Введение 7
1 Теоретические и правовые основы деятельности малого
предпринимательства 9
1.1 Правовое регулирование малого предпринимательства 11
1.2 Государственная политика в области развития малого и среднего
предпринимательства 14
1.3 Особенности нормативно-правового регулирования развития
малого предпринимательства 21
2 Малое и среднее предпринимательство в России и за рубежом 29
2.1 Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации 30
2.2 Развитие малого и среднего предпринимательства на примере
субъекта федерации – Новосибирской области 43
2.3 Развитие малого и среднего предпринимательства зарубежных
стран .50
3 Финансовый анализ организации 61
3.1 Анализ доходов и налоговых платежей организации 62
3.2 Анализ имущества и обязательств организации 67
3.2.1 Оценка состава, динамики и структуры имущества
организации .68
3.2.2 Оценка состава, динамики и структуры капитала
организации ..69
3.2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей 70
3.3 Анализ эффективности деятельности организации .72
3.3.1 Анализ уровня и динамики финансового результата .72
3.3.2 Факторный анализ прибыли организации 74
3.3.3 Анализ коэффициентов рентабельности организации 76
3.3.4 Факторный анализ рентабельности продаж 79
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А. Бухгалтерская отчетность организации 87
Приложение Б. Книга учета доходов и расходов организации 90
В дипломной работе изложены основные методологические аспекты бухгалтерского учета и налогообложения малого и среднего предпринимательства. Также рассмотрены закономерности и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом.
На примере субъекта малого предпринимательства ООО «Домашний очаг» произведен финансовый анализ доходов организации и начисленных налоговых платежей, анализ имущества и обязательств организации и анализ эффективности деятельности организации исходя из полученного финансового результата.
Дипломная работа содержит 91 страницу, 8 рисунков, 22 формулы, 14 таблиц, 2 приложения, 21 использованный источник.
Введение
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия.
Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития малого бизнеса. При этом перед государством стоит цель стимулирования направленного развития сферы малого бизнеса в приоритетных, наукоемких, инновационных отраслях реального сектора экономики. Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев обозначил поддержку малого и среднего бизнеса ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.
Целью дипломной работы является изучение особенностей ведения бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) рассмотрение правового положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
2) рассмотрение предусмотренного законодательством РФ порядка налогообложения предприятий малого бизнеса и его особенностей;
3) рассмотрение порядка ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства;
4) освещение развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом, проблемы развития;
5) анализ деятельности малого предприятия путем изучения доходов, налоговых платежей, имущества и обязательств организации, финансовых результатов деятельности.
Объектом исследования данной дипломной работы является малое предприятие ООО «Домашний очаг», а именно доходы, налоговые платежи по УСН, активы и пассивы организации, финансовые результаты.
Предметом исследования является бухгалтерский учет и налогообложение малого бизнеса на примере предприятия.
Дипломная работа состоит их трех глав. Первая глава посвящена раскрытию понятия малого бизнеса, теоретических и правовых аспектов его существования, законодательных особенностей регулирования бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Во второй главе рассмотрены развитие сектора малого бизнеса в Российской Федерации и в некоторых зарубежных странах. В третьей главе произведен финансовый анализ субъекта малого предпринимательства и предложены рекомендации по стабилизации экономического положения организации и противодействию негативному влиянию внешней экономической среды.
Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в экономическом росте и развитии разных стран, особенно когда дело касается отдельно взятых регионов, а также бизнеса, связанного со сферой инноваций. Страны, добившиеся экономических прорывов в последние два десятилетия, доказывают, что развитие малого бизнеса стало толчком в развитии социальной опоры рыночной экономики. Прежде всего, малый бизнес – это самозанятость и создание новых рабочих мест. Кроме того, это рост валового внутреннего продукта и налогов. И, наконец, это качество жизни граждан, поскольку именно малый бизнес быстрее всего откликается на наиболее актуальные запросы рынка и удовлетворяет их.
Сложности, возникшие у многих субъектов малого бизнеса в 2014 году, обусловлены финансовым кризисом в России. Финансовый кризис представляет собой ухудшение экономической обстановки в России, вызванное резким спадом мировых цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины. Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики.
Финансовый кризис вызывал изменения во внешнем окружении компаний представителей малого и среднего предпринимательства, связанные с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей.
