Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности структуры религиозной активности и ценностных ориентаций

Работа №54975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ
АКТИВНОСТИ КАК ФОРМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Характеристика зависимого поведения 6
1.2. Религиозная аддикция как вид нехимической зависимости 15
1.3. Личностные особенности людей, склонных к религиозной
активности 25
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЛИГИОЗНО АКТИВНЫХ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Результаты исследования 40
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня такое неблагоприятное социально-психологическое явление, как зависимое, или аддиктивное, поведение, требует особого детального изучения. Это связано с тем, что отмечается прогрессирующее распространение, вовлеченность населения в разнообразные религиозные организации, сопровождающееся нарушением поведения личности при нехимических формах зависимого поведения. Общей, поведенческой чертой религиозно зависимого человека, как и при других видах зависимости, является стремление уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние, ограничивая его каким-то одним видом деятельности.
Следует отметить, что проблема религиозной активности получила очень широкое распространение в связи с расширением деятельности разнообразных религиозных организаций, применяющих различные психотехники, проведение религиозных ритуалов. Большинство людей попадает в религиозные организации в состоянии психологического кризиса, отчаяния, а подобные организации используют эти состояния, обещая заполнить душевный вакуум, снизить тревогу, решить все жизненные вопросы. Однако, несмотря на значимость проблемы религиозной активности, недостаточно проработанным в психологии остается понятие психологической зависимости от религиозной идеи. Указанное противоречие может быть успешно решено на основе исследования психологических особенностей представителей религиозно активных личностей.
Цель исследования: выявить психологические особенности лиц с религиозной активностью.
Объект исследования: структура религиозной активности.
Предмет исследования: жизненные ценности религиозно активных лиц.
Гипотеза исследования: специфические мировоззренческие
особенности структуры религиозной активности и взаимосвязь с жизненными ценностями и ориентациями.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и сущность зависимого поведения;
2) проанализировать религиозную аддикцию как вид нехимической зависимости;
3) охарактеризовать личностные особенности людей, склонных к религиозной активностью;
4) разработать методологический аппарат эмпирического
исследования;
5) интерпретировать результаты эмпирического исследования психологических особенностей религиозно зависимых лиц.
Методы исследования: анализ, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с религиозно зависимыми лицами, интерпретационный метод, метод математической статистики. Для исследования особенностей личностных и ценностных ориентаций лиц с религиозной активностью нами были использованы следующие методики: 1) Методика изучения религиозной
активности; 2) Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга; 3) Многофакторный личностный опросник; 4) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО); 5) Самоактуализационный тест (САТ); 6) Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ).
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что данные материалы могут быть использованы при разработке коррекционных программ реабилитации лиц с религиозной активностью, в индивидуальной психологической практике, при определении направлений социальной работы с указанным контингентом.
Выборка включала в себя религиозно активных в количестве 20 человек, контрольную группу составили 20 человек, не имеющих такой активности - условно здоровых людей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое нами исследование было посвящено изучению личностных особенностей людей с религиозной активностью. Обращение к данной теме обусловлено тем, что проблема религиозности получила широкое распространение в современном обществе. В настоящее время существенно расширилась деятельность разнообразных религиозных организаций, применяющих различные психотехники, практикующих применение различных ритуалов, что способствует подавлению личности их приверженцев. У таких людей возникает стремление уйти от реальности, возникает изменение психического состояния и, как следствие, происходит ограничение в рамках одного вида деятельности - культового служения.
Вышесказанное позволило определить цель исследования - изучить структуру личности лиц с религиозной активностью. Была выдвинутая следующая гипотеза: религиозно активные по сравнению со здоровыми людьми, отличаются сужением жизненных целей и интересов, низкой результативностью жизни, ориентацией на самореализацию в рамках религиозной организации. Основными задачами исследования стали: 1) определение сущности зависимого поведения; 2) анализ религиозной аддикции как вида нехимической зависимости; 3) рассмотрение личностных особенностей людей, склонных к религиозной активности; 4) проведение эмпирического исследования личностных особенностей религиозно активных; 5) анализ результатов эмпирического исследования.
