ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА РАССКАЗОВ Н.А.ТЭФФИ «ВЕДЬМА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 8
1.1. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в старшем
звене 8
1.2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание во внеурочной
деятельности (на материале произведение писателей «Русского зарубежья») 15
ГЛАВА II. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ Н.А.ТЭФФИ «ВЕДЬМА» 26
2.1. Мифологические мотивы в создании образа «дом» в сборнике рассказов
Н.А. Тэффи «Ведьма» 26
2.2. Рецепция славянских мифов в сборнике рассказов Н.А. Тэффи
«Ведьма» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 8
1.1. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в старшем
звене 8
1.2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание во внеурочной
деятельности (на материале произведение писателей «Русского зарубежья») 15
ГЛАВА II. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ Н.А.ТЭФФИ «ВЕДЬМА» 26
2.1. Мифологические мотивы в создании образа «дом» в сборнике рассказов
Н.А. Тэффи «Ведьма» 26
2.2. Рецепция славянских мифов в сборнике рассказов Н.А. Тэффи
«Ведьма» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Особое внимание уделяется воспитанию патриотизма и гражданственности. В условиях современной школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы на уроках литературы, обществознания, граждановедения и истории. Помимо урочной деятельности важна работа факультативных занятий (внеурочной деятельности). Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: в часы внеучебной деятельности проводятся различные мероприятия, направленные на достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, немаловажный акцент делается на формировании патриотических чувств. Внеурочная работа по литературе является неотделимой частью учебно-воспитательного процесса в школе, так как изучение художественных текстов чаще всего выходит не только за рамки уроков, но иногда и за рамки самой программы. Основная цель - способствовать формированию морально-нравственных качеств школьников и воспитать грамотного читателя. В воспитании патриотических чувств у школьников, на наш взгляд, большое внимание стоит уделять литературе периода Великой Отечественной Войны и творчеству писателей-эмигрантов.
Надежда Александровна Тэффи - писательница-эмигрантка, которой пришлось покинуть Россию после событий Февральской революции. Основными мотивами творчества Надежды Александровны 1920-40-х годов стали ностальгия по утраченной России. В 1936 году за границей выходит сборник рассказов Тэффи «Ведьма», в котором с помощью славянских мифов, писательница передает свои переживания по потерянной Родине. Любовь к России, которую писательница изображает в своем творчестве, является примером патриотизма для подрастающего поколения. К сожалению, творчество Надежды Александровны Тэффи не входит в основную общеобразовательную программу, поэтому изучение ее творчества можно вынести во внеурочную деятельность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что литература является одним из важнейших предметов, с помощью которого у школьников формируется патриотическое воспитание. К сожалению, школьной программой предусматривается изучение литературы как учебного предмета в количестве 3 часов в неделю (9 класс), поэтому изучение внепрограммных произведений, как правило, прерогатива внеурочной деятельности. Согласно ФГОС нового образца внеурочная деятельность является обязательным элементом школьного образования и ставит перед учителями задачу организации развивающей и воспитывающей среды для обучающихся. Наше исследование сборника рассказов Н.А. Тэффи «Ведьма» может стать полезным материалом на факультативных занятиях по формированию патриотических чувств у школьников, способствует расширению кругозора, позволяет открыть обучающимся самобытное творчество неизвестного им писателя.
Научная новизна заключается в том, что мы впервые рассмотрели сборник рассказов «Ведьма» Н.А. Тэффи с воспитательной точки зрения. Тема Родины, затронутая в сборнике, станет хорошим материалом для воспитания патриотических чувств у школьников во внеурочной деятельности.
Цель нашего исследования - выявить основные черты изображения России в сборнике рассказов «Ведьма»; предложить вариант изучения данного произведения в школе.
Озвученная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. Изучить биографические факты Н.А.Тэффи, повлиявшие на написание сборника «Ведьма»;
2. Проанализировать рассказы сборника Н.А.Тэффи «Ведьма»;
3. Рассмотреть тему Родины на материале сборника рассказов Н.А. Тэффи;
4. Исследовать «авторскую мифологию», то есть представление славянской нечисти в сборнике «Ведьма»;
5. Проследить особенности внеурочной деятельности во ФГОСе нового поколения;
6. Выявить роль внеурочных занятий, посвященных изучению сборника рассказов Н.А. Тэффи «Ведьма».
Для достижения поставленной цели и реализации основных задач работы мы использовали метод сплошной выборки при сборе фактического материала, биографический метод, культурно-исторический, ритуально¬мифологический и индуктивный метод.
