Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Содержание и назначение коммуникационной политики 8
1.2 Этапы разработки эффективных коммуникаций и ее
составные элементы 12
1.3 Роль психологии продаж в маркетинге 28
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РОЗНИЦА-МАРКЕТ» 37
2.1 Краткая историческая справка 37
2.2 Организационная структура управления предприятием 40
2.3 Ассортимент выпускаемой продукции 47
2.4 Основные конкуренты и поставщики 49
2.5 Маркетинговая политика предприятия 55
2.6 Анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.. ..57
2.7 Спонсорская деятельность ООО «Розница-маркет» 66
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КОМПАНИИ ООО «РОЗНИЦА-МАРКЕТ» 67
3.1 Анализ стимулирование сбыта 67
3.2 Анализ рекламной деятельности 80
3.3 Анализ прямого маркетинга или личной продажи 82
3.4 Направления по совершенствованию коммуникационной политики
ООО «Розница-маркет 87
3.4.1 Размещение аудиоролика на «Дорожном» радио 83
3.4.2 Размещение рекламы в журнале «РКОТомск» плюс 84
3.4.3 Проведение лотерей как элемент стимулирование сбыта в
организации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Современный этап рыночных отношений характеризуется как жесткая конкурентная борьба, вынуждающая производителей искать пути увеличения преимуществ по сравнению с конкурентами. В настоящее время рынок требует гораздо большего, чем просто создание хорошего товара, назначение на него привлекательной цены и обеспечение его доступности для целевых потребителей. Важным, а иногда и первостепенным, является создание и применение оптимального комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на изучение и удовлетворение нужд и потребностей рынка, повышение качества выпускаемой продукции и стимулирование сбыта.
Составляющим элементом данного комплекса является взаимодействие фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы. Такое взаимодействие осуществляется посредством использования комплекса средств коммуникаций. Совокупность целей, методов и средств составляет коммуникационную политику предприятия.
Фирма должна осуществлять коммуникацию со своими заказчиками, которая включает в себя рекламу, средства стимулирования сбыта, сервисную политику, личные продажи, участие в ярмарках и выставках, работу со средствами массовой информации и так далее. Современная фирма управляет сложной системой корпоративных коммуникаций. Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов, общения друг с другом и другими контактными аудиториями. Одновременно каждая группа поддерживает обратную коммуникативную связь со всеми остальными.
Чтобы обеспечить действенную коммуникацию, фирмы нанимают рекламные агентства для создания эффективных объявлений, специалистов по стимулированию сбыта для разработки поощрительных программ
Этот рынок разнообразен и конкуренции полно. Каждый использует свои коммуникационные инструменты, характеризующиеся большей или меньшей эффективностью.
Объектом исследования данной работы является ООО «Розница -маркет» - компания розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в Томске), предметом - использование маркетинговых коммуникаций на рассматриваемом предприятии.
Цель данной выпускной квалифицированной работы - выявить сущность и значение коммуникационной политики, совершенствование этой политики в деятельности предприятий, а также охарактеризовать организационно-экономическую деятельность ООО «Розница-маркет, средства маркетинговых коммуникаций ООО «Розница-маркет», сделать заключение по всей работе.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные рекомендации по совершенствованию маркетинговых коммуникаций могут быть реализованы в деятельности ООО «Розница-маркет».
Первая глава носит теоретический характер, в ней рассмотрены понятие коммуникационной политики и их роль в деятельности организаций, основные виды маркетинговых коммуникаций, роль психологии в сфере продаж.
Вторая глава посвящена общим сведением об ООО «Розница-маркет», в ней рассмотрена организационно-экономическая деятельность предприятия, проанализированы основные экономические показатели.
В третьей главе проанализирована деятельность коммуникационной политики ООО «Розница-маркет», предложены направления по их совершенствованию.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Коммуникации - это процесс, в результате которого должно достигаться однозначное восприятие коммуникационного сообщения субъектами, его посылающими и получающими.
Маркетинг- это комплекс деятельности, с помощью которой организации бизнеса или любые другие осуществляют обмен ценностей между собой и своими потребителями.
Конечно, само определение маркетинга носит общий характер, чем маркетинговые коммуникации, но большая часть маркетинга связана с коммуникациями. Взятые вместе маркетинг и коммуникации представляют собранные вместе элементы комплекса маркетинга, т.е. - маркетинговые коммуникации.
Однако в то время как управление продвижением ограничено лишь коммуникациями, обозначенными в перечне элементов продвижения комплекса маркетинга, маркетинговые коммуникации - это общее понятие, включающее в себя все коммуникации с использованием всех элементов комплекса маркетинга. Тенденция к интегрированию маркетинговых коммуникаций, т.е. совместное использование рекламы, паблик рилейшнз, стимулирования сбыта, прямой продажи, коммуникаций в местах продажи и событийного маркетинга с другими элементами комплекса маркетинга - одно из наиболее значительных маркетинговых достижений 90-х годов.
Причина, по которой уделяется так много внимания маркетинговым коммуникациям, заключается в том, что многие организации традиционно противились интеграции различных коммуникационных элементов. Нежелание перемен во многом было обусловлено боязнью менеджеров того, что эти перемены приведут к сокращению бюджетов и уменьшению их авторитета и власти. Рекламные агентства корпораций не хотели перемен из-за боязни расширения своих функций за пределы рекламы. Тем не менее, рекламные агентства расширили свои функции, объединившись с компаниями или создав свои новые отделения, специализирующиеся на стимулировании сбыта, прямом маркетинге и др.
