Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ «ОТЛИЧНИКА» И «ТРОЕЧНИКА» СТАРШЕКЛАССНИКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №54962

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
558
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА «ОТЛИЧНИКА» И
«ТРОЕЧНИКА» СТАРШЕКЛАССНИКА 7
1.1 Понятие «психологический портрет личности» 7
1.2 Психологические особенности «отличников» и «троечников» 10
1.3 Ценностные ориентации старшеклассников 15
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА «ОТЛИЧНИКА» И «ТРОЕЧНИКА» СТАРШЕКЛАССНИКА 26
2.1 Описание организации психологического исследования, выборки и
методов 26
2.2 Анализ проведенного исследования с целью выявления различий
психологических особенностей «отличника» и «троечника»
старшеклассников 32
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Школьный «отличник» - это гордость школы, гордость учителей, гордость страны в целом. Школьный «отличник» венчает успехи образования в России. Это те люди, которые наиболее полно восприняли, освоили, воспроизвели в процессе проверок школьную программу. Своего рода это итог неустанного труда учителей и школьного педагогического коллектива. При этом возникает вопрос: насколько лица, которые окончили школу с медалью, с отличными оценками, эффективны на жизненном пути, при профессиональном самоопределении, в процессе профессионализации; насколько надежды, которые возлагаются на «отличника» в целом, оправдываются на протяжении их жизненного пути; насколько золотые и ранее выдававшиеся серебряные медали жизненны, практичны, насколько они прогностичны при определении жизненных успехов человека? Эта проблема имеет не только познавательное значение, но и вполне конкретные, прикладные приложения: в зависимости от того или иного ответа на эти вопросы следуют те или иные практические выводы [40].
В самом деле, если вдруг «отличники» оказываются не столь эффективными на жизненном пути, как это предполагается, то, возможно, что-то в системе школьного обучения надо менять. Возможно, что отличные оценки, полученные по предметам обучения, не являются достаточно исчерпывающим критерием для оценки личности, хотя не исключено, что в определенном диапазоне они достаточны. Такая постановка вопроса, в случае отсутствия прямой, положительной корреляции между высокой успеваемостью в школе и высокими жизненными успехами на пути человека, дает возможность вовремя сориентироваться самим «отличникам», не допустить у них формирования завышенных, неадекватных самооценок. А это будет способствовать выбору ими жизненного пути, который более соответствует их личностным особенностям. Это будет способствовать преодолению чрезмерного, так называемого нереалистичного оптимизма, что, в конечном счете, способствует профилактике жизненных трагедий у людей [40].
Не менее актуальна аналогичная постановка вопроса по отношению к круглым «троечникам»: составляют потерю для общества с точки зрения формирования профессионалов высокого уровня, или же это лица, чей профессионализм может достичь высокого уровня при определенных условиях [53, с.26].
Эта проблематика значима для общество в целом. При этом «отличники» выступают образцами для подражания, на них воспитывают учащихся, их ставят в пример. И влияние личности медалистов, «отличников» на социально-психологический климат в школе, в стране не мал. Личность «троечника» имеет несколько иной нравственный аспект в школе, обществе. Поэтому разработка данной проблематики, с одной стороны, затрагивает интересы многих людей, а с другой - затрагивает один из социально-психологических механизмов влияния на морально-психологический климат в обществе, на формирование общественной психологии, социальных отношений [53, с.33].
В настоящее время все отчетливее прослеживается тенденция смены сциентической модели обучения как рационально-организационного формирования интеллекта на гуманистическую модель образования как развивающей личность, ее духовность, которая призвана обеспечить становление индивидуальности человека, раскрытие его потенциальных способностей, развитие его самопознания, рефлексии, самоактуализацию и самореализацию. И в этом аспекте принципиально важно и своевременно обращение к личности тех лиц, которые традиционно не вписывались в рационально-организационную модель обучения, но которые потенциально способны к саморазвитию, самоактуализации [11, с 72.].
