Роль следственно-оперативных групп в раскрытие тяжких преступлений (Пензенский государственный университет архитектуры и строительства)
|
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика следственно-оперативных групп 5
1.1 Правовой статус следственно-оперативных групп 5
1.2 Классификация следственно-оперативных групп 10
Глава 2 Деятельность следственно-оперативных групп в раскрытии и расследовании преступлений 14
2.1. Значение деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений 14
2.2 Специфика взаимодействия членов следственно-оперативной группы при расследовании тяжких преступлений 17
Заключение 22
Список использованных источников 25
Глава 1 Общая характеристика следственно-оперативных групп 5
1.1 Правовой статус следственно-оперативных групп 5
1.2 Классификация следственно-оперативных групп 10
Глава 2 Деятельность следственно-оперативных групп в раскрытии и расследовании преступлений 14
2.1. Значение деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений 14
2.2 Специфика взаимодействия членов следственно-оперативной группы при расследовании тяжких преступлений 17
Заключение 22
Список использованных источников 25
Актуальность настоящего исследования обусловлена трудоемкостью раскрытия и расследования большинства тяжких и особо тяжких преступлений, которая связана с сокрытием следов преступления преступниками, запутанностью самого дела и иными факторами, мешающими следователю максимально быстро и эффективно выявлять преступников и привлекать их к уголовной ответственности. Именно для преодоления данных негативных факторов и создаются следственно-оперативные группы, состоящие из работников различной специализации, имеющих профессиональные познания в отдельных областях правоохранительной деятельности. Сплочённость следственно-оперативной группы позволяет достигать высоких результатов в раскрытии и расследовании преступлений.
Целью данной работы является комплексный анализ роли следственно-оперативных групп в раскрытие тяжких преступлений.
Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи магистерского исследования:
раскрыть правовой статус следственно-оперативных групп;
рассмотреть классификация следственно-оперативных групп:
определить значение деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию тяжких преступлений;
определить условия освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим;
выявить специфику взаимодействия членов следственно-оперативной группы при расследовании тяжких преступлений
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в связи с участием следственно-оперативных групп в раскрытии тяжких преступлений.
Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, определяющие участие следственно-оперативных групп в раскрытии тяжких преступлений.
Опирается проведенное нами исследование на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Подтверждение положений, содержащихся в работе, реализовано путем комплексного применения таких методов исследования как: анализа и синтеза, дедукция, индукция, историко-правового, формально-логического и формально-юридического, системного, сравнительного и иных методов.
Теоретической основой настоящей работы научные труды таких специалистов, как: Ларичев В.Д., Кучкина В.Г., Кокурин Г. А., Можаева И. П., Степанов В. В. Травкин Е. А. и иных, работы которых положены в качестве теоретической основы настоящего исследования.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составляет Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) и иные.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Целью данной работы является комплексный анализ роли следственно-оперативных групп в раскрытие тяжких преступлений.
Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи магистерского исследования:
раскрыть правовой статус следственно-оперативных групп;
рассмотреть классификация следственно-оперативных групп:
определить значение деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию тяжких преступлений;
определить условия освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим;
выявить специфику взаимодействия членов следственно-оперативной группы при расследовании тяжких преступлений
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в связи с участием следственно-оперативных групп в раскрытии тяжких преступлений.
Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, определяющие участие следственно-оперативных групп в раскрытии тяжких преступлений.
Опирается проведенное нами исследование на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Подтверждение положений, содержащихся в работе, реализовано путем комплексного применения таких методов исследования как: анализа и синтеза, дедукция, индукция, историко-правового, формально-логического и формально-юридического, системного, сравнительного и иных методов.
Теоретической основой настоящей работы научные труды таких специалистов, как: Ларичев В.Д., Кучкина В.Г., Кокурин Г. А., Можаева И. П., Степанов В. В. Травкин Е. А. и иных, работы которых положены в качестве теоретической основы настоящего исследования.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составляет Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) и иные.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
На современном этапе развития России и многих других стран происходит усложнение преступности, преступления становятся все более завуалированными и их сложнее раскрывать. Одним из эффективных способов преодоления данных негативных факторов выступает создание и функционирование следственно-оперативных групп. Вместе с тем стоит отметить, что в настоящее время создание и осуществление деятельности СОГ не урегулировано на законодательном уровне, что является недостатком действующего законодательства. Думается, в УПК РФ следует регламентировать вопросы создания, полномочий и функционирования СОГ. СОГ следует понимать в качестве основанного на законе и ведомственных нормативно-правовых актах временного организационного формирования, которое состоит из следователя (следователей), сотрудников оперативно-розыскной деятельности и иных специалистов, которое возглавляется следователем и создается для того, чтобы оптимизировать организацию деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. СОГ является непроцессуальной формой взаимодействия следователя и оперативных работников.