Предмет исследования данной выпускной квалификационной работы - рассказы Н.А. Тэффи из сборника «Ведьма».
Объект исследования - категория «дома» в сборнике рассказов Н.А.Тэффи «Ведьма».
Теоретическим и методологическим основанием выпускной квалификационной работы стали исследования Е.С. Полата, В.В. Гузеева, Н.Б. Борисенко, Е.М. Трубиловой, JI.A. Спиридоновой, Д. Д. Николаева.
Структура работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из пятидесяти наименований.
Надежда Александровна Тэффи - писательница-эмигрантка, которой пришлось покинуть Россию после событий Февральской революции. Основными мотивами творчества Надежды Александровны 1920-40-х годов стали ностальгия по утраченной России. В 1936 году за границей выходит сборник рассказов Тэффи «Ведьма», в котором с помощью славянских мифов, писательница передает свои переживания по потерянной Родине. Любовь к России, которую писательница изображает в своем творчестве, является примером патриотизма для подрастающего поколения. К сожалению, творчество Надежды Александровны Тэффи не входит в основную общеобразовательную программу, поэтому изучение ее творчества можно вынести во внеурочную деятельность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что литература является одним из важнейших предметов, с помощью которого у школьников формируется патриотическое воспитание. К сожалению, школьной программой предусматривается изучение литературы как учебного предмета в количестве 3 часов в неделю (9 класс), поэтому изучение внепрограммных произведений, как правило, прерогатива внеурочной деятельности. Согласно ФГОС нового образца внеурочная деятельность является обязательным элементом школьного образования и ставит перед учителями задачу организации развивающей и воспитывающей среды для обучающихся. Наше исследование сборника рассказов Н.А. Тэффи «Ведьма» может стать полезным материалом на факультативных занятиях по формированию патриотических чувств у школьников, способствует расширению кругозора, позволяет открыть обучающимся самобытное творчество неизвестного им писателя.
Научная новизна заключается в том, что мы впервые рассмотрели сборник рассказов «Ведьма» Н.А. Тэффи с воспитательной точки зрения. Тема Родины, затронутая в сборнике, станет хорошим материалом для воспитания патриотических чувств у школьников во внеурочной деятельности.
Цель нашего исследования - выявить основные черты изображения России в сборнике рассказов «Ведьма»; предложить вариант изучения данного произведения в школе.
Озвученная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. Изучить биографические факты Н.А.Тэффи, повлиявшие на написание сборника «Ведьма»;
2. Проанализировать рассказы сборника Н.А.Тэффи «Ведьма»;
3. Рассмотреть тему Родины на материале сборника рассказов Н.А. Тэффи;
4. Исследовать «авторскую мифологию», то есть представление славянской нечисти в сборнике «Ведьма»;
5. Проследить особенности внеурочной деятельности во ФГОСе нового поколения;
6. Выявить роль внеурочных занятий, посвященных изучению сборника рассказов Н.А. Тэффи «Ведьма».
Для достижения поставленной цели и реализации основных задач работы мы использовали метод сплошной выборки при сборе фактического материала, биографический метод, культурно-исторический, ритуально¬мифологический и индуктивный метод.
Предмет исследования данной выпускной квалификационной работы - рассказы Н.А. Тэффи из сборника «Ведьма».
Объект исследования - категория «дома» в сборнике рассказов Н.А.Тэффи «Ведьма».
Теоретическим и методологическим основанием выпускной квалификационной работы стали исследования Е.С. Полата, В.В. Гузеева, Н.Б. Борисенко, Е.М. Трубиловой, JI.A. Спиридоновой, Д. Д. Николаева.
Структура работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из пятидесяти наименований.
Родина - отечество, родная страна. У каждого человека слово "Родина" вызывает разные чувства и представления, но для русского человека Родина всегда останется чем-то важным любимым, тем, без чего он не сможет жить, находясь далеко за ее пределами, заграницей. В современном мире люди сами уезжают из России, чтобы отдохнуть, а много лет назад, во времена великих переворотов многим приходилось насильно расставаться с родным домом, в основном это были писатели, которые не смогли смириться с новым укладом жизни после революционных событий 1917-го года: З.Н. Гиппиус, И.А. Бунин, В.В. Набоков, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Н.А. Тэффи. Судьба Тэффи не стала исключением из судьбы многих писателей-эмигрантов, несмотря на то, что жизнь Надежды Александровны заграницей складывалась неплохо, она еще долго тешила себя надеждой , что скоро вернется на родную землю, однако этому так и не суждено было сбыться. Жизнь заграницей превратилась для Тэффи в душевную муку: тоска по России, по патриархальному укладу жизни, по родным запахам и природе - все это обусловило то, что тема Родины стала ведущей в эмигрантский период творчества писательницы.
