ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ 6
1.1 Основные понятия о туристском регионе: сущность, значение, специфика...6
1.2 Основные цели и направления государственной политики регионального
туризма 17
1.3 Региональная концепция комплексного развития туризма в регионе 17
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН 36
2.1 Анализ туристско-рекреационных ресурсов республики Татарстан 36
2.2 Общее направление развития туризма в республике Татарстан 36
2.3 Проблемы и перспективы развития туризма в республике Татарстан 44
3 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН 60
3.1 Проект мероприятия по развитию туризма в республике Татарстан 60
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий, направленных на
совершенствование развития туризма в республике Татарстан 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ЛИТЕРАТУРА 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
Достижение стабильного развития региональных хозяйственных комплексов представляется фундаментом формирования целостной конкурентоспособной отечественной экономики. Это затрагивает все отрасли народного хозяйства, в том числе и туризм, с его непростой социально-экономической системой, которая охватывает самые неоднородные составляющие, включая людские ресурсы, природно-рекреационные объекты, организацию всевозможных видов деятельности и прочее.
При этом надлежит отметить, что стабильное развитие региона представляет собой процесс, в рамках которого развитие проистекает без нанесения ущерба ресурсам и их сокращения, что и делает развитие достижимым. Надлежащим образом устойчивое развитие туризма подразумевает формирование прогрессивной институциональной среды на фоне сохранения природных, культурных и прочих ресурсов для долговременного использования их в будущем, принося при этом преимущества обществу в нынешнее время. Региональное планирование туризма с точки зрения устойчивого развития имеет первенствующую значимость в силу абсолютной зависимости размеров и динамики развития туризма с достопримечательностями и характером деятельности, относящимися к естественной среде, историческому наследию и культурным моделям соответственных территорий. Негативное влияние на данные ресурсы понижает привлекательность туристских регионов, что определяет субсидирование процессов сохранения природных и культурных ресурсов туристского региона.
Тем не менее туристский комплекс, действуя как экономическая система, имеет возможность принять вектор стабильного развития и стать конкурентоспособным в том случае, если отправные институциональные структуры в лице государственных органов и хозяйствующих субъектов, понимают всю значимость роли туризма в вопросах социально-экономического развития государства и инициируют согласованную политику формирования его территориальных подсистем.
Республика Татарстан является одним из центров развития туризма в стране, так как располагает всеми ресурсами для полноценного развития различных видов туризма. Вследствие чего разработка комплекса мероприятий по развитию туризма в Республике Татарстан актуальна.
Целью работы является изучение направлений развития туризма в Республике Татарстан, а так же определение основных направлений в области развития туризма в Татарстане.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть специфику развития туризма на региональном уровне;
- определить факторы социально-экономического развития туризма в регионе;
- провести анализ состояния туристской отрасли Татарстана;
- определить основные направления в области развития туризма в Татарстане.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления формированием и развитием регионального туристского комплекса.
Объектом выступает туристская отрасль Татарстана.
В ходе написания работы был изучен обширный круг источников: нормативно-правовые документы, монографии, научные статьи в периодических изданиях, данные статистических сборников и иные по исследуемой теме. Имеющийся исследовательский материал можно символически разделить на несколько групп.
Первая группа. Нормативно-документальная база основана на законах, положениях, инструкциях и Федеральных законах в области туризма, а также данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по республике Татарстан и главного управление экономики и инвестиций республики Татарстан в области туризма за период 2010-2015 годы.
Вторая группа. В ходе написания работы опирались на работы таких авторов, как Бабкин А.В. , Биржаков М.Б., Дусенко С.В., Долженко Г. П., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Колотова Е. В., Николаенко Д.В., Храбовченко В. В. в которых освещены вопросы экономики и территориальной организации международного туризма.
В качестве методов исследования были использованы общенаучные методы, такие как: сравнительный и системный анализы, комплексный подход, а также специальный метод - метод теоретического обобщения.
Хронологические рамки - 2010 - 2015 годы.
Разработанные рекомендации позволят решить проблемы в сфере продвижения и развития туризма в регионе. Развитие туризма является одним из средств социально-экономического развития региона.
Структура выпускной квалификационной работы установлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
При написании работы были поставлены ряд задач, которые были решены.