Проведённый нами теоретический анализ выявил сущностные характеристики зависимого поведения в целом и религиозной активности в частности. Рассмотренные исследования продемонстрировали важность и актуальность затронутой темы, поэтому в эмпирической части мы представили авторское исследование личностных особенностей религиозно акттивных. Проведённый анализ выявил, что различия между религиозно активными и здоровыми людьми выявлены по всем измеряемым параметрам, характеризующим как личностные качества, так и смысложизненные и ценностные ориентации. Трактовать это можно следующим образом: специфические мировоззренческие особенности религиозно активных лишают их абсолютного большинства других жизненных радостей и ценностей, негативно влияют на их самосознание, самопринятие, поведенческие реакции. Нивелируются как личностные достоинства, так и ценностные ориентации, что, безусловно, отрицательно сказывается на жизни таких людей в целом.
Проведённый нами анализ позволил классифицировать религиозно активных лиц по трём кластерам. Представители первого кластера характеризуются средним уровнем общительности и ориентации на социальное взаимодействие, до определённой степени вписываются в рамки социума. У них средняя степень самопринятия и самоуважения, готовности самостоятельно отвечать за свои действия. Вместе с тем, эти люди характеризуются повышенной подозрительностью, тревожностью, спонтанностью. Их мирские ценности ограничиваются минимальным материальным обеспечением и коммуникацией. Познавательные и творческие потребности как таковые у них отсутствуют, нет стремления к самоактуализации, саморазвитию.
Представители второго кластера отличаются стремлением к уединению, нежеланием поддерживать социальные отношения. Они замкнуты, неконтактны, но, в отличие от представителей первого кластера, демонстрируют минимальные попытки саморазвития и сохранения собственной индивидуальности. Они больше рефлексируют, но менее самостоятельны, плохо воспринимают происходящие в жизни изменения, не способны контролировать их. Данные испытуемые обладают низким уровнем самоподдержки, самодисциплины, самопринятия. В сравнении с испытуемыми, объединяемыми первым кластером, они больше ценят креативность и сохранение собственной индивидуальности, но меньше заинтересованы в материальном достатке и достижениях.
Лица, объединяемые третьим кластером, по сравнению с представителями первого и второго кластера, более общительны и интеллектуально развиты, обладают познавательными потребностями, имеют определённые жизненные цели, не связанные с религией. Они до некоторой степени контролируют свою жизнь и свои пристрастия, более адаптированы, характеризуются достаточно высоким самоуважением и самопринятием, а также принятием других людей. Для них важно хорошее материальное положение и возможность самореализации, личностные достижения, духовное удовлетворение. Проведённый анализ позволяет определить представителей третьего кластера как наиболее благополучных среди лиц с религиозной активностью.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что данные материалы могут быть использованы при разработке коррекционных программ реабилитации лиц с религиозной зависимостью, в индивидуальной психологической практике, при определении направлений социальной работы с указанным контингентом.



1. Алексеенко А.И. Религия в условиях модернизации современного российского общества: Дис. канд. соц. наук. - Курск, 2005. - 134 с.
2. Алиева Л.С. Особенности взаимосвязи эталона жизнедеятельности и психологической склонности к аддиктивным формам поведения / Л.С. Алиева // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - №1. - С. 116 - 126.
3. Асеева А.Д. Социально-психологические аспекты зависимого поведения в межличностных отношениях в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. - Курск, 2014. - 210 с.
4. Астахова А.В. Религиозный фанатизм и ксенофобия как зависимость / А.В. Астахова // Интегративные подходы в профилактике зависимостей в молодёжной среде: Материалы второго международного научного форума. - 2015. - С. 49 - 54.
5. Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: Дис. канд. филос. наук. - Воронеж, 2009. - 178 с.
6. Башманов В.В. Феномен созависимости: медико-психо-социальный аспект / В.В. Башманов, О.Ю. Калиниченко // Вестник новых медицинских технологий. - 2015. - №1.
7. Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков. - М.: Высшая школа, 2005. - 508 с.
8. Буланова И.С. Специфика религиозности в зависимости от типа религиозной конверсии / И.С. Буланова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 5. - №1. - С. 146 - 155.
9. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. - 1996. - №3.
10. Воропаев Д.Н. Онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма: Дис. канд. филос. наук. - М., 2004. - 130 с.
11. Гаврилова Ю.В. Диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания: Дис. канд. филос. наук. - Чита,
2011. - 159 с.
12. Галяутдинова С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости
отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. - 2013. -
Т. 18. - №1. - С. 232 - 235.
