ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 8
1.1. Самосознание подростков как предмет исследования 8
1.2. Самосознание как личностная характеристика 24
1.3. Анализ структуры самосознания 34
1.4. Гендерные особенности самосознания юношей и девушек в
подростковом возрасте 38
Выводы по первой главе 45
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Математико-статистическая обработка полученных данных
исследования 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Самосознание человека охватывает обширный круг человеческой жизни, - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание представляет собой один из основных элементов психологического склада личности, которые регулируют деятельность и поведение человека.
Самосознание - не совокупность отдельных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и любая установка, она включает в себя когнитивный компонент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный компонент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой компонент (определенная самооценка). Самосознание - это следствие продолжительного развития индивида, превращение его в самостоятельного субъекта деятельности, который устанавливает определенные взаимоотношения с социумом и окружающей средой. Становление самоопределения напрямую связано с формированием самосознания в подростковом возрасте.
Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в развитии человека, так как именно на протяжении этого периода происходит фундаментальное изменение ранее сложившихся психологических структур, вследствие чего, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Данная многоуровневость самосознания предполагает как множество факторов, которые влияют на его формирование, так и необходимость выявления в ходе исследований наиболее существенных факторов его развития. Актуальность исследования определяется выбором возрастного этапа, для которого характерно возникновение самосознания как
системного образования, которое определяет и направляет развитие личности. Так же - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время недостаточно психологических исследований, раскрывающих особенности самосознания в подростковом возрасте, не смотря на это, во многих исследованиях отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания (Л.С.Выготский, 1956; Т.В.Драгунова, 1976; А.Н. Леонтьев,1994; В.С. Столин, 1983; Д.И. Фельдштейн, 1997; Д.Б. Эльконин, 1994 и другие). Собственно в старшем подростковом возрасте происходят изменения, которые обеспечивают формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному существованию и индивидуальной картине мира. Различные подходы к разрешению проблем, которые связаны с периодом подросткового периода, развития чрезвычайно разнообразны, зачастую недостаточно согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразование данного возрастного этапа с точки зрения его содержания, структуры и динамики. Ученые выделяют различные факторы, которые влияют на формирование самосознания, а так же разнообразные признаки, которые характеризуют уровень развития подростка в контексте ведущей деятельности. Так же ученые выделяют подростка или юношу в разных социальных и культурных ситуациях развития, что определяет разницу в содержательных и структурно-динамических характеристиках
самосознания человека на определенном этапе развития и затрудняет построение обобщения относительно данных характеристик.
Поскольку поведенческие, эмоциональные, нормативные, ценностно¬мотивационные характеристики самосознания базируются на присвоенных личностью компонентах культуры, предполагается логичным сделать шаг в изучении самосознания в контексте анализа механизмов и условий непосредственного присвоения формирующего опыта культуры. Эта позиция предоставит возможность выстроить обобщенную картину, и, объединив различные характеристики развивающегося самосознания подростка, сделать попытку целостного изучения во взаимодополняющем контексте психологии развития и личности. Из этого следует, что в исследовании психологических особенностей самосознания подростка сходятся интересы как психологии развития, так и психологии личности.
Формирование и развитие самосознания личности обычно рассматривается без учета ее индивидуально-творческой роли в процессе присвоения общепринятых норм. Содержательная сторона самосознания неоднократно рассматривается только с позиции формирующих социокультурных влияний. Наряду с этим, как один из критериев уже развитого самосознания, определяется активная позиция самостоятельной личности.
Существующие представления о психологических особенностях подростка в период становления самосознания носят в целом описательный, а так же констатирующий характер. Вместе с тем, некоторые феномены, которые характерны только подростковому возрасту, например, идеализация, преданность и поклонение кумирам сохраняются без должного обоснования. Благодаря этому представляется актуальным выявить психологические особенности самосознания, которые характерны именно подростковому периоду и то, какая функциональная необходимость за ними скрывается.