В своей выпускной квалификационной работе мы рассмотрели духовно - нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности на материале сборника рассказов Н.А.Тэффи «Ведьма». Цель работы - выявить основные черты изображения России в сборнике рассказов «Ведьма» и предложить вариант изучения данного произведения в школе.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Н.А. Тэффи вошла в историю русской литературы как автор юмористических фельетонов: слава и любовь к писательнице пришли после выхода книги «юмористических рассказов» («И стало так.», «Дым без огня», «Ничего подобного», «Неживой зверь»), которые имели потрясающий успех. Сборники юмористических рассказов получили свою популярность как в России, так и за рубежом, а произведения, выпущенные заграницей малоизвестны.
На наш взгляд, творчество Тэффи необходимо рассматривать целостно, не упуская ни одной детали, поэтому исследование сборника рассказов «Ведьма» помогло выявить, что проза писательницы органично сочетает в себе комическое и трагическое. Сборник «Ведьма» - это своего рода крик души по любимой России. У писательницы было сильно развито чувство патриотизма (это чувство любви и преданности своему народу и своей Родине), и за рубежом выходит большое количество произведений, посвященных теме Родины, что говорит о высоком чувстве верности родному краю («Авантюрный роман», «Книга июнь», «Воспоминания», «Ведьма», «О нежности»).
Современное образование направлено на воспитание достойного гражданина РФ, который сможет постоять за свою Родину и сохранить любовь к ней до конца своих дней. Изучение творчества Тэффи необходимо для школьной программы, так как Надежда Александровна писала о Родине находясь далеко за ее пределами, но все равно любила Россию всем сердцем. Сборник «Ведьма» передает все переживания и страх за родную землю, что может помочь в формировании гражданственности у подрастающего поколения. Важно донести до школьников, что Россия не просто место, где они родились, но в то же время, большой общий дом, в котором должен царить покой, любовь и благополучие. Как известно, понятие «дом» неоднозначно: его можно понимать абстрактно, как жилище, в котором мы обитаем, ночуем и чувствуем себя комфортно. В то же время, дом - это место, где находится в гармонии и спокойствии душа и сердце человека. В своей работе мы приходим к выводу, что Н.А.Тэффи под родным домом подразумевает, не просто здание, а целую Россию, что важно донести и до школьников. Поэтому, покидая Россию, Тэффи писала: «Дрожит пароход, бьет винтом белую пену, стелет по берегу черный дым. И тихо, тихо отходит земля. Не надо смотреть на нее. Надо смотреть вперед, на синий широкий, свободный простор... Но голова сама поворачивается, и широко раскрываются глаза, и смотрят, смотрят... И все молчат. Только с нижней палубы доносится женский плач, упорный долгий, с причитаниями. <...> Страшный черный бесслезный плач. Последний. По всей России, по всей России... Вези!» [44]. Сборник рассказов «Ведьма» выходит в 1936 году. В каждом рассказе писательница передает свои чувства к России через славянские мифологические образы и мотивы. Например, в рассказе «Который ходит» главный герой столяр, чье имя Мошка созвучно со славянской богиней, распределяющей человеческие судьбы, Макошь. В рассказе «Домашние» читателю представляется домашняя нечисть, со своим непростым характером: «Живется им трудно. Приютится такой маленький где-нибудь в пыльном завитке в тараканьем углу за железной печкой. А выметут оттуда сор - и конец уюту, и ищи нового пристанища, а где еще его найдешь!» [45].