13. Гаташев М.Г. Компенсация и деструкция психологической зависимости. Религиозная и любовная аддикции / М.Г. Гаташев, Е.А. Азарова // Инновационная наука. - 2016. - №4-5. - С. 93 - 96.
14. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб: Питер,
2010. - 480 с.
15. Григорьев Г.И. Аддиктивное поведение и свобода как путь жизненного выбора человека / Г.И. Григорьев, М.В. Легеев // Вестник психотерапии.
- 2014. - №51. - С. 125 - 139.
16. Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов / Л.Н. Грошева. - М., 2004. - 206 с.
17. Дандарон М.Б. Социальное конструирование религиозного сознания: Дис. д-ра филос. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 288 с.
18. Двойнин А.М. Психология верующего. Ценностно-смысловые
ориентации и религиозная вера личности / А.М. Двойнин. - СПб: Речь,
2011. - 224 с.
19. Двойнин А.М. Психология религии: научный подход к исследованию религиозных феноменов / А.М. Двойнин // Вестник современной науки.
- 2015. - №5. - С. 190 - 192.
20. Джемс У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
21. Донцов А.В. Религиозность как личностное качество, её влияние на формирование ценностно-нравственной сферы / А.В. Донцов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №4. - С. 110 - 115.
22. Дулин П.Г. Ценности современного сектантства / П.Г. Дулин // Вестник СевНТУ. - 2012. - №126. - С. 158 - 163.
23. Запесоцкая И.В. Состояние зависимости: Метапсихологический подход / И.В. Запесоцкая, В.Б. Никишина // Клиническая и специальная психология. - 2013. - №2. - С. 77 - 90.
24. Злоказов К.В. Деструктивность и идентичность личности / К.В. Злоказов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2014. - №1. - С. 61 - 73.
25. Змановская Е.В. Девинатология: Психология отклоняющегося
поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
26. Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: Дис. канд. психол. наук. - М., 2005. - 173 с.
27. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1984. - 336 с.
28. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема / Ф.В. Кондратьев. - Белгород, 1999.
29. Короленко Ц.П. Аддиктивный спектр психических нарушений. Компоненты предаддиктивных состояний / Ц.П. Короленко, Т.А. Шпикс // Медицина и образование в Сибири. - 2015. - №5.
30. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Олсиб, 2001. - 251 с.
31. Короленко Ц.П. Религиозная аддикция / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. - 2013. - №5. - С. 128 - 134.
32. Костенко Г.А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения /
Г.А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и
экологическая безопасность. - 2015. - №1. - С. 133 - 137.
33. Кузьмин А.В. Феномен деструктивности новых религиозных движений: Дис. канд. филос. наук. - Белгород, 2009. - 204 с.
34. Ларских М.В. Зависимость уровня и типологии перфекционизма студентов от религиозных конфессий / М.В. Ларских, С.В. Ларских, Ю.В. Логинова // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2016. - Т. 19. - №1. - С. 62 - 67.
35. Лилюхин А.М. Содержательное расширение понятия «аддиктивное поведение» в социологии / А.М. Лилюхин // Научная мысль Кавказа. - 2015. - №2. - С. 133 - 137.
36. Макрушина В.Н. Взаимосвязь акцентуаций личности и склонности к аддиктивному поведению / В.Н. Макрушина // Развитие человека в современном мире: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2015. - С. 137 - 144.
37. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология) / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.
38. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - М.: Смысл, 2011. - 496 с.
39. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - СПб: Речь, 2005. - 445 с.
40. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения / Н.Н. Мехтиханова. - М.: Флинта, 2014.
41. Михельсон О. Определение предмета психологии религии и её места в системе научного знания / О. Михельсон // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2013. - №3. - С. 63 - 76.
42. Монсонова А.Р. Ценностные детерминанты адаптации личности как субъекта этноконфессиональных отношений / А.Р. Монсонова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2013. - №2. - С. 88 - 93.
43. Музалевская-Жаркова Г.М. Психология религии в контексте жизненного самоопределения современного человека / Г.М. Музалевская-Жаркова // Инновационная наука. - 2016. - №3-4. - С. 101 - 105.
44. Николаев Е.Л. Психическое здоровье в социокультурном контексте / Е.Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. - Т. 11. - №4. - С. 6 - 16.
45. Носович В.И. Научный атеизм о религиозной психологии / В.И. Носович. - М.: Наука, 1975.
