Зинковский Е.А. Волевые качества личности согласно святителю Феофану Затворнику [Текст] //Русская христианская гуманитарная академия. 2017 - №2 — С. 54-68.
18. Игнатий (Брянчанинов) Аскетическая проповедь: Репринтное издание. М.: Изд.Свято-Успенского Псковск. Монастыря, 1995. - 512 с.
19. Игнатий (Брянчанинов) свт. Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы [Текст] / Игнатий (Брянчанинов). - Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001, 369 с.
20. Игнатий (Брянчанинов) свт. О мертвости духа человеческого. Поучение в Неделю жен мироносиц, третию по Пасхе [Текст] / Игнатий (Брянчанинов). - Полное собрание творений. Т. 4. – М., 2002, с. 144-151.
21. Игнатий (Брянчанинов) свт. Поучение в пяток первой недели Великого поста [Текст] / Игнатий (Брянчанинов). - Полное собрание творений. Т. 4. – М., 2002, с. 71-75. – (О теле, как храме Св. Духа).
22. Игнатий (Брянчанинов) свт. Тело и душа [Текст] / Игнатий (Брянчанинов). - Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001, с. 553-558 (Слово о человеке).
23. Игнатов Е. В. Соотношение свободы воли и естественного нравственного закона в творениях Святителя Феофана Затворника [Текст] //Материалы VIII Международной студенческой научно-богословской конференции: Cборник докладов. 2016. - С. 142-145.
24. Исаков С. Г. Алексей Поликарпович Бочков: Биографический очерк [Текст]// Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4. М.: Паломник, 2002. С. 573.
25. Каширина В. В. Дореволюционные работы студентов Московской духовной академии о Феофане Затворнике [Текст] //Научно-редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Вышенского. Российская академия живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова. 2015 - №1(70) — С. 184-210.
26. Кирилл патриарх Московский и Всея Руси. О двусоставной природе человека [Текст] / Кирилл. - Слово пастыря. 2-е изд. М., 2005, с. 36-37
27. Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова [Текст] / сост. Митр. Иоанн Снычев.- СПб «Царское дело», 2014. – 656 с.
28. Козак С.А. Педагогические аспекты богословского наследия Святителя Феофана Затворника [Текст]/ Материалы V Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии: Сборник докладов. 2013. - С 154-157.
29. Крамаренко Ю. Я. Личность человека в православном богословии и в психологической науке [Текст] / Ю.Я. Крамаренко. - Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2006, № 2, с. 132-148.
30. Куликова Т. В. Границы личности [Текст] / Т.В. Куликова. - Православие и проблемы воспитания. – Н.Новгород, 2000, с. 180-185.
31. Кырлежев А. Проблемы богословского понимания личности [Текст] / А. Кырлежев. - Личность в Церкви и обществе. Сборник. – М., 2003, с. 165-172.
32. Легеев М. В. Учение о синергии Святителя Феофана Затворника: Две аскетико-богословские парадигмы восстановления человеческой природы в святоотеческом богословии [Текст] //Церковь и время. - 2013. - №3. - С. 84-103.
33. Личность в Церкви и обществе: Материалы международной научно-богословской конференции. [Текст] / Москва, 17-19 сентября 2001 г. – М.: Свято-Филар. Моск. высшая правосл.-христ. школа, 2003. – 496 с.
34. Малков П. Ю. Дух Божий и дух человеческий (к одной из проблем православной антропологии) [Текст] / П.Ю. Малков. - Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 2003. М., 2003, с. 45-49.
35. Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова [Текст] // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. V. М.: Паломник, 2003. С. 555.
36. Материалы VIII международной студенческой научно- богословской конференции 18–19 мая 2016 г. : cборник докла- дов [Текст] / Санкт-Петербургская духовная академия. — СПб. : Изд-во СПбПДА, 2016. — 520 с.
37. Мефодий (Зинковский) иером. Богословие личности в XIX-XX вв. [Текст] / Мефодий. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2014. – 320 c.
38. Морозов М. Ю., Ткачев А. А. Основные идеи педагогики в трудах Святителя Феофана Затворника [Текст] //Вестник Омской православной духовной семинарии — 2016. - №1. - С.23-27.
39. Мулатова Н. А. Воспитание «внутреннего» человека взгляд Феофана Затворника на воспитание [Текст] //Проблемы непрерывного профессионального образования в России: Состояние и перспективы: Материалы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. - 150-168.