Именно в этом аспекте в данном исследовании просматривается влияние такого биографического феномена, который сочетает в себе влияние государства, общества, учебного и трудового коллектива, семьи, а также личную активность человека на протяжении обучения человека в школе - уровень его успеваемости, в частности, его контрастные результаты учебной деятельности: удовлетворительные и блестящие, отличные. Эта проблема акмеологически значима и потому, что система обучения, оценки, которые получают школьники, в значительной степени подвластны системному влиянию школьного, педагогического коллектива, государства, это поддается коррекции, психокоррекции, однако возникает вопрос: насколько важно, чтобы школьники были круглыми «отличниками», медалистами и насколько трагично, когда школьники остаются круглыми «троечниками». Именно эти две контрастные группы исследуемых, те, которые привносят немало головных болей, немало проблем в практику обучения в школе и те, которые являются гордостью школы, именно эти контрастные группы стали объектом данного исследования [25, с.58].
Таким образом, данное исследование актуально с социальной, практической и теоретической точек зрения.
Состояние изученности проблемы. Низкая и высокая успеваемость традиционно анализировалась в современной психологии, особенно в педагогической. Однако аспект сравнительного анализа «отличников» и «троечников» в плане их личностного развития от детства до взрослости анализировался более фрагментарно. Эмпирические данные, теоретические положения, важные для такого анализа, приводят в своих работах Т.А. Власова, М.С. Певзнер; В.И. Войтко; А.И. Клименко [39, с.69].
В данном исследовании речь идет не только о том, чем психологически отличаются между собой «отличники» и «троечники», хотя этот вопрос также рассматривается, но и о том как, проявляет себя на жизненном пути, в практической деятельности «отличники» и «троечники», за счет каких компенсационных механизмов «троечники» достаточно успешны, а порой и более успешны, чем «отличники», какие качества формируются у них [41, с.75].
Цель исследования: выявить и описать психологические портреты «отличников» и «троечников» старшеклассников.
Объект исследования - школьники - 11 классов.
Предмет исследования - черты характера и ценностные ориентации старшеклассников.
Гипотеза исследования: существует различия в психологических портретах «отличника» и «троечника» старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «психологический портрет личности».
2. Изучить теоретический материал о психологических особенностях «отличников» и «троечников».
3. Выбрать психологический инструментарий для исследования характера и ценностных ориентаций старшеклассников.
4. Провести психодиагностическое обследование старшеклассников «отличников», «троечников» и на этой основе составить психологический портрет.
5. Сделать сравнительный анализ личностных характеристик «троечника» и «отличника».
В исследовании представлены результаты комплексной
психодиагностики 25 «отличников» и 25 «троечников» в МБОУ «Круглопольского СОШ», МБОУ «Малошильнинская СОШ», МБОУ «Комсомольская СОШ» и МБОУ «Бетькинская СОШ» в Тукаевском муниципальном районе.
Практическая значимость исследования заключается в получении рекомендаций педагогами и родителями, которые позволяют на этапе школьного обучения вовремя скорректировать некоторые негативные личностные особенности, как «отличников», так и «троечников», чтобы облегчить им процесс развития, саморазвития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По окончанию школы и «отличники», и «троечники» выходят в самостоятельную жизнь. Психологи объясняют феномены «отличник» и «троечник» различиями в деловых качествах, складе мышления, способности быстрой адаптации к изменившейся обстановке у представителей учащейся молодежи. «Отличник» твердо знает, что и как ему нужно сделать, чтобы добиться своей поставленной цели. «Троечникам» же, при выходе в большую жизнь сложнее, им приходится думать изо всех сил, как бы разрешить возникающие трудности, чтобы не ошибиться. «Троечник» уверен, что нужно рисковать только тем, что ему неважно, дабы не потерять. Он ищет способы выхода из сложных ситуаций, чтобы потратить как можно меньше сил и средств. «Отличник» же поступает равномерно, обдуманно, полагаясь на нравственные и моральные нормы. Практически все «троечники» могут продемонстрировать большой запас практичности и деловой сметки. Зачастую, низкая успеваемость объясняется отсутствием мотивации в демонстрации успехов на академическом поприще. «Троечник» не привык сосредотачиваться на учебе и предпочитает общаться и развлекаться. В итоге, за время обучения, неуспевающий ученик приобретает полезные знакомства, опыт налаживания личных и деловых контактов (там, где «отличник» берет знаниями и усидчивостью, «троечник» «ловчит» или пытается «договориться). «Троечники» скорее практики, чем «мыслители». Проще говоря, они делают свое дело, пока другие заняты размышлениями о выборе оптимальных путей решения проблемы [51, с 98.].