В рассказах сборника «Ведьма» понятие дом вбирает в себя ментальность русского народа, которая выражается в изображении русского национального характера (обряды, поверья), крестьянского и дворянского интерьера, в изображении деревенских пейзажей и запахов. Например, в рассказе «Русалка», писательница описывает свадьбу: «И в мутном тумане ухал и звенел бубенчиками бубен и визжала скрипка - пришла деревенская свадьба», «Началась пляска. Плясали в огромной передней, из которой убрали два гигантских стола карельской березы. Кружились девки и парубки, топотали тяжелыми сапогами деловито и невесело. Наш лакей Бартек, презрительно отставя губу, носил на подносе леденцы и стаканчики с водкой. Взвизгивала скрипка» [45]. В данном примере можно найти черты русского национального характера: и бубенчики, и пляски, и березовые столы, и водка. Музыка и пляски — это состояние души русского народа, ни один праздник на деревне не обходился без веселой игривой песни и задорного танца. Изделия из такого дерева как берёза являлись самым ценным для русского народа. Берёза в жизни русского народа сыграла большую роль, начиная еще с древних времен: из бересты изготавливали различную кухонную утварь (ковши, туески), коробки, лапти, лукошки; первой письменности на Руси стали берестяные грамоты. С культом берёзы связаны многие поверья и обычаи. Ещё с дохристианских времён у славян образ берёзы был связан с природной силой, переходом от зимы к лету, а в более широком смысле - от смерти к воскрешению [31]. В рассказе «Ведун», Тэффи передает Россию запахами: «Помню жаркий летний день. Чудесно пахнет горячей соломой и березовой корой», упоминается и русский сад: «Давеча в крыжовнике иду, ветка дерет, не пущает. Яблоньку привил - не слушается» [45]. И в рассказе «Ведун» встречается русское дерево берёза, так же запах соломы, который всегда веял по воздуху в русских деревнях. Надежде Александровне важно было сохранить все черты русского менталитета, чтобы читатель в каждом рассказе мог узнать Россию.
Тэффи изображает Родину не только с помощью запахов, пейзажа и других внешних факторов, но также и через призму славянских мифов. Обращение к славянской мифологии является ключевым моментом в написании сборника «Ведьма», так как славянские духи и различные обряды и поверье это есть то, без чего нельзя представить русский народ, из всего этого формировался и крепчал русский менталитет. В рассказе «Вурдалак» появляется и образ черта, и народное поверье, что от вранья человек сохнет: «Наша подруга Лиза, батюшкина дочка, девочка удивительная, несколько раз видавшая черта и вообще вравшая так вдохновенно и самозабвенно, что даже худела и истощалась, как бы исходила этим враньем» [45]. Так же появляется образ бабки-ведуньи, без которой не обходилась ни одна русская деревенька: «Баба, мол, слыхала, как на болоте плачут некрещеные младенцы, баба знала, что у нашей горничной Корнельки «под сподницей рыбий хвост...» [45]. А центральный образ вурдалака, в честь которого и назван рассказ, является самым ужасающим, все в нем было жутко и внешность, и поведение. Так Надежда Александровна вводит читателя в мир злой или доброй, но славянской нечисти, без веры в которую нельзя представить русскую землю. Русский человек не может жить, не поклоняясь мифологическим существам. В домах до сих пор зачастую ставят миску с молоком, для того, чтобы задобрить домового; в банях не ставят окна, чтобы не разозлить банного черта, а в рождество молодые девушки гадают и верят, что их гадания сбудутся. Зародившиеся со славянских времен поверья, остаются важными и по сей день.
Любовь к своему народу и верность своей семье - это важные качества для настоящего патриота. Теперь перед образованием стоит цель воспитать стойкого и верного гражданина РФ. Изучение творчества писателей- эмигрантов станет полезным для подрастающего поколения, но, к сожалению, в общеобразовательной программе на изучение их творчества отводится мало времени или не отводится вообще. Благодаря факультативным занятиям есть возможность обратить внимание на творчество Н.А.Тэффи, материал которого поможет учителю формировать гражданственные чувства у школьников. В зависимости от школьного коллектива, такие уроки можно проводить, начиная с 8 класса, так как в этом возрасте многие обучающиеся уже серьёзно относятся к тем великим событиям, которые происходили в родной стране. В нашем исследовании мы разработали урок по теме: «Образ Родины в сборнике рассказов Н.А. Тэффи "Ведьма"», в 9 классе ориентируясь на знания и общее настроение школьников. Важно показать обучающимся, что, несмотря ни на что верность и любовь к своей Родине превыше всех обстоятельств.
Все произведения Тэффи, вышедшие в свет в эмигрантский период, имеют нотку грусти об ушедшем времени и о потерянной Родине. Так в сборнике «Ведьма» центральным образом становится Россия. На момент написания рассказов, писательница четко осознавала, что больше не вернется на родную землю, и все эти скорбные чувства она перенесла на страницы сборника. В каждом рассказе показана настоящая Российская Империя, с патриархальным укладом жизни: и описание домов, церквей, настоящей деревенской природы и запахов, и описание крестьянских тружеников и их взаимоотношений с хозяевами, - во всем этом мы узнаем любимую Россию. Не смотря на эмиграцию, не смотря на новую, непринятую писательницей, Россию, Тэффи остается верна своей Родине до последних дней.