По рекреационному районированию России Республика Татарстан принадлежит к рекреационному району Среднее Поволжье, которое входит в рекреационную зону Европейский центр России. Для данной зоны типично исключительно хорошее сочетание ключевых условий для развития туризма (многообразные рекреационные потребности многочисленного населения с необходимыми рекреационными ресурсами, разрешающие осуществить настоящие потребности). Это гарантирует высокий уровень развития туризма и неплохие перспективы на будущие времена.
Кроме наличия всевозможных ресурсов, предопределяющих полифункциональность зоны, тут наличествуют и дополнительные факторы, которые стимулируют развитие туризма: неплохая инфраструктурная обеспеченность региона, высокий уровень его экономического развития, деятельная позиция администраций, входящих в зону республик и областей в касательстве туризма.
Республика Татарстан считается одним из лидеров среди регионов Российской Федерации в отрасли туризма, демонстрирует стабильную позитивную динамику по главным показателям формирования отрасли. Годовой темп прироста потока туристов в РТ в среднем составляет 12,1 %, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма - 19,4 %.
В качестве ключевых видов туризма, развивающихся на территории Республики Татарстан, можно выделить такие виды, как:
-лечебно - оздоровительный - вид туризма, осуществляемый с оздоровительными или лечебными целями. Оздоровительный вид туризма нацелен на использование природных лечебных ресурсов и физиотерапевтических факторов, используемых с целью улучшения состояния здоровья;
-культурно-познавательный или экскурсионный туризм являет собой поездки и путешествия с познавательными целями и дают возможность познакомиться с историей, традициями, культурой и главными достопримечательностями территории;
-событийный вид туризма - ориентирован на посещение местности в конкретное время, связанный с каким-либо событием;
-бизнес-туризм - поездки (командировки) служащих предприятий/организаций с деловыми целями, либо реализация корпоративных мероприятий;
-круизный - туристическая поездка с использованием того или иного транспортного средства не только для перемещения, но и для временного проживания, питания и обслуживания;
-экологический - путешествие посреди природы (подчас его называют природным туризмом, биотуризмом и др.);
-паломнический - вариант религиозного туризма, ориентированный на посещение святых мест, храмов и монастырей.
Развитие данных видов туризма формирует туристкую индустрию региона. Далее рассмотрим основные показатели туристской индустрии РТ в 2015 году.
Положительное направление динамики роста ключевых показателей регистрируется по промежуточным данным 2015 года. Объем оказанных услуг в сфере туризма (без учета смежных отраслей) за 11 месяцев 2015 года составил 10 535,6 млн. рублей, что на 14,1 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и на 5,1 % больше годового значения 2014 года. За период с января по ноябрь 2015 года темп прироста объема оказанных гостиничных услуг составил 19,1 %, туристских услуг - 11,2 %, санаторно-оздоровительных - 9,1 % по сравнению с подобными показателями указанного периода 2014 года.
Особый импульс для роста основных показателей туристской отрасли дало проведение в 2015 году XVI Чемпионата мира ФИНА по водным видам спорта и XVI Чемпионата мира ФИНА по водным видам спорта категории «Мастерс» 2015 года в г.Казани. Количество иностранных граждан, прибывших в Республику Татарстан с целью визита «туризм», возросло на 78,8 % по сравнению с показателем 2014 года.
Рост туристского потока главных туристских центров республики по сравнению с показателем 2014 года составил в среднем 36,8 %.
Дополнительному росту турпотока туристских центров в 2015 году способствовало проведение на их территории крупных событийных мероприятий.
Туризм в Татарстане - одно из наиболее многообещающих направлений социально - экономического развития республики. Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России
По нашему мнению работа по созданию единого туристского бренда региона является более актуальной на сегодняшний день, и на наш взгляд быстрее реализуемой чем инцест проекты в развитие туристско-рекреационных кластеров
С целью развития интереса и увеличения престижа Республики Татарстан, как региона подходящего для туризма, создания стабильных потоков въездного и внутреннего туризма, надлежит реализовать комплекс мер, ориентированных на поддержку и совершенствование регионального туристского продукта, туристского бренда Республики Татарстан, как неповторимой природной территории мирового масштаба.
В рамках создания единого туристского бренда Республики Татарстан для формирования эффективного конкурентоспособного регионального туристского продукта и удержание устойчивого спроса на туристские услуги; развитие туристской инфраструктуры; повышение качества туристских услуг в регионе; усовершенствование управлением туристским комплексом города.
