Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ 10
1.1 Понятие, цели и задачи управления профессиональным
развитием персонала 10
1.2 Методические подходы к организации профессионального
развития и их оценка 13
1.3 Организация профессиональной подготовки кадров 26
1.3.1 Подготовка и переподготовка персонала 32
1.3.2 Обучение вторым специальностям и повышение квалификации 36
1.4 Особенности управления предприятиями ресторанного типа 38
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕСТОРАНА «МАСТЕР-ПИЦЦА» 49
2.1 Краткая характеристика организации 49
2.2 Анализ финансово-экономических результатов деятельности
ресторана «Мастер-Пицца» 51
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСТОРАНА 57
3.1 Анализ организации управления персоналом в ресторане «Мастер-Пицца» 57
3.2 Анализ организации основных видов деятельности 65
3.3 Анализ организации профессионального развития персонала ресторана..69
4.1 Разработка системы организации профессионального развития
персонала в ресторане «Мастер-Пицца» 77
4.2 Мероприятия по внедрению проекта 79
4.2.1 Мероприятия по мотивации персонала 83
4.2.2 Мероприятия по выездному обслуживанию 83
4.3 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 84
4.3.1 Расчет эффективности мероприятия по расширению ассортимента...84
4.3.2 Расчет эффективности от реализации рекламных мероприятий 86
4.3.3 Расчет экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию ценовой политики 87
4.3.4 Расчет экономической эффективности мероприятий
по совершенствованию профессионального развития персонала в ресторане «Мастер-Пицца» 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
В современных рыночных условиях наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность компании и повышение её конкурентоспособности, является профессиональная подготовка персонала в соответствии с текущими и перспективными требованиями ее внешней и внутренней среды. Способность и готовность сотрудников компании учиться быстрее конкурентов является надежным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование компании на рынке труда, товаров и услуг.
Необходимость профессионального обучения персонала в современных компаниях связана, прежде всего, с особенностями современного производства - его развития, внедрением техники и автоматизированных средств управления, новейших технологий и систем коммуникации, постоянным пересмотром стандартов и показателей качества, активизацией сотрудничества с партнерами и др. Важным фактором деятельности компаний является необходимость обеспечения быстрой профессиональной адаптации новых сотрудников, связанная с ростом численности персонала компаний, обусловленным постоянным расширением сфер деятельности компаний, созданием развернутой филиальной сети.
Разработка технологий профессионального обучения персонала организаций становится практически востребованным направлением управленческой деятельности и предназначена для поддержания высокой профессиональной компетентности работников.
Роль управляющего в ресторанном бизнесе велика, и ее трудно переоценить. Он одновременно является руководителем, специалистом по связям с общественностью и предпринимателем, решающим финансовые вопросы.
Поэтому, исходя из важности ресторанного бизнеса и роли управляющего, в данной работе необходимо раскрыть все практические аспекты работы менеджера ресторана: управление персоналом, работа с гостями и отчетностью ресторана, оперативная деятельность в ресторане, борьба с хищениями и совершенствование системы управления в ресторане. При этом каждый параграф работы обращается к методологической основе, содержащейся в научных трудах российских и зарубежных ученых в сфере менеджмента и маркетинга, в сочетании с практическими материалами и данными.
Развитие персонала - это нормальная составляющая процесса оказания услуг, а не довесок к нему. Оно способствует обеспечению постоянного соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям развивающегося рынка.
Актуальность выбранной темы данной работного проекта связана, прежде всего, с тем, что управление профессиональным развитием сотрудников позволяет не только повысить их квалификацию и профессиональные знания, но и развить способности в области планирования и организации производства, и формировании управленческого персонала из числа сотрудников.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование механизма профессионального развития персонала на предприятии.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать современное состояние системы подготовки персонала.
2) Определить роль и значение подготовки персонала в повышении эффективности деятельности предприятия.
3) Дать организационно-экономическую характеристику предприятия.
4) Проанализировать текущее состояние системы подготовки и обучения в ресторане «Мастер-Пицца».
5) Рассмотреть развитие кадровой политики «Мастер-Пицца».
Предмет исследования - анализ системы управления персоналом, процесс обучения, подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала ресторана «Мастер-Пицца».
Степень разработанности данного вопроса является высокой. Исследованию роли и функций управляющего в ресторане посвящали свои работы, такие отечественные ученые, как Н.И. Анурова, А.С. Ванукевич, В.В. Жданов, Н.И. Кабушкин, А.Л. Лесник, Б.В. Лукашевич, В.П. Осипов, Г.А. Папирян, А.Д. Чудновский, Н.Н. Шаповалов. Среди зарубежных авторов наибольший вклад сделали Ф. Котлер, М. Палли, Л. Карл Ульям, Дж.Р. Уокер, Кр. Эгертон-Томас и другие.
В процессе работы используются материалы из отечественных библиографических источников.
Методология исследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукции и аналогии.
Сопоставительный анализ дает возможность расчленить исследуемые материалы на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений и методических рекомендаций по совершенствованию профессионального развития персонала.
Работа включает такие разделы, как введение, основная часть, состоящая из трёх глав, заключение и библиографию. Теоретической базой исследования послужила обширная финансово-экономическая литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература, а также база данных глобальной сети Internet. Нормативная и методологическая база исследования - современное российское законодательство и нормативно-правовые акты, затрагивающие отношения в жилищно-коммунальной сфере экономики Российской Федерации.
Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Работая в организации, сотрудник постоянно должен совершенствовать свое образование, осваивая теоретическую часть профессии и приобретая практические навыки. Посредством обучения развивается трудовой потенциал персонала.
В заключение работы, в соответствии с целью исследования которой являлось совершенствование системы развития персонала, следует сделать такие выводы:
Обучение персонала является одним из важнейших источников повышения эффективности работы организации, её устойчивости и конкурентоспособности в рыночных условиях, позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности, является эффективным инструментом повышения мотивации персонала. Постоянные изменения на рынке требуют постоянного повышения
Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров в некоторых случаях играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Обучение и повышение квалификации повышает приверженность персонала своей организации, способствует снижению текучести кадров, повышает способность персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения.
Только комплексный подход к обучению позволяет значительно повысить эффективность проведенного обучения, а также производительность в организации для этого были рассмотрены основные методики обучения - методы обучения на рабочем месте, методы активного обучения, традиционные методы, методы повышение эффективности обучения, а также методики оценки эффективности проведенного обучения. Проведения разовых тренингов недостаточно, для достижения устойчивых изменений в профессиональной деятельности или поведения работников. Долгосрочный эффект может дать только систематическое и системное проведение обучения.
Тренинг может дать положительный эффект только в случае правильно поставленной цели обучения, необходимо обучать именно тех сотрудников, которые нуждаются в обучении и тем навыкам которые необходимы ему для повышения эффективности работы.
Хорошо организованное обучение позволяет провести диагностику сильных и слабых сторон организации, увидеть ее скрытые резервы и нереализованный потенциал сотрудников. Правильно проведенное обучение повышает мотивацию работников, эффективность индивидуальной и групповой работы, позволяет новым работникам ускорить адаптацию в организации, узнать специфику работы, вновь принятым работникам дает возможность быстрее приобрести навыки и знания, необходимые для продвижения.
На основании проведенного анализа выявлено отсутствие планирования обучения в ресторане «Мастер-Пицца» решение по обучению и повышению квалификации носят ситуативный характер. Хаотичность проведения обучения отрицательно сказывается на его эффективности. В процессе анализа сформирована общая схема системы обучения и ее компоненты. В организации предлагается ввести систематическое проведение тренингов. Внедрение внутренней системы обучения - наставничества, обеспечит передачу навыков и знаний новым сотрудникам непосредственно на рабочем месте.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197- ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 3.
2. Абросимов Д.В. Управление персоналом: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 2011. - С. 24-27.
3. Барышева А.В. Как сделать персонал ориентированным на клиента.// Управление персоналом. - 2014. - №8. - С. 46-48.
4. Белкин Е.В. Человеческий фактор общественного производства. - М.: Мысль, 2012.- 174 с.
5. Бирюзкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие. М., 2010. С. 264.
6. Буслинский В.А. Диалектика превращения труда в первую жизненную потребность. - М.: Научная мысль, 2010. - 320 с.
7. Вакунин С.И. Мотивация рублем: за и против.// Социс. - 2015. - №8. - С. 46-49.
8. Васильев И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М., Изд-во МГУ, 2009. - 144 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ВУЗов./ Под ред. О.С. Виханского. - М.: Новая эра, 2006. - 492 с.
10. Войстков М.У. Активизация трудовой деятельности в новых условиях хозяйствования.// Социс. - 2015. - №9. - С. 13-18.
11. Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых ресурсов./ Под ред. Ф.М. Волкова. - М.: Наука и управление, 2006. - 279 с.
12. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. М., 2010, С. 341.
13. Егоршин А. П. Управление персоналом. М., 2010. С. 524.
14. Иванцевич Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. М.,
2012, С. 389.
15. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М., 2006. С. 637.
16. Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. М., 2012. С. 254.
17. Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала. 2015. -№12 С. 39-42.
18. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. Новосибирск.,
2013. С. 312.
19. Организация работы по обучению персонала//Управление персоналом. - 2014. - №1. - С. 56-63
20. Основы научной организации труда на предприятии: Учебное пособие для высшей школы. Под ред. Н.А. Полякова. - М.: Профиздат, 2014 г., 275 стр.
21. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации/Магура М,И.// Управление персоналом. 2014. №7. С.40-49.
22. Плешин Ю.И. Управление персоналом. СПб., 2015, С. 451.
23. Погодина Г.В. К благонадежности через обучение//Справочник по управлению персоналом. - 2015. - №10. - С. 84-90
24. Погодина Г.В., Дмитриев Г.В. Обучение персонала при внедрении новых технологий//Справочник по управлению персоналом. - 2015. - №7. - С. 50-58
25. Проблемы организации. Нормирование и производительность труда. Материалы круглого стола. — М.: НИИ труда, 2010. - 118 с.
26. Розанова В. А. Психология управления. М., 2007. С. 400.
27. Савина Е.П. Искусство планировать развитие персонала//Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №1
28. Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве. - М.:Педагогика 2012г. 112стр.
29. Тараненко В.А. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: Тесты для отбора персонала. - К., 2015. С. 236.
30. Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным//Справочник по управлению персоналом. - 2015. - №4. - С. 62¬72
31. Травин В.В., Дятлов В.А. «Основы кадрового менеджмента». М., 2013. С. 456.
32. Управление персоналом./ Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., М., 2011, С. 237-242.
33. Формы и методы обучения рабочих на предприятии: Методическое пособие для преподавателей теоретического обучения под ред. М.М. Сибирякова. - Свердловск, 2012 г., 115 стр.
34. Ховард К.,Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства./Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2014 г. 224стр.