В своей выпускной квалификационной работе мы рассмотрели духовно - нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности на материале сборника рассказов Н.А.Тэффи «Ведьма». Цель работы - выявить основные черты изображения России в сборнике рассказов «Ведьма» и предложить вариант изучения данного произведения в школе.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Н.А. Тэффи вошла в историю русской литературы как автор юмористических фельетонов: слава и любовь к писательнице пришли после выхода книги «юмористических рассказов» («И стало так.», «Дым без огня», «Ничего подобного», «Неживой зверь»), которые имели потрясающий успех. Сборники юмористических рассказов получили свою популярность как в России, так и за рубежом, а произведения, выпущенные заграницей малоизвестны.
На наш взгляд, творчество Тэффи необходимо рассматривать целостно, не упуская ни одной детали, поэтому исследование сборника рассказов «Ведьма» помогло выявить, что проза писательницы органично сочетает в себе комическое и трагическое. Сборник «Ведьма» - это своего рода крик души по любимой России. У писательницы было сильно развито чувство патриотизма (это чувство любви и преданности своему народу и своей Родине), и за рубежом выходит большое количество произведений, посвященных теме Родины, что говорит о высоком чувстве верности родному краю («Авантюрный роман», «Книга июнь», «Воспоминания», «Ведьма», «О нежности»).
Современное образование направлено на воспитание достойного гражданина РФ, который сможет постоять за свою Родину и сохранить любовь к ней до конца своих дней. Изучение творчества Тэффи необходимо для школьной программы, так как Надежда Александровна писала о Родине находясь далеко за ее пределами, но все равно любила Россию всем сердцем. Сборник «Ведьма» передает все переживания и страх за родную землю, что может помочь в формировании гражданственности у подрастающего поколения. Важно донести до школьников, что Россия не просто место, где они родились, но в то же время, большой общий дом, в котором должен царить покой, любовь и благополучие. Как известно, понятие «дом» неоднозначно: его можно понимать абстрактно, как жилище, в котором мы обитаем, ночуем и чувствуем себя комфортно. В то же время, дом - это место, где находится в гармонии и спокойствии душа и сердце человека. В своей работе мы приходим к выводу, что Н.А.Тэффи под родным домом подразумевает, не просто здание, а целую Россию, что важно донести и до школьников. Поэтому, покидая Россию, Тэффи писала: «Дрожит пароход, бьет винтом белую пену, стелет по берегу черный дым. И тихо, тихо отходит земля. Не надо смотреть на нее. Надо смотреть вперед, на синий широкий, свободный простор... Но голова сама поворачивается, и широко раскрываются глаза, и смотрят, смотрят... И все молчат. Только с нижней палубы доносится женский плач, упорный долгий, с причитаниями. <...> Страшный черный бесслезный плач. Последний. По всей России, по всей России... Вези!» [44]. Сборник рассказов «Ведьма» выходит в 1936 году. В каждом рассказе писательница передает свои чувства к России через славянские мифологические образы и мотивы. Например, в рассказе «Который ходит» главный герой столяр, чье имя Мошка созвучно со славянской богиней, распределяющей человеческие судьбы, Макошь. В рассказе «Домашние» читателю представляется домашняя нечисть, со своим непростым характером: «Живется им трудно. Приютится такой маленький где-нибудь в пыльном завитке в тараканьем углу за железной печкой. А выметут оттуда сор - и конец уюту, и ищи нового пристанища, а где еще его найдешь!» [45].