Надлежит решить такие задачи, как:
1. содействие имиджевой деятельности туристской индустрии и распространение туристского бренда Республики Татарстан, как уникальной природной территории мирового масштаба;
2. пропагандирование единичных видов туризма;
3. усовершенствование информационного сервиса туристов;
4. повышение квалификации персонала туристской индустрии.
Туристско-рекреационный потенциал Республики Татарстан составляют особенный ресурсный потенциал, который делает регион перспективной территорией для формирования въездного и внутреннего туризма. Базируясь на данном потенциале, туризм может и должен стать самой из главных отраслей специализации экономики региона.
Исполнение мероприятий, адресованных на использование потенциала региона для формирования имиджа туристской дестинации - Республики Татарстан будет способствовать повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта и качества предоставляемых туристских услуг, продвижению Республики Татарстан, как уникального региона и мирового центра развития горнолыжного и санаторно-курортного туризма, положительной динамике вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие региона, обеспечению занятости населения, созданию новых рабочих мест и достойных условий труда, совершенствованию системы управления туристским комплексом города.
Прогнозируемый социально-экономический эффект от осуществления мероприятий, ориентированных на развитие регионального туризма выражается в:
1) увеличении в 2018 году въездного и внутреннего туристского потока в город на 113% по отношению к уровню 2014 года;
2) приросте среднесписочной численности работников, занятых в сфере туризма (с учетом смежных отраслей), на 20 800 человек;
3) увеличении поступлений налогов от туристической деятельности в консолидированный бюджет Республики Татарстан на 92% или на 2 307 млн.руб.
4) Увеличение доля сферы туризма в ВРП до 2%.
Таким образом, можно говорить о том, что развитие регионального внутреннего туризма в Республики Татарстан является залогом развития всей туристской отрасли всего региона.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ): федер.закон от 30.10.1994 № 51-ФЗ (в ред. 29.06.2015 ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 15.03.2016).
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 15.03.2016).
3. Федеральный закон от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 15.03.2016).
4. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» (в ред. 28.04.2015 ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 15.03.2016).
5. Азар В.И. Экономика и организация туризма. - М.: Профиздат, 2013. - 386 с.
6. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка : Учеб/ пособие для вузов. - М.: Соло-Пресс, 2013. - 432 с.
7. Александрова А. Ю. Международный туризм : Учеб/ пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 458 с.
8. Ананьев М.А. Международный туризм. - М.: Международные отношения, 2014. - 428 с.
9. Арсланова Г.Х. современный потенциал развития туризма в республике Татарстан // Ученые записки ИСГЗ, 2015. - № 2 (13). - С. 19-25.
10. Багрова Л.А., Багров Н.В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) // Изв. АН РФ. Сер. Геогр. - 2010. - № 2. - С. 5-12.
11. Балабанов И., Балабанов А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 326 с.
12. Бариев М.М. Физическая культура, спорт и туризм республики Татарстан: от настоящего - к будущему // Теория и практика физической культуры, - 2012. - № 4. - С. 83-86.
13. Биржаков М. Б. Введение в туризм. - СПб.: «Изд. дом «Герда», 2012.-342 с.
14. Бунаков О.А. Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, - 2011. - № 26. - С. 21-27
15. Власова И.Б. Основы туристской деятельности. - М.: Рос. Междунар. ин-т туризма, 2013. - 439 с.
16. Гидбут А.В., Мезенцев А.Г Планирование и прогнозирование курортно-рекреационного развития // Гидбут А.В., Мезенцев А.Г. Курортно-рекреационное хозяйство. - М.: 2011.255 с.
Джефикс Ф. Реклама. - Киев: Знания, 2012. - 346 с.
17. Дусенко С.В. Управление социально - культурной сферой и туризмом: Учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар.Гос.Техн.ун-та, 2014. - 210 с.
18. Жукова М.А. Индустрия туризма: Менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 485 с.
19. Зорин А.И. Дестинация. - М.: ООО ВЛАЦ, 2012. - 226с.
20. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 355 с.
21. Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А. Туризм и отраслевые системы : Учебник для вузов туристического профиля. - М.: 2013.- 365 с.
22. Кабиров И.С. Развитие социально-культурного сервиса, ориентированного на региональный внутренний туризм в республике Татарстан // Научное обозрение, 2015. № 19. С. 278-283
23. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 326 с.
