Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у младших школьников

Работа №55055

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников 9
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», 9
1.2. Особенности процесса формирования представлений о ЗОЖ у младших
школьников 17
1.3. Формы и методы формирования ЗОЖ у младших школьников 28
Выводы по I главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников
34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Изучение исходного уровня здорового образа жизни у младших
школьников (констатирующий эксперимент) 37
2.3. Педагогическое обеспечение формирование ЗОЖ у младших
школьников 42
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимент 45
Выводы по II главе 62
Заключение 64
Список Литературы 67
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.
Следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. Однако, по экспертной оценке, Всемирной организации здравоохранения, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.
Здоровье во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено.
Представители философско-социологического направления
рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако
резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах
жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения [6].
Данная проблема весьма актуальна, так как ученых занимавшихся этим вопросом очень много. Медицинские идеи ценности здоровья и путях его сохранения и укрепления освещались в работах Н.М. Амосова[1], И.И. Брехмана [5], Ю.П. Лисицына [14]. Теоретические основы формирования культуры здоровья личности рассматриваются в работах Э.Н. Вайнер [7], Б.Н. Чумаков[25] др.)
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между возросшей потребностью общества в здоровых школьниках, знающих правила гигиены соблюдающего ЗОЖ и недостаточной разработанностью форм и методов по формированию ЗОЖ у младших школьников.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы содержание, формы и методы формирования
здорового образа жизни младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Предметом исследования является содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования ЗОЖ у младших школьников.
Гипотеза основывается на предположении о том, что процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
- учитывать особенности формирования ЗОЖ у младших школьников
- разработать и реализовать программу по формированию здорового образа жизни у младших школьников
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Определить особенности формирования ЗОЖ у младших школьников.
3. Рассмотреть, содержание и основные формы и методы здорового образа жизни у младших школьников.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы по формированию здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: системный подход, рассматривающий здоровье и здоровый образ жизни как. системные понятия (Н.П. Абаскалова, С.Г. Добротворская и др.); личностно¬ориентированный подход, обусловленный уникальностью школьника и необходимостью разработки индивидуальной программы оздоровления образа жизни (В.В. Сериков, Д.М. Маллаев), BIT. Фоменко, И.С. Якиманская и».); синергетический подход, предусматривающий формирование здорового образа жизни на основе саморазвивающейся физкультурно-оздоровительной деятельности (М.Н. Алиев, C.B. Бондаревская, C.B. Кульневич и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования.
- изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
-эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование с
использованием методик:
1. Анкета ЗОЖ-1 для учащихся 3-4 класса (Знаниевый компонент).
2. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни», Науменко Ю.В. (Ценностно-отношенческий компонент).
3. Анкета ЗОЖ-2 для учащихся 3-4 класса (Когнитивный и поведенческий компоненты).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа №51» г. Казани, 3 «а» класс в количестве 26 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования здорового образа жизни во внеклассной работе.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и апробирована программа «Тропинка здоровья», направленная на формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеклассной работе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа «Тропинка здоровья» по формированию здорового образа жизни у младших школьников может быть использована в работе социального педагога, учителями начальных классов во внеклассной деятельности для формирования ЗОЖ младших школьников; достигнута положительная динамика в сформированности у учащихся отдельных компонентов здорового образа жизни.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Секция: «Современные проблемы социальной педагогики»), проходившей 4 апреля 2017 г. В г. Казань, а также на результаты работы нашли отражение в статье: Гатауллин С.Р Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 128 - 131, а также в тезисах: Гатауллин С.Р. Формирование ЗОЖ у детей младшего школьного возраста. Сборник тезисов по итогам научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета 2017 года (в печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных реалиях на важное место выходит проблема здоровья человека, в частности детей младшего школьного возраста, так как здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности.
Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, в наши дни все более возрастает. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Современные школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого - индикатор благополучия страны.
1. В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни. Ю. П. Лисицын считает.-это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье»”[13] .
Устав всемирной организации здравоохранения гласит, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.[23]. » Именно эти определения лучше всего подходит нашему исследованию, их мы и будем придерживаться.
Формирование ЗОЖ младших школьников включает: знаниевый критерий; ценностно-отношенческий критерий; поведенческий критерий.
2. На младшего школьника влияют разнообразные факторы как положительные (занятие спортом, соблюдение режима), так и отрицательные (курение, наркотики и т.д) очень важно именно в этом возрасте (1-4 класс) помочь школьнику осознанно прийти к ЗОЖ.
Для успешного формирования ЗОЖ необходимо развивать положительную мотивацию у младших школьников к соблюдению здорового образа жизни; использовать формы и методы работы с детьми, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям; внедрение комплексной программы формирования ЗОЖ у младших школьников в школе. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек.
3. Формы дискуссия, ролевые игры, интерактивные презентации;
4. Нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 26 школьников. Иссследование поводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани.
Результат констатирующего эксперимента показал, что есть школьники, у которых показатели ЗОЖ на низком уровне, после чего нами была разработана и реализована программа «Тропинка здоровья» по формированию ЗОЖ у младших школьников.
На формирующем этапе использовались различные методы и формы работы, как: дискуссии, лекции, упражнения, групповые упражнения, индивидуальные упражнения, просмотры видеороликов (фильмов)
На контрольном этапе мы выявили, что есть изменения по обоим тестам. По анкете ЗОЖ-1 для учащихся 1-4 классов сравнив результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы видим, что произошли изменения в положительную сторону. Показатели высокой осведомленности изменился с 42 % на 50%, средняя с 35% на 42, а низкая с 23% на 8%.
По анкете «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни», Науменко Ю.В до и после эксперимента Сравнив результаты констатирующего и контрольных экспериментов, мы видим, что произошли изменения в положительную сторону, школьников с низким уровнем отношения к здоровью не осталось.
По анкете личностной ценности здоровья по методике ЗОЖ - 2 у младших школьников до и после эксперимента результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы видим, что произошли изменения в положительную сторону. Показатели высокая личностная значимость здоровья изменился с 35% на 50%, недостаточная личная значимость осталась на том же уровне 42%, низкая значимость изменилась с 23% на 8%.
По результатам для учащихся отвергается. Н0. Принимается Hi. Показатели по анкетам до и после формирующего эксперимента разнятся, мы видим, что на контрольном этапе имеются положительные сдвиги.
Таким образом, мы обосновали и потвердели выдвинутую гипотезу.