В рассказах сборника «Ведьма» понятие дом вбирает в себя ментальность русского народа, которая выражается в изображении русского национального характера (обряды, поверья), крестьянского и дворянского интерьера, в изображении деревенских пейзажей и запахов. Например, в рассказе «Русалка», писательница описывает свадьбу: «И в мутном тумане ухал и звенел бубенчиками бубен и визжала скрипка - пришла деревенская свадьба», «Началась пляска. Плясали в огромной передней, из которой убрали два гигантских стола карельской березы. Кружились девки и парубки, топотали тяжелыми сапогами деловито и невесело. Наш лакей Бартек, презрительно отставя губу, носил на подносе леденцы и стаканчики с водкой. Взвизгивала скрипка» [45]. В данном примере можно найти черты русского национального характера: и бубенчики, и пляски, и березовые столы, и водка. Музыка и пляски — это состояние души русского народа, ни один праздник на деревне не обходился без веселой игривой песни и задорного танца. Изделия из такого дерева как берёза являлись самым ценным для русского народа. Берёза в жизни русского народа сыграла большую роль, начиная еще с древних времен: из бересты изготавливали различную кухонную утварь (ковши, туески), коробки, лапти, лукошки; первой письменности на Руси стали берестяные грамоты. С культом берёзы связаны многие поверья и обычаи. Ещё с дохристианских времён у славян образ берёзы был связан с природной силой, переходом от зимы к лету, а в более широком смысле - от смерти к воскрешению [31]. В рассказе «Ведун», Тэффи передает Россию запахами: «Помню жаркий летний день. Чудесно пахнет горячей соломой и березовой корой», упоминается и русский сад: «Давеча в крыжовнике иду, ветка дерет, не пущает. Яблоньку привил - не слушается» [45]. И в рассказе «Ведун» встречается русское дерево берёза, так же запах соломы, который всегда веял по воздуху в русских деревнях. Надежде Александровне важно было сохранить все черты русского менталитета, чтобы читатель в каждом рассказе мог узнать Россию.
Тэффи изображает Родину не только с помощью запахов, пейзажа и других внешних факторов, но также и через призму славянских мифов. Обращение к славянской мифологии является ключевым моментом в написании сборника «Ведьма», так как славянские духи и различные обряды и поверье это есть то, без чего нельзя представить русский народ, из всего этого формировался и крепчал русский менталитет. В рассказе «Вурдалак» появляется и образ черта, и народное поверье, что от вранья человек сохнет: «Наша подруга Лиза, батюшкина дочка, девочка удивительная, несколько раз видавшая черта и вообще вравшая так вдохновенно и самозабвенно, что даже худела и истощалась, как бы исходила этим враньем» [45]. Так же появляется образ бабки-ведуньи, без которой не обходилась ни одна русская деревенька: «Баба, мол, слыхала, как на болоте плачут некрещеные младенцы, баба знала, что у нашей горничной Корнельки «под сподницей рыбий хвост...» [45]. А центральный образ вурдалака, в честь которого и назван рассказ, является самым ужасающим, все в нем было жутко и внешность, и поведение. Так Надежда Александровна вводит читателя в мир злой или доброй, но славянской нечисти, без веры в которую нельзя представить русскую землю. Русский человек не может жить, не поклоняясь мифологическим существам. В домах до сих пор зачастую ставят миску с молоком, для того, чтобы задобрить домового; в банях не ставят окна, чтобы не разозлить банного черта, а в рождество молодые девушки гадают и верят, что их гадания сбудутся. Зародившиеся со славянских времен поверья, остаются важными и по сей день.
Любовь к своему народу и верность своей семье - это важные качества для настоящего патриота. Теперь перед образованием стоит цель воспитать стойкого и верного гражданина РФ. Изучение творчества писателей- эмигрантов станет полезным для подрастающего поколения, но, к сожалению, в общеобразовательной программе на изучение их творчества отводится мало времени или не отводится вообще. Благодаря факультативным занятиям есть возможность обратить внимание на творчество Н.А.Тэффи, материал которого поможет учителю формировать гражданственные чувства у школьников. В зависимости от школьного коллектива, такие уроки можно проводить, начиная с 8 класса, так как в этом возрасте многие обучающиеся уже серьёзно относятся к тем великим событиям, которые происходили в родной стране. В нашем исследовании мы разработали урок по теме: «Образ Родины в сборнике рассказов Н.А. Тэффи "Ведьма"», в 9 классе ориентируясь на знания и общее настроение школьников. Важно показать обучающимся, что, несмотря ни на что верность и любовь к своей Родине превыше всех обстоятельств.
Все произведения Тэффи, вышедшие в свет в эмигрантский период, имеют нотку грусти об ушедшем времени и о потерянной Родине. Так в сборнике «Ведьма» центральным образом становится Россия. На момент написания рассказов, писательница четко осознавала, что больше не вернется на родную землю, и все эти скорбные чувства она перенесла на страницы сборника. В каждом рассказе показана настоящая Российская Империя, с патриархальным укладом жизни: и описание домов, церквей, настоящей деревенской природы и запахов, и описание крестьянских тружеников и их взаимоотношений с хозяевами, - во всем этом мы узнаем любимую Россию. Не смотря на эмиграцию, не смотря на новую, непринятую писательницей, Россию, Тэффи остается верна своей Родине до последних дней.