46. Олехнович И.Б. Зависимая личность в социально-гуманитарном знании как предмет междисциплинарного дискурса / И.Б. Олехнович // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №5-1. - С. 51 - 55.
47. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 464 с.
48. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. - СПб: Питер, 2001. - 561 с.
49. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
50. Первова И.П. Представления об аддикциях: Социологический анализ / И.П. Первова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - №4. - С. 38 - 45.
51. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: Дис. канд психол. наук. - М., 2000. - 192 с.
52. Писманик М.Г. Религиоведение / М.Г. Писманик. - М.: Юнити-Дана,
2012. - 279 с.
53. Пожидаева О.П. Компенсаторные и деструктивные механизмы духовной зависимости: Постановка проблемы / О.П. Пожидаева, Е.А. Азарова // Инновационная наука. - 2016. - №4-5. - С. 118 - 120.
54. Почепцов С.С. Методология исследования и субкультурные формы культурно-религиозного многообразия: Дис. канд. филос. наук. - Белгород, 2013. - 161 с.
55. Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы / А.В. Романов // Журнал практического психолога. - 2000. - №1-2. - С. 35 - 39.
56. Савельев Д.С. Границы церкви и линии их нарушения / Д.С. Савельев // Симбирский научный вестник. - 2015. - №3. - С. 165 - 169.
57. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Гос. изд- во мед. лит-ры, 1960. - 254 с.
58. Сибирцева Ю.А. Религиозный фактор в трансформационном пространстве современного российского общества: Дис. канд. филос. наук. - Архангельск, 2005. - 160 с.
59. Субботина Л.Ю. Деформация психологической защиты у патологической зависимой личности / Л.Ю. Субботина // Экология человека. - 2006. - №10. - С. 25 - 28.
60. Сучкова О.В. Социально-психологические аспекты религиозности молодёжи в контексте психологической безопасности: Дис. канд. психол. наук. - Тверь, 2008. - 227 с.
61. Сыроваткин А.Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества: Дис. канд. филос. наук. - Пятигорск, 2013. - 170 с.
62. Твердохлебова Н.В. Психологическая сущность структурных компонентов идентичности аддиктивной личности / Н.В. Твердохлебова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №5. - С. 33 - 36.
63. Тобалов Ю.П. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих и атеистов / Ю.П. Тобалов, Л.Н. Грошева. - М.: РИЦА ИМ, 2004. - 211 с.
64. Тулинова Г.В. Феномен религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры: Дис. канд. филос. наук. - Белгород, 2013. - 158 с.
65. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. - М.:
Политиздат, 1986. - 352 с.
66. Фолиева Т.А. Роль религиозности в развитии личности: Несколько теоретических замечаний / Т.А. Фолиева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2014. - №6. - С. 89 - 100.
67. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Книга по требованию, 2012. - 366 с.
68. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Азбука, 2015. - 480 с.
69. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2010. - 160 с.
70. Хлопкова О.В. Социально-философские аспекты концептуализации религиозности в современной науке: Дис. канд. филос. наук. - Владимир,
2013. - 198 с.
71. Цигвинцева Г.Л. Религиозная вера как детерминанта ментальности / Г.Л. Цигвинцева // Дискуссия. - 2014. - №4. - С. 44 - 47.
72. Чемикосова Т.А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России: Дис. канд. соц. наук. - Казань, 2007. - 261 с.
73. Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозны организаций на личность и её жизнедеятельность: Дис. канд. психол. наук. - М., 2005.
74. Шаблина В.В. Психология зависимого поведения / В.В. Шаблина. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. - 336 с.
75. Шемет И.С. Религизность и духовность с позиции концепции интеграции психики / И.С. Шемет // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №5.
76. Шлычков В.Р. Девиантное поведение личности как социально-психологический феномен: анализ проблемы, типология форм и возможности профилактики / В.Р. Шлычков // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. - №1. - С. 33 - 41.
77. Шпалова Е.В. Теоретические подходы к изучению феномена религиозности / Е.В. Шпалова // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2015. - №4-2. - С. 51 - 64.
78. Шубникова Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения / Е.Г. Шубникова // Российский гуманитарный журнал. - 2013. - Т. 2. - №1. - С. 14 - 20.
79. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг. - М.: Когито-Центр, 2010. - 352 с.
80. Яблоков И.Н. Социология религии / И.Н. Яблоков. - М., 2014. - 265 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