Проанализировав научную литературу по данной проблеме, мы пришли к следующим выводам. По складу характера «троечники» более терпимы к провалам. Они не «зацикливаются» на своих промахах, а пытаются подобрать новые варианты решения поставленной перед ними задачи. Недостатки образования, компенсируются деловой хваткой. Однако у «троечников» есть большой минус - отсутствие усидчивости и неприятие рутины в работе.
«Отличники» же наоборот, по своей природе обладают хорошими аналитическими способностями, энциклопедичной памятью, терпением, ценят порядок, любят собирать, хранить и систематизировать информацию.
Это ученики, для которых девиз «учиться, учиться, учиться» — девиз по жизни. Им по сердцу похвала взрослых. Они зависимы от авторитетного мнения окружающих, их одобрения [17, с145.].
В ходе нашей работы были составлены психологические портреты старшеклассников - «троечника» и «отличника». Подводя итог, мы можем сказать, что «отличники» характеризуются хорошей обучаемостью, энергичностью, целеустремленностью, активностью, эмоциональной стабильностью. «Отличники» умеют держаться корректно, отстраненно и вежливо, не поддаются эмоциональным порывам. Имеют высокий социальный интеллект, что способствует хорошей и быстрой социальной адаптации, «отличники» стремятся к автономности. «Отличники» имеют четкие цели на будущее и ищут смысл жизни. «Троечники» отличаются недоверием, тревожностью и неуверенностью. «Отличники» более инициативны и заинтересованы в познании.
Подводя итог, мы можем отметить характерные качества «отличника» и «троечника». Можно сказать, что «отличники» характеризуется лучшей обучаемостью, чем «троечники», «отличники» более энергичные, целеустремленные и эмоционально стабильные. В отличие от «троечников» «отличники» могут быть более сдержанными, корректными в различных социальных ситуациях. Исходя из результатов нашего исследования, «троечники» слабее умеют ориентироваться в социальных ситуациях, они дольше адаптируются в социальных ситуациях, зависимы от окружающего мнения, потому что «троечники» более ведомые, чем «отличники». «Отличники» более обязательны и добросовестны, с высоким чувством ответственности. «Отличники», в отличие от «троечников», социальные нормативы поведения выполняют чаще. «Отличники» более смелые в общении и не бояться выступать перед публикой, так как у них более развитые коммуникативные и перцептивные качества. В исследовании мы выявили, что «отличники» имеют более четкие цели на будущее в своей жизни, поэтому их жизнь более осмысленная и направленная. «Троечники» же характеризуются более высокой тревожностью, подозрительностью, нервозностью, недоверием, так как у них имеются сложности с адекватным проявлением эмоций. «Троечники» чаще чувствуют себя уставшими и беспомощными, потому что у них не такие четкие и сильные цели на будущее, как у «отличников». «Троечники» ведомее «отличников», так как меньше проявляя свою инициативу по различным вопросам. «Троечники» чаще не удовлетворены своей жизнью, по причине того, что не верят в свои силы и убеждены в том, что жизнь неподвластна их контролю.
