Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №54979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 8
1.1. Самосознание подростков как предмет исследования 8
1.2. Самосознание как личностная характеристика 24
1.3. Анализ структуры самосознания 34
1.4. Гендерные особенности самосознания юношей и девушек в
подростковом возрасте 38
Выводы по первой главе 45
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Математико-статистическая обработка полученных данных
исследования 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Самосознание человека охватывает обширный круг человеческой жизни, - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание представляет собой один из основных элементов психологического склада личности, которые регулируют деятельность и поведение человека.
Самосознание - не совокупность отдельных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и любая установка, она включает в себя когнитивный компонент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный компонент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой компонент (определенная самооценка). Самосознание - это следствие продолжительного развития индивида, превращение его в самостоятельного субъекта деятельности, который устанавливает определенные взаимоотношения с социумом и окружающей средой. Становление самоопределения напрямую связано с формированием самосознания в подростковом возрасте.
Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в развитии человека, так как именно на протяжении этого периода происходит фундаментальное изменение ранее сложившихся психологических структур, вследствие чего, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Данная многоуровневость самосознания предполагает как множество факторов, которые влияют на его формирование, так и необходимость выявления в ходе исследований наиболее существенных факторов его развития. Актуальность исследования определяется выбором возрастного этапа, для которого характерно возникновение самосознания как
системного образования, которое определяет и направляет развитие личности. Так же - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время недостаточно психологических исследований, раскрывающих особенности самосознания в подростковом возрасте, не смотря на это, во многих исследованиях отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания (Л.С.Выготский, 1956; Т.В.Драгунова, 1976; А.Н. Леонтьев,1994; В.С. Столин, 1983; Д.И. Фельдштейн, 1997; Д.Б. Эльконин, 1994 и другие). Собственно в старшем подростковом возрасте происходят изменения, которые обеспечивают формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному существованию и индивидуальной картине мира. Различные подходы к разрешению проблем, которые связаны с периодом подросткового периода, развития чрезвычайно разнообразны, зачастую недостаточно согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразование данного возрастного этапа с точки зрения его содержания, структуры и динамики. Ученые выделяют различные факторы, которые влияют на формирование самосознания, а так же разнообразные признаки, которые характеризуют уровень развития подростка в контексте ведущей деятельности. Так же ученые выделяют подростка или юношу в разных социальных и культурных ситуациях развития, что определяет разницу в содержательных и структурно-динамических характеристиках
самосознания человека на определенном этапе развития и затрудняет построение обобщения относительно данных характеристик.
Поскольку поведенческие, эмоциональные, нормативные, ценностно¬мотивационные характеристики самосознания базируются на присвоенных личностью компонентах культуры, предполагается логичным сделать шаг в изучении самосознания в контексте анализа механизмов и условий непосредственного присвоения формирующего опыта культуры. Эта позиция предоставит возможность выстроить обобщенную картину, и, объединив различные характеристики развивающегося самосознания подростка, сделать попытку целостного изучения во взаимодополняющем контексте психологии развития и личности. Из этого следует, что в исследовании психологических особенностей самосознания подростка сходятся интересы как психологии развития, так и психологии личности.
Формирование и развитие самосознания личности обычно рассматривается без учета ее индивидуально-творческой роли в процессе присвоения общепринятых норм. Содержательная сторона самосознания неоднократно рассматривается только с позиции формирующих социокультурных влияний. Наряду с этим, как один из критериев уже развитого самосознания, определяется активная позиция самостоятельной личности.
Существующие представления о психологических особенностях подростка в период становления самосознания носят в целом описательный, а так же констатирующий характер. Вместе с тем, некоторые феномены, которые характерны только подростковому возрасту, например, идеализация, преданность и поклонение кумирам сохраняются без должного обоснования. Благодаря этому представляется актуальным выявить психологические особенности самосознания, которые характерны именно подростковому периоду и то, какая функциональная необходимость за ними скрывается.
Цель исследования: выявить динамику изменения компонентов самосознания подростков.
Объект исследования: самосознание в подростковом возрасте.
Предмет исследования: динамика развития самосознания в
подростковом возрасте.
Гипотезой исследования является предположение о том, что структурные компоненты, которые входят в состав самосознания, изменяются в различные возрастные периоды, а так же в зависимости от гендерных особенностей подростков.
В соответствии с гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы:
• выявить структуру самосознания детей младшего и старшего подросткового возраста;
• выявить содержательно-смысловые особенности самосознания подростков.
2. Подобрать адекватные методы исследования, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в данной работе.
3. Определить формальные характеристики самосознания подростков и их соотношения.
4. Сопоставить полученные результаты и проверить с помощью методов математической статистики различия в выборках.
Методологическая основа исследования: Методологической
основой исследования стали научные труды ученых таких, как: Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, А.Н. Леонтьев, В.С. Столин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и других.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• методика личностного дифференциала (ЛД) адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева;
• шкала самоуважения М.Розенберга;
• диагностика общей самооценки (опросник Г.Н.Казанцеввой).