1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. - Новосибирск, 2010. - 234 с.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 191 с.
3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.
4. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе/ И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005. -№10. - с.84-92.
5. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье/ И. И. Брехман - М.: ФиС, 1990. - 217 с.
6. Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках / С.В. Бутова // «Начальная школа». - 2006. - No 8. - С. 98.
7. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001. — 416с
8. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине
«Физическая культура». - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 122 с.
9. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384 с.
10. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни // Сов. здравоохранение. 2004. - №11.- С.46-48.
11. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 1993. — 57 с.
12. Козлова Н. С. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста / Н. С. Козлова, А. В. Некрасова, И. Л. Горбунова //
Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389. 13.
13. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя /М.Г. Колесникова // Естествознание в школе. -2005.- №5.- с.52-55.
14. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: Медицина,
2006. - 139 с.
15 Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Советская Россия, 1986. - 192 с.
16. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом
воспитании: Монография. - Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2007. - 208 с.
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2001. - 543 с.
18. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана - Граф, 2008.
19. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е.П. Митина // Начальная школа. -2006.- № 6. - 56 с.
20. Мулявина Э.А. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов в процессе естественного образования [Текст] / Вестн. Южно-Уральского гос-ого ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2012. - №2 (74). - С.10- 11.
21. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика/Н.В. Тверская // Образование в современной школе. -2005, №2. - 40¬44 с.
22. Уроки разума [Текст] / ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж» О.Ю. Ягнова, Н.С. Королева: Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников. - Казань:
2007. - 4 с.
23. Устав Всемирная организация здравоохранения. Глобальная инициатива ВОЗ в школе: Школы, содействующие укреплению здоровья. Женева: ВОЗ, 1998. - 111с.
24. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М: Академия, 2013. - 48 с.
25. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. -- 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2010 - 407 с.
26. Чурекова Т М. Содержание здоровьесберегюзщего сопровождения в системе непрерывного образования /Т М. Чурекова // Валеология. - 2004, - № 4. - с. 67-70
27. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. - Тюмень: ИПК ПК, 1996. - 78 с.
28. Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л.Л. Шевченко // Начальная школа. - 2006,- № 8. - 89 с.
29. Шухатович В. Р Здоровый образ жизни/ В. Р Шухатович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - с. 79 - 79
30. Яблоков А. В. Здоровье человека и окружающая среда - М. 2011. - 186 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