Цель исследования: выявить динамику изменения компонентов самосознания подростков.
Объект исследования: самосознание в подростковом возрасте.
Предмет исследования: динамика развития самосознания в
подростковом возрасте.
Гипотезой исследования является предположение о том, что структурные компоненты, которые входят в состав самосознания, изменяются в различные возрастные периоды, а так же в зависимости от гендерных особенностей подростков.
В соответствии с гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы:
• выявить структуру самосознания детей младшего и старшего подросткового возраста;
• выявить содержательно-смысловые особенности самосознания подростков.
2. Подобрать адекватные методы исследования, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в данной работе.
3. Определить формальные характеристики самосознания подростков и их соотношения.
4. Сопоставить полученные результаты и проверить с помощью методов математической статистики различия в выборках.
Методологическая основа исследования: Методологической
основой исследования стали научные труды ученых таких, как: Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, А.Н. Леонтьев, В.С. Столин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и других.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• методика личностного дифференциала (ЛД) адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева;
• шкала самоуважения М.Розенберга;
• диагностика общей самооценки (опросник Г.Н.Казанцеввой).
Базой исследования стало Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №4» Елабужского Муниципального Района Республики Татарстан. Исследование проводилось в 5 классе в количестве 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте от 10 до 12 лет, и в 7 классе в количестве 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 13-14 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что особенности самосознания связываются в работе с созданием подростком индивидуального мифа о себе и своем будущем, а так же своем месте в окружающем мире. Процесс становления самосознания рассматривается как динамическая структура, что позволяет выстраивать алгоритм развития. Именно это дает возможность анализа индивидуальных особенностей и различий в самосознании у подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она состоит в выявлении особенностей и конкретно действующих механизмов развития самосознания, что дает реальную возможность психологической помощи подросткам в кризисный период с целью поиска позитивного выхода из кризисного возраста и для развития представлений о дальнейшем жизненном пути.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты исследования апробировались в XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» 15 марта 2016 г. (г.Новосибирск).
Не смотря на то, что подростковый период и его значение в становлении самосознания начали исследовать более восьмидесяти лет назад, в теоретических источниках области психологии пока еще не сложилось обобщенной, единой теории, в которой были бы представлены основные стадии подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и одновременно удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Однако, все вышеперечисленные теории, по нашему мнению, имеют важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.
Проведенный в работе теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования самосознания в подростковом возрасте можно сделать вывод о том, что самосознание - это вершина сознания. Самосознание является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней, оно позволяет человеку оценить свои действия, мысли, результаты, найти свое место в жизни. Самосознание существенно отличается от сознания, так как сознание представляет собой знание о другом человеке, а самосознание - знание себя, формирующееся в процессе социализации. Однако не существует единого подхода в изучении самосознания и его структурных компонентов, потому что ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. В подростковом возрасте огромное влияние на развитие самосознания и становление личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и учителей, вследствие чего опыт подростка расширяется и при оценке и восприятии себя представляется тенденция к эмансипации самооценок от оценок других.
При анализе динамической структуры самосознания используется два определения, такие как, «текущее Я», которое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, иными словами непосредственные процессы деятельности самосознания и «личностное Я», как устойчивую структурную схему самоотношения, ядро синтеза «текущего Я». Поскольку отражаются все процессы сознания, индивид может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и осознавать себя сознательным существом.
С помощью адекватно подобранных методов исследования, нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления динамики изменения компонентов самосознания подростков. Результаты и выводы данной исследовательской работы однозначно указывают на то, что структурные элементы самосознания изменяются в различные возрастные периоды и в зависимости от гендерных особенностей подростков.
Таким образом, гипотеза исследовательской работы о том, что структурные компоненты, которые входят в состав самосознания, изменяются в различные возрастные периоды, а так же в зависимости от гендерных особенностей подростков, была подтверждена, цель достигнута, задачи реализованы.