Факторы, негативно влияющие на малый бизнес:
снижение доступности заемных финансовых средств, обусловленное повышением ЦБ РФ ключевой ставки;
рост цен на товары, работы, услуги поставщиков;
снижение потребительского спроса населения.
Но стоит отметить, что некоторые факторы имеют позитивное влияние на сферу малого бизнеса. К примеру:
повышение доступности на рынке труда высококвалифицированных кадров;
большая доступность коммерческой недвижимости.
ООО «Домашний очаг» как представитель малого бизнеса также столкнулось с негативными влиянием финансового кризиса. Организация столкнулась со снижением потребительского спроса на свои услуги. Одной из причин этого является повышение ключевой ставки ЦБ РФ, что привело к повышению ставок по ипотечным и потребительским кредитам. В связи с этим ипотечные и потребительские кредиты стали менее доступны для потребителей. Еще одной причиной снижения потребительского спроса стало снижение доходов населения и повышение уровня безработицы в стране. В конце 2014 года в России произошло изменение потребительского поведения, связанное с желанием населения сохранить свои сбережения путем покупки дорогостоящих товаров. Таким образом, граждане начали активно скупать электронику, бытовую технику, автомобили, авиабилеты и недвижимость. Однако, в ООО «Домашний очаг» ажиотажного спроса на недвижимость замечено не было.
По итогам 2014 года в организации ООО «Домашний очаг» наблюдается снижение основных показателей экономической деятельности. В первую очередь, это снижение прибыли от продаж и чистой прибыли организации. Также, это снижение в большей или меньшей степени всех показателей рентабельности, рассчитанных в дипломной работе.
С целью преодоления негативных тенденций финансового кризиса, повышения эффективности деятельности организации, увеличения рентабельности ООО «Домашний очаг» может быть дан ряд рекомендаций.
С целью сглаживая негативных тенденций по сокращению получаемой прибыли организации необходимо:
а) привлечь новых клиентов, посредством проведения рекламных кампаний и акций;
б) улучшить использование производственных ресурсов, формирующих себестоимость, посредством повышения производительности труда;
в) повысить цены на услуги, при этом повышая качество оказываемых услуг;
г) расширить ассортимент предоставляемых услуг.
В целом, на конец анализируемого периода исследуемая организация имеет ряд негативных моментов в своем экономическом развитии. Это такие проблемы как снижение общей стоимости имущества организации, превышение дебиторской задолженности над кредиторской, превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки, снижение прибыли от продаж и чистой прибыли. С целью преодоления кризисной ситуации организации необходимо принять ряд взвешенных управленческих решений. В случае если организация осуществит изменения, возможна стабилизация ее финансового положения и дальнейшее развитие.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.)
2. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.)
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2014 г.)
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.)
5. Приказ Минфин РФ «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 г. № 64н
6. Указание Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 г. № 3210-У (ред. от 03.02.2015 г.)
7. Информация Минфин РФ «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 1 ноября 2012 г. № ПЗ-3/2012
8. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / А. А. Бердников // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 111-113
9. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. – М., 2003. - 356 с.
10. Бородина В.В. Малое и среднее предпринимательство России:
бухгалтерский учет и отчетность. — М., 2013. – 1076 с.
10. Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире / А. В. Калинин // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – № 4. – С. 3-12
11. Мухаметлатыпов Р. Ф. Современное состояние малого предпринимательства в России / Р. Ф. Мухаметлатыпов, Р. Р. Дадаханова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 359-360
12. Сивенок А. И. Перспективы развития малого бизнеса в России / А. И. Сивенок // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 293-294
13. Сурикова Е.А., Раздерищенко И.Н. Оценка финансового положения организации по данным бухгалтерской отчетности: Метод.указ. к курсовому проекту. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. – 51 с.
14. Малый бизнес: учебное пособие/кол.авторов; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с.
15. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат.сб./ Росстат. M., 2014. – 86 с.
16. Интернет ресурс: «Малое и среднее предпринимательство Новосибирска» http://www.mispnsk.ru
17. Интернет ресурс: «Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области» http://www.msp.nso.ru
18. Интернет ресурс: «Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Министерство экономического развития Российской Федерации» http://www.smb.gov.ru
19. Интернет ресурс: «Федеральная служба государственной статистики» http://www.gks.ru
20. Интернет ресурс: «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области» http://www.fondmsp.ru