Базой исследования стало Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №4» Елабужского Муниципального Района Республики Татарстан. Исследование проводилось в 5 классе в количестве 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте от 10 до 12 лет, и в 7 классе в количестве 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 13-14 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что особенности самосознания связываются в работе с созданием подростком индивидуального мифа о себе и своем будущем, а так же своем месте в окружающем мире. Процесс становления самосознания рассматривается как динамическая структура, что позволяет выстраивать алгоритм развития. Именно это дает возможность анализа индивидуальных особенностей и различий в самосознании у подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она состоит в выявлении особенностей и конкретно действующих механизмов развития самосознания, что дает реальную возможность психологической помощи подросткам в кризисный период с целью поиска позитивного выхода из кризисного возраста и для развития представлений о дальнейшем жизненном пути.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты исследования апробировались в XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» 15 марта 2016 г. (г.Новосибирск).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Не смотря на то, что подростковый период и его значение в становлении самосознания начали исследовать более восьмидесяти лет назад, в теоретических источниках области психологии пока еще не сложилось обобщенной, единой теории, в которой были бы представлены основные стадии подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и одновременно удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Однако, все вышеперечисленные теории, по нашему мнению, имеют важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.
Проведенный в работе теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования самосознания в подростковом возрасте можно сделать вывод о том, что самосознание - это вершина сознания. Самосознание является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней, оно позволяет человеку оценить свои действия, мысли, результаты, найти свое место в жизни. Самосознание существенно отличается от сознания, так как сознание представляет собой знание о другом человеке, а самосознание - знание себя, формирующееся в процессе социализации. Однако не существует единого подхода в изучении самосознания и его структурных компонентов, потому что ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. В подростковом возрасте огромное влияние на развитие самосознания и становление личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и учителей, вследствие чего опыт подростка расширяется и при оценке и восприятии себя представляется тенденция к эмансипации самооценок от оценок других.
При анализе динамической структуры самосознания используется два определения, такие как, «текущее Я», которое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, иными словами непосредственные процессы деятельности самосознания и «личностное Я», как устойчивую структурную схему самоотношения, ядро синтеза «текущего Я». Поскольку отражаются все процессы сознания, индивид может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и осознавать себя сознательным существом.
С помощью адекватно подобранных методов исследования, нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления динамики изменения компонентов самосознания подростков. Результаты и выводы данной исследовательской работы однозначно указывают на то, что структурные элементы самосознания изменяются в различные возрастные периоды и в зависимости от гендерных особенностей подростков.
Таким образом, гипотеза исследовательской работы о том, что структурные компоненты, которые входят в состав самосознания, изменяются в различные возрастные периоды, а так же в зависимости от гендерных особенностей подростков, была подтверждена, цель достигнута, задачи реализованы.



1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999г. - 89с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995г. - 237с.
3. Александрова Ю. В. Возрастная психология. Книга. 3. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. - М.: Современный гуманитарный университет, 1999г. - 66с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов на Дону, 2000г. - 159с.
5. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003г. - 373с.
6. Балгимбаева З.М. Психология гендерных предубеждений. - Алматы: «Алла прима», 2008г. - 160с.
7. Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997г. - с.14-26.
8. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб., 2006г. - 431с.
9. Березин С.В., Турусова О.В. Общая психология. - Самара, Самарский госуниверситет, 1995г. - 218с.
10. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001г. - 320с.
11. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и
самосознания подростков. Психосемантика. / Психологический
журнал, т. 24, №1, 2003 г. - с.91-103.
12. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии. - М. 4, 1979г. - 243с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М. 2001г. - 342с.
14. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка. - М., 1956г. - 263с.
15. Гамезо М.В. Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007г. - 352с.
16. Дж. Капрара, Д. Сервон. Психология личности. - СПб.: Питер, 2007г. - 640с.
17. Драгунова Т.В. Подросток - М., 1976г. - 163с.
18. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 1990г. - с. 19-27.
19. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981г. - 195с.
20. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.:Просвещение, 1988г. - 295с.
21. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.,2000г. - 271с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999г. - 315с.
23. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977г. - 168с.
24. Кон И.С. «Мальчик - отец мужчины». - М.: Время, 2009г. - 704 с.
25. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 2005г. - 204с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975г. - с. 2-173.
27. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976г. - 257с.
28. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб., 2002г. - 365с.
29. Мир подростка /под. ред. Снежневской Р.Д. - М.: Педагогика. 1989г. - 233с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология / фенаменология развития, детство, отрочество / Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 1999г. - 297с.
31. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшей пед. учеб. заведений: 3 кн..Психология образования.-3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС;1997г. - с. 608.632
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., Просвещение. 1997г. - 448с.
33. Основы психологии: Практикум / под ред. Столяренко. - Феникс, 2000г., - 565с.
34. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для, вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005г. - 288с.
35. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. (Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996г. - 92с.
36. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Кпециной. - СПб.: Питер, 2003г. - 479с:
37. Психология подростка. / под ред. А.А. Реан - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003г. - 480с.
38. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987г. - 415с.
39. Радюк И.В. Гармония в «Гармонии» - единство противоположностей // Педагогическое обозрение №6. - 2010г. - с. 17.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб: изд. Питер, 2000г. - 712 с.
41. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности. Психологические проблемы самореализации личности. / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. Спб., 1997 г. - 240с.
42. Собр. соч. Л.С. Выготского Т.1. - М., 1982г. - с.20
43. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983г. - 284с.
44. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987г. - 182с.
45. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии №6. - 1988г. - с.31 - 42.
46. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991г. - с.28-40.
47. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997г. - №3. - с.33¬40.
48. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1997г. - 143с.
49. Шавельева Д.М. Динамика самосознания в подростковом возрасте //
Научное общество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40).
[Электронный ресурс] Дата обновления: 09.05.2016. - URL:
HTTP://SIBAC.INFO/ARCHIVE/GUMAN/3(40).
50. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996г. - 345с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