СОГ можно классифицировать по различным основаниям: функциональная направленность СОГ, ведомственная принадлежность СОГ, количества членов СОГ, иерархический статус СОГ. Осуществление классификаций СОГ по различным основаниям позволяет не только глубже понять их правовую природу, но и выработать для каждого вида СОГ рекомендации, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности.
Создание и осуществление деятельности СОГ имеет ряд преимуществ при расследовании тяжких преступлений:
обеспечивает быстроту, объективность и всесторонность расследования, обработку большого массива данных и исполнить высокий объем работы в установленные законом сроки;
позволяет согласовывать производство трудных и объемных следственных действий, что позволяет отразить не только в совместном плане расследования, но и в планах ОРМ;
существенно облегчает следователю задачу по созданию органам дознания поручений и указаний о том, какие розыскные и следственные действия следует осуществить, что дает возможность не обращаться к начальнику органа дознания, а можно давать поручения сотруднику органа дознания, который непосредственно входит в состав СОГ;
позволяет увеличивать скорость взаимного обмена сведениями;
точно разграничить полномочия каждого члена СОГ;
эффективно контролировать руководителями следственного и оперативного подразделений ход расследования преступлений посредством проверки реализации совместных, согласованных планов.
Важное значение в практической работе СОГ при расследовании и раскрытии тяжких преступлений имеет то, что ее участники должны находится в постоянном взаимодействии с самого момента создания СОГ. В зависимости от вида преступления и обстоятельств его совершения СОГ формируется из сотрудников конкретных служб: следователя, оперативного работника, кинолога, специалиста, сотрудников ГИБДД и т.д. В рамках непосредственной деятельности СОГ по раскрытию и расследованию конкретного вида преступления должна учитываться криминалистическая характеристика данного преступления, исходя из которой должно осуществляться планирование расследования, и проводится конкретные следственные действия. В рамках СОГ ее участники могут проводить следственные действия как совместно, так и следователь вправе поручать оперативным работникам проведение розыскных и оперативно-розыскных мероприятий на основании поручения.
СОГ можно классифицировать по различным основаниям: функциональная направленность СОГ, ведомственная принадлежность СОГ, количества членов СОГ, иерархический статус СОГ. Осуществление классификаций СОГ по различным основаниям позволяет не только глубже понять их правовую природу, но и выработать для каждого вида СОГ рекомендации, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности.
Создание и осуществление деятельности СОГ имеет ряд преимуществ при расследовании тяжких преступлений:
обеспечивает быстроту, объективность и всесторонность расследования, обработку большого массива данных и исполнить высокий объем работы в установленные законом сроки;
позволяет согласовывать производство трудных и объемных следственных действий, что позволяет отразить не только в совместном плане расследования, но и в планах ОРМ;
существенно облегчает следователю задачу по созданию органам дознания поручений и указаний о том, какие розыскные и следственные действия следует осуществить, что дает возможность не обращаться к начальнику органа дознания, а можно давать поручения сотруднику органа дознания, который непосредственно входит в состав СОГ;
позволяет увеличивать скорость взаимного обмена сведениями;
точно разграничить полномочия каждого члена СОГ;
эффективно контролировать руководителями следственного и оперативного подразделений ход расследования преступлений посредством проверки реализации совместных, согласованных планов.
Важное значение в практической работе СОГ при расследовании и раскрытии тяжких преступлений имеет то, что ее участники должны находится в постоянном взаимодействии с самого момента создания СОГ. В зависимости от вида преступления и обстоятельств его совершения СОГ формируется из сотрудников конкретных служб: следователя, оперативного работника, кинолога, специалиста, сотрудников ГИБДД и т.д. В рамках непосредственной деятельности СОГ по раскрытию и расследованию конкретного вида преступления должна учитываться криминалистическая характеристика данного преступления, исходя из которой должно осуществляться планирование расследования, и проводится конкретные следственные действия. В рамках СОГ ее участники могут проводить следственные действия как совместно, так и следователь вправе поручать оперативным работникам проведение розыскных и оперативно-розыскных мероприятий на основании поручения.



