ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА
1.1 Основные понятия конъюнктуры рынка
1.2 Основные задачи изучения конъюнктуры рынка
1.3 Показатели конъюнктуры рынка
1.4 Методика анализа и прогноза конъюнктуры рынка
1.5 Маркетинговые исследования товарного рынка
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ - ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Г.КЕМЕРОВО, КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.2.1 Структура рынка цельномолочной продукции Кемеровской
области за 2013 - 2015 годы
2.2.2 Рынок кисломолочной продукции Кемеровской области за 2013 - 2015 годы
2.2.3 Структура рынка нежирной молочной продукции Кемеровской области за 2013 - 2015 годы
2.2.4 Структура рынка десертной продукции Кемеровской области за 2013 - 2015г.г
2.3 Товарная политика молочной продукции предприятий Кемеровской области
2.4 Динамика цен на сырое молоко и молочные продукты рынка
Кемеровской области
3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ОСНОВЕ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1 Опрос потребителей молочной продукции г. Кемерово
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Молочная промышленность -ведущая отрасль пищевой промышленности, которая обеспечивает население страны высококачественными продуктами питания. Молоко используют либо как продукт питания в не переработанном или переработанном виде, либо как сырье для молочной и пищевой отраслей промышленности. Молоко имеет высокую пищевую и биологическую ценность. В его состав входят необходимые для организма человека и хорошо усвояемые пищевые компоненты: молочный жир, белки, углеводы, молочный сахар и минеральные вещества. Наряду с коровьим молоком в пищу используется молоко других животных: овец, коз, оленей, кобылиц, верблюдиц, буйволиц и др.
Овечье молоко по сравнению с коровьим более чем в 1,5 раза богаче жиром и белком. Его применяют для производства брынзы и других видов рассольных сыров. Козье молоко используют в смеси с овечьим при выработке брынзы и сыра. В козьем молоке больше витамина С и минеральных веществ, чем в коровьем. Молоко кобылиц представляет собой белую с голубоватым оттенком жидкость. Оно отличается от коровьего сладким вкусом благодаря повышенному содержанию лактозы, содержит меньше жира, солей и белков. Его используют для приготовления кумыса.
Почти повсеместно молоко активно использовалось и в народной косметике. Так, в Древнем Риме ослиное молоко считалось самым подходящим средством против, морщин. Помпея, вторая жена Нерона, принимала ванны из молока ослиц, и во время путешествий ее обычно сопровождало стадо из 500 этих животных. Авиценна утверждал, что молоко сводит безобразные пятна на коже, а если его пить, очень улучшает цвет лица, особенно если пить с сахаром. Творожная сыворотка, будучи втертой в кожу, уничтожает веснушки. И все же во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. По меткому выражению И.П. Павлова, молоко - это и изумительная пища, приготовленная самой природой.
Актуальность исследования рынка молочной продукции сегодня очень значима. Поскольку ,входит в ежедневный состав потребительской корзины, так как молочная продукция является обязательным и незаменимым продуктом питания человека. В связи с этим тема весьма актуальна. В данной работе раскрыты проблемы рынка молочной продукции, ее развитие, анализ и перспективы.
Предметом исследования выступает молочная продукция г. Кемерово, Кемеровской области.
Объектом исследования является предприятия - производители молочной продукции г. Кемерово, Кемеровской области.
Цель исследования - исследование конъюнктуры рынка молочной продукции г. Кемерово, Кемеровской области.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование конъюнктуры рынка молочной продукции г. Кемерово и Кемеровской области за анализируемый период. На основе анализа можно сделать вывод, что в результате проведения маркетинговых исследований с 1 февраля по 17 мая 2016 года, - опроса респондентов (800 человек), изучив их предпочтения выявлено, что большинство опрошенных людей употребляют и покупают молочные продукты. Так же выяснилось, что именно достаточную долю на рынке занимает пастеризованное молоко - 57 %, чаще всего покупают для себя. Следом за молоком потребители предпочитают десертную молочную продукцию - йогурты (питьевые), чаще всего их покупают для детей - 16 %, сметана - 12 %, кефир - 10% и творог - 5 %. Не большую часть опрошенных, занимают респонденты, которые не покупают и не употребляют молочные продукты, их количество минимальное.
Анализируя товарную политику видно, что ассортимент, предлагаемый на рынок молочных товаров, не отличается большим выбором цельномолочной, кисломолочной, десертной продукции.
На прилавках магазина можно увидеть производителей различных регионов - Москва, Белгород, Алтайский край, Новосибирск, а так же производителей местных молочных продуктов г. Кемерово, Кемеровской области. Самые крупные предприятия: лидирующее положение по товарной политике занимает ОАО «Кемеровский молочный комбинат» и ООО «Анжерское молоко» - стремится к позициям лидера, улучшая и обновляя ассортимент цельномолочной, кисломолочной, десертной продукции и творога.
ООО «МПО «СКОМОРОШКА», ООО «Деревенский молочный, при этом ООО «Деревенский молочный завод» отстаёт по производству, кисломолочной продукции на 8%, а по производству творога занимают равное количество - 17%.
По товарной политике ОАО «Гормолзавод» и ОАО «Юргинский гормолзавод», занимают меньший процент производства молочной продукции занимают предприятия - производителей молочной продукции - ОАО «Гормолзавод» и ОАО «Юргинский гормолзавод», причем ОАО «Юргинский гормолзавод» опережает Киселевский молочный завод по всем позициям молочной продукции на 2-3 %. У предприятия есть возможность стремиться к наращиванию производства и обновлению производства.
Рассматривая товарную политику, заметно, что в ассортименте молочной продукции каждого из предприятий, в магазинах нашего города и области не всегда можно найти новую продукцию. Не так часто предприятия обновляют свой ассортиментный ряд, не каждый год можно увидеть изменения, касающиеся совершенно нового, отличающийся по вкусовым и другим признакам молочный продукт.
Ценовая политика играет огромную роль в исследовании конъюнктуры рынка молочной продукции. При выборе любого продукта большинство людей обращают внимание на стоимость товара. На местных рынках сбыта молочной продукции можно увидеть достаточное разнообразие цельномолочной, кисломолочной, десертной и другой продукции, а также различные цены на данную продукцию, но разных предприятий - производителей нашего города и области.
Анализируя цены на цельномолочную продукцию, за анализируемый период 2013 - 2015 года, следует, что цены на молоко увеличились в 3,6 раза (без учёта инфляции), и цены на кисломолочную продукты увеличились на 3,1 раза. Цены на молочные продукты увеличились на 3,8 раза. За период 2014 - 2015 года высокая стоимость молочной продукции стала динамично развиваться. Этому могло послужить сокращение производства ряда молочных продуктов, а так же повышение цен связано с ростом курса валют и сокращение производства. Также повышение молочную продукцию, а более стабильно.
По рассмотренным проблемам, можно дать несколько рекомендаций.
В широком выборе ассортимента, потребитель в первую ориентируется на низкую стоимость продукта, мы предлагаем, снизить (немного) цену на «рядовую» но при это не меняя качество продукции, так как это наиболее важно для потребителя, и повысить немного на премиальную. Таким образом прибыль предприятия сохранится на прежнем уровне или немного возрастёт. Так же вполне возможно сделать «сезонную скидку» - что вполне возможно привлечет потребителей. Так же рекомендуем изменить продукт, чтобы он продавался по наиболее высокой цене, следовательно, мы потребителям более высокое качество продукции, что в последнее время
очень важно.