24. Кузнецов А.С. Концепция по созданию кластера «физическая культура, спорт и туризм» в республике Татарстан // Теория и практика физической культуры, 2012. - № 11. - С. 3-7.
25. Моисеева Н.К Стратегическое управление туристской фирмой. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 343 с.
26. Морозов М. А. Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона / М. А. Морозов, Т.В. Львова // Современная конкуренция. - 2012. - № 4(34). - С. 105-116.
27. Морозов М. А. Оценка привлекательности туристских дестинаций / М.А. Морозов, Н.С. Морозова // Вестник РГТЭУ, 2012. № 7-8 (67) - С.25-56.
28. Морозов М. А. Проблемы стратегического планирования и управление туристской дестинацией / М.А. Морозов, М.А. Дмитриева // Вестник Российского нового университета. - 2011. - № 2. - С. 195-200.
29. Никитина О.А. Приоритеты экономического развития регионального санаторно-курортного рынка // Журнал «Фундаментальные исследования», 2014. №5. - С.36-37.
30. Николаенко Т.В., Николаенко Д.В. История и региональные особенности мирового туризма. - Симферополь, 2014.- 347 с.
31. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. - М.: 2009.-401 с.
32. Петрик Л.С., Бакирова Д. Туризм в Татарстане: ставка на природу, историю, национальный колорит // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. - № S3. - С. 48-50.
33. Пирожник И.И., Лещинский В.И. Районирование рекреационного потенциала туристских ц ентров и о птимизация его и спользования. - М.: 2011.
- 149 с.
34. Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. - М.: 2013.-432 с.
35. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. - М.: 2011. - 331 с.
36. Руденко К.А. Историко-культурное наследие как основа развития внутреннего туризма в Татарстане // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, - 2015. - № 33-1. - С. 19-24.
37. Сенин B.C. Краткий толковый словарь основных профессиональных терминов, понятий и определений, применяемых в туризме.
- М.: Российский Университет дружбы народов, 2012. - 287 с.
38. Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: РИПРИКТ. 2011. - 306 с.
39. Сущинская М.Д. Культурный туризм : учебное пособие / М.Д. Сущинская. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 128 с..
40. Теоретические основы рекреационной географии / Под ред. В.С.Преображенского. - М.: Наука, 2012.-405 с.
41. Теория и практика м еждународного туризма / Сб. статей; Под ред. д-ра географ, наук А.Ю. Александровой. - М.: КНОРУС, 2011.- 432 с.
42. Туризм в цифрах. 2013: Стат. сб. /ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2014. - 241 с.
43. Туризм и туристские ресурсы в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М.: 2011. -267 с.
44. Уварова М.В. Туризм - как одна из основных отраслей национальной экономики республики Татарстан // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2015. - № 2 (7). - С. 270-273.
45. Ушаков Д.С. Прикладной Туроперейтинг. - М.: ИКЦ «МарТ», 2014. - 573 с.
46. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р. Управление и организация в сфере услуг / Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2013. - 752 с.
47. Хисматуллин М.М., Вашуров М.В. Городской и сельский туризм в аспекте дестинационного развития туристско-рекреационного потенциала республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета, 2014. - № 2 (32). - С. 5-10.
48. Храбовченко В.В. Экологический туризм: Учеб.-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.- 208 с.
49. Хурамшина А.З., Маклашова Э.А. Институционализация туризма в Татарстане: числовые показатели // Современные проблемы науки и образования, - 2014. - № 4. - С. 611.
50. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Управление
индустрией туризма. - М.: КНОРУС, 2012. - 568 с.
51. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Социально¬
экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги. - М.: КНОРУС, 2012. - 432 с.
52. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 456 с.
53. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. - М.: Гелиос АРВ, 2009. 351 с.
54. Доклад Председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2015 году и задачах на 2016 год» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tourism.tatarstan.ru/ (дата обращения 01.05.2016)
55. Серова О.В., Кулагин А.Ю. Оценка ландшафтного туристско- рекреационного потенциала Республики Татарстан и Республики Башкортостан // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. - №2 С. 574 - 579.
56. Сидоров В.П., Рубцов В.А., Шабалина С.А., Булатова Г.Н. Природно-рекреационный потенциал республики Татарстан // вестник удмуртского университета, 2013. - №3. - С. 152- 161.