Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Работа №54856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология территорий

Объем работы41
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
462
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ 5
1.1 Городская агломерация как объект исследования 5
1.2. Существующие подходы к выделению границ городских агломераций 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНОГО МАТЕРИАЛА.МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 13
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ГРАНИЦЫ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО «СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА» 16
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ПРЕДЕЛАХ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Образование и развитие городских агломераций - объективный процесс, свойственный современному этапу урбанизации. Территориально-функциональная структура урбанизированных территорий усложняется по мере возрастания численности населения крупных и крупнейших городов, осложнения городской жизни, повышения взаимного влияния крупнейших городов и пригородных территорий.
Все больше набирает силу повсеместный процесс эволюции агломераций в урбанизированный район, а далее в урбанизированную зону с образованием мегалополисов.
Городская агломерация - это пространственно-локализованная структура, представляющая собой особое территориальное образование, скопление городов и других населенных мест вокруг одного или нескольких городов-ядер, объединенных развитыми, интенсивными социально-экономическими и иными взаимосвязями.
Цель работы: выделение границ и анализ пространственной структуры Казанской городской агломерации, а также анализ состояния атмосферного воздуха в пределах Казанской городской агломерации.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Анализ пространственной структуры и уровня развитости Казанской агломерации, исходя из границ, предложенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
2. Построение 0,5-, 1,0- и 1,5- часовых изохрон транспортной доступности центра агломерации.
3. Анализ пространственной и транспортной структуры Казанской городской агломерации, исходя из границ, выделенных при помощи метода доступности центра агломерации (метод изохрон).
4. Сравнительный анализ границ агломерации, выделенных при помощи двух различных методик.
5. Анализ состояния атмосферного воздуха в пределах Казанской городской агломерации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. При сравнении метода делимитации по доступности центра (ядра) агломерации с помощью метод изохрон и формального подхода выделения границ, рассмотренного в «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
Можно выделить несовершенство формального подхода выделения границ, рассмотренного в «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». В данном подходе предполагается, что промышленные, торговые, финансовые и туристические отрасли Казанской агломерации переместятся из центра агломерации в соседние муниципальные районы, входящие в Казанскую городскую агломерацию. В настоящее время можно отметить активные процессы маятниковой миграции населения из соседних муниципальных районов в центр агломерации.
Было выявлено, что метод делимитации по доступности центра (ядра) агломерации (метод изохрон) выходит за пределы Республики Татарстан затрагивая соседние Республики Марий-Эл и Чувашию. Данный метод дает возможность четко определить транспортную доступность центра агломерации от определенных муниципальных районов, а также вероятность определить «оптимальные» границы агломерации для изучения и социально-экономического развития, с учетом более обширного обхвата территории включающий в себя более 5 муниципальных. Для Казанской агломерации определенна территория в пределах часовой транспортной доступности. Остальные территории агломерации с учетом интенсивности движения являются зоной ее
перспективного развития.
-0,5-часовая изохрона доступности центра, затрагивает 8 муниципальных района с предположительной площадью территории 5,3 тыс. км2 и численностью населения около 1367,4 тыс. чел.
-1,0-часовая изохрона доступности центра, затрагивает 16 муниципальных района с предположительной площадью территории 16,4 тыс. км2 и численностью населения около 1762,9 тыс. чел.
-Формального подход выделения границ, рассмотренного в «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», включает в себя 5 муниципальных района с площадью территории 9 тыс.км2 и численностью населения 1501,2 тыс. чел.
2. Агломерация имеет моноцентрический характер, охватывает такие города как Казань и Зеленодольск и пять муниципальных районов: Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский, Верхнеуслонский. Количество муниципальных образований составляет 122, число населенных пунктов - 449.Численность городского населения Казанской агломерации по данным 2015 года составляет 1312,3 тыс.чел, Численность населения в посёлках городского типа по данным 2015 года составляет 26,701 тыс.чел. Доля городского населения Казанской агломерации по данным 2015 года, составила 87%, населения городского типа 2% и сельского населения 11%.Казанская агломерация является слабо развитой коэффициент развитости 4,6.,относится ко II классу сложности.
3. Состояние атмосферного воздуха от загрязняющих веществ автотранспорта в Казанской агломерации постепенно снижается. В г.Казани данный показатель снизился с 76.5 тыс.т до 74,45(при сравнении 2005 и 2015 гг.), в муниципальных районах 3,36 тыс.т до 3,04. Это связанно напрямую с введением экологического стандарта Евро-2 и с переходом автотранспорта на новый, менее загрязняющий атмосферу вид топлива. Загрязняющие вещества производимые двигателями, работающими на природном газе, содержат более низкие концентрации вредных веществ: в среднем на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше выбросов твердых частиц по сравнению с дизельным двигателем и в 3-5 раз меньше по сравнению с выбросами от бензиновых двигателей.