Полученные выводы важны для родителей, учителей для своевременной коррекции психологических трудностей, успеваемости и самоопределения. Исследование дает возможность с большей прогностической точностью заглянуть в будущее «отличников» и «троечников» и своевременно принять психокоррекционные, организационные и иные меры в интересах их будущего.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект, 2010. - 335 с.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 2001. - 339с.
3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 2001. - 367 с.
4. Ансимова, Н.П. Психологический анализ целеобразования и процесса постановки цели Текст. // Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. Т. 1. М., - Ярославль, 2005. - 324 с. 187с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. - 186 с.
6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 299 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж,2000. - 337 с.
8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 2009. -
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2006. - 263 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010. - 464с.
11. Газман, О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2005. - 149 с.
12. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология.: Учебное пособие /М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагог. общ-во России, 2009. - 210 с.
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.
14. Гуревич П.С. Психология. Учебник для бакалавров. - М.:2013. - 176 с.
15. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 382 с.
16. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010. - 159 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов наД., 2006. - 180 с.
18. Изотова Е.И.Психологическая служба в системе образования. - М.: 2012. - 335 с.
19. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.- СПб : Питер, 2010. - 207 с.
20. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. СПб.: Питер, 2005. - 367 с.
21. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций./ Е.Н.Каменская.-Ростов н/Д, 2006. - 175 с.
22. Келли Дж. Психология личности: Теория личных конструктов. СПб., 2007. - 245 с.
23. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2009. - 124 с.
24. Краткий психологический словарь / Авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс,2012. - 384 с.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / Лисина М. И Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной. М., 2008. - 110 с.
26. Лифрансуа, Г. Психология учителя Текст. М. -СПб, 2003. - 89 с.
27. Лучшие психологические тесты / Т.И. Амедов. - М.: Эксмо, 2009. - 305 с.
28. Милорадова Н.Г.Психология и педагогика. Гриф МО РФ.:2009. - 478 с.
29. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2 : Психология образования. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 298 с.
30. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001. - 351 с.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2011. - 339 с.
32. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.
33. Педагогическая энциклопедия - М., 2010. - 186с.
34. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное
самоопределение. М.: ИНН; Воронеж: НПО, «МОДЭК», 2011. - 199 с.
35. Психологические тесты для психологов, педагогов / Н.Ф. Гербень. - 2-е изд. - Минск: Букмастер, 2014. - 423 с.
36. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2003. - 437 с.
37. Психология и педагогика. Психология личности: Учеб. пособие / Волкова М. Н., Истомина О. А., Павловский В. В., Федотова Ю. Ю., Чернобай А. Д., Шатковский А. Г., Шилова Е. В.; Под общей ред. Истоминой О. А., Павловского В. В. - Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2007. - 565.
38. Психология и педагогика: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 2009. - 214 с.
39. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: КноРус: ЧеРо, 2008. - 262с.
40. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2007. - 149 с.
41. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. члена- корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 187 с.
42. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / Под ред. О.В. Хухлаевой. - М.:Юрайт, 2013. - 367с.
43. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения Текст. / под ред. Е.Д. Божович. М., Воронеж, 2012. - 164 с.
44. Реан А.А. Психология и педагогика: учебник / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб .: Питер, 2008. - 352 с.
45. Роджерс К. Свобода учиться. - СПб, 2003. - 238 с.
46. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Гриф МО РФ.: 2013.
- 458 с.
47. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 339 с.
48. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 258 с.
49. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник.- М:.КНОРУС, 2013. - 183 с.
50. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез.-Ростов н/Д:Феникс, 2010. - 250 с.
51. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов на Дону, 2009. - 345 с.
52. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006.
- 302 с.
53. Хон, Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения Текст. М.: Деловая книга, 2011. - 218 с.
54. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк; [Под ред. Д. И. Фельдштейна].-2-е изд., испр.-М.:МПСИ,2006. - 373 с.
55. Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2007. - 418 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