В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста (8 мальчиков и 8 девочек), которые составили экспериментальную группу.
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования, таким образом, если полставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 6
1.1 Понятие «патриотическое воспитание» в педагогической литературе 6
1.2 Создание развивающей патриотической среды в условиях ДОУ 10
1.3 Формы и методы патриотического воспитания деетй старшего дошкольного возраста в ДОУ 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование уровня сформированности основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 26
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 38
Актуальность исследования. На сегодняшний день, несмотря на то, что социум все больше проявляет любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами для его блага в период нестабильности, у подрастающего поколения необходимо формировать и воспитывать чувства патриотизма, высокие нравственные качества, которые являются неотъемлемой частью мировоззрения. Речь идет не только об определении действий по отношению к государству, но и о вере в будущее России, возвращение к традициям народа, понимания таких понятий как: родители, родство, Родина.
Чувство патриотизма – термин многоаспектный, многогранный по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Воспитание чувства патриотизма у молодого поколения должно проявляться в духе любви и преданности к Родине. Особое внимание патриотическому воспитанию уделяется в современном ДОУ.
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения [2]. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.
Именно в старшем дошкольном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью планирования работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и отсутствием достаточной практики по данной проблеме у воспитателей ДОУ.
Степень изученности проблемы. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» и т.д. раскрыты в научных трудах Н.В. Бордовской, О.К. Мох, Г.В. Стекляр и др. Проблема патриотического воспитания дошкольников представлена в исследованиях, проведенных Д.И. Голубович, Н.А. Ивашкиной и др. Основные принципы патриотического воспитания дошкольников определены в работах Т.А. Касимовой, Л.Д. Щегловой и др. Однако, несмотря на имеющие научные труды по патриотическому воспитанию дошкольников, данная проблема не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Объект исследования – педагогические условия организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования – процесс организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования – изучить особенности организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников.
2. Проанализировать методы и приемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраст в ДОУ.
3. Определить уровень сформированности основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы основы патриотического воспитания, что обуславливается незначительным опытом общения детей с объектами культуры и природы родного края, недостаточной наблюдательностью, отсутствием познавательного интереса к культуре родного края и природе и т.д.
Методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической литературы; анализ передового педагогического опыта, анализ учебно-методических комплектов; тестирование, количественный и качественных анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к понятию патриотическое воспитание – Н.В. Бордовская, О.К. Мох и др.;
- подходами к созданию условий для патриотического воспитания дошкольников – А.М. Кухоренко, Г.И. Крошилина и др.;
- подходами к отбору принципов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста – В.А. Лазарева, В.В. Рябов и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ при организации работы по патриотическому воспитанию.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
В условиях потребности российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению, патриотическое воспитание сегодня является одной из актуальных задач государства, общества, школы. Старший дошкольный возраст является сензитивным для патриотического воспитания, поскольку в этом возрасте дети активно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о различных способах поведения.
Формы и методы патриотического воспитания выбираются и изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников. Работа по патриотическому воспитанию проводится не только со всей группой, но и индивидуально и в малых группах. Конечная цель работы по патриотическому воспитанию в коллективе – воспитание личности каждого ребенка. Именно данной цели подчиняется вся система патриотического воспитания. Создание в группе сплоченного коллектива – это не самоцель, а всего лишь самый эффективный путь формирования личности.
В результате проведенного исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы основы патриотического воспитания. Только 1 из 16 детей показал высокий уровень сформированности основ патриотического воспитания. В основном у дошкольников по диагностическим методикам был выявлен средний и низкий уровни: по методике «Тест «Мировосприятие дошкольников» Л.М. Макаровой было выявлено 66% детей со средним уровнем; 28% – с низким уровнем; по методике А.В. Моросановой «Этнокультурная компетентность дошкольника» было выявлено 66% детей со средним уровнем; 20% – с низким уровнем; по методике «Чувство патриотизма» Ю. Белополовой было выявлено 66% детей со средним уровнем; 28% – с низким уровнем. Следовательно, необходимо продумать работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.10.2020 г.)
2. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 304 с.
3. Буйлова, Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова // Внешкольник. – 2017. – № 6. – С. 39-48.
4. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание дошкольников в свете требования ФГОС ДО. Монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград : Авторское перо, 2016. – 272 с.
5. Голубович, Д. И. Методы патриотического воспитания дошкольников / Д. И. Голубович // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 41-44.
6. Ефремова, Г. А. Патриотическое воспитание в ДОУ / Г. А. Ефремова // Педагогика. – 2015. – №8 – С. 17-20.
7. Ивашкина, Н. А. Патриотическое воспитание в дошкольной образовательной организации / Н. А. Ивашкина // Детский сад от А до Я. – 2015. –№ 7. – С. 29-33.
8. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. / Н. В. Ипполитова. – Шадринск : ШГПИ, 2015. – 84 с.
9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Сковлев. – Москва : Айрис-Пресс , 2016. – 471 c.
10. Кириллова, Т. Б. Региональный компонент в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Т. Б. Кириллова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №6. – С. 33-36.
11. Крошилина, Г. И. Система гражданско-патриотического воспитания дошкольников / Г. И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. – 2019. – № 6. – С. 20-23.
12. Кухаренко, А. М. Содержание патриотического воспитания в ДОО / А. М. Кухаренко // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 55-59.
13. Лазарева, В. А. Патриотическое воспитание в условиях ФГОС ДО : сборник статей / В. А. Лазарева. – Москва : Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015. – 176 с.
14. Маркелова, Т. И. Содержание программ по патриотическому воспитанию дошкольников / Т. И. Маркелова // Педагогика. – 2019. – №2. – С. 16-24.
15. Мох, О. К. Гражданское воспитание старших дошкольников / О. К. Мох // Детский сад от А до Я. – 2017. –№ 1(30). – С. 29-32.
16. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание дошкольников : учебно- методическое пособие / В. Е. Мусина – Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. – 156 с.
17. Рябов, В. В. Воспитание гражданина / В. В. Рябов // Вестник Московского городского педагогического университета : Педагогический выпуск.– 2016. – № 4(13).– С. 29-39.
18. Савотина, Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 5. – С. 17-18
19. Синягина, Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота / Н. Ю. Синягина // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1.– С. 22-26.
20. Стекляр, Г. В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г. В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – №1. – С. 85-87.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва: Просвещение, 2016. – 50 с.
22. Широкова, О. Р. Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами проектной деятельности / О. Р. Широкова // Педагогика. – 2018. – №3. – С. 18-22.
23. Шварова, Е. Л. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств в ДОУ / Е.Л. Шварова, О.А. Смирнова // Педагогические исследования. – 2018. – №11. – С. 85-88.
24. Щеглова, Л. Д. Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ / Л. Д. Щеглова // Педагогика. – 2017. – №6. – С. 33-35.
25. Черникова, Т. В. Размышления о воспитании патриотизма в дошкольном возрасте / Т. В. Черникова // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 5. – С. 27-31.
26. Циулина, М. Патриотическое воспитание дошкольников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 3. – С. 24-32.