- Увелечение автотранспорта влияет не только на загрязнение атмосферы, но и влечёт за собой последствия маятниковой миграции, Происходит объединение множества пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра-ядра агломерации, являющегося экономической базой целого региона. Зафиксирована тенденция увеличения количества автотранспорта у физических лиц во всех пяти муниципальных районах, входящих в состав Казанской агломерации. Так, в г. Казань данный показатель вырос в 2 раз (при сравнении 2005 и 2015 гг.), в муниципальных районах - в 2,5 раза.
- Каких-либо направленных тенденций изменения объемов выбросов от промышленных предприятий за исследуемый период не отмечается. В Казани выбросы изменяются от 25,9 тыс.т в 2005году до 31,9 тыс.т в 2015 году. Зеленодольский район лидирует по величине объемов выбросов от промышленных предприятий по сравнению с другими муниципальными районами. Так, объемы выбросов в Зеленодольском районе превышают аналогичные показатели других районов в 3,4 раза.



1. Алексеев А.И. Бабурин В.Л. Гладкевич Г.И. Экономическая и социальная география России Дрофа. 2002. - 672 с.
2. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных сис- темах. М.: Наука, 1987. - 111 с.
3. Валентей Д.И, Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.1985. - 608 с.
4. Волчков И.В, Минаев Н.Н. Управление формированием и социально¬экономическим развитием городских агломераций - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. - 115 с.
5. Гольц Г. А. Транспорт и расселение. - М.: Наука, 1981. - 248 с.
6. Татарстан,2006 - 420 с.
7. Лаппо Г.М. География городов с основами градостроительства. И.: Изд- во МГУ. 1969. 184 с.
8. Лаппо Г.М. Развитие городских агломераций в СССР. М. Наука. 1978. - 151 с.
9. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. М.: Мысль. 1987. - 237 с.
10. Лаппо Г.М. Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988. - 125 с.
11. Лаппо Г.М. География городов: М. Гуманитарный изд. Центр Владос, 1997 . - 480 с.
12. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). Учебное пособие для геогр. Спец. Вузов. Высшая школа. М. 1991 . - 391 с.
13. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование):
М.: Гардарики, 2006. - 398 с.
14. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 . - 232 с.
15. Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. М., 1988.4.1, 2. - 188 с.
16. Селф П. Города выходят из своих границ / Перевод с англ. М.: 1962.
17.Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие. Москва: Изд-во ПАСЬВА, 2001. - 192 с.
18. Закон РТ от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" принят ГС РТ 10.06.2015
19. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ
20. Ижгузина Н.Р., Подходы к делимитации городских агломераций // Политематический журнал научных публикаций "ДИСКУССИЯ".-
2014. - Выпуск: №9.-Рубрика: Экономические науки,- С.1-7.
21. Миргазов Р.И. Анализ влияния загрязнения атмосферы на здоровье человека // Научное сообщество студентов XXI столетия.
Естественные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 12. С.25
22. Пивоваров Ю.Л. Географические основы учения об урбанизации: основные положения, поиски, проблемы // Известия РАН. Серия геогр., 1994. №26. С. 62-73.
23. Федорова В.А., Сафина Г.Р. Совершенствование транспортной структуры города как фактор улучшения состояния атмосферного воздуха (на примере г. Казань)
24.Экология города Казани. - Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ,
2005. - 576 с.
25. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан за 2005 г. Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики
26. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2006 г.М.2007. - Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2007 -413 с.
27. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2007 г.- Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2008 -476 с.
28. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2008 г.- Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2007 -490 с.
29. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2009 г.- Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2007 -484 с.
30. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2010 г.- Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2011 -429 с.
31. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2011 г.- Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2012 -490 с.
32. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2012 г.- Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2013 -275 с.
33. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2013 г. - Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2014 -396 с.
34. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2014 г. - Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2015 -531 с.
35. Государственный доклад. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2015 г.- Казань: Министерство экологии природных ресурсов Республики Татарстан,2016 -505 с.
36. «Модернизация автомобильного транспорта - стратегия 2020»// [Электронный ресурс] - Режим доступности: http://aam.lenexpo.rU/sites/default/files/1/31/50231/gavrilov_al_ternativn ye_vidy_topliva-doklad.pdf//, свободно. - Дата обращения 10.05.2017;
37. Официальный портал города Казани // Градостроительный план 2030 Казань// [Электронный ресурс] - Режим доступа http://old.kzn.ru/static_page/genplan//, свободно. - Дата обращения 02.05.2017;
38. Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года // Пространственно-территориальное развитие Республики Татарстан // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatarstan2030.ru/,свободно. - Дата обращения: 1.05.2017;
39. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан // Официальная статистика населения// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободно. - Дата обращения: 13.05.2017;
40. Экологические стандарты Евросоюза для автомобилей // [Электронный ресурс] - Режим доступа http://ria.ru/eco/20090901/183291397//, свободно. - Дата обращения 05.05.2017;
41. Электронный фонд правовой и нормативной документации // О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ ,свободно. - Дата обращения: 20.05.2017;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