Надзор полиции за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений (Административная деятельность полиции, Восточно-Сибирский Институт МВД РФ)
Введение 3
1. Общая характеристика административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 5
1.1 Развитие отечественного института административного надзора в исторической ретроспективе 5
1.2 Сущность административного надзора, правовые основы его установления 12
2. Практические аспекты осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 17
2.1. Особенности установления и прекращения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 17
2.2. Совершенствование института административного надзора 21
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Административный надзор можно рассматривать как способ осуществления профилактики преступлений. Необходимость осуществления профилактики совершения преступлений была признана давно, однако данный институт до настоящего времени все еще находится в стадии разработки и совершенствования. Однозначно определить, какие именно меры необходимо предпринимать для того, чтобы снизить уровень преступности, достаточно сложно. Однако как одну из наиболее эффективных мер предупреждения повторного совершения преступлений, следует рассматривать именно административный надзор.
Актуальность проведения исследования надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, обусловлена тем, что в последние годы происходит реформирование института административного надзора, вносятся изменения в законодательство, что приводит к возникновению проблем правоприменения. Социальная значимость осуществления административного надзора и установления уголовной ответственности для тех лиц, которые уклоняются от него, предопределена необходимостью обеспечения безопасности общества и государства. Динамичное изменение положений законодательства влечет за собой необходимость проведения исследований с целью определения причин его трансформации, а также выявления проблематичных аспектов.
Изложенное выше позволяет сделать вывод об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в связи с осуществление надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, соблюдения ими тех ограничений, которые установил суд.
Предмет – нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также теоретические воззрения в отношении надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Целью настоящей работы является исследование и анализ надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также соблюдения ими ограничений, устанавливаемых судом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать развитие отечественного института надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
раскрыть сущность административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
исследовать особенности установления и прекращения административного надзора;
определить направления совершенствования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Степень разработанности темы настоящего исследования достаточно высока в силу ее актуальности. Среди исследователей, изучавших тему надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, можно выделить А.В. Абсалямова, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнову, А.О. Астахову.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой и иные методы научного познания.
Теоретической базой при проведении исследования послужило законодательство России, научная и учебная литература. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Итак, по завершении изложения результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, представляется необходимым обобщить полученные результаты и сделать итоговые выводы.
Проведенный ретроспективный анализ развития института административного надзора в России позволяет сделать вывод, что надзор над лицами, которые освобождены из мест лишения свободы, осуществлялся и был законодательно предусмотрен в Российской Империи, а советский период времени. Затем последовал определенный, достаточно длительный временной промежуток, когда обязательность осуществления административного надзора не была предусмотрена законом – это года с 1993 и по 2011 год. Вновь появление административного надзора как устанавливаемого в отношении определенной категории лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы, было обусловлено ростом рецидивной преступности и необходимостью принятия адекватных мер.
Административный надзор по своей сути представляет собой установление ограничений, которые позволяют если не полностью предотвратить, то снизить количество повторно совершаемых преступлений. Законодательство об административном надзоре до настоящего времени остается предметом дискуссий, особенно при сопоставлении его с условно-досрочным освобождением и назначением наказания в виде ограничения свободы. Нередко высказываются мнения о дублировании ограничений, что многие рассматривают как удвоение назначенного наказания. Подобные воззрения представляются ошибочными, хотя, безусловно, значительное сходство присутствует. Однако есть и отличия, в числе которых можно отметить возможность установления ограничений для несовершеннолетних при условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбытия наказания, а также при определении наказания в виде ограничения свободы. Административный надзор нельзя рассматривать как дополнительное наказание, поскольку он преследует цели осуществления профилактики и снижения риска повторного совершения преступлений лицами, которые уже имеют судимость и отбывали наказание в виде лишения свободы.
Изучение российского законодательства, а также воззрений теоретиков на сущность административного надзора позволило сделать вывод, что законодательство о данном институте следует усовершенствовать. Во-первых, необходимо предусмотреть возможность установления административного надзора в отношении несовершеннолетних, совершивших умышленные преступления и отбывавших наказание в виде лишения свободы. Во-вторых, признание повышенной социально опасности дорожно-транспортных происшествий, которые были совершены по вине лица, управлявшего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов позволяет утверждать, что в отношении данных лиц также следует устанавливать административный надзор даже при отсутствии рецидива.