В прошлом компании часто рассматривали элементы коммуникации как отдельные виды деятельности, в то время как маркетинговая философия в настоящий момент считает, что интеграция абсолютно необходима для достижения успеха, как это хорошо сформулировано в следующей цитате Спенсера Плавукаса: "Маркетолог, успешно работающий в современных условиях, это тот, кто координирует коммуникационный комплекс настолько жестко, что из рекламы в рекламу, из статьи в статью, из одной программы в другую вы немедленно узнаёте, что марка говорит одним и тем же голосом".
Маркетинговая коммуникационная политика влияет на поведение потребителя, превращая его из потенциального в реального покупателя.
Исследование основных элементов коммуникационной политики направленно на выявление перспективных средств продвижения товаров от производителя до конечного потребителя, создания имиджа компании, поддержании отношений с существующими клиентами и потенциальными, получение прибыли путем увеличения объемов продаж, при этом любой инструмент коммуникаций косвенно или напрямую оказывает влияние на данный показатель, то есть понятие прибыльности компании непосредственно связано с показателем эффективности использования маркетинговых коммуникаций.
Одним из предприятий, где активно используется коммуникационная политика, является компания ООО «Розница-маркет» - супермаркеты в Томске и Томской районе
В ходе исследования данной организации были выяснены следующие аспекты:
• организационная структура компании построена по линейно-функциональному принципу;
• результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Розница- маркет» имеют перспективы роста, в целом предприятие работает эффективно, выручка от продаж в 2013 году увеличилась аж на 75.4 %, но в 2014 году не много снизилась и составила 118351 руб., что на 7.4% ниже. Думаю это не страшно, т.к. 2014 году произошёл кризис и это естественно, что выручка упала. Свидетельствует об эффективной хозяйственной деятельности торговой фирмы прибыль от продаж с каждым годом она увеличивается в 2013 на 4.8%. а в 2014 на 58.8%.
• чистая прибыль на предприятии исходя из баланса повышается это свидетельствует о том, что предприятию выгодно вести этот бизнес в 2013 году прибыль увеличилась на 4.8%, но уже в 2014 году по отношению к 2013 году она выросла на 58.3% это хороший показатель.
• в ООО «Розница-маркет» функции отдела маркетинга осуществляют отдел маркетинга, находящиеся в подчинении у директора;
• по итогам проведенного маркетингового исследования эффективности коммуникационной политики ООО «Розница-маркет» можно сделать выводы о том, что для продвижения своих товаров компания применяет комплексные каналы коммуникации: наружную рекламу, прямой маркетинг , стимулирование сбыта.
Тем не менее, в результате маркетинговых исследований были выявлены такие существенные недостатки, как не использование компанией «Розница- маркет» рекламы в СМИ, газетах, журналов и аудиороликов на радио. Для преодоления вышеперечисленных недостатков разработаны следующие рекомендации для ООО «Розница-маркет:
• разработка аудиоролика для радио;
• статьи в газетах, в журналах РЯОТомск плюс;
• проведение лотерей
Таким образом, внедрение разработанных рекомендаций по совершенствованию коммуникационной политики в ООО «Розница-маркет», в частности, в области рекламы, позволит повысить эффективность деятельности компании.
1. БУЗНИ А.Н. МАРКЕТИНГ.- Симферополь, 2005.
2. Годин А.М. Брендинг.- Москва, 2004.
3. Груниг Дж.Е., Хант Е. Управляя паблик рилейшнз. - М.:Прогресс, 2000.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга- Санкт-Петербург, 2000.
5. Ньюсом Д., Скотт Ф., Турк Дж. Это P. R. Реалии паблик рилейшнз - М.: Юнити, 2002.
6. Сергеев Б.И. Маркетинг.- Симферополь, 2004.
7. Федеральный закон от 13.03.2006 №1 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О рекламе» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 4.10.2013.
8. Абчук В.А. Азбука маркетинга. - СПб.: «Союз», 2011. - 270 с.
9. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2010. - 400 с.
10. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 804 с.
11. Багиев Г.Л., Тарасевич, В.М., Анн, Х. Маркетинг / Под общей ред. Багиева Г.Л. - М.: Издательство «Экономика», 2011. - 703 с.
12. Головлева Е.Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. - М.: ОАО «Московские учебники», 2009. - 271 с.
13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2011. - 656 с.
14. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. - М.: Дело и Сервис. - 2011. - 304 с.
15. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Мн.: НЖП «Финансы, учет, аудит», 2009. - 464 с.
16. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2010. - 476 с.
17. Маркетинг / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 360 с.
Лист
93
Изм. Лист № докум. Подпись Дата
18. Маслова Т.Д., Божук, С.Г., Ковалик, Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
19. Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 223 с.
20. Минько Э.В. Маркетинг / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. - 415 с.
21. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 345 с.
22. Океанова З.К. Маркетинг: учеб./З. К. Океанова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 424 с.
23. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2009. - 518 с.
24. Романов А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. - М.: Эксмо, 2011. - 458 с.
25. Синяева И.М., Земляк, С.В., Синяев, В.В. Маркетинговые коммуникации. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2010. - 304 с.
26. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 383 с.
27. Сулягин, Ю.А. Реклама / Ю. А. Сулягин, В. В. Петров. - М., 2010. - 532 с.
28. marketingclub. org. ua
29. 4p. net. ua
30. www. Sommelier. dn. ua
31. news. bbc. co. uk
32. hiero. ru/absolut
33. www. enet. ru/absolut