40. Неганова Е. И. Православная антропология и психология [Текст] / Е.И. Неганова. - Вопросы психологии. 2003, № 2, с. 149-153.
41. Непомнящих И. А. О различении понятий личности и природы человека в Православии [Текст] / И.О. Непомнящих. - Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 3, с. 83-96.
42. Никольский Е. В. Признаки Пробуждения от греховного сна и начало христианской жизни по учению Святителя Феофана, Затворника Вышенского[Текст]/ Феофановские чтения. Сборник научных статей. Рязань, 2017. - С.245-249.
43. Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии Святителя Феофана Затворника [Текст] //Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . -2007. №17. - С. 225-231.
44. Осницкий А. В. Вопросы человековедения (философско–психологический этюд). [Текст] / А.В. Осницкий. - СПб.: ЛИК, 1993. – 404 с.
45. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / [Электронный ресурс].- URL: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ (дата обращения 25.02.2018)
46. Пашков В. И. Святитель Феофан Затворник о духовности и нравственности[Текст]/ Образование. Наука. Научные кадры. 2009. - №3.- С. 39-40.
47. Платон (Игумнов) архим. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности [Текст] / Платов (Игумнов). - Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 – 346 с.
48. Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии [Текст]/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана Вышинского Затворника. Епархиальное общество православных психологов. 2015. - С.107.
49. Силин А. В. Епископ Феофан Затворник И его духовное наследие//Сохранение историко- культурного наследия [Текст]/ Фактор гуманитарной безопасности. Наследие и туризм: Материалы Международной научно- практической конференции. Научные редакторы Р.Р. Юсупов, Р.М. Валеев.. 2016 - С. 170-177.
50. Снетков В. М. Человековедение как единство светской и христианской психологии [Текст] / В.М. Снетков. - Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. – СПб., 2004, с. 338-345.
51. Сорокина И. Л. Семейное благочестие в экзегетике Святителя Феофана Затворника Вышенского [Текст]// Вестник магистратуры. 2016 - №12-5 (63). - С. 59-62.
52. Стренгс Д. Выбор секулярной или христианской антропологической модели, и его последствия для практической психотерапии [Текст] / Д. Стренгс. - Психология и христианство. – М., 1997, с. 59-60.
53. Тимофеев А. Проблема соотношения понятий личности в психологии и христианской антропологии [Текст] / А. Тимофеев. - Христианское чтение. 2000, № 19, с. 184-200.
54. Феофан Затворник (Говоров), св. Собрание писем [Текст]/ Псков: Свято-Введенский Печерский монастырь. 1994. Выпуск I.231 - 420с.
55. Феофан Затворник (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. [Текст]/ М.: Лепта, 2008. 345с.
56. Феофан Затворник (Говоров), свт. Письма XI, XIX. Воплощенное домостроительство: Опыт христианской психологии [Текст]/ М. : Правило веры, 2008.
57. Феофан Затворник (Говоров), свт. Путь ко спасению (краткий очерк аскетики) [Текст]/ М.: Благовест, 2001. 367 с.
58. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Колоссянам [Текст]// Толкования Посланий апостола Павла к Колоссянам и Филиппийцам. М. : Правило веры, 2004. - 312с.
59. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться [Текст] /М.: Духовное преображение, 2014 - 352 с.
60. Феофан Затворник(Говоров), свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики [Текст]/ М. : Благо, 1996. - 216 с.
61. Ходзинский П. В. Антропология Святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии [Текст] //Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2017. - №70. - С.11-27.
62. Цветков Владимир прот. Православная антропология и современная психология [Текст] / В. Цветков. - Беседы о православном мировоззрении. – СПб.: Русская Классика, 2009, с. 487-503.
63. Черняева С. А. Психология личности и христианская антропология [Текст] / С.А. Черняева. - Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2003, № 3, с. 88-100.
64. Шеховцова Л. Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. [Текст] / Л.Ф. Шеховцева. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. – 280 с.
65. Шеховцова Л. Ф. Онтогносеологическая проблема в христианской антропологии и психологии [Текст] / Л.Ф. Шеховцева. - Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2006, № 2, с. 107-121.
66. Шеховцова Л. Ф. Принцип антропологизма в современной психологии и христианской антропологии [Текст] / Л.Ф. Шеховцева. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009, № 3, с. 211-222.
67. Шеховцова Л. Ф. Сравнительный анализ концепций человека в современной психологии и христианской антропологии. [Текст] / Л.Ф. Шеховцева. – СПб.: СПбГУПМ, 2000.